Творческий отчёт «Соберёшь батарейки — спасёшь себя и планету!»

2
1
Материал опубликован 4 December 2016

Министерство образования и науки Российской Федерации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза

Гончарова Петра Алексеевича»

403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,

р.п. Ерзовка, улица Школьная, 2

т. 8-84468-4-79-55, E-mail: erzovka_sosh@mail.ru

ОКПО 22402704, ОГРН 1023405363376, ИНН/КПП 3403301246/340301001

 

« Соберешь батарейки – спасешь себя и планету!»

Работу выполнила:

Климчук Ирина ученица 9 «в» класса,

Руководитель: Красильникова Елена Павловна

учитель географии

Волгоград, 2016 год

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3

1.1.Обзор источников литературы………………………………………………4

2.Основная часть………………………………………………………………….5

2.1.План работы и методы исследования………………………………. 3

2.2. Что такое батарейка?............................................................................ 5

2.3. Какой вред приносят батарейки окружающей природе?................ 9

2.4. Утилизация батареек………………………………………………… 11

2.5. Опрос респондентов…………………………………………………. 12

4. Заключение…………………………………………………................... 13

5. Список источников и литературы………………………......................... 14

6. Приложения …………………………………………………................... 15-16

 

ВВЕДЕНИЕ

Противоречия во взаимоотношениях общества и природы в начале ХХI века стали угрожающими. Человек как биологический вид влияет на природу не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем воздействием, которое он оказывает на природу своей хозяйственной деятельностью. По мнению В. И. Вернадского человеческая деятельность превратилась в мощную преобразующую силу, сопоставимую с геологическими процессами. Поскольку нам довелось жить в 21 веке, с батарейками мы сталкиваемся ежедневно - в пульте дистанционного управления телевизором, в брелке противоугонного устройства, в электронных часах, в детских игрушках и карманных фонариках. А задумывались ли вы над вопросом: «Куда девать использованные батарейки?» Думаем, что мало кто задумывался над этой проблемой, потому что никому в голову не придёт, что маленькая блестящая батарейка - это источник колоссальной опасности, как для человека, так и окружающей среды в целом. В связи с актуальностью и особой экологической значимостью проблемы утилизации батареек, мы решили в своей работе исследовать, чем опасны эти красочные и на вид безопасные батарейки. В наши дни широкое распространение получили пальчиковые батарейки. В нашем доме их можно встретить повсюду: в игрушках, в часах, в звонке, в пульте, в фотоаппарате. Я с детства любила делать из них разные игрушки. Но однажды папа увидел их и рассказал мне о том, что использованные батарейки очень вредные. Мне стало интересно узнать о том, какую угрозу таят в себе использованные батарейки и куда правильно выбрасывать старые батарейки. Так появилась тема моего исследования « Соберешь батарейки – спасешь себя и планету!».

Объект исследования – батарейки.

Предмет исследования – пальчиковые батарейки.

Цель моей работы – узнать о влиянии батареек на организм человека.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1.Узнать, что такое батарейка.

2. Исследовать пользу или вред приносит батарейка для человека.

3

3. Выяснить у респондентов, что они знают о батарейках.

4. Создать буклет о правильном использовании батареек.

При проведении исследования мною были выдвинуты гипотезы:

Я думаю, что можно придать батарейке вторую жизнь.

Батарейки после использования надо сразу выбрасывать.

И новые и старые батарейки вредны для организма.

 

1.1 Обзор источников и литературы

О батарейках мы нашли много различной информации и в книгах и в Интернете. 

Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова я узнал значение слова батарейка - 1. см. батарея. 2. маленькая аккумуляторная батарея.

Батарея – соединение нескольких однородных приборов, устройств, образующих одно целое (уменьш. батарейка).

В Википедии я прочитала, что батарейка – это обиходное название источника электрического тока, предназначенного для питания различных устройств. 

 

4

Учебник «Физика. 8 класс», автор А.В. Перышкин., рассказывает о том, что такой источник тока называется гальванический элемент.

Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова я узнал значение слова гальванический – относящийся к получению электрического тока путем химических реакций.

Энциклопедия «Оксфорд. Первая энциклопедия» Эндрю Ленгли рассказывает о том, что такое электричество и как можно собрать простейшую электрическую цепь карманного фонарика.

Книги я искала в библиотеке, у знакомых, ещё я побеседовала с учителем физики Ларисой Стефановной. Проводила анкетирование среди одноклассников и среди учащихся 8 « в» класса и с жителями моего поселка.

Познакомившись с литературой, я убедились в том, что тема, выбранная нами для исследования, очень интересна и актуальна.

2.Основная часть

2.1. План работы и методы исследования

Задачи: 1.Узнать, что такое батарейка.

2. Исследовать пользу или вред приносит батарейка для человека.

3. Выяснить у респондентов, что они знают о батарейках.

4

Методы: наблюдения, исследования,

Сроки с января по март 2016 года.

Узнать, что такое батарейка.

 

Знакомство с научной литературой и информацией Интернет. Чтение и анализ книг.

Беседы с учителем физики Медведевой Ларисой Стефановной.

Опыт. Фотосъёмка.

Январь, 2016 г.

Февраль, 2016 г.

Март, 2016 г.

3. Исследовать, пользу или вред приносит батарейка для человека.

Поиск информации в Интернете, книгах, энциклопедиях. Беседа с учителем физики.

Февраль, 2016 г.

4. Выяснить у респондентов, что они знают о батарейках.

Анкетирование одноклассников и учащихся 8 «В» класса.

Анализ анкетирования.

Январь 2016 г.

5. Создать буклет о правильном использовании батареек.

Анализ материала.

Февраль 2016г.

2.2. Что такое батарейка?

5

Первую батарейку изобрёл итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1800 году  Он предложил назвать химический элемент, который создает электрический ток, в честь другого итальянского ученого Луиджи Гальвани  – гальванический элемент.

С учителем физики мы рассмотрели строение простейшей батарейки.  Она состоит из цинкового стакана. Цинковый стакан заполняется клейстером. Клейстер готовится из муки и нашатыря. В результате реакции между клейстером и нашатырем, цинковый стакан приобретает определенный заряд (-). Внутрь этого стакана (внутрь клейстера) помещают полотняный мешочек, в котором находится уголь и специальное химическое вещество - оксид марганца. Внутрь полотняного мешочка вставляется угольный стержень. В результате реакции этот угольный стержень так же приобретает электрический заряд (+). Таким образом, между цинковым стаканом и угольным стержнем и происходит разделение электрических зарядов. Цинковый стакан (-) и угольный стержень (+) называют электродами. На этих электродах скапливаются электрические заряды. И они будут создавать в цепи электрический ток.

Когда батарейки включаются в цепь, находящиеся внутри неё вещества вступают в химическую реакцию. В ходе, которой выделяется энергия, которая будет создавать электрический ток. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т. е. все элементы цепи должны быть.

Я рассмотрела и собрала простейшую электрическую цепь карманного фонаря. ( Фото 1) В нее входят источник тока (батарейка), лампочка накаливания, соединительные провода и выключатель (ключ).

Фото 1

6

После сбора цепи видно, что лампочка не горит, т. к. цепь все еще разомкнута с помощью ключа, и электрический ток не идет.

Теперь замыкаем ключ, и лампочка загорается, т. к. цепь становится замкнутой и все условия существования электрического тока выполнены. Изобразим схему собранной нами электрической цепи.

Батарейки бывают большие и маленькие, круглые и квадратные, а еще они бывают разные по мощности (фото 2)

Фото 2

Еще существуют аккумулятор. Внешне они очень похожи на батарейку, однако аккумулятор можно заряжать, а батарейку нет.

В батарейке, строение которой мы рассмотрели с Еленой Павловной и Ларисой Стефановной были использованы клейстер, уголь и оксид марганца. Вместо них могут быть использованы другие химические вещества. В электронном справочнике в Интернете, мы с мамой нашли информацию, что в зависимости от того, какое химическое вещество используется, батарейки подразделяются на группы. (Фото 3)

7

Солевые (угольно-цинковые, марганцево-цинковые) батарейки

Алкалайновые (щелочные) батарейки

Литиевые батарейки

Ртутные

Серебряные

Фото 3

Когда вещества, находящиеся внутри батарейки истончаются, батарейка разряжается и становится непригодной. Мы выбрасываем ее.

В магазинах нашего поселка Ерзовка в продаже есть солевые и Алкалайновые батарейки, аккумуляторы.

  1. Какой вред приносят батарейки окружающей природе?

Рассмотрев внимательно обычную пальчиковую батарейку, мы увидели на ней значок.

Обратившись к Интернету, мы узнали, что он обозначает: «Не выбрасывать! Сдать на утилизацию». И этот знак на батарейке стоит неспроста!

Когда вещества, находящиеся внутри батарейки истончаются, батарейка разряжается и становится непригодной. Мы выбрасываем ее.

Мы уже говорили о том, что для изготовления батарейки используют различные тяжелые металлы. После выбрасывания батарейки металлическое покрытие разрушается, и эти вещества попадают в почву и в подземные воды. Эти металлы могут попасть в реки, озера и в колодцы с питьевой водой.

Чем опасны тяжелые металлы, находящиеся в батарейках? Наша школьная медсестра, рассказала следующее: «На открытом воздухе под дождем и снегом оболочка ибыстро разлагается, а её начинка опасна для окружающей среды. Внутри батарейки батарейк находятся ядовитые вещества - тяжелые металлы, такие как ртуть, свинец).

Свинец. Накапливается в основном в почках. Вызывает также заболевания мозга, вызывает нервные расстройства.

Кадмий. Накапливается в печени, почках, костях и щитовидной железе. Если кадмий попадет в организм человека, то вызывает у него такое заболевание, как рак.

Ртуть. Один из самых опасных металлов. Ртуть может попасть в организм человека из питьевой воды и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов. Он влияет на мозг, нервную систему, почки и печень. Вызывает нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы. Независимо от путей поступления в организм ртуть накапливается в почках». Мы с мамой увидели у мусорного контейнера у дома такую картину. (Фото 5 в П -2). Мусор вывозят не каждый день, поэтому там скопилось большое количество мусора. Даже если люди выбрасывают мусор в пакете, то собаки в поисках остатков пищи, эти пакеты разрывают. Содержимое пакета вываливается на зацементированный пол и разносится по периметру вокруг мусорного контейнера. Мы увидели, что на земле валялись батарейки. И эти тяжелые металлы попадают в почву и в воду. Беспечно выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где каждое лето с другим мусором возгорается и тлеет, с клубами дыма выпуская тучи ядовитых веществ. И мы дышим этим воздухом.

9

Ядовитые вещества из батареек, в любом случае проникают в почву, в подземные воды, попадают в море и в водохранилища, из которых люди потребляют воду, не думая, что вредные химические соединения (из батарейки, выброшенной неделю назад в мусор) с кипячением не исчезают, не убиваются – они ведь не микробы».
Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Утилизация батареек.

Я живу в небольшом поселке в 20 километрах от Волгограда. В нем проживают около 7 тысяч человек, куда утилизировать батарейки никто не знает. И никто этим не занимается!

Как правильно утилизировать батарейки после использования?

Использование вредных для человека и окружающей среды веществ, при производстве различных изделий, в том числе и батареек, требует правильной их утилизации после использования. На упаковке батареек имеется предупредительный значок, запрещающий их выбрасывать.

Из Интернета я узнала, что во многих зарубежных странах есть пункты по приему батареек. В Нью-Йорке, например, выбрасывать батарейки в мусор запрещено законом.

А что же у нас? До октября 2013 года утилизировать батарейки в России было негде. Но осенью в Челябинске на заводе «Мегаполисресурс» открыли новую линию по переработке батареек.

Сдать использованные батарейки в Волгограде можно с 01 февраля 2016 года в фирменных салонах связи Tele2.
Источник: Life34.ru - Живой Волгоград

Следующие адреса:

г. Волгоград ул. Новодвинская, 24 — г. Волгоград, ул. Еременко, 130 — г. Волгоград, Университетский, 107 — г. Волгоград, ул. Землячки, 110б — г. Волгоград, пр-т

Университетский, 62/1 — г. Волгоград, пр-т Маршала Жукова, 120б — г. Волгоград, пр. Героев Сталинграда, 3г — г. Волгоград, ул. Ким,7а — г. Волгоградский Рабоче-крестьянская, 9б — г. Волгоград, пр-т Ленина, 10а.
Источник: Life34.ru - Живой Волгоград

Мы в школе собираем пальчиковые батарейки третий год. Собирали следующие классы: начальная школа (1- е классы, 2 «Б», 3 «А»), старшая школа (8 «А», 8 «В»). В общем было собрано : 25 кг батареек. Эту акцию мы проводили совместно с ТСЖ нашего поселка. А они сдавали в город.

Хранить и собирать старые батарейки надо в закрытой пластиковой бутылке (Прил. 1 Фото .1).

Все собранные батарейки и аккумуляторы отправляются на переработку на единственное в стране предприятие, где есть соответствующая линия, — завод «Мегаполисресурс» в Челябинске. Media Markt получил статус авторизованной точки приема батареек №1. Это означает, что сеть имеет действующий договор с переработчиком, оплачивает транспортировку и переработку, а внутренние процессы магазинов позволяют гарантировать, что ни одна сданная батарейка не окажется на свалке или полигоне. Отныне в России появилась самая большая по территории охвата сеть по приему батареек и аккумуляторов для последующей утилизации.

2.5 Опрос респондентов

Мы с моей учительницей провели анкетирование в нашем классе. (Фото 3, 4 в Приложении)

Для этого мы разработали 4 вопроса (приложение №1) о судьбе отработанных батареек 

Провели опрос среди ребят, что делают в их семье с использованными батарейками. Мы выяснили, что:

Из 21 ученика - 12 чел. – выбрасывают батарейки в мусорный контейнер

9 чел. – оставляют дома. Такое же анкетирование мы провели в 8 «А» классе, так как они изучают физику. Мы выяснили, что: из 23 учащихся

15 чел. - выбрасывают батарейки в мусорный контейнер,

3 чел. – закапывают

5 чел. – оставляют дома.

Еще мы выяснили у респондентов, что они знают о вреде отработанных батареек. В нашем классе о негативном влиянии батареек знают 2 ученика, а в 8 «а» классе – 19 учеников. Не знают о влиянии батареек в нашем классе – 19 учеников.

Вывод: Мы выяснили, что ученики нашей школы не владеют информацией о вреде отработанных батареек и способах их утилизации.

Заключение

Во время работы я узнала много интересного, научилась работать со справочной литературой, взяла нужную информацию в Интернете, попробовала беседовать со специалистом, научилась проводить анкетирование.

Вместе с руководителем я решала все задачи, которые ставила в начале работы и достигла цели исследования: я много узнала о батарейках.

Батарейкам нельзя придать вторую жизнь – делать из них игрушки, гипотеза первая подтвердилась.

Вторая гипотеза не подтвердилась, так как для изготовления батареек используют различные тяжелые металлы, такие как ртуть, свинец, кадмий. Они наносят большой вред окружающей среде и организму человека. Поэтому батарейки после использования выбрасывать нельзя.

Электрические батарейки - очень полезная вещь. Они дают игрушкам и другим полезным вещам независимость и самостоятельность.

С батарейками можно ставить опыты, но нельзя их разбирать и хранить дома - третья гипотеза подтвердилась.

Мы создали буклет о правильном использовании батареек.

Данный материал нашего исследования можно использовать на уроках физики, биологии, географии, химии и при проведении классных часов.

Спасибо всем, кто помогал мне в проведении исследования.

Список источников и литературы

1. Н. А.Кувыкин, А. Г. Бубнов, В. И. Гриневич. «Опасные промышленные отходы» - Иваново: 2004.

2. А. С. Гринин, В. Н. Новиков. «Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка» М.: Фаир-Пресс, 2002.

Е. Р.Разумова. «Экология» М.:МИЭМП, 2010.

3. В. М. Константинов. «Охрана природы» М.:ACADEMA, 2000.

4. Интернет - http://life34.ru/2016/02/tele2-predlagaet-sdat-ispol-zovanny-e-batarejki/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учащихся и жителей пос. Ерзовка по выяснению знаний о правильной утилизации батареек.

1. Используете ли вы дома батарейки? (Обведите ответ)

а) да б) нет

2. Укажите приборы и устройства, в которых вы их наиболее часто применяете? ______________________________________________________

3. Знаете ли вы, какой вред окружающей среде наносит неправильная утилизации батареек? (Обведите ответ)

а) да б) нет

4. Знаете ли вы о правильной утилизации батареек? (Обведите ответ)

а) да б) нет

Приложение 2

(Фото 1)

(Фото 2)

(Фото 3)

(Фото 4)

(Фото 5)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Павловна, замечательная работа, жаль, что её не замечают педагоги сообщества. Видимо это потому, что в группу Творческие отчеты мало кто заходит.

22 September 2022