Методическое пособие в помощь пишущим сочинение «Сочинение — почему нет?»
Министерство образования Иркутской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Ангарский техникум общественного питания и торговли»
Сочинение – почему нет?
Методическое пособие в помощь пишущим сочинение
Граф Анна Родионовна,
преподаватель русского языка и литературы
Ангарск, 2016
Автор-составитель: Граф Анна Родионовна, преподаватель русского языка и литературы
От составителя:
сочинение считается трудным жанром, т.к. предполагает создание, изобретение и творение. Особенно большие затруднения вызывают сочинения по литературе. Можно ли преодолеть этот барьер и вооружить наших учеников необходимыми навыками работы над сочинением? Думаю, что да.
Задача составителя - представить наиболее интересные рекомендации по написанию сочинений, которые могут быть полезны как пишущим сочинение, так и обучающим.
Пособие адресовано учащимся и учителям общеобразовательных, вечерних и др. школ, а также студентам и преподавателям учреждений среднего профессионального образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………4
1. Начинаем с чтения…………………………………………………………………………………………………….5
2. Немного о чтении……………………………………………………………………………………………..........7
3. Советы читающим……………………………………………………......................................... 8
4. Требования к сочинению…………………………………………………………………………………........8
5. Как писать?………………………………………………………………………………………………………….......9
6. Этапы работы над сочинением……………………………………………………………………….........10
7. Что такое композиция……………………………………………………………………………………………...12
8. Это тоже нужно знать………………………………………………………………………………………….....13
9. Как выглядит сочинение-рассуждение……………………………………………………………………14
10. Как начать сочинение?.............................................................................15
11. Как закончить сочинение?.........................................................................16
12. Приемы и средства, которые помогут сделать основу сочинения интересной...16
13. Советы экзаменующимся………………………………………………………………………………………..17
14. Как разнообразить свою речь………………………………………………………………………………..18
15. Речевые клише в помощь пишущим сочинение…………………………………………………….20
15. Структура сочинения-рассуждения……………………………………………………………………….23
16. В помощь пишущим сочинение-рассуждение по русскому языку (часть С).......24
17. Список использованных источников………………………………………………………………….....26
ВВЕДЕНИЕ
Язык неистощим в соединении слов.
А. Пушкин
Чтобы научиться писать, надо писать!
Д. Лихачёв
Писать хорошо – это вычеркивать плохо написанное.
А. Чехов
Сочинением принято считать самостоятельную творческую работу, предполагающую изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение, что
воспринимается многими как трудный жанр. Особенно большие затруднения вызывают сочинения по литературе. Достаточно долгое время сочинение на литературную тему не входило в число экзаменационных испытаний. Неудивительно, что и по этой причине сочинению не уделялось достаточно внимания, это не могло не отразиться на умении учащихся писать творческие работы. Можно ли преодолеть этот непростой барьер и вооружить наших учеников необходимыми знаниями и навыками работы над сочинением? Думаю, что да.
Человек, читающий книги, пусть и не систематически, умеющий думать, имеющий представление о зачине и концовке творческой работы, сумеет написать нужный текст.
В сборнике даются советы по написанию сочинения-рассуждения, приводятся примеры текстов, что может быть полезным учащимся с разной подготовкой.
Цель этой работы – помочь учащимся старших классов успешно написать вновь обязательное теперь сочинение (сочинение на литературную тему) и не менее успешно сдать ЕГЭ (сочинение по русскому языку, часть С); к сборнику могут обратиться также выпускники профессиональных техникумов в целях подготовки к ЕГЭ, желающие получить высшее образование. Предлагаемый материал может быть полезен обучающимся в качестве помощника при выполнении самостоятельных домашних работ, а также в русле самостоятельной подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе.
Так как основное внимание в моей работе уделяется советам по написанию сочинения-рассуждения, я не останавливаюсь на других видах сочинений, таких как описание и повествование, выступающих в качестве составляющих частей сочинения-рассуждения. Отрадным фактом является то, что в течение нескольких лет учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ пишут традиционное сочинение, следовательно, в практику учебных заведений возвращена работа по формированию коммуникативных и учебных навыков, мировоззрения, расширению читательского кругозора, обогащению лексического запаса учащихся.
НАЧИНАЕМ С ЧТЕНИЯ
С чего начать? Как ни банально – с чтения и размышления над прочитанным. Так как существуют сочинения на литературную и публицистическую тему, сочинение на литературную тему подразумевает анализ художественных произведений, выявление особенностей содержания и формы; публицистическое сочинение предполагает анализ личных чувств, собственное отношение к какой-либо общечеловеческой проблеме.
Итак, чтение бывает:
просмотровое (для общего впечатления, человек так обычно выбирает, читать или не читать что-либо);
изучающее (для извлечения заложенного смысла, изучения текста; человек определяет цель автора текста, идею, проблематику, композицию художественного текста);
ознакомительное (для понимания содержания текста, т.е. о чем текст)
Остановимся на изучающем чтении, необходимом для написания сочинения на литературную тему.
НЕМНОГО О ЧТЕНИИ
Изучающее чтение – это чтение с целью составить свое мнение о произведении, критически оценивая его форму и содержание. Оно направлено на то, чтобы уловить главную мысль текста, тему произведения, определить поставленную автором цель, понять логику автора, ответить на возможные вопросы, которые могут возникнуть в процессе чтения.
Чтение может быть с остановками и обдумыванием прочитанного. Читать можно по частям и главам.
Обратимся к образцу рассуждения на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Задание учащимся:
Прочтите роман.
Определите:
главную мысль книги;
тему романа;
проблематику
3) Какова идея романа?
4) Художественный конфликт романа?
5) Как развивается действие? Найдите завязку, кульминацию и развязку.
Образец ответа
Тема: это то, о чем рассказывает текст (обстановка в общественной жизни России 60-х годов XIX века.
Главная мысль: какую цель ставит роман (показ готовности передовой молодежи к борьбе с дворянством на основе демократических идей).
«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса» (И. С. Тургенев).
Проблематика: совокупность проблем, обозначенных в тексте (проблема взаимоотношений поколений, социально-политическая проблема, «испытание любовью»).
О чем и почему спорят Павел Кирсанов и Евгений Базаров
Единство общественного и семейного конфликтов в романе «Отцы и дети»
Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Испытание героя любовью в романе «Отцы и дети»
Идея: разрешение главной проблемы (победа разночинца-демократа Евгения Базарова над дворянами-аристократами).
Идейное развитие: разрешение всей проблематики (по мнению И. Тургенева, время революционеров-разночинцев еще не пришло, Базаров пока не нужен России.
Нужен ли Базаров России?
Автор и его герой
Что дорого автору в наследии «отцов» и исканиях «детей»?
Художественный конфликт: противоборство двух сил (идейно-социальный конфликт Базарова и дворянского общества).
Братья Кирсановы и Базаров
Базаров и Одинцова
Базаров и его родители
Завязка: возникновение конфликта (обстоятельства, в силу которых главный герой оказался в среде чуждых по убеждениям, образу жизни, складу характера и ума людей).
Спор героев романа о будущем России
Идейно-художественная роль сцены прибытия Базарова в Никольское
Развитие действия: нарастание конфликта (столкновения Базарова с другими персонажами).
Кульминация: высшая точка конфликта (дуэль Павла Кирсанова с Базаровым – для ведущей сюжетной линии).
Идейно-композиционная роль дуэли в романе «Отцы и дети»
Сцена признания Базарова в любви к Одинцовой
Развязка: разрешение конфликта (смерть Базарова).
«Умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг» (Д. И. Писарев).
Итак, более кратко:
Тема – главный предмет повествования
Тематика – совокупность фактов, которые привлекаютс я автором для раскрытия главной темы
Проблема – цель, главная задача повествования
Проблематика – совокупность проблем
Идея – разрешение главной проблемы
Идейное звучание – разрешение проблематики в целом
-
СОВЕТЫ ЧИТАЮЩИМ
Читать лучше порциями, не торопясь.
Почаще останавливаться для анализа прочитанного. Не оставлять непонятное, искать ответы в самом тексте.
Интересные мысли, характеристики и др. лучше записывать.
После чтения подвести итог: что нового дала книга; с чем вы согласны или нет с автором, главным героем; интересен ли текст, чем; чем своеобразна книга.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ
Прочитав книгу, по которой предполагается написание сочинения, обратимся к требованиям, предъявляемым к сочинению. Без математических подсчетов здесь не обойтись, поэтому надо знать следующее:
Объем от 3,5 до 4,5 страниц.
Вступление + заключение = 25% сочинения.
Главная часть 75%.
Приблизительно 6 равных частей: 1-вступление, 4-основная часть и 1-заключение.
5 цитат (стихотворные - 2-4 строки, проза - 2-3 строки)
А также:
Сочинение должно соответствовать теме, которую нужно раскрыть на высоком содержательном уровне (тема раскрыта глубоко и полно, все мысли организуются общей идеей).
Полно и глубоко раскрыть тему – это значит отобрать наиболее важные факты. Проанализировать их, высказав мысли, которые позволили бы понять суть вопроса. Это достигается хорошим знанием текста художественных произведений и умением самостоятельно их анализировать. Основное достоинство сочинения – его самостоятельность.
Все положения пишущего должны быть хорошо аргументированы и подтверждены правильными фактами и при необходимости цитатами из художественных произведений, а также из научно-критической литературы.
В самом начале работы автор должен хорошо представлять основную идею сочинения, объединяющую весь материал, делающую анализ единым и целенаправленным, последовательным и четким.
Автор должен уметь самостоятельно анализировать, опираясь на текст и научно-критическую литературу.
Все три части сочинения должны быть пропорциональны и связаны между собой.
Для школьников, планирующих поступать в гуманитарные вузы, надо знать о более широких требованиях к сочинению. Это:
Понимание темы
Постановка проблемы, анализа во вступлении:
эпоха, ее особенности;
факт биографии писателя;
личностное восприятие текста;
интересное вступление.
Выбор ключевых понятий:
герой (система образов);
проблема;
нравственные ценности;
литературоведческие понятия
Смысл заключения:
уровень обобщения;
постановка новой проблемы;
интересная концовка.
Знание художественного текста:
сюжета;
имен героев, географических названий, культурно-исторических понятий;
элементов композиции (портрет, пейзаж, интерьер, монолог, диалог, художественная деталь и др.);
уместное цитирование
Качество рассуждения:
-
Полнота содержания:
необходимый материал;
возможный материал;
-
Глубина содержания:
суждение и его доказательство (аргументация);
комментарии
-
Логика изложения:
все ли обозначенное во вступлении раскрыто в ходе рассуждения;
членение текста на абзацы и связь между ними;
выделение и развитие главной мысли в основной части и заключении
Эстетический вкус:
понимание художественного текста в единстве содержания и формы;
отсутствие вульгарности при анализе текста;
понимание отношения автора к прекрасному и безобразному, трагическому и комическому, высокому и низкому;
уважительное отношение к стилю автора при пересказе частей текста
Языковое оформление текста
эмоциональность речи;
ясность, точность, простота мысли пишущего;
стилевое единство
Соответствие содержания и языковых средств жанру
Школьное сочинение
Литературоведческая статья:
знание теории литературы;
представление о системе образов;
представление о способах выражения авторской позиции;
представление о месте произведения в творчестве писателя.
Публицистическая статья:
понимание актуальности осмысления проблемы (нравственной ценности);
ассоциации (жизненные; литературные);
личностное отношение и соответствующее оформление
КАК ПИСАТЬ? ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Определение содержания при уже данной теме:
поиск ответов на вопросы:
что, о чем писать? (обоснование темы, концепции речи);
зачем, для чего, с какой целью писать? (выбор стратегии речи)
как написать, чтобы реализовать цель высказывания? (поиск тактики)
Обоснование темы:
проблемно-понятийный анализ темы;
составление опорного плана и на его основе – тезисов (выбор стратегии);
определение собственной точки зрения по теме;
отбор материала для подтверждения главной мысли, собственного взгляда
Композиция, т.е. целесообразное расположение смысловых частей.
Соответствующее словесное выражение
Пример обоснования темы
Тема: «Почему человек в фамусовском мире испытывает горе от ума?» (по комедии Горе от ума» А. Грибоедова)
Обоснование темы:
человек и общество, мир фамусовых;
смысл выражения «горе от ума»
План |
Тезисный план |
|
|
А) общество как порождение социальной среды |
А) Любое общество является порождением социальной среды и характеризуется общим мировоззрением, приятием определенных моральных ценностей и жизненных идеалов |
Б) Человек в обществе и вне его |
Каждый человек внутри общества вхож в определенный круг людей, отличающихся своими жизненными взглядами и принципами. Несовпадения мировоззрения ведет к неприятию личности, которая превращается в изгоя в глазах ее противников |
В) Актуальность проблемы «человек- общество» в русской литературе |
Проблема «человек-общество» всегда была актуальной для русской литературы и решалась на примере идейных исканий людей из интеллигенции |
|
|
А) Мир фамусовых: Жизненные идеалы и нравственный облик |
А) мир фамусовых – отражение нравственных устоев и идеалов России начала XIX века – проповедует чинопочитание, приветствует подобострастие и раболепство, семейственность, настроено против просвещения и боится новых взглядов |
Б) Чацкий – антипод фамусовского общества |
Б) Чацкий – носитель прогрессивных идей и настроений – превращается в изгоя потому, что высказывает мнения, противные миру фамусовых |
В) Почему в мире фамусовых человек может испытывать горе от ума? |
В) Человек обречен на «мильон терзаний», попадая в чуждую, враждебную среду; общество с устоявшимися догмами особенно беспощадно к активным, прогрессивным героям-одиночкам |
|
|
Общество фамусовых сегодня и современное звучание проблемы, поднятой автором комедии «Горе от ума» |
В любом обществе во все времена можно встретить косность взглядов, тормозящую развитие общества в целом, поэтому ситуация «Чацкий – фамусовское общество» может возникнуть и в наши дни. Чацкие сегодня все так же в одиночку пытаются доказать свою правоту, отстаивая свои убеждения. |
Выбор стратегии:
определение главной цели, которую будете преследовать в своем сочинении;
формулировка ведущей идеи-тезиса;
продумывание различных «за» и «против» в раскрытии темы;
продумывание направления собственной аргументации
Итак, более кратко:
Тезис (утверждение): человек, попав в мир фамусовых, может испытывать горе от ума
Почему? (потому что, так как, ибо…)
Обоснование, аргументы, примеры: Чацкий – личность неординарная, со своими убеждениями, идеалами, принципами – выступает обличителем «подлейших черт подлейшего житья» фамусовского общества. Он инакомыслящий, опасный, вредный для устойчивого, непоколебимого мира фамусовых, людей прошлой эпохи. И.А. Гончаров написал о Чацком, что он «начинает новый век – и в этом его значение и весь ум», а новое всегда проходит трудный путь к своему утверждению (что из этого следует?)
Вывод: Роль Чацких – ниспровержение старого в лице мира фамусовых. Такие личности, как Чацкий, всегда будут победителями, но до тех пор они обречены на «горе от ума» в мире фамусовых (поэтому, следовательно).
Стратегия – это постановка цели, тактика – средства и способы достижения цели (логичность, аргументы, эмоциональность, средства выразительности и др.)
ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ
Важно знать, что такое композиция, т.к. это поможет определить построение своего сочинения.
Композиция – это соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения. Она бывает:
Линейная (последовательная), повествование идет по порядку.
Обратная (повествование начинается развязкой).
Кольцевая (начало и конец одинаковы).
Требования к композиции:
деление текста на три части (вступление, основная часть, заключение);
гармоничность;
информативная порционность;
взаимное согласование частей;
соразмерность частей
Схематически сочинение должно следовать схеме:
Вступление:
тезис - аргумент – следствие
Основная часть:
тезис - аргумент – следствие, тезис - аргумент – следствие, тезис - аргумент – следствие (т.е. аргументов должно быть несколько).
Заключение:
тезис - аргумент – следствие
ЭТО ТОЖЕ НУЖНО ЗНАТЬ
Основные типы сочинений:
сочинение-описание (характеристика человека, обстановки, событий и др.)
сочинение-повествование (рассказ. На экзамене не используется)
сочинение- рассуждение (типичное экзаменационное сочинение: отзывы о книге, литературно-критическая статья, краткий литературный обзор)
Темы сочинений:
тема-понятие (самостоятельное определение проблемы, формулирование основной идеи, например, «Ранний романтизм А. Пушкина»)
тема-вопрос (определение идеи рассуждения исходя из заданного в теме вопроса, например, «Что вам известно о русской сатире?»
тема-суждение (идея рассуждения, выраженная в формулировке, требует лишь подбора аргументов для ее обоснования и умения логично расположить материал, например, «Чувство Родины – основное в моем творчестве», по лирике С . Есенина).
Темы сочинений по материалу и объему анализа:
литературная – анализ литературного произведения («Пути и судьбы русской интеллигенции в изображении А. Чехова; «Ионыч», «Вишневый сад»)
тема литературного героя – раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения («Типы русских крестьян в поэме «кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова»)
тема художественной формы – произвести литературоведческий анализ художественных средств («Трагическое и комическое в романе «Отцы и дети» И. Тургенева»)
тема образа автора – раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и действительности к человеку («Автор и его герой в романе «Отцы и дети» И. Тургенева»)
тема лирического героя (в поэзии) – на основе образа лирического героя дать целостное представление о творчестве поэта («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; идейно-художественное своеобразие поэзии А. Пушкина)
публицистическая тема – раскрытие темы на литературном материале с проявлением личного отношения к литературе («Мой любимый современный писатель»; по материалам современной литературы)
Темы сочинений по количеству предметов и способу рассуждения:
монографическая
простая – свободное всестороннее описание-рассуждение («Образ Т. Лариной в романе «Евгений Онегин» А. Пушкина»);
проблемная – углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («Татьяна, русская душою…»
сопоставительная – анализ образов, произведений, авторов, проблемное определение их сходств и различий («Тема Родины в произведениях А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина»)
обобщающая – рассуждение о нескольких сходных предметах («Женские образы в романе Л. Толстого «Война и мир»)
проблемно-обобщающая – обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной проблемы ( «Природа и человек в современной литературе»)
КАК ВЫГЛЯДИТ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ
Сочинение –рассуждение – самый трудный вид сочинения, предполагающий утверждение определенной мысли и ее обоснование через доказательство или опровержение тезиса.
Утверждение точки зрения – через доказательство (установление истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых очевидна или может быть доказана).
Формы доказательства:
от общей мысли к частным примерам, фактам, аргументам;
от отдельных аргументов, фактов и примеров к обобщению, тезису
Формы аргументации для обоснования точки зрения:
факты, составляющие содержание художественного произведения;
факты из жизни;
собственные суждения о литературном произведении и его героях или о социальной действительности;
литературоведческие определения;
ранее доказанные факты;
цитаты-аксиомы
Вспомним об упоминавшейся уже цепочке: тезис – аргумент- следствие.
Пример.
Тема: «Печорин как герой своего времени»
План
Печорин – типичный герой переходной эпохи, характеризующейся отсутствием высоких общественных идеалов и устремлений (тезис)
Безверие, индивидуализм, сомнение как система взглядов Печорина
Нравственные принципы героя, отражающие его мировоззрение:
А) «Из двух друзей всегда один раб другого» - неспособность Печорина к дружбе (аргумент)
Б) счастье – «насыщенная гордость». «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» (аргумент)
В) «…я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» (эгоизм и равнодушие, аргумент)
2. Признание самого себя как единственного творца собственной судьбы»:
А) … (аргумент)
Б) … (аргумент)
В) … (аргумент)
III. …
КАК НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ?
Можно:
С интересного вопроса по теме сочинения («Интересна ли русская классика в наши дни?» Важно иметь представление о сегодняшнем читателе, его интересах, потребностях и соотнести их с проблематикой русской классической литературы).
С интересной цитаты («Гоголь объективностью своих образов, конечно, обязан Пушкину». Это слова И. Гончарова, который через соединение имен великих русских писателей утверждал преемственность в литературе).
С конкретного примера из жизни («Прекрасный солнечный день. Берег реки покрыт буйной зеленью кустарников. Вода в реке имеет глубокий синий цвет, по реке несутся белые пенящиеся облачка. Это очень красиво! Но стоит вглядеться в это зрелище, и вы увидите, что это пузырящаяся пена – отходы химического комбината, расположенного в этих местах…
С образного сравнения предмета сочинения с конкретным явлением, вещью («Как часто дружеское подшучивание соседствует со злым осмеянием. И юмор, и сатира вызывают смех… Но юмор бодрит душу, делает чувства и эмоции обостренными; сатира же больно жалит, ранит души. Объединяет их смех, только смех бывает разный, добрый и злой…»)
С философского осмысления ключевых понятий темы сочинения («Прекрасное и пошлое… У всех людей разные представления о жизненных ценностях и реалиях. Но прекрасное всегда вызывает чувство счастья, удовольствия, пошлое же – неприятие и несогласие»).
Также могут быть интересными следующие виды вступлений в сочинениях.
Виды вступлений в сочинениях
Историческое – характеристика соответствующей эпохи, анализ общественных социально-экономических, нравственных политических, культурных проблем (социально-философская проблематика спора «отцов» и «детей» в романе И. Тургенева «Отцы и дети»)
Аналитическое – анализ центрального понятия темы (народность поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»; характеристика понятия «народность», описание его признаков)
Биографическое – сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения (любовь и дружба в лирике А. Пушкина).
Сравнительное –вход в литературный контекст, предшествующие литературные традиции, как вписывается в них предмет рассмотрения (образы Чацкого и Молчалина в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
Введение – характеристика произведений (образы Чацкого и Молчалина в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
«Лирическое» - увязка темы сочинения с личным или духовным опытом: «…читая его произведения, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В. Белинский об А. Пушкине)
Введение – перекличка с современностью (тема природы, человека и бога в современной литературе)
Прежде чем писать сочинение, задайте себе вопросы:
знаете ли вы, к какому выводу должны прийти в конце работы?
знаете ли вы, о чем говорить в своем сочинении?
зачем вы пишете работу по этой теме?
Если вы «видите» итог своего сочинения, значит, тема выбрана правильно.
Нужен ли эпиграф? Эпиграф:
определяет главную мысль сочинения;
является ключом к пониманию произведения писателя или всего его творчества в целом;
делает работу более целостной, содержательной, стройной
КАК ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ?
Помним – концовка должна соответствовать поставленной цели. Если у вас была цель разъяснить, объяснить, доказать что-либо или произвести впечатление, убедить, можно закончить сочинение:
цитатой по теме работы (… И все же русскому человеку не свойственен космополитизм. Поэтому ностальгия всегда ассоциируется с русскими, поэтому «русский голос с того берега» продолжал оставаться русским и петь, и говорить о России. Ведь «Родину невозможно унести, можно унести только тоску, если бы родину можно было перетаскивать с собой, как мешок, то цена ей была бы грош».)
кульминацией, подчеркивающей множественность мнений и нерешенность проблемы (Каждый человек по-своему воспринимает окружающий его мир, по-своему относится к нравственным ценностям. И может быть, ложь Луки в страшных и бесчеловечных условиях «дна» была более необходима (т.к. давала надежду). А не беспощадная правда Сатина, не оставляющая надежды? А может быть, все дело в гуманности, в боязни причинить человеку боль, которая и так его поглотила? Или же все дело в характере? Слабые ведь так нуждаются в поддержке, пусть даже такой, какую оказывал Лука, а сильные не страшатся даже самой неприглядной правды…
сопоставлением с современностью (… Оглянемся вокруг… Идет двадцать первый век, а среди нас все так же живут и здравствуют фамусовы, молчалины, хлестовы, и все так же ораторствуют чацкие, способные создать новое общество. Общество, в котором все роли грибоедовской комедии распределятся по-другому…
ПРИЕМЫ и СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ СДЕЛАТЬ ОСНОВУ СОЧИНЕНИЯ ИНТЕРЕСНОЙ И ОРИГИНАЛЬНОЙ
При написании сочинения используйте эпитеты, образные сравнения, метафоры; риторические вопросы; слова, употребленные в переносном смысле, не забывая об их уместности в речи.
КАК ВЫРАЗИТЬ СВОЕ МНЕНИЕ В ЧАСТИ С СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Очень важно уметь выразить собственную точку зрения. От этого зависит, сколько всего баллов вы наберете на экзамене, т. к. максимальный балл – 3. Собственное мнение должно быть обоснованным и убедительным, выражать активную жизненную позицию ученика. В качестве аргументов надо привести пример из жизни и литературы, и обосновать его. Пример из литературы оценивается выше житейского.
Часто пишущие предпочитают собственное мнение выразить в финальной части сочинения. Заключение обычно содержит вывод из написанного; в нем вы можете изложить свою точку зрения по поводу проблемы, поставленной автором, более того, ваша работа будет хороша в композиционном плане, если в финальной части вы развернете мысль, высказанную во вступлении, или логически завершите ее.
Пример. Когда-то я прочитал, что произведения Ф. Достоевского - это летопись страданий человеческих. Действительно, его героев мучают порой совершенно противоречивые идеи, страшные кошмары, пророческие сны, жуткие по своей жестокости жизненные ситуации. И, как бы мы внутренне ни сопротивлялись, но писатель, тонкий психолог, вовлекает и нас в свое художественное пространство, заставляя мучительно переживать и терзания Раскольникова, и исступление Катерины Ивановны, и отчаяние Макара Девушкина, и трагедию князя Мышкина… Статья, предложенная нам для обдумывания, как бы продолжает эти размышления.
Эмоциональный пафос сочинения можно создать с помощью восклицательных предложений. Также можно использовать средства выразительности: вставную конструкцию, оценочную лексику, инверсию, восклицательные предложения, риторические вопросы. Но помним, что излишний пафос не нужен.
СОВЕТЫ ЭКЗАМЕНУЮЩИМСЯ
Выбор темы
Критерии выбора:
знание текста, ориентирование в нем;
ясная формулировка темы;
личное отношение к теме
Выбирайте ту, которая проще!
План сочинения
План помогает структурировать мысли, не отвлекаться на несущественное (если он содержателен, а не просто шаблон, т.е. содержит формулировку основных мыслей по теме сочинения). Более удачен тезисный план, хорошо, если в нем есть цитаты из текста.
Композиция сочинения.
Обязательны три элемента: вступление, основная часть, заключение. Функции элементов:
вступление должно вводить в тему сочинения, давать общие сведения о проблеме;
основная часть – содержать анализ произведения по заданной теме;
заключение – подведение итогов рассуждений, обобщение
Вступление – наиболее трудная часть. Надо избегать банальностей (например, «М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт»). Не придавать им облик индивидуальности («по моему мнению…»). Постоянно задавайте себе вопрос: «Как то, что я пишу, связать с темой?»
Возможны следующие вопросы:
какие вопросы ставил писатель, создавая произведение?
насколько вопрос темы был актуален во время создания произведения и насколько он актуален в наши дни?
какую роль эта проблема играла в жизни самого писателя?
какие мотивы побудили вас взяться именно за эту тему?
Пример. Вступление к сочинению на тему «Пошлость пошлого человека» по рассказу А. Чехова «Ионыч»:
Всю свою жизнь А.П. Чехов боролся с пошлостью. Эта тема проходит через все его творчество. Протест против обыденщины, мещанства – суть произведений этого писателя. Судьбы его героев складываются по-разному, но их объединяет одно – проблема духовной, нравственной деградации. В рассказе «Ионыч» Чехов также исследует процесс духовного падения человека.
Можно дать характеристику исторического периода, в котором создавалось произведение, можно представить свое мнение о проблеме, заключенной в теме. Одним словом, нет универсального вступления.
Совет: тему сочинения мысленно превратить в вопросительное предложение. Например, тема «Лишние люди в русской литературе»:
что входит в понятие «лишний человек?»
как этот термин появился в русской литературе?
Основная часть
Серьезная ошибка – пересказ произведения. Пересказ нужен для аргументации некоторых тезисов, но краткий. Цитаты: 3-5, не злоупотреблять. Плохо, если есть уход от темы, фактическая подмена. Работа по принципу: тезис-аргумент, т.е. найти вопрос (ы), заключенный (е) в теме, дать на него ответ (ы), на основании ответа (ов) вывести тезис (ы), а затем для обоснования тезиса (ов) подобрать аргументы. Например, сравнивая Максима Максимыча и Печорина в романе М.Ю. Лермонтова, можно подкреплять свои мысли об их различии цитатами, но не увлекаться ими.
Проще писать сочинение-анализ одного произведения и сложнее, когда тема «сквозная» (речь идет о 2-3-х произведениях). Здесь лучше не последовательный анализ, а динамичное сравнение произведений, их героев, отношений авторов к героям и т.д. Такое сочинение интереснее.
Заключение
Должно быть связано с изложенным выше, являться логичным выводом. Это самый ответственный момент в работе. Главное требование: оно не должно быть формальным. Можно повторить вопрос, заданный в начале работы. Это позволит избежать ухода от темы.
Пример: «Дает ли новелла «Царь-рыба» В. Астафьева ответ на непростой вопрос: что есть природа? Разумеется, прямого ответа в новелле нет. Да, вероятно, его и не должно быть: каждый человек должен сам сформулировать для себя эту истину. Я ее понимаю так: природа – храм, а человек – служитель в этом храме и царь одновременно, но не царь-хищник, а царь-хозяин, который призван стремиться к тому, чтобы великолепный храм стал еще прекраснее.
В заключении можно выразить личное отношение к произведению, к его героям, к проблеме, обозначенной в теме сочинения, но корректно, без чрезмерного восторга. Не заканчивайте сочинение цитатой!
О стиле
От ученика требуется умение выражать свою точку зрения по различным вопросам истории, литературы, искусства и отстаивать ее. Избегайте наукообразности: вам не надо мыслить как обладателю ученой степени. Не употребляйте канцелярских оборотов: «из вышеизложенного следует…», «вышеупомянутые критики…», «отнесение» и др. отглагольных существительных. Не допускайте ложного глубокомыслия, не присваивайте себе мнение литературных критиков. Избегайте повторов (часто употребляется слово «образ», однокоренных слов в одном предложении, фамильярности, ироничного тона!
Вывод: стиль хорошего сочинения – нейтральный, ровный, спокойный.
КАК РАЗНООБРАЗИТЬ СВОЮ РЕЧЬ
Эти синонимы помогут избежать о, т.е. речевых ошибок. Выделенные слова – основные, к которым предлагаются синонимы. Синонимы эти не абсолютные, применять их можно только в зависимости от контекста, т.к. зачастую они выражают разные оттенки.
писатель- автор – повествователь – рассказчик – мастер слова – художник – Ф.И. писателя – И.О. писателя – создатель – творец произведения
рассказывать –повествовать – показывать – раскрывать – изображать – отображать (о событиях произведения)
образ – герой – характер – персонаж – действующее лицо – тип – представитель
великий – легендарный – значительный – беспримерный – беспрецедентный – выдающийся (о произведении, о поступке героя)
предопределенный – непредотвратимый – роковой – фатальный – неминуемый (о развязке, каком-либо событии)
неестественный – желанный – нарочитый – манерный – искусственный – наигранный – ненатуральный – фальшивый (о характере персонажа)
бренный – быстротечный – минутный – скоропреходящий – тленный – эфемерный (о славе, человеческих устремлениях, желаниях, увлечениях);
бездушный – равнодушный – холодный – бесстрастный – бесчувственный – безучастный – жесткий – сухой – очерствелый (о характере, душевных качествах героя)
деятельный – активный – жизнеспособный – жизнестойкий – жизнеутверждающий – оптимистичный (оптимистический) - (о характере героя)
пессимистичный – безрадостный – унылый – безнадежный (о характере, настроении, фоне повествования)
задушевный – искренний – естественный – непритворный – откровенный – открытый – прямодушный (о характере героя)
глубокий – основательный – цельный – вдумчивый (о характере героя)
невежественный – безграмотный – малообразованный – непросвещенный – неразвитый – серый – темный (о характере персонажа)
эгоистичный – высокомерный – надменный – заносчивый – самовлюбленный – самоуверенный (о характере персонажа)
деспот – тиран – диктатор (о герое, образе)
лживый – лицемерный – неискренний – безнравственный (о характере персонажа)
популярный – известный – небезызвестный – признанный – прославленный – славный – увенчанный славой (о произведении, писателе)
показывать – анализировать – исследовать – открывать – изображать – рисовать – отображать (о сюжете, событиях, героях)
раскрывать –обнаруживать – высвечивать – обращать внимание – акцентировать – заострять внимание – исследовать (о событии, характерах)
отрицать – отвергать – не принимать – отклонять – развенчивать (об идее)
доказывать – излагать – проповедовать – аргументировать (об идее)
выделять – заострять – отмечать – оттенять – выдвигать на первый план – ставить акцент – подчеркивать – обращать внимание- делать заметнее – выделять (о мысли, идее, черте характера)
возвеличиться – прогреметь, нашуметь – войти в историю – обессмертить себя – остаться в веках – составить себе имя – стать знаменитым – прославиться (о человеке, поступке)
дерзать – осмеливаться – отважиться – рисковать – сметь (о поступке)
благоприятно - лестно- положительно – похвально – хорошо – сочувственно – хвалебно (об отношении к чему-либо, кому-либо)
неизбитый – нетрадиционный – нестандартный – неповторимый – оригинальный – особенный – нетипичный – особый – самобытный – специфический – непохожий на других (о чертах характера, художественных приемах)
замкнутость – изолированность – кастовость – оторванность – разобщенность (о каких-либо явлениях в жизни общества)
единство – братство – целостность – совокупность (о явлениях в жизни общества)
уважение- слава – пиетет – почитание – почтение (о писателе, произведении)
вкратце – конспективно – лаконично – коротко – сжато – сокращенно – в двух словах – в нескольких словах (о манере изложения)
выпукло – живо – живописно – картинно – колоритно – красочно – многообразно – разнообразно – образно – рельефно – сочно – экспрессивно – ярко (о манере изложения, характеристике персонажа)
бесхитростно – безыскусственно – незамысловато – непринужденно – без затей (о манере изложения)
загадочный – мистический – невероятный – необъяснимый – таинственный – чудесный – ирреальный (о сюжете, герое, фоне лирического стихотворения)
блестящий – видный – незаурядный – крупный – замечательный – популярный – известный – именитый – признанный – прославленный – яркий (о писателе и его творчестве)
отзывчивость – сердечность – сострадание – сочувствие – участие – чуткость – гуманное отношение (о герое)
смирение – покорность – всепрощение- кротость – незлобивость (о герое)
антитеза – противопоставление – антагонизм (о герое, художественном приеме)
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ В ПОМОЩЬ ПИШУЩИМ СОЧИНЕНИЕ
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний и синтаксических конструкций, модели речевого поведения в конкретных ситуациях. Не всем легко удается формулировать свои мысли, особенно в напряженной обстановке экзамена. Грамотно организовать мысли вам помогут речевые клише, помещенные в таблице.
Элементы структуры |
Клише |
Вступление |
|
Ключевое слово темы |
Природа... Война... Дружба и т.п |
Общие рассуждения по теме |
С давних времен человек размышлял о … Каждый из нас сталкивался с … Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о … Как часто мы слышим о ... Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей. |
Вопросы по теме |
Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина ...? Задумаемся: должны ли мы...? Невольно задаешься вопросом: зачем....? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к ...? |
Для перехода к основной части |
|
В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература. Предлагаю вспомнить литературные произведения, в которых раскрывается тема ... Замечательным примером, иллюстрирующим … Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим… За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы. Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение ФИО, в котором… |
|
Основная часть |
|
Тезис |
Сегодня мы понимаем, что...(ответ на вопрос, заданный во вступлении). Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении). Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос, заданный во вступлении) Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) |
Аргумент Обращение к произведению |
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме… Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название). Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название). Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения). Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название). Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название). Вспомним героя повести… (автор, название). Обратимся к роману… (автор, название). Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом. |
Интерпретация произведения или его фрагмента |
Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Пушкин утверждает… |
Промежуточный вывод |
Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. |
2-й литературный пример |
Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий… Давайте обратимся к произведению… Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении… |
Заключение |
|
Вывод, выражение надежды на лучшее, призыв |
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… Невольно напрашивается вывод… Таким образом, мы приходим к выводу: … Итак, можно сделать вывод, что… В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Мне думается, следует… И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что… Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод… Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что… Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что… |
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
1 абзац |
1 предложение – тема. 2 предложение – проблема. Не рекомендуется начинать работу со слов: «В этом тексте говорится о…» и т.д. Как начать: • Вопросительное предложение (например: Что такое одиночество?). • Ключевые слова (словосочетания), которые вводят в тему (например: Одиночество… ). • Повествовательное предложение по теме (например: Очень часто многие пожилые люди, имея взрослых детей, одиноки. Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема…). Не путать тему и проблему!!! Например, тема войны. Проблема – дружба на войне. Тема природы. Проблема – охрана природы. |
2 абзац |
• Комментарии проблемы (как автор раскрывает проблему). Это может быть краткое изложение какой-то части текста. Например: Автор на конкретных примерах показывает… (2 примера из текста с комментариями). Цитаты обязательны!!! |
З абзац |
Позиция автора (что он думает об этой проблеме). Позиция автора может быть открытой. Тогда пишем: «Автор считает, что «…цитата из текста…» (может быть, может не быть). Позиция автора может быть скрытой. Тогда пишем: «Автор не выражает прямо своей позиции, но он считает, что «…цитата из текста…». |
4 абзац (можно разделить на 2 абзаца) |
Своё отношение к проблеме: Я полностью согласен с мнением автора… Да, несомненно, автор прав… Конечно, нельзя не согласиться с мнением автора… Я не согласен с мнением автора… Я согласна с мнением автора... Я тоже считаю, что…А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями… + 2 аргумента (почему согласен или почему не согласен) – из жизненного опыта, из СМИ, факты истории, из произведений художественной литературы и т.д. |
5 абзац |
Итог (вывод). Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом. + Свободная форма изложения мыслей. |
Сочинение-рассуждение по русскому языку пишется по плану:
Вступление
Постановка проблемы
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Ваша позиция
Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)
Заключение
В ПОМОЩЬ ПИШУЩИМ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ЧАСТЬ С, ЕГЭ)
ОБРАЗЕЦ
Владимир Степанович Топилин
Родился 12 февраля 1967 года в п. Чибижек Курагинского района Красноярского края
Повесть «Семь забытых перевалов»
Последние сто метров Малыш бежал на последнем издыхании. Он прыгал в снегу под гору, прилагая на передвижение последние силы. Последователи легко катились на лыжах сзади. На границе тайги и пожарища ветровал нагромоздил несколько толстых деревьев и, выскочив из пихтача, Малыш ткнулся грудью в хаос нагромождения, и силы покинули его. Тяжелый стон поражения вырвался рвущимся дыханием. Вытянув голову перед собой, уронив великолепную корону на спину, остекленевшими от ужаса глазами Малыш ждал своей участи. Первым из пихтача выкатился Косой. Лихо завернув лыжами, подъехал Толян. Быстро оценив обстановку, Толян безжалостно усмехнулся, пошел к зверю:
-Допрыгался! Теперь моя очередь тебе кровь пускать.
-Подожди, не торопись. Давай лучше шмальнем, одного патрона не жалко… да и чтобы не мучился, - предложил Косой, но Толян не остановился.
- …Я ему своим ножичком «красный галстук» пропишу…
- Смотри, Толян, чтобы рогами не саданул.
- Я со спины залезу, куда денется.
И Толян присел на круп зверя, увязшего в глубоком снегу, похлопал ладонью по хребту, потом дотронулся до рогов:
-Да я на нем сейчас, как на мотоцикле… Малыш не мог тронуться с места. Толик наглел, крутя голову зверя из сторону в сторону, заламывал рога на себя или давил вперед. Сколько так могло продолжаться, неизвестно. Только вдруг положение мгновенно изменилось. Косой не сразу понял, что случилось. А когда вскочил, хотел помочь, было поздно. Пока Толян артачился, Малыш утаптывал под собой в страхе смерти снег. Почувствовав опору для прыжка, Малыш сделал попытку, прыгнул вперед. Толян, не ожидавший такого действия, спонтанно подавшись вперед, не успев защититься, со всего маху ткнулся лицом на рога шестилетка. Толян вытянул руки вперед, судорожно дернулся и безвольно завалился набок. Косой за две секунды пробежал десять метров, заглянул в лицо напарника. По лицу Толяна на рога и шею Малыша текла обильная кровь. Четвертый отросток правого рога марала был утоплен в левом глазу человека. Сердце Толяна еще билось, но по сути он был уже мертв. …Защищая себя, Малыш стал невольным убийцей, а потом свидетелем жестокости. Все это произошло по вине человека. Возможно, все еще оставаясь в плену снега, он прощался с жизнью, ждал, что сейчас кто-то из людей выпустит в него роковую пулю. А когда понял, что остался жив, провожая тяжелым взглядом уходящим, горестно подумал: «На что же вы еще способны, люди?»
Образец сочинения-рассуждения
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема безжалостного отношения человека к природе. На что способны безнравственные люди? Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает В.С. Топилин в повести «Семь забытых перевалов». Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни.
Автор на конкретных примерах показывает, что человек должен отвечать за свои поступки. Жажда наживы, тщеславие всегда были наказуемы. По принципу бумеранга человеку вернётся то, что он отдаёт. Величественное и израненное животное, «уронив великолепную корону на спину, остекленевшими от ужаса глазами» ждёт своей участи. Человек, считающий себя царём природы, не решает ускорить смерть Малыша: «…Я ему своим ножичком «красный галстук» пропишу…». Последняя попытка Малыша вырваться из капкана смерти стала ответом Толяну на беспринципность и жесткость: «Четвертый отросток правого рога марала был утоплен в левом глазу человека». Защищая себя, Малыш стал невольным убийцей, а потом свидетелем жестокости.
Автор считает, что «всё это произошло по вине человека». Природа даёт человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость. А человек, забыв об этом, становится лишь потребителем.
Я согласна с мнением В.С. Топилина. Я тоже считаю, что безжалостное отношение человека к природе ведёт к нравственной деградации людей. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями.
В произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба» наказание неминуемо настигает человека даже за давние злодеяния — таков смысл кульминационного рассказа из первой части цикла, давшего название всей книге. Сюжет о том, как наиболее осмотрительный и вроде бы самый порядочный из браконьеров Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой, приобретает мистико-символический смысл: оказавшись в пучине, превратившись в пленника собственной добычи, почти прощаясь с жизнью, Игнатьич вспоминает давнее своё преступление. Природа не прощает обиды, и за причинённое ей зло придется заплатить сполна, потому что, убежденно и открыто заявляет писатель, «бесследно никакое злодейство не проходит».
В повести Хемингуэя «Старик и море» рассказывается о противостоянии человека и природы. Старый рыбак Сатьяго «борется» с огромной морской рыбой — марлином. И рыба — не просто реальная рыба, в ней скрыта сила, пронизывающая весь мир. Борьба с рыбой стала уроком для человека, который всю свою жизнь провёл на море. Нравственные уроки природы заставили Сантьяго забыть о своём тщеславии, научили по- другому оценивать мир природы. Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом. Мы должны помнить, что физические, а особенно нравственные страдания, — вот справедливое возмездие за дерзкие попытки покорить, подчинить или даже уничтожить хотя бы частичку природы.
Нравственные уроки природы заставили Сантьяго забыть о своём тщеславии, научили по- другому оценивать мир природы. Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом. Мы должны помнить, что физические, а особенно нравственные страдания, — вот справедливое возмездие за дерзкие попытки покорить, подчинить или даже уничтожить хотя бы частичку природы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С).- Москва:Экзамен, 2006, 191 с.
Егораева, Г.Т. Русский язык. Практикум. Реальные тесты. – Москва: Экзамен, 2016, 118 с.
Соловьева, Н.Н. Сочинение без шпаргалки. – Москва: Материк-альфа, 2005, 128 с.
Торкунова , Т.В. Как писать сочинение. – Москва: Айрис-пресс, 2003, 448 с.
Исхакова, Л.Р. Речевые клише. - laris1702a@yandex.ru
https://www.calc.ru/Sochineniye-Yege-Po-Russkomu-Yazyku-Rechevyye-Klishe-Dlya-Na.html