Статья «0рганизация уроков музыки с использованием электронных образовательных ресурсов»
Пояснительная записка к презентации
0рганизация уроков музыки с использованием электронных образовательных ресурсов.
Т.Ю.Вальковская
г.Гурьевск, Кемеровская обл.
В настоящее время, думаю, каждый учитель музыки стремится создать такой урок, на котором ученики, затаив дыхание, двигались бы по удивительно прекрасной дороге, ведущей к таинствам музыкального искусства [2, с.3-4]. В связи с этим, одной из главных задач педагогической деятельности учителя музыки, является разработка и усовершенствование процесса музыкального образования. Совсем в недавнем прошлом, учитель был единственным источником информации для ученика, и, следовательно, наиболее эффективными были репродуктивные технологии, а сегодня учащиеся имеют возможность и необходимость получать информацию самостоятельно из различных источников, и задача учителя сформировать у учащихся потребность и умение добывать эту информацию, самостоятельно анализировать, выделять основное, применять на практике.
Новое содержание образования, определяемое федеральным государственным стандартом, требует от учителей музыки инновационной деятельности, новых программ, учебников. Одним из средств реализации такой деятельности может являться широкое использование различных сервисов сети Интернет, электронных ресурсов, презентаций и электронного тестирования.
Использование презентаций помогает мне делать новый материал наглядным, придает эмоциональную окраску рассказу. Учащимся предлагаю самим создавать тематические презентации, которые раскрывают внутреннее восприятие того или иного музыкального произведения. Также, при прослушивании музыкальных произведений, используем рисовальные редакторы. Учащиеся создают рисунки, которые возникают в их воображении под влиянием произведений.
Современные школьники – «дети картинок», то есть главным каналом их восприятия становится зрение, а на уроках музыки использование сети Интернет только улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и способствовать заинтересованности учащихся к предмету. Применяя сетевые сервисы на уроках музыки, я по-новому использую текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию и её источники, что существенно обогащает методические возможности урока, придают ему современный уровень.
Интернет даёт мне возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут осваивать и отрабатывать важнейшие компетентности, необходимые школьникам на современном этапе развития общества: например, умение искать, распознавать и использовать необходимую информацию, способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов при работе над мини-проектами. Так, в конце учебного года предлагаю учащимся основного уровня обучения проект по составлению тематической программы концерта: «Мой любимый композитор», «Шкатулка любимых музыкальных произведений», «Мои любимые песни» и т.д. Проект «Музыка народов разных стран» обеспечивает не только развитие информационно-коммуникативных навыков, но и воспитание эмоционально-ценностного отношения и устойчивого интереса к музыкальному искусству других народов мира. Продукт проекта предлагаю красочно оформить в виде афиши, пригласительного на то или иное мероприятие индивидуально или в творческих группах.
Использование современных средств обучения вызывает у учеников интерес к выполнению проектов самостоятельно, относиться к работе творчески и выполнять ее ответственно и кропотливо. При работе над проектами, учащиеся развиваются в направлении личностного и познавательного становления, в процессе создаются условия для достижения успеха и творческого потенциала, художественного вкуса, способности оценивать окружающий мир по законам красоты природы и искусства. Проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется авторская позиция ученика[1, с.3-5].
Большинству учащихся нравится выполнять игры-тесты, игры-кроссворды в разных электронных форматах, которые нацелены на закрепление знаний об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.
Всем известно, что учащиеся любого уровня обучения любят играть в компьютерные игры. Такое увлечение я использую на уроках музыки, что позволяет повышать активность детей, развивать их личностные качества. Учащиеся готовы весь урок сидеть и работать в музыкальные компьютерные игры: «Музыкальный класс», "Крестики-нолики” и "Музыкальные кубики”, где они самостоятельно определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Итоги игры двойственны - как игровой и так учебно-познавательный результат. Учащиеся всех уровней обучения очень любят игру "Угадай-ка!", в ходе которой в форме тестирования я определяю уровень знаний музыкального материала по изученной теме. Игра представлена на отдельном слайде в тематических презентациях уроков и обеспечивает закрепление знаний о музыкальных произведениях и их авторах.
На своих уроках применяю метод "музыка в рисунке", который развивает эмоционально-образное восприятие у детей, позволяет мне развивать творческие способности учащихся. После прослушивания и анализа какого-либо музыкального произведения, предлагаю ученикам, в качестве домашнего задания, нарисовать к этому произведению рисунок или написать сочинение "Мое музыкальное впечатление". Выполняя такие задания, ребенок творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает свой внутренний мир.
На уроках при изучении истории и хронологии возникновения музыкальных инструментов, использую программы "История музыкальных инструментов” и "Электронное пианино”, которые для учащихся очень интересны. Программы построены так, что в первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Использование этой программы повышает результаты в обучении, так как учащиеся не только получают теоретические знания об инструментах, но и виртуально «прикасаются» к ним. В дальнейшем учащиеся самостоятельно создают прикладные проекты, например, музыкальные инструменты, которыми затем сопровождают исполнение песен. Умение выразительно исполнять вокальные произведения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен и современных композиторов является одной из составных частей музыкальной культуры. Для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения использую программу «Final», а также для написания нотного текста, для его редактирования.
Интересным и увлекательным средством обучения музыке является совместное использование электронного синтезатора и компьютера. Их сочетание представляет собой интересный синтез. Учащимся интересно и послушать произведение в исполнении учителя, и самому поупражняться в исполнении произведений разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.
Одним из элементарных толчков к творчеству в вокальной деятельности является заинтересованность детей при сочинении подголосков или вариантов напева с помощью программ «Windows Media Player». Этот вид работы формирует способность учащегося к импровизации и повышает его интерес к предмету "музыка", а также раскрывает творческий потенциал личности.
Широко использую компьютерные музыкальные программы при изучении различных тем, что позволяет учащимся слушать музыку в качественном звучании, просматривать фрагменты произведений в видеозаписи, которые дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Благодаря таким программам у учащихся повышается интерес к урокам музыки.
Для развития образного и ассоциативного мышления на уроках музыки рекомендую использовать зрительные ряды. Учащимся предлагаю выбрать из прослушанных музыкальных фрагментов, тот, который по характеру и настроению отражает особенности времени года и найти из предлагаемого видеоряда соответствующую иллюстрацию. Сопоставление художественных и музыкальных произведений способствует формированию эмоционально-образного восприятия, а также развитию ассоциативного мышления. Происходит формирование музыкальной компетенции, устанавливается взаимосвязь между разными видами искусства.
При проведении контроля на уроках музыки огромную помощь оказывают электронные тесты, которые разрабатываем на методическом объединении или используем онлайн-тесты, предложенные на сайтах педагогических сообществ. При таком тестировании облегчается труд учителя, происходит экономия времени. Отпадает необходимость производить подсчеты, так как это происходит автоматически.
Итак, использование ИКТ-технологий на уроках музыки способствует повышению эффективности проведения урока, повышению активности и интереса учащихся, решению основной задачи федерального образовательного стандарта. И, кроме того, влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.
Список используемой литературы.
- Власенко О.П. Музыка 7 класс. Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева [Текст] / О.П.Власенко // Методическое пособие. – 2012. – С.1-255.
- Лукашевич М.Ю. Музыка 5-8 классы. Необычные уроки. Музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты [Текст] / М.Ю. Лукашевич //Методическое пособие. – 2013. – С.1- 195.
Презентация "Применение компьютерных технологий на уроках му
PPTX / 785.51 Кб
Сидорова Татьяна
Смирнова Татьяна Валерьевна
вальковская татьяна юрьевна