Статья «Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках в начальной школе»
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
на уроках в начальной школе.
“Вы не можете научить человека чему-нибудь;
Вы можете только помочь ему понять это самому”
Галилео Галилей
В настоящее время происходит пересмотр требований к образованию. Одним из ресурсов преобразований является информатизация образования. Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов работы с информацией, современными средствами коммуникации, совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности, цифровые образовательные ресурсы. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Цифровые образовательные ресурсы представлены в цифровой форме фотографии, видеофрагментов, моделей, ролевых игр, картографических материалов. Они отобраны в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствуют поурочному планированию и снабжены необходимыми методическими рекомендациями. Цифровые образовательные ресурсы рассматриваются как один из видов, разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения. В своей работе я использую цифровые образовательные ресурсы, которые находятся на портале Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru. Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования РФ
Применение ЭОР мне помогает экономить время на уроке, повысить мотивацию обучения, дает возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов и глубокие знания материала,
привлечь разные вида деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет организовывать новые виды учебной деятельности. В качестве примера рассмотрим урок с использованием ЭОР.
Тема урока: Размножение и развитие животных [2]
Цель урока: создание условий для формирования представления о том, как размножаются и развиваются животные разных групп [1]
Задачи:
формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности;
совершенствовать познавательные способности, развивая умение реалистически оценивать свою работу;
воспитывать бережное отношение к животным.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
Организационный момент. |
Привет слово |
Воспринимает информацию учителя |
2 |
||
Проверка домашнего о задания |
Индивидуальная работа в рабочей тетради |
Самостоятельная работа |
5 |
||
Актуализация опорных знаний и мотивация |
Создание ситуации успеха |
Восстанавливают в памяти изученный материал |
3 |
||
Изучение нового материала |
Развитие животных на примере лягушки (N 187562) |
Знакомит учащихся с информацией ЭОРа |
Воспринимают информацию учителя |
15 |
|
Развитие животных на примере рыбы (N 187679) |
Помощь учащимся |
Воспринимают информацию. Работа в парах |
|||
Развитие животных на примере бабочки и кузнечика (N 187601) |
Помощь учащимся |
Воспринимают информацию. Парная работа |
|||
Первичная проверка |
Проверка понимания учащимися сущности основного содержания |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на вопросы задания |
5 мин |
||
Физминутка |
|
Выполнение движений |
5 мин |
||
Закрепление |
Индивидуальная работа в рабочей тетради |
Самостоятельная работа |
7 мин |
||
Обобщение |
Подведение итогов учебного занятия |
Отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке |
2 мин |
||
Рефлексия |
Мобилизация уч-ся на рефлексию своего настроения |
Фиксируют свое настроение |
1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Размножение и развитие животных
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Развитие животных на примере лягушки (N 187562) |
Инновационные учебные материалы Информационный ресурс |
видеофрагмент |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a0a162e-c6aa-491f-bc0c-37a7e58e039c/ResFile.SWF |
2 |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8302070-95db-4ed0-9b65-f665ae635efb/ResFile.SWF (N 187679) |
Инновационные учебные материалы Информационный ресурс |
видеофрагмент |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8302070-95db-4ed0-9b65-f665ae635efb/ResFile.SWF |
3 |
Развитие животных на примере бабочки и кузнечика (N 187601) |
Инновационные учебные материалы Информационный ресурс |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/357e12f3-bf53-4c37-9182-517ecd19b6fd/ResFile.SWF |
Применение ЭОР позволяет использовать современные средства обучения, работать на одной площадке с учениками, формирует у них умений и навыков самостоятельной работы. Дети научатся выделять главное, обобщать, делать выводы, самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, помогать сформировывать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Литература:
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы.1 часть. М.: Просвещение, 2012г.
Целоусова Т.Ю, Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир.3 класс. М.: «Вако»,2005г.
Алина Яковлевна Корогод
Кожевникова Елена Владимировна
Мельникова Светлана Федоровна
Сафронова Елена Леонидовна