Творческий отчёт «Педагогическая концепция»

2
0
Материал опубликован 1 February 2017 в группе

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

КОНЦЕПЦИЯ

Ворониной Дианы Ташбулатовны,

учителя начальных классов

МОАУ «Средняя общеобразовательная

школа №15 г.Новотроицка»

2016год

К приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования относится сохранение и укрепление здоровья школьников.

Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Современная школа не может рассчитывать ни на помощь семей, с трудом сводивших «концы с концами», ни на систему государственного здравоохранения, находящуюся в «полуживом состоянии».

О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента.

Многочисленные исследования показали, что около 25-30% детей пришедших в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе количество здоровых детей уменьшается в 4 раза, увеличивается число детей с нарушением зрения, с нервно-психическими расстройствами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Категория «качество образования» в Концепции модернизации российского образования непосредственно связаны с категорией «здоровье».

Здоровье – это не отсутствие болезней, а гармоничное сочетание физического, психического, социального и духовно-нравственного благополучия.

Проблема здоровья участников образовательного процесса стала центральной в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 15». Администрация школы совместно с педагогическим коллективом разработала программу развития образовательного учреждения «Школа как центр формирования и укрепления интеллектуального, физического и психического здоровья учащихся».

«Мы выбираем здоровье», - так звучит глобальная цель, миссия нашей школы.

В программе развития школы разработаны здоровьесберегающие технологии, которые могут быть успешно использованы всеми учителями. Данная программа это «родник», из которого наши школьники способны черпать душевные силы для развития творческого потенциала.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями, в широком смысле слова, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же их связывать с решением узкой здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащимся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в школе.

Целью программы является сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей, формирование мотивации на здоровый образ жизни.

Задачи, решаемые в рамках программы:

содействовать сохранению здоровья каждого школьника;

продемонстрировать многогранную природу здоровья;

сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья;

обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

создать методологические и технологические основы для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на становление всего уклада школы (здоровьесберегающего пространства) с пользой для здоровья каждого участника образовательного процесса;

расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

«Здоровая школа – это неравнодушное сообщество людей, заботящееся о здоровье всех своих членов»

В своей педагогической практике провожу активно идей здоровьесбережения:

  • проявляю заботу о благополучия организма и психики каждого школьника;

    внедряю в учебный процесс элементы здоровьесберегающих технологий доктора медицинских наук Базарного В.Ф.;

    придаю равное значение содержанию обучения, а также процессу познания и практике («Школа – 2100» на основе использования здоровьесберегающих технологий);

    провожу на каждом уроке гимнастику для глаз, на третьем уроке – для осанки, на четвертом – для снятия умственного напряжения;

    применяю на каждом уроке схемы универсальных символов (СУС) для снятия психомоторного напряжения; коврики здоровья, на которые дети встают при устных ответах;

    использую в кабинете настольные конторки для смены динамических поз;

    обеспечиваю оптимальную двигательную активность учащихся (ежедневный динамический час на свежем воздухе после 2-го или 3-го урока за счет ГПД, утренняя зарядка, три часа физической культуры, подвижные игры на переменах и другое);

    защищаю психофизическое благополучие учащихся во время их пребывания в школе (демократический стиль преподавания; индивидуальный подход к учащимся, преимущественно воспитательных технологий без ущерба обучающих, технологии, дающие учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья);

    представляю ряд стимулирующих возможностей для учащихся с целью привлечения в процесс учения без принуждения и интересного досуга;

    реализую гигиенические требования в организации образовательного процесса при поддержке администрации школа и родителей (замена люминесцентного освещения на ламповое, современная школьная мебель, соответствующая росту учащихся и многое другое);

    обеспечиваю осознанное участие детей и родителей в работе по укреплению здоровья:

    учитываю, что школьная служба питания играет важную роль в укреплении здоровья всех субъектов образовательного процесса;

    обеспечиваю предоставление сотрудникам и родителям возможности для участия в мероприятиях по курсу ЗОЖ и укреплению здоровья на долгие годы:

    уделяю особое внимание эффективному взаимодействию школы, семьи и общества (планы ОУ по межведомственному взаимодействию);

    обеспечиваю выделение в курсах по основным предметам специального времени на курс ЗОЖ (ознакомление с окружающим миром, природоведение, чтение, математика, история, физическая культура, ИЗО);

    принимаю необходимость организации правильного питания (все дети класса ежедневно получают горячее питание, а в группе продленного дня дополнительный обед из трех блюд);

    обеспечиваю повышение уровня культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

    развиваю у себя личностные качества, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.)

    обеспечиваю серьезное восприятие признаков стресса у учащихся и принятие активных шагов по предоставлению помощи, снижения стресса и нивелирования негативных факторов;

    осуществляю мониторинг учебных, личностных достижений и состояния здоровья учащихся:

    1. еженедельные уроки здоровья;

      ежемесячные Дни здоровья;

      конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»;

      «Президентские состязания»;

      лекции, собрания, памятки для родителей, индивидуальная работа психолога в рамках программы «Жизненный путь»;

«Портфолио» учащихся;

Социальная характеристика класса по годам обучения.

Основным результатом этой работы является:

  • организация совместного досуга родителей и детей;

    все дети охвачены массовой спортивно-оздоровительной работой;

    коэффициент заболеваемости за 3 последние года выглядит следующим образом:

2013 год – 39,3%

2014год – 37,4%

20015 год – 35,4%

  • уровень работоспособности и показатель успеваемости учащихся повысился:

2013 год – 74%

2015 год – 77%

  • разработана эффективная система профилактических мероприятий;

«У кого есть здоровье, у того есть надежда, у кого есть надежда, у того есть все» - так гласит восточная мудрость. Более четверти века существует проблема демографической катастрофы в стране. Предотвратить ее можно только при условии сохранения и укрепления подрастающего поколения. Здоровье – клад, а, добывая клад, надо настойчиво трудиться.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.