12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Малько Надежда Николаевна655
Работаю в школе уже 34 года. За это время сложились доверительные, дружеские отношения с четырьмя выпусками. С каждым из них я работала в течение семи лет! Победитель ПНПО-2008г. Автор методического пособия "Использование ИКТ на уроках литературы".
Россия, Ставропольский край, с. Арзгир
3

Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19 в.



Тема урока: « Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ

«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19 в. »

 

Цели урока:

1. Обучающая: продолжать формировать умение анализа

эпического о произведения;

2. Развивающая: стимулировать у каждого учащегося

желание проявлять инициативу, работая в группе, учить

жить в окружающем мире свободно и самостоятельно, быть

людьми среди людей.

3. Воспитательная: формировать у учащихся понятие

чувства собственного достоинства.

 

Этапы урока:

Урок начинается с работы над презентацией «А. П. Чехов. Штрихи к портрету писателя». Учитель предлагает детям подумать над эпиграфом к уроку. Не зря эти слова Чехова о человеческом достоинстве взяты к сегодняшнему уроку. Мой рассказ о Мелихове продолжит 3–я «Творческая» группа, у которой было следующее индивидуальное задание: Создать презентацию на тему:

«Наши учителя в Мелихове во время экскурсии ».

2. Работа по анализу текста рассказа « Смерть чиновника » А. П. Чехова в группах.

Слова учителя: Приступаем к анализу рассказа « Смерть чиновника ».

Готовясь к уроку, я, естественно, читала критику. В ней, конечно же, говорят о красоте чеховского произведения, где словам тесно, а мыслям просторно, где каждое слово значимо и ёмко, как глубокий сосуд с узким горлышком: заглянешь в него, а дна не увидишь…. Но увидеть обязательно нужно: для этого необходимо освоиться – тогда глаза станут различать многое, чего не увидишь сразу, с яркого света…

Дома вы рассказ прочли и заранее 3 группы получили от меня индивидуальное задание. Анализ произведения предварим небольшой предысторией:

В основу рассказа « Смерть чиновника » легли конкретные факты.

М. П. Чехова вспоминала, что о подобном случае рассказывал бывший директор московских театров Бегичев. Возможно, Чехов опирался и на другой факт, о котором ему рассказал в письме А. В. Петров: один таганрогский чиновник пытался попросить извинения у своего начальника за незначительный проступок, но попытка оказалась неудачной, и чиновник покончил жизнь самоубийством. Оказывается, на первый взгляд, невероятная история имеет реальную основу! И она заставила Чехова задуматься о многом и даже создать на её основе рассказ.

Попробуем понять, к каким же мыслям хотел привести нас писатель.

К работе приступает 1-я группа. ( демонстрируется 30 слайд презентации)

 

Вся индивидуальная работа 1-й группы с вопросами, заданиями и примерными ответами учащихся:

1. В первую очередь, остановимся на названии. На что оно настраивает читателя?

Ответ: Конечно, на грустную ноту – что же радостного в смерти?.. А то, что обозначено, чья смерть, заставляет думать о значимости умершего – значит, это какой – то значительный, важный человек.

 

2. Соответствуют ли наши ожидания тому, что мы прочли?

Ответ: Совсем нет: грусти нет и в помине, чиновник вовсе не является важным человеком – напротив, экзекутор, оказывается, мелкий чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за порядком в канцелярии.

И служба его нужна, может быть, полезна, пусть она и не такая значительная.

Всё перевернуто, так сказать, с ног на голову.

 

3. Почему смерть его оказывается смешной и нелепой?

Как же произошла такая метаморфоза?

Каким образом Чехов превратил значительное в ничтожное, а грустное в смешное?

Ответ: Начнем с самого начала. Что создает комический эффект уже в первом предложении: « В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел на втором ряду кресел и глядел в бинокль на « Корневильские колокола »»? ( рук. группы держит в руках словарь, в тетрадь выписано значение слова « Экзекутор » )

Ответ: Сразу бросается в глаза употребление прилагательного: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…» Оно вызывает улыбку, так как вечер можно назвать прекрасным, но сопоставить с ним мелкого чиновника уже трудно.

 

4. Над чем же иронизирует Чехов?

Ответ: Над тем, что даже в театре Червяков не забывает, что он – чиновник – экзекутор. Смотрите, уже в первом предложении на первом месте не имя и фамилия героя, а должность.

Случайна ли фамилия героя? Обоснуйте.

Самые разные ответы членов группы:

а) Безусловно, нет. Чехов был мастером по изобретению неожиданных, точных и комических фамилий. Фамилия образована от слова червяк, что обычно помимо буквального своего смысла, обозначающего членистоногое, связывается еще с чем-то незначительным, мелким, пресмыкающимся где-то в прахе земном.

б) Должность у Червякова маленькая – мы уже говорили об этом. Кроме того, кажется, что он, как книжный червь, зарылся в бумагах и ничего, кроме них, не видит.

в) Да, должность у Червякова маленькая, но даже она имеет над ним большую власть, так как подменяет собой весь человеческий мир и становится содержанием его жизни, в которой все измеряется и диктуется чинами.

г) После своего злополучного «апчхи» Червяков оглядывается, как вежливый человек, и первое, что он видит, - не человек, не имя, а должность: «В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения».

 

6. Какую реакцию вызывает у него открытие, что он обрызгал начальника? Что говорит об этой реакции?

Ответ: Сначала он просто сконфузился, но затем пришел в смятение, испытал ужас:

« Я его обрызгал! – подумал. – Не мой начальник, чужой, но всё – таки неловко. Извиниться надо».

Что он тут же и сделал, но смятение не улеглось: « Его начало помучивать беспокойство». Червяков больше не чувствовал блаженства от оперы.

 

7. Почему в антракте он снова начинает извиняться перед генералом?

Ответ: Ему кажется, что тот не простил его: собственная незначительная оплошность, в которой он, по сути, был неволен, разрастается в его глазах в нечто устрашающее. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. – И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Невозможно себе представить, что человек, сидящий в театре, может возыметь намерение плюнуть на лысину соседа!.. Но фантазия Червякова рисует ему такие невообразимые мысли генерала.

Учитель подключается к работе в группе: Почему? Что питает эту странную фантазию? ( выслушав ответы детей, добавляет:

Она порождена страхом « маленького человека » перед большим начальником, пусть даже чужим. Поэтому его собственная оплошность вырастает в глазах Червякова до оскорбления: нет у него права на чихание рядом с вышестоящими. Он не сразу подошел к Бризжалову а, « походил возле него и, поборовши робость, пробормотал». Страх усилился, и « прекрасный экзекутор » с трудом справляется с ним, что помогают почувствовать данные глаголы и деепричастие. ( найти их и назвать в тексте )

Наша группа проследила, как еще проявляет себя страх у Червякова?

Ответ: В несвязной речи Червякова, насыщенной многоточиями: он будто запинается, теряется, с трудом подбирает слова.

Мы понаблюдали, как реагирует поначалу на его извинения генерал?

Ответ: Сначала он, как любой воспитанный человек, говорит: « Ничего, ничего…», потом, уже в антракте, Червяков начинает его раздражать. ( доказываем текстом )

Генерал « нетерпеливо шевельнул нижней губой », желая отвязаться от странного чиновника, как от надоедливой мухи.

Почему чиновник не успокоился на извинениях в театре?

Ответ: Его беспокоит, что Бризжалов в ответ на его извинения « ни одного слова путного не сказал ». Ему неловко, не хочется вспоминать о происшедшем. Беспокойство изводит Червякова. И он решает извиниться еще раз.

Каким образом Чехов показывает, что эти извинения становятся для Червякова делом особой значимости и важности?

Ответ: Чиновник даже « надел новый вицмундир, подстригся », как перед экзаменом.

К работе приступает 2-я группа. ( демонстрируется 31 слайд презентации)

 

Вся индивидуальная работа 2-й группы с вопросами, заданиями и примерными ответами учащихся:

Мы обратили внимание на то, как Червяков ведет себя в приемной генерала и почему Чехов, описывая ситуацию, избегает фамилий, а называет чины?

Ответ: Для Червякова фамилии исчезли, он чувствует себя маленьким экзекутором перед большим генералом. ( доказываем текстом )

«Вчера в « Аркадии », ежели припомните, ваше – ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул – с и… нечаянно обрызгал… Изв…»

Почему он не извиняется, а « докладывает »?

Ответ: Приемная генерала оказывает на него магическое действие: здесь он маленький чиновник, который может лишь « докладывать », отчитываться, а не говорить по – человечески

Какую реакцию это вызывает у Бризжалова?

Ответ: У Бризжалова « доклад » Червякова не вызывает ничего, кроме раздражения: он даже недослушал его.

А как воспринял его реакцию Червяков? Почему?

Какие детали это подсказывают?

Ответ: Червяков испугался еще больше и побледнел. «Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

Учитель помогает группе сделать вывод: Страх мешает ему увидеть истину: проступок экзекутора настолько незначителен, что не заслуживает воспоминаний о нем, а Червяков без конца извиняется, подробностями напоминая незначительный случай, о котором генерал хочет поскорее забыть. Поэтому Червяков тут же делает еще одну попытку которая заставляет Бризжалова состроить «плаксивое лицо ».

О чем говорит нам это « плаксивое лицо »?

Ответ: Да надоел этот назойливый: он его измучил извинениями. И опять экзекутор понимает это выражение лица на свой лад. Для примирения с начальником решает еще раз извиниться: « Я вчера приходил беспокоить ваше – ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинился за то, что, чихая, брызнул – с…а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…»

Какие слова в этом извинении особенно показательны, смешны?

Что в нем доведено до абсурда, до нелепости?

Ответ: Смешно, что сам смех в присутствии « персон » оказывается под запретом. Самоунижение доведено в этом извинении до абсурда.

Дополнения учителя: Удивительно, что еще не поставлена под сомнение возможность дышать!

Как отреагировал генерал на эти слова чиновника?

Ответ: « - Пошел вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

- Что – с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

- Пошел вон!! – повторил генерал, затопав ногами ».

 

8. Какие детали подсказывают нам степень его негодования?

Ответ: Он не крикнул, а « гаркнул », то есть закричал, не сдержав себя, затопал ногами, посинел и затрясся: выдержка изменила ему. И из вежливого начальника он превратился в грубого, злого: « Пошел вон!! »

А какие художественные детали рисуют состояние Червякова?

Ответ: Червяков извинений не просит, а бормочет, потом он переходит на шепот и млеет. Заметьте, если в предыдущий раз он просто побледнел, то теперь он млеет, то есть почти теряет сознание. И в конце концов « в животе у Червякова что–то оторвалось ».

Ситуация достигла кульминации. Развязкой станет смерть чиновника.

 

Рефлексия. ( слайд 32 из презентации )

Учитель вместе с учащимися подводит итог работы групп и говорит об эволюции образа «маленького человека» в литературе 19 века.

А.С.Пушкин Повесть «Станционный смотритель» из сборника «Повестей Белкина». Образ Самсона Вырина.

Н.В.Гоголь Повесть «Шинель». Образ Акакия Акакиевича.

А.С.Грибоедов Пьеса «Горе от ума». Образ Молчалина.

М.Е.Салтыков – Щедрин. Сказки.

А.П.Чехов Рассказ «Смерть чиновника».

О чем же заставляет нас задуматься этот рассказ?

О том, что человек всегда должен оставаться человеком, нигде не терять своего достоинства и ценить других прежде всего по человеческим качествам, а не по должностям. И убедил нас в этом писатель, посмеявшись над нелепой смертью чиновника Червякова, который забыл о своем человеческом достоинстве и уподобился червю.

Спектакли по произведениям А. П. Чехова ставятся во многих театрах мира, в том числе и в Москве, во МХАТе, и продолжают воспитывать наших зрителей. ( слайд 33 – 34 )

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1455962437.ppt (Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.