12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Николаевна1433
Я-учитель биологии, работаю в школе уже 34-ый год. Очень люблю свою работу.
Россия, Кировская обл., пгт Восточный

БИОЛОГИЯ: 10 основных ошибок, допускаемых в ОГЭ

 

Задание, которое не встречается  в учебниках биологии:

1. Задания по маленькому тексту (в КИМах №24)
ОГЭ-ошибка 1
DOCX / 18.63 Кб

 

Ошибка 1. Задания по маленькому тексту (в КИМах №24)

 

Маленький текст – это всего лишь 1 предложение,

после него приведено 6 утверждений, ВСЕ из которых ВЕРНЫЕ.

Нужно выбрать из этих шести 3 утверждения,

исходя ТОЛЬКО из фактов,написанных в маленьком тексте

(КАЖДОЕ  слово в предложении

должно статьисточником информации!)

 

 

Например:

Известно, что Карл Линней – выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

  1. К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
  2. У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
  3. В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
  4. К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
  5. Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.
  6. К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции –в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

Верный ответ:

  1. -  К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
  1. -  В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
  1. -  Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 1

1. Маленькие тексты
PPTX / 324.79 Кб

 

Задания по разделу «Человек».

 

Данный раздел изучается в 8 классе, самые трудные темы для учеников – это:

2. Тема «Строение сердца»
ОГЭ-ошибка 2
DOCX / 177.3 Кб

 

Ошибка 2. Тема «Строение сердца»

Например:

  1. Какой буквой на рисунке обозначено правое предсердие сердца?

 

/data/files/d1561103920.png (0x0)

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г

 

 

 

  1. На рисунке изображено сердце и крупные кровеносные сосуды человека. Какой цифрой на нем обозначена нижняя полая вена?

/data/files/p1561103928.png (0x0)

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

 

  1. Какой цифрой на рисунке обозначена аорта?

/data/files/u1561103934.png (0x0)

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

 

  1. Обратному движению крови из желудочков в предсердия сердца препятствует(-ют)

                       1) околосердечная сумка

                       2) створчатые клапаны

                       3) перегородка сердечной мышцы

                       4) полулунные клапаны

 

  1. Наибольшую толщину имеет сердечная мышца, образующая  стенку

                      1) левого желудочка

                       2) правого желудочка

                       3) левого предсердия

                       4) правого предсердия

 

Верные ответы:

  1. Какой буквой на рисунке обозначено правое предсердие сердца?

/data/files/d1561103920.png (109x136)

 

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г

 

 

 

  1. На рисунке изображено сердце и крупные кровеносные сосуды человека. Какой цифрой на нем обозначена нижняя полая вена?

/data/files/p1561103928.png (167x156)

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

 

  1. Какой цифрой на рисунке обозначена аорта?

/data/files/u1561103934.png (130x129)

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

 

  1. Обратному движению крови из желудочков в предсердия сердца препятствует(-ют)

                       1) околосердечная сумка

                       2) створчатые клапаны

                       3) перегородка сердечной мышцы

                       4) полулунные клапаны

 

  1. Наибольшую толщину имеет сердечная мышца, образующая  стенку

                       1) левого желудочка

                       2) правого желудочка

                       3) левого предсердия

                       4) правого предсердия

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 2

2. Строение сердца
PPT / 759 Кб

 

3. Тема «Круги кровообращения»
ОГЭ - ошибка 3
DOCX / 23.39 Кб

 

Ошибка 3. Тема «Круги кровообращения»

Например:

  1. Какое из утверждений правильно описывает движение крови по малому кругу кровообращения?

            1) начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии

             2) начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии

             3) начинается в левом желудочке и заканчивается в левом предсердии

             4) начинается в правом желудочке и заканчивается в правом предсердии

 

  1. Что происходит с кровью в капиллярах большого круга кровообращения человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

            1) из артериальной превращается в венозную

             2) отдает питательные вещества в ткани

             3) насыщается в тканях кислородом

             4) течёт под большим давлением

             5) поглощает из тканей конечные продукты обмена веществ

             6) течёт быстрее, чем в артериях и венах

 

  1. Верны ли суждения о кругах кровообращения человека?

А. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и завершается в правом предсердии.

Б.  Путь крови от правого желудочка до левого предсердия называется большим кругом кровообращения.

                       1) верно только А

                       2) верно только Б

                       3) верны оба суждения

                       4) оба суждения неверны

 

  1. Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен.

ПРИЗНАК

КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ

А) берёт начало в левом желудочке

Б) из сердца вытекает артериальная кровь

В) кровь обогащается углекислым газом

Г) кровь из сердца попадает в лёгочную артерию

Д) берёт начало в правом желудочке

1) малый круг

2) большой круг

 

 

  1. Установите последовательность движения крови в большом круге кровообращения, начиная от левого желудочка. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
  1. аорта
  2. капилляры
  3. артерия
  4.  правое предсердие
  5.  нижняя полая вена

 

  1. Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

 

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только __________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. __________ (Б) – это сосуды, по которым кровь движется от сердца.

У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется __________ (В), а заканчивается большой круг в __________ (Г).

                     

                      ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вена

2) артерия

3) капилляр

4) левый желудочек

5) правый желудочек

6) правое предсердие

7) артериальная кровь

8) венозная кровь

 

Верные ответы:

1. Какое из утверждений правильно описывает движение крови по малому кругу кровообращения?

             1) начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии

             2) начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии

             3) начинается в левом желудочке и заканчивается в левом предсердии

             4) начинается в правом желудочке и заканчивается в правом предсердии

 

2. Что происходит с кровью в капиллярах большого круга кровообращения человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

            1) из артериальной превращается в венозную

             2) отдает питательные вещества в ткани

             3) насыщается в тканях кислородом

             4) течёт под большим давлением

             5) поглощает из тканей конечные продукты обмена веществ

             6) течёт быстрее, чем в артериях и венах

 

3. Верны ли суждения о кругах кровообращения человека?

А. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и завершается в правом предсердии.

Б.  Путь крови от правого желудочка до левого предсердия называется большим кругом кровообращения.

                       1) верно только А

                       2) верно только Б

                       3) верны оба суждения

                       4) оба суждения неверны

4. Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен.

ПРИЗНАК

КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ

А) берёт начало в левом желудочке

Б) из сердца вытекает артериальная кровь

В) кровь обогащается углекислым газом

Г) кровь из сердца попадает в лёгочную артерию

Д) берёт начало в правом желудочке

1) малый круг

2) большой круг

 

 

5. Установите последовательность движения крови в большом круге кровообращения, начиная от левого желудочка. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. аорта
  2. капилляры
  3. артерия
  4.  правое предсердие
  5.  нижняя полая вена
  6.  

 

6.Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

 

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только __________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. __________ (Б) – это сосуды, по которым кровь движется от сердца.

У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется __________ (В), а заканчивается большой круг в __________ (Г).

                    

                      ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вена

2) артерия - Б

3) капилляр

4) левый желудочек - В

5) правый желудочек

6) правое предсердие - Г

7) артериальная кровь - А

8) венозная кровь

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 

3. Круги кровообращения
PPT / 743.5 Кб

 

4. Тема «Пищеварение»
ОГЭ-ошибка 4
DOCX / 28.51 Кб

 

Ошибка 4.Тема «Пищеварение»

Например:

  1. Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести.

             1) облегчение глотания

             2) расщепление жиров

             3) расщепление крахмала

             4) механическое измельчение пищи

             5) обезвреживание бактерий

             6) расщепление белков

 

  1. Какие химические вещества участвуют в переваривании питательных веществ? Выберите три верных ответа из шести.

             1) витамин А

             2) гемоглобин

             3) пепсин

             4) соляная кислота

             5) желчь

             6) фибрин

 

  1. В каких органах пищеварительной системы происходит ферментативное расщепление питательных веществ? Выберите три верных ответа из шести.

             1) пищевод

             2) желудок

             3) ротовая полость

             4) толстая кишка

             5) двенадцатиперстная кишка

             6) печень

 

  1. Что характерно для печени человека? Выберите три верных ответа из шести.

             1) разрушает эритроциты

             2) выполняет барьерную функцию

             3) имеет многочисленные ворсинки

             4) участвует в жировом обмене веществ

             5) способствует перевариванию клетчатки

             6) вырабатывает фермент, расщепляющий сахар

 

  1. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б) всасываются органические вещества  в кровь и лимфу

В) всасывается основная часть воды

Г) расщепляется клетчатка

Д) внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е) формирование каловых масс

1) тонкий

2) толстый

 

  1. Установите соответствие между функцией и железой пищеварительной системы человека, для которой она характерна.

ФУНКЦИЯ

ЖЕЛЕЗА

А) осуществляет барьерную роль

Б) вырабатывает ферменты

В) образует желчь

Г) участвует в переваривании белков, углеводов, липидов

Д) разрушает эритроциты

Е) вырабатывает инсулин

1) печень

2) поджелудочная железа

 

 

  1. Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
  1. кровеносный капилляр
  2. тонкий кишечник
  3. пищеварительный канал
  4. двенадцатиперстная кишка
  5. пищеварительная система
  6. кишечная ворсинка

 

  1. Установите последовательность этапов пищеварения у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
  1. всасывание органических веществ в кровь и лимфу
  2. механическая обработка пищи
  3. удаление непереваренных остатков пищи из организма
  4. расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до растворимых питательных веществ

 

  1. Вставьте в текст «Преобразование пищи в ротовой полости человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПИЩИ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В пищеварительной системе человека происходит механическое и __________(А) преобразование пищи. Уже в ротовой полости пища пережёвывается и начинает перевариваться, здесь начинает расщепляться __________(Б). Под действием ферментов слюны сложные органические вещества пищи превращаются в __________(В). Слюна имеет __________(Г) реакцию.

                     

                      ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) слабощелочная

2) кислая

3) химическое

4) физическое

5) крахмал -

6) сахар

7) белок

8) аминокислота

 

  1. Вставьте в текст «Желудочный сок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК

Клетки __________(А) стенок желудка выделяют желудочный сок. Желудочный сок человека – бесцветная жидкость, содержащая слизь, ферменты и небольшое количество __________(Б). Ферменты в желудке расщепляют __________(В). Они активны только при температуре 38–39 °С и в __________(Г). Слизь предохраняет стенки желудка от механического повреждения.

                      ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) соляная кислота

2) белок

3) аминокислота

4) глицерин

5) щелочная среда

6) кислая среда

7) внутренний слой

8) средний слой

 

  1. Вставьте в текст «Пищеварение в тонком кишечнике человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ТОНКОМ КИШЕЧНИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Начальный отдел тонкого кишечника – __________(А). В тонкий кишечник впадают протоки __________(Б) и желчного пузыря. Желчь  в организме человека отвечает за обмен __________(В). В тонком кишечнике ферментативные реакции осуществляются в слабо __________(Г) среде.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) жир

2) углевод

3) двенадцатиперстная кишка

4) слепая кишка

5) прямая кишка

6) поджелудочная железа

7) кислая

8) щелочная

 

  1. Вставьте в текст «Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека» пропущенные термины из предложенного перечня

ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ТОЛСТОМ КИШЕЧНИКЕ ЧЕЛОВЕКА

В толстом кишечнике в кровь всасывается большое количество __________(А). Железы толстого кишечника вырабатывают много __________(Б) и облегчают, таким образом, продвижение и выведение непереваренных остатков пищи. Бактерии толстого кишечника синтезируют некоторые __________(В). Непереваренные остатки пищи попадают  в __________(Г) и удаляются из организма.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) слизь

2) вода

3) глюкоза

4) витамин

5) прямая кишка

6) слепая кишка

7) поджелудочная железа

 

Верные ответы:

  1. Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести.

             1) облегчение глотания

             2) расщепление жиров

             3) расщепление крахмала

             4) механическое измельчение пищи

             5) обезвреживание бактерий

             6) расщепление белков

 

  1. Какие химические вещества участвуют в переваривании питательных веществ? Выберите три верных ответа из шести.

             1) витамин А

             2) гемоглобин

             3) пепсин

             4) соляная кислота

            5) желчь

             6) фибрин

 

  1. В каких органах пищеварительной системы происходит ферментативное расщепление питательных веществ? Выберите три верных ответа из шести.

             1) пищевод

             2) желудок

             3) ротовая полость

             4) толстая кишка

             5) двенадцатиперстная кишка

             6) печень

 

  1. Что характерно для печени человека? Выберите три верных ответа из шести.

             1) разрушает эритроциты

             2) выполняет барьерную функцию

             3) имеет многочисленные ворсинки

             4) участвует в жировом обмене веществ

             5) способствует перевариванию клетчатки

             6) вырабатывает фермент, расщепляющий сахар

 

  1. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б) всасываются органические вещества  в кровь и лимфу

В) всасывается основная часть воды

Г) расщепляется клетчатка

Д) внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е) формирование каловых масс

1) тонкий

2) толстый

 

 

  1. Установите соответствие между функцией и железой пищеварительной системы человека, для которой она характерна.

ФУНКЦИЯ

ЖЕЛЕЗА

А) осуществляет барьерную роль

Б) вырабатывает ферменты

В) образует желчь

Г) участвует в переваривании белков, углеводов, липидов

Д) разрушает эритроциты

Е) вырабатывает инсулин

1) печень

2) поджелудочная железа

 

 

  1. Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
  1. кровеносный капилляр
  2. тонкий кишечник
  3. пищеварительный канал
  4. двенадцатиперстная кишка
  5. пищеварительная система
  6. кишечная ворсинка

5 3 2 4 6 1

 

  1. Установите последовательность этапов пищеварения у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
  1. всасывание органических веществ в кровь и лимфу
  2. механическая обработка пищи
  3. удаление непереваренных остатков пищи из организма
  4. расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до растворимых питательных веществ

2 4 1 3

 

  1. Вставьте в текст «Преобразование пищи в ротовой полости человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПИЩИ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В пищеварительной системе человека происходит механическое и __________(А) преобразование пищи. Уже в ротовой полости пища пережёвывается и начинает перевариваться, здесь начинает расщепляться __________(Б). Под действием ферментов слюны сложные органические вещества пищи превращаются в __________(В). Слюна имеет __________(Г) реакцию.

                     

                      ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) слабощелочная - Г

2) кислая

3) химическое - А

4) физическое

5) крахмал -  Б

6) сахар - В

7) белок

8) аминокислота

  1. Вставьте в текст «Желудочный сок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК

Клетки __________(А) стенок желудка выделяют желудочный сок. Желудочный сок человека – бесцветная жидкость, содержащая слизь, ферменты и небольшое количество __________(Б). Ферменты в желудке расщепляют __________(В). Они активны только при температуре 38–39 °С и в __________(Г). Слизь предохраняет стенки желудка от механического повреждения.

                      ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) соляная кислота - Б

2) белок - В

3) аминокислота

4) глицерин

5) щелочная среда

6) кислая среда - Г

7) внутренний слой - А

8) средний слой

 

  1. Вставьте в текст «Пищеварение в тонком кишечнике человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ТОНКОМ КИШЕЧНИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Начальный отдел тонкого кишечника – __________(А). В тонкий кишечник впадают протоки __________(Б) и желчного пузыря. Желчь  в организме человека отвечает за обмен __________(В). В тонком кишечнике ферментативные реакции осуществляются в слабо __________(Г) среде.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) жир - В

2) углевод

3) двенадцатиперстная кишка - А

4) слепая кишка

5) прямая кишка

6) поджелудочная железа - Б

7) кислая

8) щелочная - Г

 

  1. Вставьте в текст «Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека» пропущенные термины из предложенного перечня

ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ТОЛСТОМ КИШЕЧНИКЕ ЧЕЛОВЕКА

В толстом кишечнике в кровь всасывается большое количество __________(А). Железы толстого кишечника вырабатывают много __________(Б) и облегчают, таким образом, продвижение и выведение непереваренных остатков пищи. Бактерии толстого кишечника синтезируют некоторые __________(В). Непереваренные остатки пищи попадают  в __________(Г) и удаляются из организма.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) слизь - Б

2) вода - А

3) глюкоза

4) витамин - В

5) прямая кишка - Г

6) слепая кишка

7) поджелудочная железа

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 

4. Пищеварение
PPT / 1.44 Мб

 

5. Тема «Выделение»
ОГЭ-ошибка 5
DOCX / 280.51 Кб

 

Ошибка 5. Тема «Выделение»

Например:

  1. Какой буквой на рисунке обозначен орган мочевыделительной системы, в котором происходит фильтрация крови?

/data/files/w1561104197.png (0x0)

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г

 

 

  1. Какую функцию выполняет орган мочевыделительной системы, обозначенный на рисунке буквой А?

/data/files/g1561104202.png (0x0)

 

1) фильтрует кровь от конечных веществ обмена веществ

2) обеспечивает движение венозной крови

3) транспортирует мочу к мочевому пузырю

4) обеспечивает образование первичной мочи

 

 

  1. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

/data/files/j1561104208.png (0x0)

 

1) почечная артерия

2) капсула нефрона

3) извитой каналец

4) собирательная трубка

 

 

  1. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

/data/files/h1561104213.png (0x0)

 

1) почечная артерия

2) капсула нефрона

3) извитой каналец

4) собирательная трубка

 

 

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Капсула нефрона

Полулунный клапан 

Движение крови в одном направлении

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

             1) обмен газов

             2) клеточный иммунитет

             3) фильтрация крови

             4) гуморальная регуляция

 

  1. Установите последовательность структур почки человека, в которых происходит образование мочи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
  1. трубочки пирамидок
  2. приносящая артерия
  3. полость капсулы
  4. капилляры клубочка
  5. извитой каналец

 

  1. Вставьте в текст «Выделительная система человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Важнейшим парным органом выделительной системы человека являются почки. Функциональной единицей __________ (А) служит __________(Б). Кровь поступает в капиллярный клубочек нефрона, где происходит всасывание жидкого компонента крови в нефрон, в результате чего формируется __________(В). Форменные элементы крови с минимальными остатками плазмы затем поступают в капилляры __________(Г) нефрона, где происходит обратное всасывание в кровь нужных веществ. В результате формируется __________(Д), которая поступает в мочевой пузырь, где накапливается и затем выводится.

                        Перечень терминов

1) загнутый каналец

2) извитой каналец

3) печень

4) почка

5) первичная моча

6) вторичная моча

7) нефрон

8) нейрон

 

Верные ответы:

  1. Какой буквой на рисунке обозначен орган мочевыделительной системы, в котором происходит фильтрация крови?

/data/files/w1561104197.png (176x253)

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г

 

 

  1. Какую функцию выполняет орган мочевыделительной системы, обозначенный на рисунке буквой А?

/data/files/g1561104202.png (160x231)

 

1) фильтрует кровь от конечных веществ обмена веществ

2) обеспечивает движение венозной крови

3) транспортирует мочу к мочевому пузырю

4) обеспечивает образование первичной мочи

 

 

  1. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

/data/files/j1561104208.png (190x174)

 

1) почечная артерия

2) капсула нефрона

3) извитой каналец

4) собирательная трубка

 

 

  1. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

/data/files/h1561104213.png (0x0)

 

1) почечная артерия

2) капсула нефрона

3) извитой каналец

4) собирательная трубка

 

 

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Капсула нефрона

Полулунный клапан 

Движение крови в одном направлении

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

             1) обмен газов

             2) клеточный иммунитет

             3) фильтрация крови

             4) гуморальная регуляция

 

  1. Установите последовательность структур почки человека, в которых происходит образование мочи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
  1. трубочки пирамидок
  2. приносящая артерия
  3. полость капсулы
  4. капилляры клубочка
  5. извитой каналец

2 4 3 5 1

 

  1. Вставьте в текст «Выделительная система человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Важнейшим парным органом выделительной системы человека являются почки. Функциональной единицей __________ (А) служит __________(Б). Кровь поступает в капиллярный клубочек нефрона, где происходит всасывание жидкого компонента крови в нефрон, в результате чего формируется __________(В). Форменные элементы крови с минимальными остатками плазмы затем поступают в капилляры __________(Г) нефрона, где происходит обратное всасывание в кровь нужных веществ. В результате формируется __________(Д), которая поступает в мочевой пузырь, где накапливается и затем выводится.

                        Перечень терминов

1) загнутый каналец

2) извитой каналец - Г

3) печень

4) почка - А

5) первичная моча - В

6) вторичная моча - Д

7) нефрон - Б

8) нейрон

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 5

5. Выделение
PPT / 2.86 Мб

 

6. Тема «Головной мозг»
ОГЭ-ошибка 6
DOCX / 150.84 Кб

 

Ошибка 6. Тема «Головной мозг»

Например:

  1. Какой цифрой на рисунке обозначен промежуточный мозг?

/data/files/v1561104421.png (0x0)

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

 

  1. Какой цифрой на рисунке обозначен средний мозг?

 

/data/files/i1561104426.png (0x0)

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

 

  1. Какой буквой на рисунке обозначена доля головного мозга, в которой расположена слуховая зона?

/data/files/d1561104432.png (0x0)

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г

 

 

  1. Верны ли суждения об отделах головного мозга человека?

А. Центры среднего мозга регулируют температуру тела, отвечают за чувство жажды, голода и насыщения.

Б. В промежуточном мозге расположены ядра, обеспечивающие  тонус мышц, ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражения.

                       1) верно только А

                       2) верно только Б

                       3) верны оба суждения

                       4)оба суждения неверны

 

  1. Верны ли суждения о больших полушариях головного мозга человека?

А. В глубине полушарий головного мозга находятся подкорковые ядра, состоящие из скопления белого вещества.

Б. В височных долях находятся области, ответственные за зрительное восприятие объектов.

                       1) верно только А

                       2) верно только Б

                       3) верны оба суждения

                       4) оба суждения неверны

 

  1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести.

                       1) регулирует деятельность дыхательной системы

                       2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание

                       3) отвечает за чувство голода и насыщения

                       4) регулирует температуру тела

                       5) регулирует деятельность кровеносной системы

                       6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы

 

  1. Какие функции выполняет промежуточный мозг человека? Выберите три верных ответа из шести.

                       1) регулирует температуру тела

                       2) отвечает за чувство голода

                       3) отвечает за чувство насыщения

                       4) регулирует деятельность кровеносной системы

                       5) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание

                       6) обеспечивает деятельность дыхательной системы

 

Верные ответы:

  1. Какой цифрой на рисунке обозначен промежуточный мозг?

/data/files/v1561104421.png (196x167)

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

 

  1. Какой цифрой на рисунке обозначен средний мозг?

 

/data/files/i1561104426.png (208x178)

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

 

  1. Какой буквой на рисунке обозначена доля головного мозга, в которой расположена слуховая зона?

/data/files/d1561104432.png (216x167)

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г

 

 

  1. Верны ли суждения об отделах головного мозга человека?

А. Центры среднего мозга регулируют температуру тела, отвечают за чувство жажды, голода и насыщения.

Б. В промежуточном мозге расположены ядра, обеспечивающие  тонус мышц, ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражения.

                       1) верно только А

                       2) верно только Б

                       3) верны оба суждения

                       4)оба суждения неверны

 

  1. Верны ли суждения о больших полушариях головного мозга человека?

А. В глубине полушарий головного мозга находятся подкорковые ядра, состоящие из скопления белого вещества.

Б. В височных долях находятся области, ответственные за зрительное восприятие объектов.

                       1) верно только А

                       2) верно только Б

                       3) верны оба суждения

                       4) оба суждения неверны

 

  1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести.

                       1) регулирует деятельность дыхательной системы

                       2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание

                       3) отвечает за чувство голода и насыщения

                       4) регулирует температуру тела

                       5) регулирует деятельность кровеносной системы

                       6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы

 

  1. Какие функции выполняет промежуточный мозг человека? Выберите три верных ответа из шести.

                       1) регулирует температуру тела

                       2) отвечает за чувство голода

                       3) отвечает за чувство насыщения

                       4) регулирует деятельность кровеносной системы

                       5) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание

                       6) обеспечивает деятельность дыхательной системы

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 

6. Головной мозг
PPT / 1 Мб

 

7.   Тема «Рефлекторная дуга»
ОГЭ - ошибка 7
DOCX / 176.87 Кб

 

Ошибка 7. Тема «Рефлекторная дуга»

Например:

  1. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

/data/files/g1561104633.png (0x0)

 

1) чувствительный нейрон

2) рецептор

3) вставочный нейрон

4) рабочий орган

 

 

 

  1. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

/data/files/c1561104638.png (0x0)

 

 1) чувствительный нейрон

 2) рецептор

 3) вставочный нейрон

 4) рабочий орган

 

  1. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме цифрой 1?

/data/files/s1561104643.png (0x0)

 

1) чувствительный нейрон

2) рецептор

3) двигательный нейрон

4) рабочий орган

 

 

  1. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

/data/files/f1561104649.png (0x0)

 

1) чувствительный нейрон

 2) нервный центр

 3) двигательный нейрон

 4) рабочий орган

 

 

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Рецептор

Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

Непосредственное выполнение команды

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

             1) рабочий орган

             2) чувствительный нейрон

             3) двигательный нейрон

             4) нервный центр

 

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

Рабочий орган

Непосредственное выполнение команды

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

             1) рецептор

             2) чувствительный нейрон

             3) двигательный нейрон

             4) нервный центр

 

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Рецептор

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

                       1) проведение нервного импульса от ЦНС

                       2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

                       3) обработка поступающей информации

                       4) непосредственное выполнение команды

 

  1. Верны ли суждения о рефлекторной дуге человека?

А. Рефлекторная дуга – это ответная реакция организма на действие раздражителя при участии нервной системы.

Б. Последовательность этапов рефлекторной дуги: рецептор→двигательныйпуть→участокцнс→чувствительныйпуть→рабочий орган.

                       1) верно только А

                       2) верно только Б

                       3) верны оба суждения

                       4) оба суждения неверны

 

  1. Установите последовательность этапов прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге.

1) выделение слюны железистыми клетками

2) проведение нервного импульса по чувствительному нейрону

3) проведение электрического импульса по вставочному нейрону

4) раздражение вкусового рецептора

5) проведение электрического импульса по двигательному нейрону

 

  1. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека.

1) двигательный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) спинной мозг

4) рецепторы сухожилия

5) четырёхглавая мышца бедра

 

  1. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека.
  1. чувствительный нейрон
  2. рецепторы носовой полости
  3. центр продолговатого мозга
  4. двигательный нейрон
  5. дыхательные мышцы

 

  1. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета.

1) вставочный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) рецепторы кожи

4) скелетная мышца

5) исполнительный нейрон

 

  1. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у человека.

1) сокращение дыхательных мышц

2) рецепторы гортани

3) центр продолговатого мозга

4) чувствительный нейрон

5) исполнительный нейрон

 

  1. Установите последовательность процессов, приводящих к торможению слюноотделительного рефлекса при виде кошки-матери и выработке его при виде миски для корм.
  1. прекращение выделения молока у кошки-матери
  2. слюноотделительный рефлекс при питании материнским молоком
  3. многократное кормление из одной и той же миски
  4. знакомство голодного котёнка с миской, содержащей пищу
  5. слюноотделение у котёнка при виде пустой миски

 

  1. Установите последовательность прохождения импульсов по рефлекторной дуге коленного рефлекса от момента удара резиновым молоточком по сухожильной связке.
  1. сокращение мышцы, разгибание ноги
  2. натяжение мышцы, возникновение возбуждения в рецепторах
  3.  участок спинного мозга
  4.  чувствительный нейрон
  5. двигательный нейрон

 

Верные ответы:

  1. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

/data/files/g1561104633.png (0x0)

 

1) чувствительный нейрон

2) рецептор

3) вставочный нейрон

4) рабочий орган

 

 

 

  1. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

/data/files/c1561104638.png (0x0)

 

 1) чувствительный нейрон

 2) рецептор

 3) вставочный нейрон

 4) рабочий орган

 

  1. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме цифрой 1?

/data/files/s1561104643.png (0x0)

 

1) чувствительный нейрон

2) рецептор

3) двигательный нейрон

4) рабочий орган

 

 

  1. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

/data/files/f1561104649.png (0x0)

 

1) чувствительный нейрон

 2) нервный центр

 3) двигательный нейрон

 4) рабочий орган

 

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Рецептор

Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

Непосредственное выполнение команды

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

             1) рабочий орган

             2) чувствительный нейрон

             3) двигательный нейрон

             4) нервный центр

 

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

Рабочий орган

Непосредственное выполнение команды

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

             1) рецептор

             2) чувствительный нейрон

             3) двигательный нейрон

             4) нервный центр

 

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Рецептор

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

                       1) проведение нервного импульса от ЦНС

                      2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

                       3) обработка поступающей информации

             4) непосредственное выполнение команды

 

  1. Верны ли суждения о рефлекторной дуге человека?

А. Рефлекторная дуга – это ответная реакция организма на действие раздражителя при участии нервной системы.

Б. Последовательность этапов рефлекторной дуги: рецептор→двигательныйпуть→участокцнс→чувствительныйпуть→рабочий орган.

                       1) верно только А

                       2) верно только Б

                       3) верны оба суждения

                       4) оба суждения неверны

  1. Установите последовательность этапов прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге.

1) выделение слюны железистыми клетками

2) проведение нервного импульса по чувствительному нейрону

3) проведение электрического импульса по вставочному нейрону

4) раздражение вкусового рецептора

5) проведение электрического импульса по двигательному нейрону

 42351

  1. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека.

1) двигательный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) спинной мозг

4) рецепторы сухожилия

5) четырёхглавая мышца бедра

4 2  3 1 5

  1. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека.
  1. чувствительный нейрон
  2. рецепторы носовой полости
  3. центр продолговатого мозга
  4. двигательный нейрон
  5. дыхательные мышцы

2 1 3 4 5

  1. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета.

1) вставочный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) рецепторы кожи

4) скелетная мышца

5) исполнительный нейрон

3  2  1  5  4

  1. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у человека.

1) сокращение дыхательных мышц

2) рецепторы гортани

3) центр продолговатого мозга

4) чувствительный нейрон

5) исполнительный нейрон

2 4 3 5 1

  1. Установите последовательность процессов, приводящих к торможению слюноотделительного рефлекса при виде кошки-матери и выработке его при виде миски для корм.
  1. прекращение выделения молока у кошки-матери
  2. слюноотделительный рефлекс при питании материнским молоком
  3. многократное кормление из одной и той же миски
  4. знакомство голодного котёнка с миской, содержащей пищу
  5. слюноотделение у котёнка при виде пустой миски

2 1 4 3 5

  1. Установите последовательность прохождения импульсов по рефлекторной дуге коленного рефлекса от момента удара резиновым молоточком по сухожильной связке.
  1. сокращение мышцы, разгибание ноги
  2. натяжение мышцы, возникновение возбуждения в рецепторах
  3.  участок спинного мозга
  4.  чувствительный нейрон
  5. двигательный нейрон

2 4 3 5 1

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 

7. Рефлекторная дуга
PPT / 805 Кб

 

8. Тема «Условные и безусловные рефлексы»
ОГЭ-ошибка 8
DOCX / 26.68 Кб

 

Ошибка 8. Тема «Условные и безусловные рефлексы»

Например:

  1. Какие приведённые примеры поведения являются ненаследственными? Выберите три верных ответа из шести.

                       1) катание подростка на велосипеде

                       2) движение амёбы от яркого света

                       3) сужение зрачка при ярком свете

                       4) пеленание грудного ребёнка матерью

                       5) выделение слюны после прочтения таблички «Столовая»

                       6) поворот головы на крик

 

  1. Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из.

             1) резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома

             2) покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях

             3) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник

             4) чихание человека при уборке помещения

             5) сильное слюноотделение у собаки при попадании пищи в ротовую полость

             6) лай собаки на человека в чёрном плаще

 

  1. Какие признаки характерны для условных рефлексов, в отличие от безусловных? Выберите три верных ответа из шести.

             1) передаются организмам по наследству из поколения в поколение

             2) одинаковы у всех организмов данного вида

            3) формируются в процессе индивидуального развития организма

             4) вырабатываются в течение жизни человека

             5) являются врождёнными

             6) обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды   

обитания

 

  1. Что является примером условно-рефлекторной деятельности человека? Выберите три верных ответа из шести.

             1) У человека выделяется слюна во время обеда.

             2) Уходя из дома, хозяин выключает электрический свет.

             3) Мать напоминает ребенку утром и вечером  о том, что надо чистить зубы.

             4) Человек оборачивается на незнакомый звук.

             5) Девочка катается на велосипеде.

             6) Малыш чихает при простуде.

 

  1. Какие признаки характерны для условных рефлексов, в отличие от безусловных? Выберите три верных признака из шести.

                       1) передаются организмам по наследству из поколения в поколение

                       2) одинаковы у всех организмов данного вида

                       3)  формируются в процессе индивидуального развития организма

                       4) легко затухают и образуются вновь

                       5)  имеют постоянные рефлекторные дуги

                       6)  обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды

обитания

  1. Установите соответствие между примером и типом рефлекса.

ПРИМЕР

ТИП РЕФЛЕКСА

А) отдёргивание руки от горячего предмета

Б) плач ребёнка при виде человека в белом халате

В) протягивание руки годовалым малышом к увиденным сладостям

Г) глотание при раздражении рецепторов корня языка пищевым комком

Д) выделение слюны при виде красиво сервированного стола

Е) учащённое сердцебиение при воспоминании о неприятном событии

1) безусловный

2) условный

 

 

  1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСА  

ВИД

А) обеспечивает приспособление организма к конкретным условиям окружающей среды

Б) обеспечивает реализацию опыта, накопленного предками

В) характерен для всех особей данного вида

Г) позволяет приобрести новый опыт, получаемый в течение жизни

Д) определяет поведение организма в изменившихся условиях

Е) обеспечивает сохранение вида в течение ряда поколений

1) безусловный

2) условный

 

 

  1. Установите соответствие между признаком и типом рефлекса, к  которому этот признак относится.

ПРИЗНАК    

ТИП РЕФЛЕКСА

А) индивидуальные реакции организма

Б) не требуют специальных условий для их возникновения

В) жизненно важны, обеспечивают существование организмов

Г) обеспечивают приспособление организма к быстро меняющимся условиям среды

Д) врождённые видовые реакции организма

Е) формируются в процессе индивидуального развития

1) условный

2) безусловный

 

 

  1. Установите соответствие между примером и типом рефлекса, который он иллюстрирует.

                      ПРИМЕР

ТИП РЕФЛЕКСА

А) резкий поворот головы и тела кошки в направлении сильного хлопка

Б) отдёргивание человеком руки от холодного поручня в транспорте зимой

В) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник

Г) плач ребёнка при виде осы

Д) сильное слюноотделение у коровы при попадании травы в ротовую полость

1) безусловный

2) условный

 

  1. Установите соответствие между примером и типом рефлекса, который он иллюстрирует.

ПРИМЕР

ТИП РЕФЛЕКСА

А) сосательные движения ребёнка в ответ  на прикосновение к его губам

Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем

В) выполнение гигиенических процедур после сна

Г) чихание при попадании пыли в носовую полость

Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке праздничного стола

Е) катание на роликовых коньках

1) безусловный

2) условный

 

 

 

Верные ответы:

  1. Какие приведённые примеры поведения являются ненаследственными? Выберите три верных ответа из шести.

                       1) катание подростка на велосипеде

                       2) движение амёбы от яркого света

                       3) сужение зрачка при ярком свете

                      4) пеленание грудного ребёнка матерью

                       5) выделение слюны после прочтения таблички «Столовая»

                       6) поворот головы на крик

 

  1. Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из.

             1) резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома

             2) покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях

             3) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник

             4) чихание человека при уборке помещения

             5) сильное слюноотделение у собаки при попадании пищи в ротовую полость

             6) лай собаки на человека в чёрном плаще

 

  1. Какие признаки характерны для условных рефлексов, в отличие от безусловных? Выберите три верных ответа из шести.

             1) передаются организмам по наследству из поколения в поколение

             2) одинаковы у всех организмов данного вида

            3) формируются в процессе индивидуального развития организма

             4) вырабатываются в течение жизни человека

             5) являются врождёнными

             6) обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды   

обитания

 

  1. Что является примером условно-рефлекторной деятельности человека? Выберите три верных ответа из шести.

             1) У человека выделяется слюна во время обеда.

             2) Уходя из дома, хозяин выключает электрический свет.

             3) Мать напоминает ребенку утром и вечером  о том, что надо чистить зубы.

             4) Человек оборачивается на незнакомый звук.

             5) Девочка катается на велосипеде.

             6) Малыш чихает при простуде.

 

  1. Какие признаки характерны для условных рефлексов, в отличие от безусловных? Выберите три верных признака из шести.

                       1) передаются организмам по наследству из поколения в поколение

                       2) одинаковы у всех организмов данного вида

                      3)  формируются в процессе индивидуального развития организма

                       4) легко затухают и образуются вновь

                       5)  имеют постоянные рефлекторные дуги

                       6)  обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды

                            обитания

 

  1. Установите соответствие между примером и типом рефлекса.

ПРИМЕР

ТИП РЕФЛЕКСА

А) отдёргивание руки от горячего предмета

Б) плач ребёнка при виде человека в белом халате

В) протягивание руки годовалым малышом к увиденным сладостям

Г) глотание при раздражении рецепторов корня языка пищевым комком

Д) выделение слюны при виде красиво сервированного стола

Е) учащённое сердцебиение при воспоминании о неприятном событии

1) безусловный

2) условный

 

 

  1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСА  

ВИД

А) обеспечивает приспособление организма к конкретным условиям окружающей среды

Б) обеспечивает реализацию опыта, накопленного предками

В) характерен для всех особей данного вида

Г) позволяет приобрести новый опыт, получаемый в течение жизни

Д) определяет поведение организма в изменившихся условиях

Е) обеспечивает сохранение вида в течение ряда поколений

1) безусловный

2) условный

 

 

  1. Установите соответствие между признаком и типом рефлекса, к  которому этот признак относится.

ПРИЗНАК    

ТИП РЕФЛЕКСА

А) индивидуальные реакции организма

Б) не требуют специальных условий для их возникновения

В) жизненно важны, обеспечивают существование организмов

Г) обеспечивают приспособление организма к быстро меняющимся условиям среды

Д) врождённые видовые реакции организма

Е) формируются в процессе индивидуального развития

1) условный

2) безусловный

 

 

  1. Установите соответствие между примером и типом рефлекса, который он иллюстрирует.

                      ПРИМЕР

ТИП РЕФЛЕКСА

А) резкий поворот головы и тела кошки в направлении сильного хлопка

Б) отдёргивание человеком руки от холодного поручня в транспорте зимой

В) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник

Г) плач ребёнка при виде осы

Д) сильное слюноотделение у коровы при попадании травы в ротовую полость

1) безусловный

2) условный

 

  1. Установите соответствие между примером и типом рефлекса, который он иллюстрирует.

ПРИМЕР

ТИП РЕФЛЕКСА

А) сосательные движения ребёнка в ответ  на прикосновение к его губам

Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем

В) выполнение гигиенических процедур после сна

Г) чихание при попадании пыли в носовую полость

Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке праздничного стола

Е) катание на роликовых коньках

1) безусловный

2) условный

 

 

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 8

8. Условные и безусловные рефлексы
PPT / 611.5 Кб

 

Задания по разделу «Общая биология».

Данный раздел изучается в 9 классе и

в 10 или 11 классе (в зависимости от УМК, выбранного школой):

самые трудные вопросы для учеников – это:

 

9. Тема «Методы биологии»
ОГЭ-ошибка 9
DOCX / 467.42 Кб

 

Ошибка 9. Тема «Методы биологии»

Например:

  1. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

/data/files/x1561105148.png (0x0)

 

 1) моделирование

 2) эксперимент

 3) наблюдение

 4) измерение

 

 

  1. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

/data/files/s1561105154.png (0x0)

 

 1) определить физические свойства воды в аквариуме

 2) определить видовой состав обитателей аквариума

 3) описать форму аквариума

 4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке

 

 

  1. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа», написанной в 1632 г?

/data/files/b1561105161.png (0x0)

 

1) моделирования

2) эксперимента

3) наблюдения

4) измерения

 

 

  1. Каким методом воспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?

/data/files/v1561105169.png (0x0)

 

 1) наблюдения

 2) моделирования

 3) сравнительно-историческим

 4) экспериментальным

 

 

  1. Данная фотография иллюстрирует метод

/data/files/x1561105175.png (0x0)

 

 1) моделирования

 2) эксперимента

 3) обобщения

 4) статистический

 

 

 

  1. Как называют объект, отмеченный буквой А?

/data/files/i1561105182.png (0x0)

 

 1) предметное стекло

 2) покровное стекло

 3) оптическое стекло

 4) матовое стекло

 

  1. На рисунке изображена собака и одна из многочисленных установок, которыми пользовался И.П. Павлов в своей научной деятельности. Наличие такой установки предполагает, что учёный использовал метод

/data/files/f1561105189.png (0x0)

 

1) описания

2) эксперимента

3) сравнения

4) измерения

 

 

  1. Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?

/data/files/z1561105195.png (0x0)

 

1) эксперимент

2) наблюдение

3) сравнение

4) анализ

 

 

  1. Доказать родство изображённых организмов позволит метод

/data/files/g1561105202.png (0x0)

 

 1) эксперимента

 2) сравнения

 3) наблюдения

 4) моделирования

 

 

  1. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

/data/files/z1561105211.png (0x0)

 

1) абстрагирования

2) экспериментальным

3) моделирования

4) сравнения

 

 

  1. Каким методом воспользуется учёный-зоолог при установлении родства между озёрной лягушкой (1) и зелёной жабой (2)?

/data/files/a1561105220.png (0x0)

 

 1) абстрагирования

 2) экспериментальным

 3) моделирования

 4) сравнения

 

  1. Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

             1) наблюдение

             2) описание

             3) эксперимент

             4) моделирование

 

  1. Примером применения экспериментального метода исследования является

             1) описание строения нового растительного организма

             2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

             3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

             4) формулирование положения на основе полученных фактов

 

  1. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

             1) наблюдение

             2) описание

             3) измерение

             4) моделирование

 

  1. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо

             1) создать теорию

             2) построить модель

             3) провести эксперимент

             4) собрать научные факты

 

  1. Учёный-селекционер хочет выяснить влияние величины освещённости на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого в первую очередь он должен

             1) поставить эксперимент

             2) провести наблюдения

             3) прочитать статью о фотосинтезе

            4) сравнить данные из разных литературных источников

 

  1. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

             1) наблюдение

             2) эксперимент

             3) измерение

             4) анализ

 

  1. Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

             1) синтеза

             2) сравнения

             3) наблюдения

             4) анализа

 

  1. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

             1) описание нового вида организмов

             2) сравнение двух микропрепаратов

             3) формирование условного рефлекса на звонок

             4) измерение кровяного давления у пациента

 

  1. Метод исследования, с помощью которого можно установить количество и форму хромосом в клетке, называется

             1) биохимическим

             2) цитологическим

             3) центрифугированием

             4) сравнительным

 

  1. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

             1) экспериментальным

             2) гибридологическим

             3) генеалогическим

             4) наблюдения

 

  1. Оптимальный способ изучения растительной клетки —

             1) наблюдение

             2) микроскопия

             3) замораживание-скалывание

             4) окрашивание

 

  1. К частным биологическим методам исследования относится метод

             1) экспериментальный

             2) наблюдения

             3) генеалогический

             4) моделирования

 

  1. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

             1) наблюдения

             2) хроматографии

             3) центрифугирования

             4) выпаривания

 

  1. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

             1) экспериментальным методом

             2) методом наблюдения

             3) методом микрокопирования

             4) гибридологическим методом

 

  1. Николаю дали задание изучить сходства и различия человека и приматов. Каким методом он воспользуется в первую очередь, чтобы выполнить такое задание?

             1) описания

             2) моделирования

             3) сравнения

             4) измерения

 

  1. Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях можно с помощью

             1) эксперимента по фотосинтезу

             2) наблюдения за развитием растения

             3) сравнения растений разных природных зон

             4) измерения органов растений

 

  1. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

             1) формулирование положения на основе полученных фактов

             2) формирование у собаки условного рефлекса на звонок

             3) внешнее описание нового вида организмов

             4) сравнение двух микропрепаратов

 

  1. Какой метод позволяет сделать окончательные выводы о чертах сходства и различия человека и приматов?

             1) описания

             2) наблюдения

             3) сравнения

             4) измерения

 

  1. Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

             1) наблюдения

             2) измерения

             3) эксперимента

             4) моделирования   

 

  1. Чтобы доказать невозможность самозарождения мух из гнилого мяса, Ф. Реди должен был в своём эксперименте

             1) оставить мясо открытым для мух

             2) изолировать мясо от мух

             3) убрать с мяса появившихся личинок

             4) держать мясо на холоде

 

  1. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

             1) формулирование выводов на основе полученных фактов

             2) формирование у домашней собаки условного рефлекса на команду «Сидеть!»

             3) словесное описание нового вида организмов

             4) сравнение двух тканей под микроскопом

 

  1. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

             1) его проводят квалифицированные учёные

             2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

             3) изучается не сам объект, а его копия

             4) он более продолжителен по времени

 

  1. В области какой науки широко используют гибридологический метод исследования?

             1) физиология

             2) генетика

             3) цитология

             4) анатомия

 

  1. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

             1) его осуществляют квалифицированные учёные

             2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

             3) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

             4) он более продолжителен по времени проведения

 

Верные ответы:

  1. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

/data/files/x1561105148.png (0x0)

 

1) моделирование

 2) эксперимент

 3) наблюдение

4) измерение

 

 

  1. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

/data/files/s1561105154.png (0x0)

 

1) определить физические свойства воды в аквариуме

2) определить видовой состав обитателей аквариума

 3) описать форму аквариума

4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке

 

 

  1. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа», написанной в 1632 г?

/data/files/b1561105161.png (0x0)

 

1) моделирования

2) эксперимента

3) наблюдения

4) измерения

 

 

  1. Каким методомвоспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?

/data/files/v1561105169.png (0x0)

 

1) наблюдения

2) моделирования

 3) сравнительно-историческим

 4) экспериментальным

 

 

  1. Данная фотография иллюстрирует метод

/data/files/x1561105175.png (0x0)

 

1) моделирования

 2) эксперимента

 3) обобщения

 4) статистический

 

 

 

  1. Как называют объект, отмеченный буквой А?

/data/files/i1561105182.png (0x0)

 

1) предметное стекло

 2) покровное стекло

 3) оптическое стекло

4) матовое стекло

 

  1. На рисунке изображена собака и одна из многочисленных установок, которыми пользовался И.П. Павлов в своей научной деятельности. Наличие такой установки предполагает, что учёный использовал метод

/data/files/f1561105189.png (0x0)

 

1) описания

2) эксперимента

3) сравнения

4) измерения

 

 

  1. Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?

/data/files/z1561105195.png (0x0)

 

1) эксперимент

2) наблюдение

3) сравнение

4) анализ

 

 

  1. Доказать родство изображённых организмов позволит метод

/data/files/g1561105202.png (0x0)

 

1) эксперимента

2) сравнения

 3) наблюдения

 4) моделирования

 

 

  1. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

/data/files/z1561105211.png (0x0)

 

1) абстрагирования

2) экспериментальным

3) моделирования

4) сравнения

 

 

  1. Каким методом воспользуется учёный-зоолог при установлении родства между озёрной лягушкой (1) и зелёной жабой (2)?

/data/files/a1561105220.png (0x0)

 

1) абстрагирования

 2) экспериментальным

 3) моделирования

4) сравнения

 

 

  1. Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

             1) наблюдение

             2) описание

             3) эксперимент

             4) моделирование

 

  1. Примером применения экспериментального метода исследования является

             1) описание строения нового растительного организма

             2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

             3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

             4) формулирование положения на основе полученных фактов

 

  1. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

             1) наблюдение

             2) описание

             3) измерение

             4) моделирование

 

  1. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо

             1) создать теорию

             2) построить модель

             3) провести эксперимент

             4) собрать научные факты

 

  1. Учёный-селекционер хочет выяснить влияние величины освещённости на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого в первую очередь он должен

            1) поставить эксперимент

             2) провести наблюдения

             3) прочитать статью о фотосинтезе

            4) сравнить данные из разных литературных источников

 

  1. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

             1) наблюдение

             2) эксперимент

             3) измерение

             4) анализ

 

  1. Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

             1) синтеза

             2) сравнения

             3) наблюдения

             4) анализа

 

  1. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

             1) описание нового вида организмов

             2) сравнение двух микропрепаратов

             3) формирование условного рефлекса на звонок

             4) измерение кровяного давления у пациента

 

  1. Метод исследования, с помощью которого можно установить количество и форму хромосом в клетке, называется

             1) биохимическим

             2) цитологическим

             3) центрифугированием

             4) сравнительным

 

  1. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

             1) экспериментальным

             2) гибридологическим

             3) генеалогическим

             4) наблюдения

 

  1. Оптимальный способ изучения растительной клетки —

             1) наблюдение

             2) микроскопия

             3) замораживание-скалывание

             4) окрашивание

 

  1. К частным биологическим методам исследования относится метод

             1) экспериментальный

             2) наблюдения

             3) генеалогический

             4) моделирования

 

  1. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

             1) наблюдения

             2) хроматографии

            3) центрифугирования

             4) выпаривания

 

  1. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

             1) экспериментальным методом

             2) методом наблюдения

             3) методом микрокопирования

             4) гибридологическим методом

 

  1. Николаю дали задание изучить сходства и различия человека и приматов. Каким методом он воспользуется в первую очередь, чтобы выполнить такое задание?

             1) описания

             2) моделирования

            3) сравнения

             4) измерения

 

  1. Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях можно с помощью

             1) эксперимента по фотосинтезу

             2) наблюдения за развитием растения

             3) сравнения растений разных природных зон

             4) измерения органов растений

 

  1. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

             1) формулирование положения на основе полученных фактов

             2) формирование у собаки условного рефлекса на звонок

             3) внешнее описание нового вида организмов

             4) сравнение двух микропрепаратов

 

  1. Какой метод позволяет сделать окончательные выводы о чертах сходства и различия человека и приматов?

             1) описания

             2) наблюдения

             3) сравнения

             4) измерения

 

  1. Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

             1) наблюдения

             2) измерения

             3) эксперимента

             4) моделирования   

 

  1. Чтобы доказать невозможность самозарождения мух из гнилого мяса, Ф. Реди должен был в своём эксперименте

             1) оставить мясо открытым для мух

            2) изолировать мясо от мух

             3) убрать с мяса появившихся личинок

             4) держать мясо на холоде

 

  1. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

             1) формулирование выводов на основе полученных фактов

             2) формирование у домашней собаки условного рефлекса на команду «Сидеть!»

             3) словесное описание нового вида организмов

             4) сравнение двух тканей под микроскопом

 

  1. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

             1) его проводят квалифицированные учёные

             2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

             3) изучается не сам объект, а его копия

             4) он более продолжителен по времени

 

  1. В области какой науки широко используют гибридологический метод исследования?

             1) физиология

             2) генетика

             3) цитология

             4) анатомия

 

  1. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

             1) его осуществляют квалифицированные учёные

             2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

             3) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

             4) он более продолжителен по времени проведения

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 

9.Методы биологии
PPTX / 1.88 Мб

 

10. Тема «Критерии вида»
ОГЭ-ошибка 10
DOCX / 120.47 Кб

 

Ошибка 10. Тема «Критерии вида»

Например:

  1. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

/data/files/n1561105798.png (0x0)

 

1) физиологический

2) морфологический

3) географический

4) генетический

 

 

  1. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

/data/files/l1561105808.png (0x0)

 

 

1) физиологический

2) морфологический

3) географический

4) генетический

 

 

  1. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

/data/files/r1561105815.png (0x0)

 

1) морфологический

2) генетический

3) географический

4) физиологический

 

  1. Установите соответствие между признаком печёночного сосальщика и критерием вида.

ПРИЗНАК

КРИТЕРИЙ  ВИДА

А) наличие ротового отверстия

Б) наличие присосок

В) паразитирование в теле животного

Г) питание тканями хозяина

Д) тело листовидной формы

Е) личинки живут в водной среде

1) морфологический

2) экологический

 

 

  1. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, для которого этот признак характерен:

ПРИЗНАК

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) личинка развивается в воде

Б) раковина образована двумя створками

В) тело покрыто мантией

Г) питается водными организмами

Д) кровеносная система незамкнутая

Е) взрослое животное обитает в пресных водоёмах

1) морфологический

2) экологический

 

 

  1. Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) Животные обитают в водной среде.

Б) Величина тела – 160–260 сантиметров.
В) Самцы на 6–10 см крупнее самок.
Г) Животные ведут стадный образ жизни.
Д) Беременность самок продолжается 10–11 месяцев.
Е) Хищники питаются разными видами рыб.

1) морфологический

2) физиологический

3) экологический

 

  1. Прочитайте текст. Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

 

  1. Китовая акула – крупное морское животное. Несмотря на большое тело, длиной до 20 м, она совсем безобидна, питается планктоном. Её можно отличить от других акул по наличию на коже многочисленных белых пятен. Китовая акула живородящая: рождает живых акулят. Оплодотворение у неё внутреннее.  Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

 

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида воробей полевой.
  1. Воробей полевой распространён по Евразии, исключая Крайний Север, северо-восток и юго-запад Азии.
  2. Воробей полевой несколько меньше Воробья домового, но имеет более стройное тело, коричневое темя и чёрные пятна на белых щеках.
  3. Особи вида весят приблизительно 20–25 г.
  4. Воробьи гнездятся по опушкам рощ, в редколесье, парках.
  5. Кладка состоит чаще из пяти-шести яиц.
  6. Яйца имеют белую или сероватую окраску с многочисленными мелкими тёмными крапинками.

 

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида зайца беляка. 
  1. В окраске наблюдается сезонный диморфизм: зимой беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха – от рыжевато-серого до аспидно-серого с бурой струйчатостью.
  2. Крупный заяц: длина тела взрослых животных от 44 до 65 см, масса тела 1,6–4,5 кг.
  3. Поздней весной маленькие зайчата забираются в кучи навоза или гнилые стога, чтобы защититься от холода
  4. В кариотипе беляка 48 хромосом
  5. В средней полосе обычно размножается дважды за лето, на севере – один раз. Беременность длится 48–51 день.
  6. Испытывая летом солевое голодание, гложет кости павших животных, рога оленей, посещает солонцы.

 

Верные ответы:

  1. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

/data/files/n1561105798.png (0x0)

 

1) физиологический

2) морфологический

3) географический

4) генетический

 

 

  1. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

/data/files/l1561105808.png (0x0)

 

 

1) физиологический

2) морфологический

3) географический

4) генетический

 

 

  1. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

/data/files/r1561105815.png (0x0)

 

1) морфологический

2) генетический

3) географический

4) физиологический

 

  1. Установите соответствие между признаком печёночного сосальщика и критерием вида.

ПРИЗНАК

КРИТЕРИЙ  ВИДА

А) наличие ротового отверстия

Б) наличие присосок

В) паразитирование в теле животного

Г) питание тканями хозяина

Д) тело листовидной формы

Е) личинки живут в водной среде

1) морфологический

2) экологический

 

 

  1. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, для которого этот признак характерен:

ПРИЗНАК

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) личинка развивается в воде

Б) раковина образована двумя створками

В) тело покрыто мантией

Г) питается водными организмами

Д) кровеносная система незамкнутая

Е) взрослое животное обитает в пресных водоёмах

1) морфологический

2) экологический

 

 

  1. Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) Животные обитают в водной среде.

Б) Величина тела – 160–260 сантиметров.
В) Самцы на 6–10 см крупнее самок.
Г) Животные ведут стадный образ жизни.
Д) Беременность самок продолжается 10–11 месяцев.
Е) Хищники питаются разными видами рыб.

1) морфологический

2) физиологический

3) экологический

 

  1. Прочитайте текст. Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

В тексте описаны критерии вида:

1) морфологический – длина тела, масса тела;

2) географический – занимаемая территория;

3) экологический – смена мест обитания американской норки, кочевки

 

  1. Китовая акула – крупное морское животное. Несмотря на большое тело, длиной до 20 м, она совсем безобидна, питается планктоном. Её можно отличить от других акул по наличию на коже многочисленных белых пятен. Китовая акула живородящая: рождает живых акулят. Оплодотворение у неё внутреннее. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Морфологический критерий — размеры тела. Длина (20 м) акулы, наличие на коже белых пятен.

Экологический критерий — питается планктонами.

Физиологический критерий — китовая акула живородящая: рождает живых акулят; оплодотворение у неё внутреннее.

 

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида воробей полевой.
  1. Воробей полевой распространён по Евразии, исключая Крайний Север, северо-восток и юго-запад Азии.
  2. Воробей полевой несколько меньше Воробья домового, но имеет более стройное тело, коричневое темя и чёрные пятна на белых щеках.
  3. Особи вида весят приблизительно 20–25 г.
  4. Воробьи гнездятся по опушкам рощ, в редколесье, парках.
  5. Кладка состоит чаще из пяти-шести яиц.
  6. Яйца имеют белую или сероватую окраску с многочисленными мелкими тёмными крапинками.

 

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида зайца беляка. 
  1. В окраске наблюдается сезонный диморфизм: зимой беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха – от рыжевато-серого до аспидно-серого с бурой струйчатостью.
  2. Крупный заяц: длина тела взрослых животных от 44 до 65 см, масса тела 1,6–4,5 кг.
  3. Поздней весной маленькие зайчата забираются в кучи навоза или гнилые стога, чтобы защититься от холода
  4. В кариотипе беляка 48 хромосом
  5. В средней полосе обычно размножается дважды за лето, на севере – один раз. Беременность длится 48–51 день.
  6. Испытывая летом солевое голодание, гложет кости павших животных, рога оленей, посещает солонцы.

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 10

10. Критерии вида
PPT / 911 Кб

Опубликовано в группе «Проект «10 основных ошибок, допускаемых в ЕГЭ (ГИА)»»


Комментарии (2)

Елена Владимировна, 10.07.19 в 19:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень хорошая разработка!

Ревякина Виктория Валерьевна, 05.11.20 в 17:20 0Ответить Пожаловаться
СПАСИБО! Это очень хорошая работа, буду использовать Ваш опыт!!!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.