Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Царство живой природы»
Урок окружающего мира
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
Тема урока: Царства живой природы
Цель: создать условия для открытия новых знаний о царствах живой природы.
Задачи:
1. Дать представление о способах группировки объектов живой природы (предметный результат);
2. Формировать умение работать с разными источниками информации, совершенствовать навыки работы в группе, умение полно и точно выражать свои мысли (метапредметный результат);
3. Развивать познавательный интерес к предмету (личностный результат).
Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемно-диалогический, наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Средства обучения:
для учителя: электронный учебник «Окружающий мир» авторов Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска;
для обучающихся: учебник «Окружающий мир» авторов Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, индивидуальный
раздаточный материал
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) |
Я рада видеть «умные глаза» своих учеников и готовность к работе. Итак начинаем наш урок. Постарайтесь все понять, много нового узнать. Просто так сидеть – запрещается! Активно работать всем – разрешается! Поднимите руку те, кто считает, что я обратилась лично к нему. Кто готов откликнуться на мой призыв? |
Дети обдумывают и принимают для себя решение |
Самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание (Р), планирование учебного сотрудничества с учителем (К) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности С-1 С-2 С-3 |
Для начала я предлагаю поразмышлять над произведением Я.Акима Есть одна планета – сад В этом космосе холодном – Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В реку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету. О какой особенности нашей планеты говорит автор? Эта особенность характерна для объектов живой или неживой природы? Кто же является жителями нашей планеты? Предлагаю поработать в парах с карточками. Рассмотрите объекты живой природы. Являются ли они жителями нашей планеты? Разделите их на группы. У всех жителей должны быть свои дома. Поскольку мы говорим о необычных жителях, то и дома у них необычные, не дома, а … И, наверное, вы уже догадались какова тема нашего урока? Как будут называться эти царства, вы уже можете сказать, если правильно справились с заданием. Что вы заметили? |
Дети осмысленно слушают стих Дети высказывают предположения (Только на Земле есть жизнь) Для объектов живой природы Дети работают в парах
Царства
Дети формулируют тему урока Дети проверяют правильность выполнения парной работы – растения и животные. Еще два царства не назвали |
Умение слушать и понимать других (К) Умение на основе анализа текста сделать вывод (П), взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли(К) Взаимодействие со сверстниками (К) Логические действия: анализ, синтез, классификация (П) Осознание и построение речевого потока (П) Проверка своих действий (Р), подведение под понятие (П) Фиксация затруднения, формулирование проблемы (П) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи |
Для кого же в природе существуют еще два царства? А хотели бы узнать? Какую задачу мы сегодня поставим перед собой? |
Наверное, есть еще жители, о которых мы пока не знаем. Да Узнать всех жителей царств живой природы |
Фиксация затруднения (Р),выдвижение гипотез (П), проявление познава тельной инициативы (Л) умение понимать и следовать учебной задаче (Р) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения С-4 С-5 С-6 С-7 С-8 |
А как предлагаете действовать? Предлагаю начать с того, что знаем и, может быть, соседи подскажут. 1.Сравните свойства растений и животных, найдите общие признаки Живая природа, зеленые, прыгают, растут, дышат, питаются, размножаются, неживая природа. 2. В чем различие растений и животных: не способны сами двигаться, способны сами двигаться, питаются готовой пищей, сами создают питательные вещества Кто же помогает растениям в этом процессе создания питательных веществ в результате гниения? Это жители нового царства живой природы. Они были первыми обитателями Земли. Это мельчайшие живые существа. Они живут везде: в воде, в почве, в организме животных и человека. Они бывают вредными и полезными. Например, помогают человеку делать йогурт с живыми бифидо… Так как же назовем новое царство живой природы? А человек к какому царству относится? Другие представители этого царства подскажут название последнего царства живой природы, но только в том случае, если вы разгадаете кроссворд. (Задание звучит в виде загадок)
Какое ключевое слово получили? Действительно соседи подсказали название последнего царства живой природы. Грибы- удивительные создания природы. Бывают шляпочные, а бывают необычные грибы – плесень. |
Подумать и вспомнить то, что знаем, посмотреть в учебнике или интернете, спросить у взрослых. Дети выполняют задания электронного приложения к учебнику. Бактериями Дети делают вывод – бактерии Животные Дети разгадывают кроссворд и, получив ключевое слово, делают вывод о новом царстве живой природы – грибы Дети, работая в группах, рассматривают плесень на хлебе, на цитрусовых, на сыре. Проводится опыт с сухими дрожжами (рассматривают рост грибов) |
Прогнозирование предстоящей работы (Р) Логические действия: анализ, синтез(П),контроль и сравнение с эталоном (Р) Подведение под понятие (П) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р), логические действия: анализ, синтез (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П), взаимодействие с одноклассниками (К), Инициативное сотрудничество в сборе информации (К) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Рассмотрите в учебнике представителей разных царств живой природы, выполните к ним задания. Объясните, почему представителей растений, грибов и животных относят к живой природе? |
Работа в группах Дети обосновывают свое мнение |
Работа с информацией (П), взаимодействие с одноклассниками (К), высказывание своего мнения (К), построение логической цепи рассуждений (П) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой С-9,10 |
Составьте кластер по теме: |
Дети составляют кластер с помощью слов-подсказок и проверят с образцом |
Знаково-символические действия (П), контроль в форме сличения с образцом (Р) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Включение в систему знаний и повторение С-11 |
Из ряда объектов распределите в группы только объекты царств живой природы: липа, стол, жаба, мухомор, собака, земляника, горы |
Дети выбираю нужное, оставляя объекты неживой природы и то, что сделано руками человека |
Принятие и следование учебной цели (Р), логические действия (П) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия |
А теперь скажи, дружок, Тебе понравился урок? Что расскажешь дома маме? Поделись теперь и с нами. Продолжи предложение Я узнал… Я сумел… Мне было трудно… |
Дети высказывают свое мнение, анализируют свою работу. |
Высказывание своего аргументированного мнения (К), оценка своей деятельности (Р,Л) |