12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сердюкова Людмила Юрьевна152
Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса ПНПО "Лучшие учителя", 2007 год. Педагогический стаж 35 лет.
Россия, Ульяновская обл., Димитровград
2

10 основных ошибок, допускаемых при выполнении задания №9 ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по русскому языку

Наиболее распространенные ошибки, встречающиеся при выполнении задания № 9 ЕГЭ по русскому языку

В задании №9 предлагается найти ряд, в котором во ВСЕХ словах будет пропущена

- безударная проверяемая гласная корня

или

- безударная непроверяемая гласная корня

или

- безударная чередующаяся гласная корня

 

За выполнение этого задания можно получить (или не получить!) всего лишь один балл, но, согласитесь, потерять его все же досадно!

 

Тема «Правописание безударных гласных» - одна из основных в курсе школьной орфографии. Программа построена так, что на протяжении всех лет обучения этой теме уделяется большое внимание. Но, тем не менее, это задание вызывает у учащихся определенные трудности, которые приводят к ошибкам. Самая главная трудность вызвана тем, что в разных вариантах в этом задании разное количество ответов (от 2 до 4).

ОШИБКА № 1 – не все ответы указаны! И вместо одного балла – НОЛЬ!

Выполнение этого задания следует начинать с выделения корней в словах каждого ряда.

ЗАДАНИЕ 9 выглядит примерно так:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1)  сж..гать, орб..тальный, пол..мический
2)  вызв..лить, напом..нание, предст..вительный
3)  экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
4)  разг..реться, укл..ниться, за́р..сли
5)  выб..рающий, з..рница, выл..жить

Верный ответ: 4,5 (во всех словах в этих рядах выбор гласной обусловлен специальными правилами)

Чтобы отличить корни с чередованием, нужно знать их «в лицо».

Существует 4 условия, определяющих выбор гласной в таких корнях: 1)наличие о отсутствие суффикса А, 2)безударная позиция, 3)согласные после гласной и 4) значение корня.

Все корни и условия, влияющие на выбор гласной, представлены

в таблице № 1

Суффикс А

БЕР – БИР - уберу - убирать

ПЕР – ПИР - запереть - запирать

ДЕР – ДИР - А выдеру - выдирать

ТЕР – ТИР - растереть – растирать

МЕР – МИР - замереть – замирать

ИСКЛ, побирушка

 

СТЕЛ – СТИЛ- расстелить - расстилать

БЛЕСТ – БЛИСТ - А блестеть - блистать

ЖЕГ – ЖИГ - зажёг – зажигать

ЧЕТ - ЧИТ - расчёт - рассчитать

ИСКЛ, : сочетать, сочетание

ИМ - ….ИН- понимать, начинать

 

КОС – КАС – А коснуться - касаться

ЛОЖ – ЛАГ - положить - полагать

В безударной позиции пишется

О А

 

ГОР- гореть ЗАР- заря

КЛОН- клониться ПЛАВ- плавучий

ТВОР- творить

 

Искл.: утварь Искл.: зоревать,

выгарки, пригарь, пловец

изгарь пловчиха

Согласный после гласных О и А

РАСТ – РАЩ – РОС растение, выращенный, заросли

 

Искл.: росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль

Вырост – рост, нарост.

ПодрОстковый

 

СКАК – СКОЧ прискакать - выскочить

Искл.: скачу

скачок

скачите

По значению

РАВН – уравнять РОВН - выровнять

равный ровный

одинаковый гладкий, прямой

Искл.: равнина

! Равняйсь, равнение, подравняться в строю, поравняться,

наравне, поровну, уровень, ровесник

 

МАК - обмакнуть МОК- промокать

опускать, пропускать влагу

погружать во что-либо

промокательная бумага

 

Казалось бы, всё просто, выучи все корни и запомни, от каких условий зависит выбор гласной, и ты блестяще справишься с заданием. Но не тут-то было! Есть «подводные камни»!

ОШИБКА № 2 связана с неумением отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередующимися.

Поэтому не стоит забывать, что у некоторых корней данной группы есть ОМОНИМЫ, то есть похожие на них по написанию, но имеющие совсем иное значение.

Такие корни для сравнения представлены в таблице № 2

корни с чередованием и их значение

 

омонимичные корни и их значение

МЕР – МИР (замереть, умирать) – «затихать», «прекращать существование»

выбор гласной зависит от суффикса А

МЕР – мерить (мЕрка)

МИР – мирить (мИр)

ПЕР – ПИР (запереть, отпирать) – «закрывать», «открывать»

выбор гласной зависит от суффикса А

ПЕР– перо (пЕрья)

ПИР – пировать (пИр)

 

КОС – КАС (коснуться, касаться) – «дотронуться»

выбор гласной зависит от суффикса А

КОС – косичка (кОсы)

КАС – кассир (кАсса)

ГОР – (загореть, угореть, выгореть) значение связано с огнём, пожаром, солнцем

в безударной позиции пишется О

ИСКЛ. пригАрь, выгАрки)

ГОР – гористый (гОры)

СЛОВАРНЫЕ слова

ГОРИЗОНТ

ГАРАЖ

ЗАР – (заря, озарить) – «значение связано со словом ЗАРЯ)

в безударной позиции пишется А

(ИСКЛ. зоревать

проЗОРливый – зОркий

 


ОШИБКА № 3 – нужно знать все исключения! (см. таблицу № 1) Те слова, которые не подчиняются правилу, все равно относятся к чередующимся.

ОШИБКА № 4 – часто забывают, что к чередующимся относятся слова с корнями, содержащими сочетания –ИМ и – ИН : начинать, понимать, разжимать. (см. таблицу № 1)

Казалось бы, гораздо проще найти ряды слов с проверяемыми гласными. Находить проверочные слова ученики обучены с 1 класса. Но есть слова, к которым они с трудом подбирают проверку, потому что проверочных слов не так уж много. Не сумел найти проверку – и вот она

ОШИБКА № 5! Слово будет расценено как непроверяемое.

Как показывает практика, трудности вызывает проверка следующих слов:

Обнажить – наг

Укротить – кроткий

Обрамление – рама

Подражать – дразнит

Утопический – утопия

Наслаждение – сладость, сладкий

Очарование - чары

Непроверямые гласные тоже сопряжены с определенными трудностями.

Нужно помнить, для проверки в некоторых случаях используются слова, вышедшие из употребления. Они помогает запомнить, какая гласная пишется, но «бывшие родственники» проверочными не считаются.

Так, словарными считаются слова БАГРОВЫЙ, БАРЯНЫЙ, БАГРЕЦ, БАРЯНЕЦ (образованы от древнерусского БАГР – красный), ОБАЯНИЕ, ОБАЯТЕЛЬНЫЙ (от древнерусского баяти – говорить).

Можно в процессе подготовки к выполнению ЗАДАНИЯ № 9 использовать различные упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости. Образец такого задания:

Распределите на три группы слова, в зависимости от выбора гласной:

Предварительный, очарование, наваждение, примириться, избирательный, увядать, облокотиться, разжимать и т.д.

 

Подберите проверочные слова к тем словам, гласную в корне которых можно проверить (очарование – чары, примириться – мир, увядать – вянуть, облокотиться – локоть, подлокотник)

Объясните причину выбора гласной в корнях с чередованием (избирательный – в корне - бир- пишется -и-, потому что за корнем следует суффикс А, по этой же причине пишется –И- в корне слова разжимать).

Перечислите словарные слова (предварительный, наваждение)

Правила правописания безударных гласных в корне слова можно найти в любом учебнике по русскому языку для старших классов. Один из них - Учебник Русский язык 10, 11 класс Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.

 

Полезной окажется информация по теории, предлагаемая на сайтах:

 

Опубликовано в группе «Проект «10 основных ошибок, допускаемых в ЕГЭ (ГИА)»»




Комментарии (3)

Спицына Любовь Ивановна, 13.12.19 в 01:59 0 Ответить Пожаловаться
Верно поняла, что словарными являются слова багряный и багрянец?
Горбачёва Марина Юрьевна, 13.12.19 в 05:25 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Сердюкова Людмила Юрьевна, 13.12.19 в 19:48 1 Ответить Пожаловаться
Да, багряный и багрянец - словарные слова, так как в современном языке нет слова, которым можно проверить гласную корня. А слово "багрЪ" давно из употребления вышло.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.