Классный час «Путешествие в страну Югорию» для средней школы
Классный час «Путешествие в страну Югорию»
5, 6, 7 класс
Цели:
- п ознакомить с историей и культурой родного края;
- углубить познания о современном развитии края ХМАО и родного города Урая;
- воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему, стремление быть соучастниками и созидателями будущего;
- воспитание коммуникативной культуры, интереса к истории родного края.
Задачи:
создать рабочие группы, мотивировать их на достижение результатов работы, поставить проблемы урока;
организовать самостоятельную работу в группах;
подвести итоги урока в совместной дискуссии; организовать рефлексию.
Форма: классный час – игра, работа в разноуровневых группах /экспедиции/.
Оборудование:
видеофрагмент «Ермак» – http://www.youtube.com/watch?v=8CrNndvBJKw ;
карта ХМАО-Югры ;
музыкальное оформление (фонограмма «Лесной олень», «Чудо»);
рисунки учащихся, посвященных городу, округу;
раздаточный материал (рыбы-загадки, гербы, названия, эмблема заказников, заповедников);
компьютер (для показа слайдов программе POWER POINT);
викторина;
оформление классной доски:
название станций;
85 лет ХМАО;
гербы России, ХМАО, Урай;
макет карты ХМАО.
дипломы, жетоны.
План урока:
Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя. Инструктаж по условиям игры;
Путешествие по станциям:
Подведение итогов /подсчет жетонов, вручение дипломов/.
- Предания веков; (викторина по истории округа);
- Загадочная (хантыйские загадки);
- Таёжные дебри (игра);
- Собери карту.
Ход игры:
Я верчу в руках свою планету,
И обида на щеках горит огнем:
Разве это глобус, если нету
Милого названия на нем.
Подожди, прохожий, не мешай-ка,
Что-то светит мне издалека.
Ну, конечно, чудо всей Вселенной,
Милое название ЮГРА.
Классный руководитель:
Пася олен! Здравствуйте дорогие друзья! Знаем ли мы уголок России, в котором живем? Край, в котором мы растем? Землю, по которой в детстве беззаботно бегали босиком?
А земля эта носит название ХМАО. На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам Ханты и Манси.
Наша встреча сегодня посвящается юбилею Ханты-Мансийского автономного округа (Сколько лет исполняется округу?). Да, за 85 лет существования округа очень многое изменилось. Давайте совершим маленькое заочное путешествие туда, где живут ханты и манси. А в путешествие мы отправимся в составе 3 экспедиций. Чтобы попасть в страну Югорию, вам надо пройти испытания на станциях, где надо будет показать свои знания о развитии края ХМАО.
Классный руководитель разъясняет, как правильно себя вести на каждой «станции», чтобы путешествие было не только интересным, но и полезным. За каждое правильно выполненное задание учащиеся получают жетоны (гербы, название городов ХМАО, эмблемы исторических и природных памятников, эмблемы заповедников и заказников) экспедиций (дети заранее разделены на группы).
Итак, мы отправляемся в путешествие!!! Как все начиналось?
Фрагмент из фильма «Ермак» (отрывок – покорение Сибири).
Станция «Предания веков»
Викторина:
К какому веку относятся первые упоминания о Югре? /конец XI века, первые упоминания новгородцами о народе «Угра», с которыми им пришлось вести длительную борьбу/;
Как называли новгородцы народ, проживающий в северной части Западной Сибири? / Угра/;
Когда Югорская земля была присоединена к Московскому государству? /1501 г./
При каком русском царе произошло это присоединение? /Иван IV Грозный/
Кому принадлежит слава покорения Сибири? / Ермак Тимофеевич/
В каком году образован Ханты-Мансийский автономный округ? / 10 декабря 1930 г./
Кто относится к малочисленным народам нашего округа? / ханты, манси, ненцы/
Как раньше называли хантов? /остяки/
Как раньше называли манси? /вогулы/
Как раньше называли ненцев? /самоеды/
Знаете ли вы, как назывался наш округ в прошлом? / остяко-Вогульский/
Кому и когда были доставлены первые образцы Югорской нефти? / Петру 1, 1703 г./
В каком году заявили о наличии запасов нефти в нашем крае? / 1934 г./
Назовите старинный способ передвижения в нашем крае. / собаки, олени/
Назовите основной промысел манси. / охота/
Как называется жилище хантов? / чум/
Какими промыслами занимались ханты? /рыболовство, охота, оленеводство/
Как называлась плата мехами югорских народов в старину? /ясак/
Молодцы! Историю своего края вы знаете, а значит мы можем отправится на следующую станцию.
Фрагмент из жизни хантов и манси (слайд – фото)
Станция «Загадочная»
За 85 лет существования округа изменилась к лучшему жизнь северных народов. Но не изменился их характер. Это очень честные, совестливые люди, у них в характере отсутствует такое отрицательное качество, как обман, жадность. Доверчивые, как дети, ханты и манси очень любят свой край. Хитро улыбаясь, хозяин обязательно загадает хоть одну загадку, быть может даже им сочиненную.
Давайте и мы их попробуем отгадать (у доски натянута сеть, на которой прикреплены «рыбы» с загадками). От команды выходят по одному рыбаку и «ловят рыбу» - загадку, после чего команда должна дать ответ.
1 |
Загадочный человек день и ночь ходит без устали, пощёлкивая, похрустывая… (Часы) |
|
2 |
Под водой сидит колдунья, у неё сто глаз (Сеть) |
|
3 |
Кто лес на голове носит? (Олень) |
|
4 |
Бел, а не заяц, летит, а не чайка, Что это такое, ну-ка, отвечай-ка (Снег) |
|
5 |
По дереву красная лисица бежит (огонь) |
|
6 |
Что зимой не мёрзнет и летом не мёрзнет? (Сердце) |
|
7 |
В дремучем лесу, в дремучем бору сидит мужик с денежным столом (медведь) |
|
8 |
Дом сотен тысяч людей шумный, только сами не разговорчивые (вода и рыбы) |
|
9 |
В дремучем лесу серебряная дубина валяется (медведь) |
Из мифов ханты и манси мы узнаем об их образе жизни, занятиях, религии и культуре. У народов манси и ханты существует большое множество мифов о возникновении Земли. Особое место в мифологии уделяется человекоподобным героям – «хозяин рыб», «хозяин тайги» и другие. Каким был образ жизни ханты и манси? Об этом мы узнаем из песни (классный руководитель показывает ритм и движения к песне).
«Говорят мы в чумах жили»
1. «Говорят мы в чумах жили,
Что мышиных нор темнее.
Рыбью кровь со смаком пили
И не знали яств вкуснее.
(припев инсценируется с помощью движений – оленеводы и вышивальщицы).
2. Ой, легенды, то вы врете!
Вы совсем уже не правы
О моем лесном народе
Столько нынче песен славы.
Мы приближаемся к следующей станции.
Фрагмент о животном и растительном мире ХМАО (презентация, песня «Лесной олень» в исполнении учащихся)
Тайга шумит, зелёная, как море.
Зверьё, что рыба в шубе меховой.
А в реках, что сияют, с небом споря
Безбрежной синевой и широтой,
Гуляют осетры, как шхуны,
И нельмы, как серебряные луны.
Станция «Таежные дебри
Игра «Собери ягоды»
Классный руководитель называет название ягод:
«черемуха» - необходимо подняться на носки, руки вверх, кисти рук вращаются;
«морошка» - наклон вперед;
«брусника» - присел, руки вперед.
Учащиеся должны правильно повторить имитацию движений по названию ягод, ведущий после нескольких повторений сознательно ошибается, называя другую ягоду.
Черный ящик
Он почитаем у народов ханты и манси. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из его головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг – разные кушанья, а сами пускались в пляс. Позднее появился праздник в его честь. ( Медведь)
Самым почитаемым животным действительно был медведь. Лесным человеком медведя называли не случайно. Он был не только объектом охоты и источник пищи. Это сверхчеловек, потому что когда-то он был сыном Торума, но последний за непослушание спустил его на землю. До сих пор ханты и манси поддерживают культ медведя. Каждый год проводятся «Медвежьи праздники».
Мы сейчас побываем на таком празднике.
«Медвежий праздник»
(Учащиеся, танцуя, имитируют движения животных, изображая сцены охоты на них. Остальные пытаются угадать, какие животные были изображены).
Мы прибываем к последней станции. Ребята, вы показали свои знания о Югорской земле, но осталось последнее испытание.
Станция «Собери карту»
На этой станции вам придется разойтись в «разные стороны». Каждая экспедиция получит свое название и задание.
Градостроители (найти, из полученных жетонов, название городов, находящихся на территории ХМАО);
Герольды (из полученных жетонов, найти гербы 15 городов ХМАО);
Краеведы (используя жетоны, определить местонахождение и названия историко-природных памятников, заповедников и заказников, расположенных на территории ХМАО).
На доске пустой шаблон карты ХМАО. Учащиеся, выполняя последнее задание, должны заполнить карту городами, гербами, культурными и природными памятниками, наклев их на шаблон карты.
Мы в морозильнике живем.
Мы так Югру свою зовем!
В ней никому не тесно,
В ней очень интересно!
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Для того чтобы задобрить богов, духов, мифических героев ханты и манси пели им хвалебные песни. Мы также постараемся прославить и задобрить мифического героя Куль-отыра, покровителя оленей и оленеводов. Ханты и манси верили в то, что он приносит удачу.
Игра «Куль-отыр»
Куль-куль-отыр (2 раза) – руки хлопают по коленям
Гули-гули (4 раза) – руки над головой 2 раза
Куль-отыр. - руки хлопают по коленям
Оленя (2 раза) - руки скрещиваются над головой
Гули-гули (4 раза)
Куль-отыр.
(Игроки произнося слова, соединяют их с движениями. Постепенно темп игры убыстряется).
Спасибо всем за участие! А сейчас я говорю вам – ОСЕМАСОЛУМ, что в переводе означает до свидания.
“Любить свой край – это первая обязанность человека…”. Так давайте же будем любить свою Родимую сторонушку, людей живущих рядом с нами, свои родовые корни, ведь только из прошлого произрастает будущее!
Вручение медалей и дипломов.
Наталья
Максакова Наталья Михайловна