Статья «0рганизация уроков музыки с использованием электронных образовательных ресурсов»

0
3
Материал опубликован 4 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

0рганизация уроков музыки с использованием  электронных  образовательных ресурсов.

Т.Ю.Вальковская

г.Гурьевск, Кемеровская обл.

 

В настоящее время, думаю, каждый учитель музыки стремится создать такой урок, на котором ученики, затаив дыхание, двигались бы по удивительно прекрасной дороге, ведущей к таинствам музыкального искусства [2, с.3-4]. В связи с этим, одной из главных задач педагогической деятельности учителя музыки, является разработка и усовершенствование процесса музыкального образования. Совсем в недавнем прошлом, учитель был единственным источником информации для ученика, и, следовательно, наиболее эффективными были репродуктивные технологии, а сегодня учащиеся имеют возможность и необходимость получать информацию самостоятельно из различных источников, и задача учителя сформировать у учащихся потребность и умение добывать эту информацию, самостоятельно анализировать, выделять основное, применять на практике.

Новое содержание образования, определяемое федеральным государственным стандартом, требует от  учителей музыки инновационной деятельности, новых программ, учебников.  Одним из средств реализации такой деятельности  может являться широкое использование различных сервисов сети Интернет, электронных ресурсов, презентаций и электронного тестирования.

  Использование презентаций помогает мне делать новый материал наглядным, придает эмоциональную окраску рассказу. Учащимся предлагаю самим создавать тематические презентации, которые раскрывают внутреннее восприятие того или иного музыкального произведения. Также, при прослушивании музыкальных произведений, используем рисовальные редакторы. Учащиеся создают рисунки, которые возникают в их воображении под влиянием произведений.

   Современные школьники – «дети картинок», то есть главным каналом их восприятия становится зрение, а на уроках музыки использование сети Интернет только улучшают качество  усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и способствовать  заинтересованности учащихся к предмету. Применяя сетевые сервисы на уроках музыки, я по-новому использую текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию и её источники, что существенно обогащает методические возможности урока, придают ему современный уровень.

Интернет даёт мне возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут осваивать и отрабатывать важнейшие компетентности, необходимые школьникам на современном этапе развития общества: например, умение искать, распознавать и использовать необходимую информацию, способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов при работе над мини-проектами. Так, в конце учебного года предлагаю учащимся основного уровня обучения проект по составлению тематической программы концерта: «Мой любимый композитор», «Шкатулка любимых музыкальных произведений», «Мои любимые песни» и т.д. Проект «Музыка народов разных стран» обеспечивает не только развитие информационно-коммуникативных навыков, но и воспитание эмоционально-ценностного отношения и устойчивого интереса к музыкальному искусству других народов мира.  Продукт проекта предлагаю красочно оформить в виде афиши, пригласительного на то  или иное мероприятие индивидуально или в творческих группах.

Использование современных средств обучения вызывает у учеников интерес к выполнению проектов самостоятельно, относиться к работе  творчески и выполнять ее ответственно и кропотливо. При работе над проектами,  учащиеся развиваются в направлении личностного и познавательного становления, в процессе создаются условия для  достижения успеха и творческого потенциала, художественного вкуса, способности оценивать окружающий мир по законам красоты природы и искусства. Проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется авторская позиция ученика[1, с.3-5].

Большинству учащихся нравится выполнять игры-тесты, игры-кроссворды в разных электронных форматах, которые нацелены на закрепление знаний об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.

Всем известно, что  учащиеся любого уровня обучения любят играть в компьютерные игры. Такое увлечение я использую на уроках музыки, что  позволяет повышать активность детей, развивать их личностные качества. Учащиеся готовы весь урок сидеть и работать в музыкальные компьютерные  игры: «Музыкальный класс», "Крестики-нолики” и "Музыкальные кубики”, где они самостоятельно определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Итоги игры двойственны - как игровой и так  учебно-познавательный результат. Учащиеся всех уровней обучения очень любят игру "Угадай-ка!", в ходе которой в форме тестирования я определяю уровень знаний музыкального материала по изученной теме. Игра представлена на отдельном слайде в тематических презентациях уроков и обеспечивает закрепление знаний о музыкальных произведениях и их авторах.

На своих уроках применяю метод "музыка в рисунке", который развивает эмоционально-образное восприятие у детей, позволяет мне развивать творческие способности учащихся. После прослушивания и анализа какого-либо музыкального произведения, предлагаю  ученикам, в качестве домашнего задания, нарисовать к этому произведению рисунок или написать сочинение "Мое музыкальное впечатление". Выполняя такие задания, ребенок творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает свой внутренний мир.

На уроках при изучении истории и хронологии возникновения музыкальных инструментов, использую программы "История музыкальных инструментов” и "Электронное пианино”, которые для учащихся очень интересны. Программы построены так, что в первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Использование этой программы повышает  результаты в обучении, так как учащиеся не только получают теоретические знания об  инструментах, но и виртуально «прикасаются» к ним. В дальнейшем учащиеся самостоятельно создают прикладные проекты, например, музыкальные инструменты, которыми затем сопровождают исполнение песен. Умение выразительно исполнять вокальные произведения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен и современных композиторов является одной из составных частей музыкальной культуры. Для сочинения мелодии, для аранжировки,  для инструментовки музыкального произведения использую программу  «Final», а также  для написания нотного текста, для его редактирования.

     Интересным и увлекательным средством обучения музыке является совместное использование электронного синтезатора и компьютера. Их сочетание  представляет собой интересный синтез. Учащимся интересно и послушать произведение в исполнении учителя, и самому  поупражняться в исполнении произведений разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

        Одним из элементарных толчков к творчеству в вокальной деятельности является заинтересованность детей при сочинении подголосков или вариантов напева с помощью программ «Windows Media Player». Этот вид работы формирует способность учащегося к импровизации и повышает его интерес к предмету "музыка", а также раскрывает творческий потенциал личности.

         Широко использую компьютерные музыкальные программы при изучении различных тем, что позволяет учащимся слушать музыку в качественном звучании, просматривать фрагменты произведений в видеозаписи, которые дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Благодаря таким программам у учащихся повышается интерес к урокам музыки.

Для развития образного и ассоциативного мышления на уроках музыки рекомендую использовать  зрительные ряды.  Учащимся предлагаю  выбрать из прослушанных музыкальных фрагментов, тот, который по характеру и настроению отражает особенности времени года и найти из предлагаемого видеоряда соответствующую иллюстрацию. Сопоставление художественных и музыкальных произведений способствует формированию эмоционально-образного восприятия, а также развитию ассоциативного мышления. Происходит формирование музыкальной компетенции, устанавливается  взаимосвязь между разными видами искусства.

При проведении контроля на уроках музыки огромную помощь оказывают электронные тесты, которые разрабатываем на методическом объединении или используем онлайн-тесты, предложенные на сайтах педагогических сообществ. При таком тестировании облегчается труд учителя, происходит экономия времени. Отпадает необходимость производить подсчеты, так как это происходит автоматически.

Итак, использование ИКТ-технологий на уроках музыки способствует повышению эффективности проведения урока, повышению активности и интереса учащихся, решению основной задачи федерального образовательного стандарта. И, кроме того, влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что  способствует значительному повышению качества образования.

 

Список используемой литературы.

 

  1. Власенко О.П. Музыка 7 класс. Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева [Текст] / О.П.Власенко // Методическое пособие. – 2012. – С.1-255.
  2. Лукашевич М.Ю. Музыка 5-8 классы. Необычные уроки. Музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты [Текст] / М.Ю. Лукашевич //Методическое пособие. –  2013. – С.1- 195.


Презентация "Применение компьютерных технологий на уроках му
PPTX / 785.51 Кб

Предварительный просмотр презентации

Использование электронных образователь ных ресурсов на уроках музыки. Учитель музыки МБОУ «СОШ №5 г.Гурьевска» Вальковская Т.Ю.

ФГОС: что оценивается как результат образования? Деятельность учеников: Умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!) Умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач Прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции)

Музыкальные проигрыватели Программы для пения караоке Музыкальные конструкторы Музыкальные энциклопедии Обучающие программы Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно все программы можно разделить на следующие группы:

Музыкальные проигрыватели AIMP 3.60 Build 1479 WinampFull 5.666 / 5.70 Beta WindowsMediaPlayer 11.0.5721.5262 Программы для воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.

Программы для пения караоке. VOCAL JAM 2.0 - Программа караоке и сольфеджио Достоинством таких программ являются: Возможность оценки пения в баллах Запись вокала Улучшенный звук Видео караоке Быстрый поиск песен Курс русского сольфеджио Обучение чтению нот

Музыкальные энциклопедии.

«Энциклопедия классической музыки» Программа включает в себя словарь музыкальных терминов, биографию большого числа композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях. Имеет красочные аудио и видеофрагменты, анимационные ролики, мультимедиа экскурсию по музыке стран мира.

"Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия” представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп- музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» представлены гимны большого количества стран мира, а также национальная музыка многих народов. Применение материалов из электронных музыкальных энциклопедий ( наряду с материалами из Интернет) упростит учителю подготовку к урокам, позволит наполнить их мультимедиа - содержанием, тем самым оптимизируя, обогащая урок музыки, повышая эффективность работы со школьниками.

Обучающие программы.

Музыкальный класс Программа даёт возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов. Учащиеся имеют возможность самостоятельно, без помощи учителя получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки.

ИНТЕРВАЛЫ –музыкальная обучающая игра Игра позволяет научиться распознавать интервалы на слух и строить их от любого звука. Это прекрасное пособие по слуховому анализу для музыкальных школ и школ искусств. Её можно использовать как на уроках сольфеджио, так и для самостоятельного изучения.

«Виртуальное пианино» –музыкальная обучающая игра Виртуальное пианино отчасти способно решить проблемы нехватки синтезатора с качественным звуком, построить гамму, интервалы, обратить трезвучия и септаккорды, поучить темы по музыкальной литературе.

Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия История и хронология возникновения музыкальных инструментов.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

У вас презентация вашей педагогической работы, нужен урок.

25 January 2018

Не соответствует конкурсному заданию

3 February 2018

Спасибо за комментарии, учту в дальнейшей работе.

10 March 2018

Похожие публикации