Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Настрой на работу – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Слайд 1,2
Слайд
Слайд | На слайде появляются по очереди изображения животного, пейзажа, водопада зимой, птицы. Последний слайд: все картинки вместе) -Что вы увидели? Как назвать одним словом изображения? А что такое природа?
А теперь посмотрите ещё (на слайде игрушка, красивое здание, музейный экспонат, народный костюм, на последнем слайде все вместе). -А что сейчас увидели? А как назвать увиденное одним словом?
А что такое культура?
А где вы можете увидеть предметы культуры? - Прочитайте слова записанные на доске Ткань, Волокно, Одежда, Рисунок, Чудо, Ежевика, Солома, Туесок, Ветка, Оригами -Что объединяет эти слова? -По первым буквам каждого слова составьте новое слово.
Что такое творчество? -Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Прочитайте Тему нашего урока «Природа в творчестве человека» -Цель: Мы сегодня узнаем как человек использует природу в своём творчестве. И немного сами попрактикуемся. | Слушают учителя, отвечают на вопрос
(Природа).
(Все, что не создано руками человека).
(Культура Предметы культуры).
(То, что создано руками человека).
(В музее, дома).
О природе и культуре.
Высказывания детей ТВОРЧЕСТВО
Высказывания детей
| Принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
|
III. Работа с учебником.
| Фронтальная.
| Откройте учебник на страницах 14-15. Рассмотрите внимательно все, что здесь изображено. Что это? А кто их создал?
Посмотрите на кружевное дерево. Вы такое на улице видели? Кружевное дерево в руках мастерицы не просто повторяет причуды в зимней природе. Мастерица создаёт орнамент по законам фантазии, воображения, соединяя белый цвет, напоминающий о снежной зиме с летними цветами и листьями, похожими на узоры, которые мороз рисует на оконном стекле. Посмотрите на другие предметы. Что изображено?
А на самом деле существует петушок?
Откуда человек берет сюжет для творчества? Значит, человек берет сюжеты для своего творчества из природы и добавляет фантазию.
| Рассматривают картинку, описывают ее. (Предметы культуры) (Человек).
(Нет).
(Петушок, лошадка (конь), лев, сказочный конь-птица, снежинки на прялке).
(да).
Природы | Осуществляют сравнение изображения, классифицируют. | Устные ответы
|
Физкультминутка | Слайд 2 (Звучит фрагмент «Жаворонка» Чайковского) Слайд 3 | -А сейчас закроем глазки, можно голову положить на парту и послушаем музыку. Что вы сейчас услышали? Она вам что-нибудь напоминала? Пение жаворонка вдохновило композитора (нашего земляка) Петра Ильича Чайковского на создание этой музыки
|
(Музыку) (Пение птицы). |
|
|
IV. Работа над новым материалом. Закрепление | Слайд 4 | Что это такое?
А из чего сделан горшок? (Появляется изображение глины и надпись). А это?
А из чего они сделаны? Коры какого дерева? Кора берёзы называется береста
Что это? А из чего она сделана? Ребята, а кто знает, как называется этот камень, про него знаменитый уральский сказ написан?
А что же это? А из какого она материала? А может быть, кто-нибудь знает, что такое лён?
А теперь ещё раз назовите, из чего сделаны все эти предметы? А как это назвать?
| (Предметы культуры). (Горшок). (Из глины).
(Перечница и солонка). (Из коры). (Берёзы). (картинка и надпись).
(Шкатулка). (Из камня). (Малахит).
(Рубашка). (Изо льна). (Растение). (Картинка и подпись). (Глина, береста, камень, лён). (Природные материалы). | Осуществляют сравнение изображения, классифицируют. | Устные ответы
|
Работа на листе | С 12 | -На партах у вас задания на листочках. Рассмотрите, что находится на листочке. Найдите слова в прямоугольниках. Прочитайте эти слова. А как мы это всё вместе назовём?
А вокруг что находится?
А откуда человек берёт эти материалы? Значит, человек берёт для создания предметов культуры природные материалы. На каких животных похожи эти игрушки? (Отложили листок в сторонку)
Работаем в парах - соединяем стрелочками поделку и материал из чего оно изготовлено. (Отложили листок в сторонку) |
(глина, береста,……). (Природные материалы). (Поделки, изделия народных мастеров).
(Соединить изделие с материалом, из которого он сделан). | Осуществляют сравнение изображения, классифицируют. | Работа в парах |
Физкультминутка | На внимание хлопки |
|
|
|
|
|
| -Ребята, в какой республике мы проживаем? Как она называется?
-Как вы думаете, используют ли природу в творчестве у нас в Удмуртии? -Где можно встретить природные материалы в творчестве нашего удмуртского народа?
Показ Обратите внимание на отличительные особенности: орнамент, он связан с народными традициями. Откуда человек взял эти материалы? | (Удмуртская Республика)
(да)
(прялка и веретено) (шерстяная нить – пряжа) (лён – растение, полотенце)
Из природы Лён, шерсть, дерево |
Рассматривают, трогают |
|
Творческая работа | По вариантам | А теперь, вы будете работать по вариантам. ДЕВОЧКИ - будут сегодня мастерицы. Им нужно раскрасить лошадку на с.12. Она должна получиться у вас яркой, красивой, чтобы захотелось её купить, как раньше продавали игрушки на ярмарках. МАЛЬЧИКИ – вам предстоит быть гончарами. Кто такой гончар? Вы будете лепить какую-нибудь посуду, но сегодня нам глину заменит пластилин.
|
(Работа по вариантам (девочки-мальчики))
Тот, кто работает с глиной (Выполнение работы) |
| Работа по вариан-там |
V. Рефлексия |
| Дети, что вы сделали?
Ваша лошадка и посуда - это что такое?
Значит, вы создали предметы культуры своими руками. Это у вас народная игрушка. Народная игрушка – это не та, которая создаётся на фабрике или заводе. Понравилось вам изготавливать поделки? Мы с вами создадим на подоконнике выставку. Вы теперь Мастера! Творцы! Какая была тема сегодняшнего урока? Оцените свои достижения на уроке. -Всё получилось -Были затруднения На этом наш урок окончен. | (расписали лошадку, слепили посуду).
(Предметы культуры).
(смайлик) |
| Устные ответы
|