Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (Литература, 7 класс)
А.П.Чехов. Сюжет и герои рассказа «Хамелеон».
Цель: познакомить обучающихся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон», выявить черты главного героя произведения.
Методические приёмы: работа со статьёй учебника о жизни и творчестве А.П.Чехова, подготовленное чтение по ролям рассказа «Хамелеон», мини-исследование, приёмы РКМ (технологии развития критического мыщления).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания: вопрос однокласснику.
По статье учебника об А.П.Чехове обучающиеся составляли дома вопросы. На уроке они поочерёдно задают вопросы друг другу таким образом: первый желающий называет имя одноклассника и задаёт вопрос. Если названный отвечает на вопрос правильно, он называет имя следующего одноклассника и задаёт ему свой вопрос. В случае, если ученик, которому был адресован вопрос, не знает ответа, задававший вопрос спрашивает желающего ответить, и тогда право задать вопрос переходит к тому, кто дал правильный ответ. Вопросы не должны повторяться. Через пять минут подводятся итоги, самые активные получают оценки.
III. Стадия вызова.
Приём «До – После»: в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащиеся записывают ответ на вопрос: «Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? Какой он?»
IV. Стадия осмысления.
Чтение по ролям рассказа подготовленными учениками.
Приём «Фишбоун» (рыбий скелет» : в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.
В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос, зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 : «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его в зависимости от чина хозяина собаки.
V. Смысл названия рассказа «Хамелеон».
- Как вы считаете, почему так назван рассказ? (высказывания учащихся)
VI. Стадия рефлексии.
1. Приём «До – После» (заполняется колонка «После», ученики сравнивают свои ответы «До» и «После», делают вывод).
2. Приём «Хайку». Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку.
1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то
2. Где и что делал (место и действие)
3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)
Пример:
Я был зрителем,
Наблюдавшим за Очумеловым.
Противно!
Я был исследователем,
Выяснявшим, каков главный герой.
Интересно.
Я видел Очумелова,
Менявшего часто своё мнение.
Ужасно!
(Это хайку, которые написали мои ученики).
Домашнее задание: выявить художественные приёмы и средства, использованные А.П.Чеховым в рассказе «Хамелеон». Ответить на вопрос: «Что сближает этот рассказ с прочитанными в 6 классе («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»).