Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе воспитателя
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области начальная школа с. Красноармейское
муниципального района Красноармейский Самарской области
структурное подразделение детский сад «Чебурашка»
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе воспитателя
Гребневой Елены Юрьевны.
с. Красноармейское
«Быть педагогом – это искусство,
врождённый талант, наука, мастерство»
К.Д. Ушинский.
Моя мечта стать воспитателем зародилась ещё с детства, может быть потому что, я воспитывалась в семье педагога. Моя мама была учителем и мне вольно или невольно приходилось наблюдать за её работой.
И вот моя мечта сбылась. После школы в 1982 году я поступила в Куйбышевское педагогическое училище. Знания, которые я получила за два года, были твёрдыми и прочными. Вот уже 32 года работаю воспитателем. Начинала свою педагогическую деятельность в д/саду «Солнышко».
Волнуясь, перешагнула порог детского сада, где меня встретила большая шумная толпа маленьких детей с красивыми сверкающими глазами, любопытным взглядом. И я задумалась: важная задача встала передо мной – родители доверили мне самое ценное, что у них есть, своего ненаглядного родного человечка, смогу ли я вложить в маленькую душу добро, благородство, красоту? Как же воспитать человека духовного, полноценного, гармоничного? Как бы не допустить ошибки в воспитании, ведь ребёнок, как чистый лист бумаги, начиная писать на нём, тебе не прощается даже незначительная ошибка. Воспитание, полученное в детстве, накладывает опечаток на всю жизнь человека.
Каким же должен быть воспитатель? Прежде всего, он должен любить детей, быть интеллектуально развитым, жить всей душой в детском коллективе. Он обязан понять, что мир держится добром. Дети – это наше будущее. Каким вырастет ребёнок сегодня, во многом зависит от нас, воспитателей. Нужно к каждому ребёнку найти подход, проявить любовь, заботу, терпение. Дети, как драгоценные алмазы засверкают и порадуют своей чистотой и красотой только тогда, когда ты найдёшь свой индивидуальный подход, когда всё лучшее, что в них есть и всё вокруг, увидят они сами. Но одно не осторожное движение, взгляд, жест, слово и, увы, нет результата.
К.Д.Ушинский говорил: « … Отдавать себя детям – значит продолжать в них самого себя, своё сознание, свою культуру».
С детьми работалось легко, может быть потому, что я стремилась передать им те положительные качества, которыми обладаю сама: любознательность, стремление не останавливаться на достигнутом. Для того, чтобы достичь определённых результатов в воспитании и образовании детей создала развивающую среду, которая стимулирует самую разнообразную деятельность детей. Дети росли активными, любознательными. Каждому ребёнку предстояла свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельности ребёнка. За достойное воспитание и образование детей была поощрена грамотами и как лучший работник была на доске почёта. Но обстоятельства сложились так, что я стала осуществлять свою педагогическую деятельность в другом детском саду – «Чебурашка».
С 2001 года приоритетным направлением в работе детского сада стало эколого-биологическое и физкультурно-оздоровительное направление.
На педагогическом совете при общем голосовании было решено назначить меня председателем экологического совета.
И я, как воспитатель, стала больше внимания уделять экологическому воспитанию и образованию детей, главная цель которого: становление начал экологической культуры, умение наблюдать, любить, беречь окружающий мир природы, любоваться её красотой, видеть и понимать элементарные связи и зависимости, сопереживать, сочувствовать, оказывать помощь природе. Я стараюсь формировать у своих ребят понятия правильного поведения в природе и среди людей. Для меня важно показать детям то, что природа полна необычных чудес. Она никогда не повторяется. Я добиваюсь, чтобы мои дети искали и находили новое в известном, увиденном, учились наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Я не просто вкладываю в детей знания, а учу их добывать эти знания, учу мечтать, творить, создавать. Я всегда помню, что каждый ребёнок неповторим, это каждый отдельный мир, у каждого свой характер, мировоззрение. Ежедневно задумываюсь над тем, как провести день, чтобы мои дети узнали что-то новое, интересное и познавательное. В группе мною создан «Центр природы», где размещены дидактические игры, которые решают различные цели и задачи в познании интересного мира природы, игры – викторины, блиц – турниры, логические задачи, собран материал для проведения опытов, наблюдений, подобраны литература, иллюстрации для предварительной работы. В «Центре природы» ребёнок может просто отдохнуть, расслабиться, уравновесить своё эмоциональное состояние.
Развивающая среда по эколого-биологическому направлению стала оригинальной не только в группах, но и во всём детском саду. Вместе с воспитателями оформляла опытно-исследовательскую лабораторию «Любознайка». Работа в лаборатории направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет. Совместно со старшими детьми и родителями оформили эколого-оздоровительный центр фито-бар «Рябинка». Здесь дети получают представления о лекарственных растениях и их лечебных свойствах, употребляют фиточай для оздоровления организма.
Мой материал, накопленный по экологическому воспитанию, успешно реализуется в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми разного возраста.
В 2002 году мне была присвоена первая квалификационная категория. В 2003 году я вышла на районный конкурс «Воспитатель года» и став победителем, стала участником этого престижного конкурса на уровне образовательного округа. Участие в конкурсе, подтолкнуло меня к поиску и апробации разных форм и методов работы с детьми.
В 2009 году в систему дошкольного образования были введены федеральные государственные требования, которые предполагали комплексно-тематический принцип построения образовательного пространства. В связи с этим была полностью модернизирована моя система работы.
В этом же 2009 году я получила «Почётную грамоту» Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2012 году мне была присвоена высшая квалификационная категория. С приходом в 2014 году ФГОС ДО, задачи дошкольного образования расширились. Наше СП детский сад «Чебурашка» ГБОУ НШ с. Красноармейское было определёно Юго-Западным управлением министерства образования и науки Самарской области как пилотная площадка по внедрению ФГОС ДО. Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, передо мной встала необходимость осуществления всесторонних и масштабных перемен. Я понимаю, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. В июне 2014 года я прошла обучение по ТРИЗ-технологии. Преподаватель старший научный сотрудник НИЛ, доцент Т.А. Сидорчук, к.п.н. г. Ульяновск.
Задачей моей работы стало раскрытие потенциала всех воспитанников образовательного процесса, представление им возможности проявления творческих способностей и умения добывать новую информацию и использовать её. Использование элементов ТРИЗ-технологии, в своей деятельности, я считаю, идеально отражает задачи ФГОС ДО. ТРИЗ-технология учит ребят решать проблемные ситуации, добывать самим информацию и применять её в реальной жизни, развивает логику, мышление, помогает выстраивать целостную картину мира.
Наш детский сад с 2014 года участвует в Международной программе «Экошкола/Зелёный флаг», которая осуществляется международным фондом экологического образования. Международный комитет располагается в Дании. На экологическом семинаре в Санкт-Петербурге педколлективу СП «Чебурашка» был вручен вот уже второй зелёный флаг, который является престижным экологическим символом и хорошо известен в Европе.
Цель программы: формирование экологически ответственного мировоззрения у всех слоёв населения Красноармейского района, в первую очередь у дошкольников. В связи с этим, в детском саду создан экологический совет и творческая группа, членом которых я являюсь. Также наш детский сад ежегодно принимает активное участие в региональном конкурсе «Эколидер», в подготовке которого я также выполняю важную миссию члена творческой группы.
Одно из требований нашего времени к педагогу – умение использовать информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе. Применяя ОЭР, можно представить необходимый материал в интересной, доступной, легко запоминающейся форме. В структуру занятий успешно внедряю слайдовые презентации, анимации, мультимедийные технологии. Основным видом инновационных технологий, применяемых в детском саду, является проектная деятельность. Её смысл заключается в создании проблемной ситуации. Знания ребёнок получает в ходе реализации проекта. Совместно с родителями, созданы проекты: «Лиственница – хвойное дерево», «Вторая жизнь мусора», «Вода-волшебница», «Воздух вокруг нас». Свой опыт работы с детьми транслирую в педагогических сообществах разного уровня: окружного семинара «Создание здоровьесберегающей среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ НШ с. Красноармейское», в марте 2013года; окружного творческого объединения Юго-Западного образовательного округа Самарской области «Инновационный подход к экологическому образованию для устойчивого развития дошкольника», в марте 2015года; в методическом объединении педагогов Красноармейского района «Использование проектной деятельности в образовательном процессе для успешного развития и саморазвития учащихся и воспитанников», в апреле 2016 года; в районном конкурсе «Зимние фантазии» в ДОУ (изготовление поделок из снега и льда), 2015год; в районном конкурсе весёлых и находчивых «Детский сад сегодня», 2014год; на рядовых педсоветах на уровне ДОУ; делюсь опытом, публикуя свой материал в районной газете «Знамя труда», декабрь 2012 год, май, ноябрь 2013 год; во Всероссийское СМИ http://vestnikpedagoga.ru/servisy//publik/publ?id=5992 от 23.04.2016г; http://intel-academy.ru/publikatsii/ свид.№1108900 от 16.05.2016г.
Я являюсь автором программы «Чудо всюду» по реализации эколого-биологического направления детского сада. В рабочей программе использованы элементы парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Программой с успехом пользуются педагоги нашего ДОУ.
Важным аспектом своей педагогической деятельности, я считаю работу с родителями своих воспитанников, их заинтересованность в педагогическом и воспитательном процессе. Родители выступают как социальные партнёры в едином образовательном процессе. Активное участие родителей в первую очередь предполагает метод проектов. В ходе реализации проекта совместно с родителями создаются «Книжки – малышки» с рассказами и сказками, как приложение к проектам. Регулярно провожу «День открытых дверей», тематика которого может быть разной. Замечательно, что родители имеют возможность не только наблюдать, как педагог развивает у детей интерес к природе, но и принять активное участие в происходящем, например, в «Празднике птиц», который традиционно отмечаем первого апреля.
В работе с родителями стараюсь использовать разнообразные формы работы: как традиционные (родительские собрания, консультации, беседы, папки-передвижки, педагогические ширмы), так и нетрадиционные («День открытых дверей», круглый стол, анкетирование, выпуск экологических газет, экскурсии, совместные экологические праздники, презентации).
Я считаю, что моя работа, заключающаяся в реализации эколого-биологического направления даёт свои положительные результаты. Очень заметно то, что воспитанники из года в год показывают высокие результаты диагностики, более осознанно относятся к природе, замечают прекрасное, умеют сопереживать живым объектам.
Мне не хочется останавливаться на достигнутом. Планирую усовершенствовать экологическую площадку «Берёзовая роща» на территории ДОУ, превратить её в лесную зону.
Считаю себя современным педагогом, поэтому и не мыслю себя без постоянного совершенствования и понимаю, что должна быть образцом для своих воспитанников. Я научилась делиться с коллегами инновационными находками и оказывать помощь, увлечена профессией, своим делом воспитания будущих созидателей жизни. Я иду на работу как на праздник, зная о том, что меня любят и ждут дети. Я очень рада, что мои воспитанники, выпускаются из стен детского сада, самостоятельные, уверенные в себе, в своих возможностях, подготовленные к школьной жизни.
Воспитатель: Е.Ю. Гребнева