10 основных ошибок, допускаемых на ЕГЭ по русскому языку
10 ошибок, допускаемых на ЕГЭ по русскому языку
Единый государственный экзамен является в первую очередь испытанием, проверяющим индивидуальные достижения участника экзамена по предмету. И поэтому трудно переоценить значение учета индивидуальных особенностей обучающихся в освоении школьного курса и дифференцированного подхода к обучению русскому языку. Главными вопросами каждого учителя должны стать следующие: как учится ученик и как лучше его обучать; каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить; в чем ученик испытывает трудности и как они могут быть преодолены; есть ли в обучении и учении школьников положительная динамика и в чем ее причина; происходит ли переход обучающихся в освоение предметного содержания на более высокий уровень? Анализ типичных ошибок на ЕГЭ поможет учителю в решении данных вопросов.
1. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
2. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
3. Правописание корней
4. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
5. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
6. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
7. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
8. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
9. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
10. Функционально-смысловые типы речи
1. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Нарушение лексической нормы часто происходит при употреблении паронимов. Ошибки заключаются в неразличении в речи слов-паронимов. Паронимы - это слова, имеющие сходство в морфологическом составе и в звучании, но не совпадающие по значению: безответный – безответственный, гарантированный – гарантийный. Самыми ошибкоопасными оказались следующие паронимы:
Начало формы
Искусный (умелый, хорошо знающий свое дело) – искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного).
Практичный (умеющий разбираться в делах) – практический (являющийся применением знаний на практике).
Архаичный (вышедший из употребления) – архаический (свойственный старине).
Громоздкий (тяжелый, занимающий много места) – громадный (очень большой, необъятный).
Деловой (относящийся к работе; знающий толк) – дельный (способный к серьезной работе).
2. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения. Такие нормы связаны, например,
с выбором падежа существительных (не видеть ошибку — не видеть ошибки). Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п., т.е. нормативным будет вариант не видеть ошибок,
использованием причастных и деепричастных оборотов (Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных). По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных,
нарушение управления при однородных членах предложения — покрывает и потворствует дурным наклонностям. Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему В школе кормили не только супами и котлетами, но и салатом и сосисками.? ) им;
смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».
3. Правописание корней
Уровень сформированности лингвистической компетенции тесно связан с овладением экзаменуемыми орфографическими навыками. Результаты выполнения работы показывают, что экзаменуемые отличают одну орфограмму от другой, группируют слова по данным орфограммам, действуя по соответствующему алгоритму. Но все эти знания остаются невостребованными, как только экзаменуемые попадают в условия самостоятельного письма. Например, в следующем задании выпускники делают ошибки, потому что не различают корни с чередованием и омонимичные им корни в проверяемой гласной:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р..гламент, м..рской, б..нзин
2) г..рение, пост..лить, б..седа
3) насл..ждение, л..сник, пол..скать (бельё)
4) л..гичный, п..ровать, скр..пите (листы)
5) ист..щение, б..тарея, соприк..саться
В следующем задании учащиеся допускают ошибки, потому что не знают слов с непроверяемыми в корне, путая их с омонимичными проверяемыми:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) в..стибюль, инж..нер, игн..рировать
2) оскв..рнить, в..негрет, (глаза) сл..пались
3) предпол..гать, побл..днел, вытв..рять
4) ф..нтан, б..лкон, к..блук
5) р..внина, р..весник, зап..вать (лекарство)
4. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Ошибки экзаменуемых в этом задании связаны, как ни банально это звучит, неумением определять спряжение глаголов, непонимание того, что по инфинитиву мы определяем спряжение только у глаголов с неударным окончанием, незнание суффиксов причастий.
Важно знать, что ко 2-му спряжению относятся глаголы:
с суффиксом -и в основе неопределённой формы: пилить
Исключение:
Брить, стелить – глаголы 1-го спряжения: бреет, бреют, стелет, стелют и их производные: постелить, застелить, перестелить и другие.
7 глаголов-исключений с суффиксом -е в основе неопределённой формы: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть и их производные, например: посмотреть, осмотреть, высмотреть, досмотреть, насмотреться, засмотреться и другие.
4 глагола с суффиксом -а: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнать, догнать, выгнать, изгнать и другие.
Также большую сложность для выпускников представляет различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный.
Нужно запомнить следующее:
Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов
с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я): потерянный ← потерять,
с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн- пиши букву е: наполненный ← наполнить.
5. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Это одно из самых сложных заданий по орфографии. При его решении выпускнику понадобятся знания морфологии, ведь первое, что нужно сделать при решении задания - определить часть речи. Здесь важно постепенное изучение морфологии, начиная с пятого класса, возвращение к теме на всех этапах обучения.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
2) (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные.
3) Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО ее и любили в деревне.
Вариант №1.
Оба слова пишутся слитно, так как они являются союзами: причем можно заменить к тому же; поэтому можно заменить так что.
Вариант №2.
(В)начале является существительным с предлогом и пишется раздельно, так как есть зависимое слово: В начале(чего?) сентября. (За)то пишется слитно, так как является союзом и у него есть синоним но.
Вариант №3.
(По)прежнему – задаем вопрос как?, это наречие со структурой по- + прежний +ему, пишется через дефис. (На)столько – насколько? (наречие со структурой на + местоимение, пишется слитно).
Вариант №4.
(На)редкость – существительное с предлогом, так как без на может употребляться и слово может склоняться, поэтому пишется раздельное. (За)то выполняется ту же функцию, что и варианте №2.
Таким образом, правильный ответ – вариант №1.
6. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Ошибки экзаменуемых на правописание -Н- и -НН- в различных частях речи связаны прежде всего с ошибками в определении частей речи. Не зная части речи, выпускники не могут применить правило, поэтому делают ошибку. Приведем примеры:
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Мощё(1)ая мрамором гостиная виллы «Керилос» украше(2)а золочё(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии по образцу древнегреческой.
Еще одна причина – ошибки в словах, которые в школе рекомендовано заучивать, например:
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Не для того наш народ создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрё(1)ыми, гибкими, бесконечно разнообразными формами; не для того нам оставле(2)о в дар это бесце(3)ое сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампова(4)ых фраз.
7. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Ошибки в этом задании обусловлены тем, что выпускники не знают следующего:
1.Вводные слова не являются членами предложения.
2. Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения.
3. Есть слова, которые никогда не являются вводными, их нужно заучить наизусть.
То, что вводные конструкции выделяются запятыми на письме, известно всем. Трудность не в пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. Не перепутать вводные слова с омонимичными им членами предложения -основное умение, которое, к сожалению, не у всех выпускников сформировано. Приведем примеры:
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы (1) безусловно (2) занимают в творчестве В. Брюсова значимое место, ведь (3) в сущности (4) всё творческое наследие поэта воплощает в себе парадоксальное сочетание поэтического таланта и холодного рационализма учёного.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мальчик был непоколебим и (1) по-видимому (2) с исключительным упорством добивался своего. Вот и в этот раз родители (3) наконец (4) уступили и сделали так, как хотел их сын.
Отдельный вопрос- пунктуация при обращении. Чтобы решить верно задание на обращения, необходимо выполнить ряд правил. Во-первых, убедиться, что найденное слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам. Во-вторых, помнить, о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного. В-третьих, не забывать о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов. Приведем пример:
Наедине с тобою (1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят ( 4)
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж ... Да что? моей судьбой,
Сказать (5) по правде (6) очень
Никто не озабочен.
Отца и мать мою (7) едва ль
Застанешь ты в живых ...
Признаться (8) право (9) было б жаль
Мне опечалить их ...
(М. Ю. Лермонтов)
8. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Ошибки в постановке знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи обусловлены, в частности, отсутствием навыков идентификации видов связи частей сложного предложения. Т.е. невысокий уровень выполнения задания 20 в целом продиктован недостаточной сформированностью элементов языковой и лингвистической компетенций.
Приведем примеры:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел.
Выпускники, как показывает анализ, не знают трех самых важных правил. Правило первое: если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая между ними не ставится. Правило второе: в предложениях с последовательным подчинением одно придаточное предложение может оказаться внутри другого. В этом случае подчинительный союз и союзное слово окажутся рядом, но будут относиться к разным грамматическим основам и должны быть отделены друг от друга запятой. Правило третье: запятая на стыке двух подчинительных союзов (союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе предложение нельзя убрать без изменения всего сложного предложения. В этом случае далее имеется вторая часть составного союза — то, так, но.
9. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Задание 22 базового уровня проверяет умение решить вопрос о типологическом строении текста и об особенностях отбора автором текста языковых средств в соответствии с коммуникативным замыслом. Невысокий процент выполнения задания объясняется в первую очередь неспособностью экзаменуемых к «медленному», неоднократному прочтению обозначенных в задании отрезков текста. А без глубокого смыслового анализа текстовых фрагментов успешное выполнение данного задания невозможно. Приведем пример.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Каждый раз, когда Архимед садился в ванну, он удивлялся тому, что ему как будто становится легче.
2) Те, кто получает двойки за незнание закона Архимеда, не умеют удивляться, а значит – не способны сделать открытие.
3) Люди, которых ничто не способно удивить, не могут видеть мир во всей его красоте и разнообразии.
4) В мире всё устроено очень непросто и всё находится в тесной взаимосвязи.
5) Умение удивляться даёт человеку возможность мечтать, без мечты жизнь разобьётся о жестокую реальность.
Правильный ответ- 34. Первый вариант следует считать ошибочным, потому что высказывание представляет содержание как реальное, в тексте же приводится пример как допускаемое событие. Второй вариант не соответствует содержанию текста, так как нет никакой зависимости между оценками и способностью удивляться, эта информация в тексте не представлена. Пятое предложение содержит фактическую ошибку- «без мечты жизнь разобьётся о жестокую реальность».
10. Функционально-смысловые типы речи
Выпускники не всегда могут определить, какой перед ними тип речи: повествование, рассуждение или описание. Экзаменуемым предлагается отрывок из текста, и они должны понять, что пытается во фрагменте сделать автор: доказать что-то, описать или просто рассказать. Выпускникам следует запомнить, что:
Повествование — автор рассказывает о чём-то, причём в определённой последовательности. Как правило, в таких текстах есть действия, процессы. О них повествуется с помощью (часто большого количества) деепричастных оборотов, глаголов. Читателю предлагают "набор" фактов.
Рассуждение — автор пытается что-то доказать, объяснить (себе или читателю) или просто размышляет над какой-то проблемой. Нужно найти в тексте тезис (утверждение), аргументацию и вывод. Или хотя бы две такие составляющие.
Описание — с его помощью автор хочет, чтобы читатель имел представление о каком-то конкретном событии, предмете, процессе и т.д. Не будет никаких сторонних отвлечений от описываемого, а в речи, скорее всего, будет присутствовать много определений, выраженных прилагательными или, например, причастиями.
Кроме того, необходимо помнить о причинно-следственных отношениях между предложениями, отношениях противопоставления и одновременности (или последовательности). Обращать на это внимание учащихся следует, анализируя не только смысловые отношения, но и грамматические средства связи между предложениями. Приведем пример.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–6 ведущий тип речи – описание.
2) В предложениях 7–10 представлено рассуждение.
3) В предложениях 11–17 представлено описание.
4) Предложение 16 противопоставлено по смыслу содержанию предложения 15.
5) Предложение 33 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 31–32.
Анализ представленных ошибок
Ошибка |
Раздел школьной программы и и тема, к которой это задание относится. |
Объяснение причины, по которым допускается данная ошибка.
|
Совет для школьников, который поможет им закрепить информацию по данной теме. |
1. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) |
Лексика |
Незнание лексического значения слов, неумение сочетать слово в словосочетаниях |
Выучить словник паронимов |
2. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления |
Морфология, синтаксис |
Незнание законов построения предложений, законов управления и согласования |
Заучивание норм управления, законов построения предложений с теми конструкциями, которые проверяются на ЕГЭ |
3. Правописание корней |
Орфография |
Незнание корней с чередованием, омонимичных корней |
Выучить таблицу «Корни с чередованием», учитывать омонимию корней |
4. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
|
Орфография |
Незнание спряжений глагола, суффиксов причастий |
Выучить спряжение глаголов, таблицу «Образование причастий» |
5. Слитное, дефисное, раздельное написание слов |
Орфография, морфология |
Незнание частеречной принадлежности слов, правил написания служебных слов и наречий |
Выучить правописание наречий, служебных слов, учитывать омонимию слов. |
6. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи |
Орфография, морфология |
Незнание частеречной принадлежности слов, правил написания причастий, прилагательных и наречий |
Учитывать часть речи и знать правила |
7. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
Синтаксис, пунктуация |
Незнание слов, которые никогда не являются вводными, неумение понять, является ли то или иное слово членом предложения |
Выучить слова, которые никогда не являются вводными, учитывать синтаксическую функцию слова |
8. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
Синтаксис, пунктуация |
Неумение анализировать предложение, видеть границы входящих в него частей |
Тренироваться в умении видеть границы предложения, учитывать ситуации «стык союзов» и «однородное подчинение» |
9. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
Текстоведение |
Неспособность к «медленному», неоднократному прочтению обозначенных в задании отрезков текста, глубокому смысловому анализу. |
Перечитывать текст несколько раз, проверяя соответствие предложенных заданий фрагментам текста. |
10. Функционально-смысловые типы речи |
Текстоведение |
Незнание типов речи, неумение видеть смысловые и грамматические связи в тексте |
Выучить типы речи, тренироваться в их определении |
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Воробьева Оксана Павловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Сафонова Елена Валерьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Покутняя Роза Михайловна
Легоцкая Вера Сергеевна