Урок окружающего мира в 1 классе «Природа в творчестве человека»

1
0
Материал опубликован 13 October 2020

Урок окружающего мира в 1 классе "Природа в творчестве человека»

Цель: показать влияние природы на творчество человека.

Предметные результаты:

узнавать образы природы в произведениях культуры;

понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях;

изготавливать игрушку из природных материалов по схеме.

Метапредметные результаты:

читать схему изготовления игрушки;

систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры;

узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

Личностные результаты:

понимать красоту произведений народного творчества;

осознавать красоту природы, воплощённую в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения


1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Настрой на работу

Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Объяснение учителя

Слайд 1,2









Слайд



























Слайд

На слайде появляются по очереди изображения животного, пейзажа, водопада зимой, птицы.

Последний слайд: все картинки вместе)

-Что вы увидели?

Как назвать одним словом изображения?

А что такое природа?





А теперь посмотрите ещё (на слайде игрушка, красивое здание, музейный экспонат, народный костюм, на последнем слайде все вместе).

-А что сейчас увидели?

А как назвать увиденное одним словом?





А что такое культура?





А где вы можете увидеть предметы культуры?

- Прочитайте слова записанные на доске

Ткань, Волокно, Одежда, Рисунок, Чудо, Ежевика, Солома, Туесок, Ветка, Оригами

-Что объединяет эти слова?

-По первым буквам каждого слова составьте новое слово.



Что такое творчество?

-Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Прочитайте

Тему нашего урока «Природа в творчестве человека»

-Цель: Мы сегодня узнаем как человек использует природу в своём творчестве. И немного сами попрактикуемся.

Слушают учителя, отвечают на вопрос



(Природа).



(Все, что не создано руками человека).







(Культура

Предметы культуры).



(То, что создано руками человека).



(В музее, дома).



О природе и культуре.



Высказывания детей

ТВОРЧЕСТВО



Высказывания детей


Принимают учебную задачу, сформулированную учителем


III. Работа с учебником. 


Фронтальная.


Откройте учебник на страницах 14-15.

Рассмотрите внимательно все, что здесь изображено.

Что это?

А кто их создал?



Посмотрите на кружевное дерево. Вы такое на улице видели?

Кружевное дерево в руках мастерицы не просто повторяет причуды в зимней природе. Мастерица создаёт орнамент по законам фантазии, воображения, соединяя белый цвет, напоминающий о снежной зиме с летними цветами и листьями, похожими на узоры, которые мороз рисует на оконном стекле.

Посмотрите на другие предметы. Что изображено?







А на самом деле существует петушок?



Откуда человек берет сюжет для творчества?

Значит, человек берет сюжеты для своего творчества из природы и добавляет фантазию.


Рассматривают картинку, описывают ее.

(Предметы культуры)

(Человек).



(Нет).











(Петушок, лошадка (конь), лев, сказочный конь-птица, снежинки на прялке).



(да).



Природы

Осуществляют сравнение изображения, классифицируют.

Устные ответы


Физкультминутка

Слайд 2

(Звучит фрагмент «Жаворонка» Чайковского)

Слайд 3

-А сейчас закроем глазки, можно голову положить на парту и послушаем музыку.

Что вы сейчас услышали?

Она вам что-нибудь напоминала?

Пение жаворонка вдохновило композитора (нашего земляка) Петра Ильича Чайковского на создание этой музыки






(Музыку)

(Пение птицы).



IV. Работа над новым материалом. Закрепление

Слайд 4

Что это такое?







А из чего сделан горшок?

(Появляется изображение глины и надпись).

А это?



А из чего они сделаны?

Коры какого дерева?

Кора берёзы называется береста



Что это?

А из чего она сделана?

Ребята, а кто знает, как называется этот камень, про него знаменитый уральский сказ написан?



А что же это?

А из какого она материала?

А может быть, кто-нибудь знает, что такое лён?



А теперь ещё раз назовите, из чего сделаны все эти предметы?

А как это назвать?


(Предметы культуры).

(Горшок).

(Из глины).





(Перечница и солонка).

(Из коры).

(Берёзы).

(картинка и надпись).



(Шкатулка).

(Из камня).

(Малахит).





(Рубашка).

(Изо льна).

(Растение). (Картинка и подпись).

(Глина, береста, камень, лён).

(Природные материалы).

Осуществляют сравнение изображения, классифицируют.

Устные ответы


Работа на листе

С 12

-На партах у вас задания на листочках.

Рассмотрите, что находится на листочке.

Найдите слова в прямоугольниках. Прочитайте эти слова.

А как мы это всё вместе назовём?



А вокруг что находится?



А откуда человек берёт эти материалы?

Значит, человек берёт для создания предметов культуры природные материалы. 

На каких животных похожи эти игрушки?

(Отложили листок в сторонку)



Работаем в парах - соединяем стрелочками поделку и материал из чего оно изготовлено.

(Отложили листок в сторонку)





(глина, береста,……).

(Природные материалы).

(Поделки, изделия народных мастеров).

















(Соединить изделие с материалом, из которого он сделан).

Осуществляют сравнение изображения, классифицируют.

Работа в парах

Физкультминутка

На внимание

хлопки







-Ребята, в какой республике мы проживаем? Как она называется?



-Как вы думаете, используют ли природу в творчестве у нас в Удмуртии?

-Где можно встретить природные материалы в творчестве нашего удмуртского народа?





Показ

Обратите внимание на отличительные особенности: орнамент, он связан с народными традициями.

Откуда человек взял эти материалы?

(Удмуртская Республика)



(да)



(прялка и веретено)

(шерстяная нить – пряжа)

(лён – растение, полотенце)





Из природы

Лён, шерсть, дерево















Рассматривают, трогают


Творческая работа

По вариантам

А теперь, вы будете работать по вариантам.

ДЕВОЧКИ - будут сегодня мастерицы. Им нужно раскрасить лошадку на с.12.

Она должна получиться у вас яркой, красивой, чтобы захотелось её купить, как раньше продавали игрушки на ярмарках.

МАЛЬЧИКИ – вам предстоит быть гончарами.

Кто такой гончар?

Вы будете лепить какую-нибудь посуду, но сегодня нам глину заменит пластилин.




(Работа по вариантам (девочки-мальчики))









Тот, кто работает с глиной

(Выполнение работы)


Работа по вариан-там

V. Рефлексия


Дети, что вы сделали?





Ваша лошадка и посуда - это что такое?



Значит, вы создали предметы культуры своими руками.

Это у вас народная игрушка.

Народная игрушка – это не та, которая создаётся на фабрике или заводе.

Понравилось вам изготавливать поделки?

Мы с вами создадим на подоконнике выставку.

Вы теперь Мастера! Творцы!

Какая была тема сегодняшнего урока?

Оцените свои достижения на уроке.

-Всё получилось

-Были затруднения

На этом наш урок окончен.

(расписали лошадку, слепили посуду).



(Предметы культуры).





















(смайлик)


Устные ответы




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.