Статья на тему «10 основных ошибок, допускаемых на ОГЭ по русскому языку»

20
8
Материал опубликован 9 July 2019 в группе

10 ошибок, допускаемых  на ОГЭ по русскому языку

 

В экзаменационную работу по русскому языку в 2019 г. были включены задания, проверяющие следующие виды компетенций: лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Как же справились девятиклассники с предложенными заданиями? Что вызвало наибольшие трудности при написании ОГЭ? Какие типичные ошибки допустили учащиеся?

 

1. ИК1. Содержание изложения.

2. Задание 6. Лексика и фразеология.

3. Задание 8. Определение грамматической основы.

4. Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными.

5. Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи между частями.

6. СК 2. Умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста.

7. ГК 1. Соблюдение орфографических норм.

8. ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм.

9. ГК 3. Соблюдение грамматических норм.

10. ГК 4. Соблюдение речевых норм.

 

ИК1. Содержание изложения

 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет цель обучения русскому языку в виде развития коммуникативной компетенции, которая обеспечивает ученикам способность использовать язык как средство успешной устной и письменной коммуникации. Именно это умение проверяется при написании сжатого изложения. Однако, как показывают результаты пробных работ, девятиклассники не всегда могут правильно выделить главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать ее без искажений. Сжатое изложение требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.

 

Задание 6. Лексика и фразеология

 

Большое количество ошибок при выполнении данного задания обусловлено прежде всего обеднением и сокращением словарного запаса за счет вытеснения из него литературной лексики и замены ее сниженной и просторечной лексикой. Приведем примеры.

Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.

(21)Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.

– (22)Лю­бишь на­ка­зы­вать? — впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. (23)И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: — (24)С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. (25)Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.

Ответ: Вмешиваться. Среди ошибочных ответов: нарушать, исправлять, вредить.

Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(5)Один раз, по­хо­див около бре­вен­ча­то­го до­ми­ка, Три­фон Пет­ро­вич ска­зал, по­ти­рая руки:

– (6)Дай-ка я по­прав­лю тебе, ба­буш­ка, крыль­цо.

– (7)Спа­си­бо, ро­ди­мый, — ска­за­ла По­ли­кар­пов­на, — толь­ко чуднό мне что-то: пришёл, снял ком­на­ту, даже не по­тор­го­вал­ся, а те­перь ты крыль­цом моим за­ни­ма­ешь­ся, будто и не чужие мы люди.

– (8)А что ж, По­ли­кар­пов­на, не­ужто всё толь­ко на день­ги счи­тать? (9)Я вот тебе по­прав­лю, а ты потом вспом­нишь обо мне доб­рым сло­вом, вот мы, как го­во­рит­ся, и квиты, — ска­зал он и за­сме­ял­ся.

– (10)Те­перь, милый, такой народ пошёл, что за­да­ром никто рукой не по­ше­ве­лит. 

Ответ: непонятно, удивительно. Среди ошибочных ответов: превосходно, кайфово, несравненно, дико.

 

Задание 8. Определение грамматической основы

 

В восьмом задании ОГЭ по русскому требуется указать грамматическую основу предложения. Задание простое и требует только базовых знаний, однако значительное количество ошибок, допущенных девятиклассниками, показывает, что ребята не всегда могут определить грамматическую основу в односоставном предложении, особенно в безличном, не видят основы целиком в предложениях с однородными подлежащими или сказуемыми, не определяют верно сказуемое, в состав которого входят модальные слова рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден. Трудность для девятиклассников представляют и предложения с обращениями, обособленными членами, в частности, предложения, осложненные обособленными и необособленными приложениями.

Приведем примеры.

1. Выпишите грамматическую основу предложения (42). Ей, видите ли, своя прихоть дороже.

2. Выпишите грамматическую основу предложения (35). С появлением Ларисы многое изменилось.

3. Выпишите грамматическую основу предложения (4). Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.

4. Выпишите грамматическую основу предложения (21). Произнесёт тост за мир во всём мире.

5.Выпишите грамматическую основу предложения (7). Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

6. Выпишите грамматическую основу предложения (9). Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

7. Выпишите грамматическую основу предложения (12). Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.

8. Выпишите грамматическую основу предложения  (14). Вот скажите мне, Ваня.

9. Выпишите грамматическую основу предложения (18). В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.

10. Выпишите грамматическую основу предложения (6). Тревожно на душе у Динки.

 

Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными

 

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Общие рекомендации 1. Ответом в данном задании должно быть сложное предложение, отвечающее следующим условиям: а) оно быть сложноподчинённым; б) оно должно состоять как минимум из трёх частей, в связи с тем, что это предложение с несколькими придаточными. Данный вывод делаем, исходя из анализа формулировки задания: «подчинением придаточных»; в) если в задании указано, что в предложении несколько видов связи придаточных, например однородное и неоднородное, то в искомом предложении должно быть как минимум четыре части. Придаточное предложение – это одна из частей сложноподчинённого предложения, в которой находится средство подчинительной связи и к которой задаётся вопрос от другой части. Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то присоединяться они могут последовательно: один за другим (последовательное подчинение); однородно: каждое придаточное связывается с одним главным и отвечает на один вопрос (однородное подчинение); неоднородно: придаточные могут относиться к одному главному, но отвечать на разные вопросы. Если однородные придаточные связаны одиночным союзом «И», то они не разделяются запятой. Это дополнительный ориентир в определении типа связи придаточных в сложноподчинённом предложении.

Разбор задания

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Отбираем сложные предложения с подчинительной связью. Это предложения 2,4,6. Считаем число грамматических основ, если их меньше трёх, то такое предложение для ответа не подходит. В предложении 2 две части (не подходит). В предложении 3 три части (подходит). В предложении 6 две части (не подходит). Верный ответ получен методом исключения. Разберем структуру предложения и докажем, что это сложное предложение с однородным подчинением придаточных. В предложениях с однородным подчинением придаточные должны относиться к одной части и отвечать на один и тот же вопрос, т.е. быть одинаковыми. Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. Внучка Таня рассказала (что?) что у вас на войне убили сына. Внучка Таня рассказала (что?) что он вам писал письма. Данные придаточные относятся к одному главному и отвечают на одинаковой вопрос. Следовательно, они связаны однородным подчинением. Ответ: 4.

 

Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи между частями

 

Ошибка в этом задании может свидетельствовать о недостаточной сформированности умений более высокого уровня, требующих навыков анализа, синтеза, обобщения и дифференциации языкового материала.

Это задание связано с заданием 12, только теперь надо найти предложения не с какой-то одной связью, а несколькими: это может быть и сочинительная, и подчинительная, и бессоюзная связь. Пунктуация может помочь выбрать правильное предложение. Между частями сложного предложения иногда ставится тире или двоеточие. Однако не следует забывать, что тире и двоеточие могут употребляться и в простом предложении. Обязательно надо проверить, что эти знаки стоят на границе частей сложного предложения. Приведем пример.

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… Необходимо найти предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Таким образом, как минимум в данном предложении должно быть три части. Отберем такие предложения: это № 51 и № 53. Проанализируем первое предложение: в нем три части, но они связанны сочинительной связью. В 53 предложении есть и бессоюзная, и сочинительная связь. На месте бессоюзной связи употреблено тире.

Ответ: 53. 


СК 2. Умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста

 

Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшем образовании, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем общей культуры, рационального сознания вообще. К сожалению, девятиклассники часто не могут подобрать аргументы из предложенного текста, тем более затрудняются в подборе аргументов из жизненного или читательского опыта. Приводить примеры ошибок считаем нецелесообразным.

 

ГК 1. Соблюдение орфографических норм

 

Девятиклассники много ошибок делают и орфографических ошибок. К числу наиболее распространенных относятся следующие:

-правописание Н и НН в разных частях речи,

-слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи,

-правописание личных окончаний глаголов,

-правописание суффиксов причастий.

Большинство ошибок девятиклассники делают потому, что неверно определяют части речи, что приводит к ошибке в использовании правила и неверное написание слова. Особенно много внимания нужно уделить отглагольным прилагательным и причастиям. Научиться определять, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, какая у них структура.

 

 

ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм

 

Девятиклассники много ошибок делают при постановке знаков препинания. Для того чтобы верно расставить знаки, нужно научиться делать синтаксический анализ предложения, понимать смысловые отношения между его частями и между отдельными членами предложения. Ребята часто именно смысловых отношений между частями предложений и отдельными членами не анализируют.

Распространенными являются следующие пунктуационные ошибки:

-отсутствие запятой при обособленных членах,

-отсутствие запятой при однородных членах, связанных повторяющимися союзами,

- запятой постановка запятой в сложноподчиненном предложении между двумя однородными придаточными, особенно в тех случаях, когда второй союз опущен.

Причиной подобных ошибок является то, что ученики не анализируют предложение, не видят его синтаксическую структуру, а также плохо знают правила расстановки знаков препинания в простых предложениях, в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью.

 

 

ГК 3. Соблюдение грамматических норм

 

Распространёнными грамматическими ошибками являются следующие: -неверное построение предложения с деепричастным оборотом,

- нарушение границ предложения,

- нарушения видовременной соотнесенности глагольных форм,

-несоблюдение норм управления,

-ошибки в образовании личных форм глаголов

 

ГК 4. Соблюдение речевых норм

 

Распространёнными речевыми ошибками являются следующие: -употребление слова в несвойственном ему значении,

-нарушение лексической сочетаемости,

-неоправданный повтор слов или однокоренных слов,

- употребление иностилевых слов и выражений,

-неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств,

- необоснованный пропуск слова,

-ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий,

-нарушение связи между подлежащим и сказуемым,

-неправильное построение сложносочиненного предложения.

Анализ представленных ошибок

Ошибка

Раздел школьной программы и тема, к которой это задание относится.

Объяснение причины, по которым допускается данная ошибка.

 

Совет для школьников, который поможет им закрепить информацию по данной теме.

ИК1. Содержание изложения.

 

Текстоведение

Неумение слушать и понимать текст, вычленять главное.

Учиться анализировать тексты, определять ключевые слова, формулировать главную мысль.

Задание 6. Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология

Незнание лексического значения слов.

Больше читать, работать с толковым словарем, избегать сленга.

Задание 8. Определение грамматической основы.

 

Синтаксис

Незнание видов односоставных предложений, типов и форм выражения главных членов.

Выучить типы главных членов и формы их выражения, виды односоставных предложений.

Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными

 

Синтаксис

Незнание видов придаточных, неумение определить границы предложений, незнание союзов и союзных слов.

Выучить виды придаточных, союзы и союзные слова.

Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи между частями

 

Синтаксис

Незнание видов придаточных, неумение определить границы предложений, отличить ССП и ПП с однородными членами, незнание видов союзов и союзных слов.

Выучить виды придаточных, виды союзов и союзные слова.

СК 2. Умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста

 

Текстоведение

Неумение анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, подбирать аргументы для аргументации собственной позиции

Учиться анализировать текст, больше читать, целенаправленно работать над нравственными понятиями.

ГК 1. Соблюдение орфографических норм

 

Орфография

Незнание правил, неправильное определение части речи, неумение определить морфему с орфограммой.

Определять части речи и применять правила в соответствии с ними

ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм

 

Синтаксис

Неумение анализировать предложение, незнание правил .

Учиться анализу предложения, выучить условия обособления, типичные модели построения предложений.

ГК 3. Соблюдение грамматических норм

 

Морфология, синтаксис, культура речи

Незнание законов построения предложений, законов управления и согласования, правил образования форм слова.

Заучивание норм управления, законов построения предложений и образования форм слов.

ГК 4. Соблюдение речевых норм

 

Лексика, стилистика, культура речи

Незнание законов сочетаемости слов, лексического значения многих слов, бедность словарного запаса.

Систематическая работа с толковыми словарями, чтение художественной литературы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень полезная статья!

10 July 2019

Спасибо за отзыв, Елена Владимировна!

10 July 2019

Спасибо, Вера Сергеевна, за подробный анализ!

10 July 2019

И Вам спасибо, Оксана Павловна!

10 July 2019

Спасибо за спасибо!

10 July 2019

Полезно. Спасибо!

10 July 2019

Спасибо взаимно!

10 July 2019