По всем признакам - «парадный» указ»
Второй месяц май. Начало нового президентского срока. И вместе с тем время обновления целей и задач на ближайшие годы: выходят указы президента. Впервые это произошло в 2012 году, когда была издана целая серия «майских» указов. В этом году указ один.
Для всех он очень важен. Для сферы образования в том числе. Конечно, есть большое число документов, которые определяют ее цели и задачи: государственная программа, стратегии и концепции развития отдельных секторов и направлений. Даже слишком большое. Всё точно не сделать, даже формальные отчеты всё сложнее написать – тяжело и учителям, и чиновникам. Поэтому нужна приоритизация. Выделение самого главного. Сущностного. Стратегического. Этого и ждут от указа.
Образование заняло в указе достойное место. Отдельный национальный проект в числе восьми. Отдельный пункт («пятый» из шестнадцати). Целая страница текста. Две цели и десять задач. Действительно актуальных, охватывающих разные уровни образования и целевые группы. Здесь и таланты, и их наставники, и педагогические работники, волонтеры и дети в возрасте до трех лет, работающие российские граждане и граждане иностранные, обучающиеся в образовательных и научных организациях. По всем признакам - «парадный» указ»… «Записав свое имя и званье,/Разъезжаются гости домой,/Так глубоко довольны собой»…Но, пробежавшись глазами, прочитав затем второй раз обстоятельно и третий для проверки, не обнаруживаю группу неуспешных детей, детей из малообеспеченных семей, сельской местности и труднодоступных территорий, тех, кто сталкивается с реальными барьерами в получении качественного образования. «Некрасивы на взгляд», «из дальних губерний»…
Как же так? Может, нет в России проблемы неуспешных школьников и неравного доступа к качественному образованию? Цифры говорят о другом. Больше четверти российских детей, по данным PISA-2015, не достигают базового уровня функциональной грамотности и концентрируются они преимущественно в 20% российских школ. В этих школах дети не включены в программы профильного обучения, не посещают дворцы творчества и школы искусств, не участвуют и, конечно, не побеждают в олимпиадах, не имеют шансов попасть в «Сириус», «Артек» и даже в качественные профильные смены своего региона. Большая часть из них не поступает в вузы…
Качество образования в сельских школах по-прежнему отстает от качества образования в городской местности. И в городах разница между школами по-прежнему заметна, даже, когда во многих из них заменяют названия «лицеев», «гимназий» на простой набор цифр.
Первая заявленная в указе цель национального проекта в сфере образования – «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Мы знаем о наших успехах в PIRLS и TIMMS, радуемся положительной динамике последних лет в PISA, но конкурентоспособность школьной системы образования – это не рейтинг университетов. Она наряду с «линейкой» среднего уровня достижений давно измеряется «линейкой» равенства, различий в достижениях между детьми и школами. И «ведущими странами мира по качеству общего образования» являются страны, где высокие результаты достигают школьники как из столичных, так и из периферийных школ, дети бизнесменов и фермеров…
Для всех он очень важен. Для сферы образования в том числе. Конечно, есть большое число документов, которые определяют ее цели и задачи: государственная программа, стратегии и концепции развития отдельных секторов и направлений. Даже слишком большое. Всё точно не сделать, даже формальные отчеты всё сложнее написать – тяжело и учителям, и чиновникам. Поэтому нужна приоритизация. Выделение самого главного. Сущностного. Стратегического. Этого и ждут от указа.
Образование заняло в указе достойное место. Отдельный национальный проект в числе восьми. Отдельный пункт («пятый» из шестнадцати). Целая страница текста. Две цели и десять задач. Действительно актуальных, охватывающих разные уровни образования и целевые группы. Здесь и таланты, и их наставники, и педагогические работники, волонтеры и дети в возрасте до трех лет, работающие российские граждане и граждане иностранные, обучающиеся в образовательных и научных организациях. По всем признакам - «парадный» указ»… «Записав свое имя и званье,/Разъезжаются гости домой,/Так глубоко довольны собой»…Но, пробежавшись глазами, прочитав затем второй раз обстоятельно и третий для проверки, не обнаруживаю группу неуспешных детей, детей из малообеспеченных семей, сельской местности и труднодоступных территорий, тех, кто сталкивается с реальными барьерами в получении качественного образования. «Некрасивы на взгляд», «из дальних губерний»…
Как же так? Может, нет в России проблемы неуспешных школьников и неравного доступа к качественному образованию? Цифры говорят о другом. Больше четверти российских детей, по данным PISA-2015, не достигают базового уровня функциональной грамотности и концентрируются они преимущественно в 20% российских школ. В этих школах дети не включены в программы профильного обучения, не посещают дворцы творчества и школы искусств, не участвуют и, конечно, не побеждают в олимпиадах, не имеют шансов попасть в «Сириус», «Артек» и даже в качественные профильные смены своего региона. Большая часть из них не поступает в вузы…
Качество образования в сельских школах по-прежнему отстает от качества образования в городской местности. И в городах разница между школами по-прежнему заметна, даже, когда во многих из них заменяют названия «лицеев», «гимназий» на простой набор цифр.
Первая заявленная в указе цель национального проекта в сфере образования – «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Мы знаем о наших успехах в PIRLS и TIMMS, радуемся положительной динамике последних лет в PISA, но конкурентоспособность школьной системы образования – это не рейтинг университетов. Она наряду с «линейкой» среднего уровня достижений давно измеряется «линейкой» равенства, различий в достижениях между детьми и школами. И «ведущими странами мира по качеству общего образования» являются страны, где высокие результаты достигают школьники как из столичных, так и из периферийных школ, дети бизнесменов и фермеров…
Полезные ссылки
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#1, 14.06.2018
Однако, по словам Алексея Кудрина, по некоторым направлениям удалось достичь более ярких результатов, особенно в социальной сфере: "Конечно, я отмечу несколько примеров. Например, по оплате труда соответствующие указы были самыми яркими. Выполнение показателей по школьному преподаванию в 2017 году составило 101%, то есть выполнено, а в январе-марте этого года - 82%". http://www.ug.ru/news/25329
Шарандина Валентина Владимировна(эксперт сообщества)
#3, 14.06.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Беласик Людмила Николаевна
"То ли я - дурак, то ли - солнце красное!" Редко такое пишу, но ничегошеньки не поняла, Людмила Николаевна!!!
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#4, 15.06.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Шарандина Валентина Владимировна
Валентина Владимировна, добрый день! Хотела пояснить свои мысли по поводу дискуссии.<div>Кудрин А. высказался по поводу того, что достигнуты "ЯРКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ", особенно по оплате труда. Можно сказать, что "воз и ныне там".
А Сергей Косарецкий - директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, размышляя о парадном… указе, подметил , что в России проблемы не успешных школьников и неравного доступа к качественному образованию получается НЕТ. В этом указе он не обнаружил работу с не успешными детьми, детьми из малообеспеченных семей, сельской местности и труднодоступных территорий, тех, кто сталкивается с реальными барьерами в получении качественного образования и т.д. по тексту. Может я неверно поняла, то что изложено в материалах. http://www.ug.ru/insight/642</div>
А Сергей Косарецкий - директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, размышляя о парадном… указе, подметил , что в России проблемы не успешных школьников и неравного доступа к качественному образованию получается НЕТ. В этом указе он не обнаружил работу с не успешными детьми, детьми из малообеспеченных семей, сельской местности и труднодоступных территорий, тех, кто сталкивается с реальными барьерами в получении качественного образования и т.д. по тексту. Может я неверно поняла, то что изложено в материалах. http://www.ug.ru/insight/642</div>
Отредактировано 15-06-2018 10:09
Ружицкая Вероника Александровна
#7, 15.06.2018
Не переживайте, Людмила Николаевна! Они там, наверху, несут полную околесицу, а мы пытаемся это все расшифровать. Оно нам надо - этот бред интерпретировать? Будем читать и понимать тогда, когда они ясно начнут выражаться. А пока - Бог им всем судья! Не надо с народом "играть".
Шарандина Валентина Владимировна(эксперт сообщества)
#8, 15.06.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Ружицкая Вероника Александровна
Подписываюсь под каждым словом!
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#9, 16.06.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Ружицкая Вероника Александровна
::smile2::::smile2::::smile2::::smile7::::smile7::::smile7:: Спасибо, Вероника Александровна!
Похожие дискуссии:
- "Вторая жизнь новогодней елки"
- "Нам не стыдно показывать эти цифры"
- «Что? Где? Когда? Online» Приглашаем на Чемпионат «Финансовая грамотность»
- 2 МРОТ за 18 часов!
- А вы сожалеете о распаде СССР?
- Благодарности от педагогических сайтов - в подарок
- Министр просвещения Ольга Васильева рассказала, сколько школьники должны тратить времени на домашнюю
- Новая должность в школе
- Ольга Васильева: в сельских школах могут появиться онлайн-уроки
- Подарок! Брать?.. или не брать...