12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Любовь Алексеевна44

Реализация рабочей программы «Кузбасское лингвокраеведение» осуществляется на краеведческом материале через деятельностный подход формирования учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных. Разнообразные методы и приемы, использованные на разных этапах занятия, способствуют развитию познавательной самостоятельности, творческой активности учащихся. Поисково- исследовательская направленность курса позволяет познакомить учащихся с приемами лингвистического исследования.

Предлагаю 2 занятия по курсу 5 класса, которые строятся на принципах доступности, занимательности, гуманизации и гуманитаризации, свободы выбора внешней и внутренней дифференциации, деятельностной основы образовательного процесса.

 

Работа по лингвокраеведению нашего края продолжается. Ребятам интересно узнавать происхождение названий всего, что окружает с детства. Например, название реки Анжера означает «звериная тропа», а большинство рек получили название по цвету воды. Такие открытия вызывают интерес находить в обыденном, привычном что-то новое, интересное для исследования, что способствует воспитанию деятельной личности.

Тема занятия: Коренное население Кузбасса. Жизнь и быт коренного населения Кузбасса.

Цели урока: развитие познавательной активности учащихся через краеведческий материал о жизни и быте коренного населения

Задачи:

Общеобразовательная: познакомить учащихся с жизнью и бытом коренного населения края – шорцев, телеутов, особенностями названий предметов быта, занятий.

Развивающая: развивать умения логично излагать материал, творчески мыслить, работать с различными видами источниками информации.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к истории своего края, его традициям и культуре.

Планируемый результат

Предметные умения

 Личностные УУД : формировать устойчивую мотивацию к аналитической деятельности ; знать историю, язык народов своего края, основы культурного наследия, его гуманистические и традиционные ценности.
 

Регулятивные УУД: уметь организовывать свое рабочее место, умение находить и исправлять свои ошибки, формировать умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы, высказывать свое предположение на основе учебного материала.
ПознавательныеУУД: уметь определять понятие, создавать обобщения, аналоги, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы,умение извлекать информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД: формулировать и аргументировать организовывать работу в паре, группах, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия)
– слушать и понимать речь других свои мнения и позиции; создавать устные тексты, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Методы проведения занятия: просмотр видеосюжета, поисково- исследовательская работа, игра « угадай предмет».

Оборудование и материалы: раздаточный материал, доклады учащихся.

Ход урока:

I.Организационно – подготовительная часть. (Регулятивные УУД: уметь организовать самостоятельно свое рабочее место)

II. Мотивация. Актуализация знаний.

Мы продолжим разговор о жителях нашего края. На слайдах картинки с изображением шорцев и телеутов. Да, это коренные жители нашего края. А что вы о них знаете, где они проживают ? Основной вид деятельности?

(Регулятивные УУД: умение выдвигать версии)

Ответить на этот вопрос поможет видеосюжет и материал, который вам предлагается

Просмотр видеоматериала о шорцах и телеутах

В Кемеровской области проживают народы, внесенные согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 255 от 24 марта 2000 г. в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, шорцы и телеуты. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года их численность составляет 11554 и 2534 человек соответственно. Шорцы компактно проживают в Междуреченском, Таштагольском, Новокузнецком районах, а телеуты – в Беловском и Гурьевском районах. Телеуты (самоназвание тадар, байат-пачат) — народ монголоидной расы в России, традиционное место проживания — юг Западной Сибири (Кемеровская область). Численность в РФ — 2650 человек (2002), из них в Кемеровской области — 2 534 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Это так называемые «бачатские телеуты» по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай.

Сами себя телеуты называют, в зависимости от ситуации, по-разному: теленгит при встрече с представителями других тюркоязычных народов и общении с ними на «общетюрском» языке, телеуты — при ответе на вопрос о своей национальности на русском языке, тадар — для обозначения себя и своего языка при общении между собой на родном языке. Большая часть саяно-алтайских тюрков знает телеутов под именем байат — пачат.

В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род "Шор”, по его имени стали называть всех жителей верховья Томи и ее притоков Кондомы и Мрассу. Шорцы не относятся к алтайским племенам. Это лесные оседлые племена, хотя своего государства у них не сложилось. Вплоть до Октябрьской революции у них было родовое деление, во главе рода стояли князья. По религии они были шаманистами.. Своей письменности у них не было. Каждый род имел свои охотничьи угодья и пахотные земли. Оседлые шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой и земледелием. В настоящее время шорцев насчитывается около 16,5 тысяч человек. 85,2% всего шорского населения проживают в городах, где они составляют меньшинство.

Учащиеся предлагают свои версии.

Учитель: чтобы проверить свои версии, делимся на 2 группы и начинаем работать.

Практическая работа.

Раздаются учащимся тексты по группам . Задания : прочитав текст, выбрать материал для заполнения таблицы.

(Познавательные УУД: умение извлекать информацию из разных источников, классифицировать по заданным основаниям)

Коммуникативные УУД: организовывать работу в паре, группах, управлять поведением партнера)

Занятия шорского народа. (Раздаточный материал).

К первым достоверным историческим сведениям о традиционных занятиях кузнецких татар, обитавших в верховьях Томи, следует отнести грамоту Б.Годунова от 20 января 1604 г. В ней помимо предписания о сооружении Томского острога сообщается, что в "Томской вершине живут 200 человек кузнецов, а делают доспехи и железца стрельные и котлы выковывают". По другим сведениям их было тысячи три.  На древность занятия кузнечным делом указывают и данные фольклора. Еще Сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы "кузнецами". Отсюда и пошли названия Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля.  Появились более качественные и дешевые изделия из железа, и примитивное шорское кузнечное железоделательное производство к концу XVIII века исчезло.
     Из других занятий наибольшее распространение получила охота. Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до Октябрьской революции, а в горно-таежных местах сохранилась и до наших дней. Шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра "пел" сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов - покровителей охоты. Добытая пушнина или деньги, вырученные за нее, делились поровну между членами артели, включая сказочника.
     Промысел "хорыг" – охота состоял из двух периодов; осеннего и зимне-весеннего. Последний начинался обычаю в ноябре, когда выпадал глубокий снег и замерзали реки. Он состоял из малой охоты по первому снегу и дальней - большой охоты. Зимой шорцы отстреливали белку, капканами добывали соболя, ловушками - зайцев, в апреле ставили петли на глухарей. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов. Осенью били барсуков и рябчиков.
         Лыжи делали черемуховые, полозья их обивали "камусом" - шкурой с голени лошади или марала. Рулем при спуске с гор служила универсальная деревянная лопатка "каяк" или "курчек", который также отгребали снег при постройке балагана и установке капканов.    
     Промысловая одежда состояла из домотканой куртки "шабыра", поверх которой надевалась вторая - войлочная, простеганная, с пелериной - воротником из барсучьей шкуры, штаны тоже были из домотканого холста. Обувью служили кожаные сапоги, вместо носков - трава "азагат". На голове - холщовая шапка, подбитая тряпьем, на руках - рукавицы из кожи.
     Охотничьи балаганы, сооружались с осени и были двух типов: жердчатые - временные и срубные - бревенчатые, рассчитанные на сезон или несколько.
     Рыболовство носило сезонный характер. Хариусы, налимы, таймени, вывозились на продажу в Кузнецк. Основным орудием лова были сети "энгме". Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей.Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом.
    Земледелие было развито повсеместно: плужное у северных шорцев и мотыжное - у южных. При первом типе земледелия, заимствованном от русских, использовались деревянная соха "салда" с железным наконечником, деревянная борона, серп. У богатых шорцев в начале XX века, появились железные плуги и простейшие конные жатки. Мололи они зерно на водяных мельницах. Размеры полей исчислялись гектарами, в отличие от южных шорцев, где участки измерялись загонами. Только у северных шорцев были приусадебные огороды. Терминология орудий труда при плужном земледелии была уже русской.
     Мотыжный тип земледелия, распространенный в таежной части Кузнецкого уезда, более примитивный и древний. Возделывались, мотыгами "абылами" небольшие участки на солнечных склонах гор, которые приходилось очищать от леса с помощью топора и огня. Эти участки обрабатывали 3-4 года, затем бросали и переходили на новое место. Зерна разбрасывали руками, после чего боронили суковатой палкой или корягой, которую таскала лошадь.
     Выращивали в основном ячмень, пшеницу, овес, коноплю, картофель.     Собирательство. Недостаток продуктов питания шорцы восполняли заготовкой съедобных растений - корней кандыка, пиона, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод. С развитием товарных отношений и торговли в начале XX века широкое распространение получил сбор кедрового ореха.     Скотоводство у шорцев по сравнению с другими народами Южной Сибири было развито слабо. Причина - отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокосов. Наиболее удобной была долина Кондомы, но лучшие ее земли к концу XIX- началу XX вв. были заняты русскими переселенцами или сданы в аренду приискам. Шорцам достались средние и худшие участки по опушкам леса. Но, несмотря на неблагоприятные условия, даже в самых глухих местах к началу XX века шорцы разводили лошадей крупной породы, низкорослых коров. На одного жителя в среднем приходилось по две лошади и столько же голов крупного рогатого скота. Встречались семьи, содержащие до 20 животных, овец не более 2-Зх.
    Пчеловодство у шорцев сочеталось с бортничеством. Наилучшие условия для пчеловодства были в низовьях Кондомы, где кроме медоносных трав, сохранился участок липового леса.
   Ремесло у шорцев носило домашний характер, и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Все производилось только для собственных нужд, и лишь плетение сетей и гончарное дело к концу XIX века приобрело характер кустарного промысла.
     Наиболее развитым было ткачество. Основным сырьем для выработки нити служили стебли конопли и крапивы. Ткали шорки на особом станке "кендырь тыбеге". Готовый холст шел на изготовление всего набора одежды и голенищ обуви. Части одежды сшивали кендырными нитями или сухожилиями марала Повсеместно была распространена обработка кожи "сагары  Обработка дерева выражалась в изготовлении седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды. Для этого употреблялся нехитрый инструмент: ножи, долота, резцы. В первой четверти XX века шорцы начали изготавливать глиняную посуду. Известна шорцам была, и резьба по кости.

Занятия телеутов ( раздаточный материал для 2 группы)

На территории расселения телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевых скотоводов горно-степной зоны и пеших охотников таёжно-степной зоны. Под русским влиянием с 17 века среди коренного населения стали развиваться специфические формы оседлого земледельческо-скотоводческого хозяйства. В 17-1-й половине 18 веках для основной массы телеутов ведущей отраслью хозяйства являлось кочевое скотоводство. Разводили лошадей и крупный рогатый скот. Традиционными промыслами являлись охота, рыболовство. Широкое распространение имело собирательство (кедрового ореха, сараны, черемши). Под влиянием русских крестьян многие телеуты стали заниматься пасечным пчеловодством. Из домашних ремёсел наибольшее развитие получили обработка кожи, дерева, металла, ткачество, плетение, шитьё. Обработкой кож, прядением и ткачеством занимались женщины. Традиционная пища телеутов включала многие блюда из конского и бараньего мяса и молока. Значительное место в рационе занимали также продукты охоты, рыболовства и собирательства. До настоящего времени распространены традиционные блюда — тутмаш (бараний бульон с отваренным и мелко покрошенным тестом, луком, мясом), колбаса из овечьей или конской крови (кан) с добавлением лука или чеснока, тьёргом — овечьи кишки, начинённые кусочками сердца, печени, лёгкого и сала, бульоны и супы из сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади. Традиционным блюдом считаются также большие в форме полумесяца пельмени и многие мучные изделия, рецепты приготовления которых заимствованы у русских. Из молочных продуктов готовились традиционные напитки: айран, чегень, молочная водка — аракы, а также варенец, сыры, сметана и др.

У телеутов тоже разделялись женские и мужские занятия.

Мужскими ремеслами являлись шорное дело, плетение из кожи, тальника и конского волоса, деревообработка, кузнечество.

Одним из видов ремесла у телеутов являлось плетение из кожаных ремешков. В плетении из кожи бачатские телеуты достигли высокой степени мастерства. Данное ремесло вышло за рамки домашних промыслов: успешная реализация искусно сплетенной конской сбруи, арканов, плеток «камчы» на Томском и Кузнецком рынках приносила мастерам неплохой доход .

Женские ремёсла, а значит и так называемое художественное творчество, были преимущественно домашними. Телеутки шили женскую, мужскую и детскую одежду, обувь, ткали пояса («кур»), плели тесьму, изготавливали женские и девичьи накосники, вышивали воротники, шили ритуальные покрывала и т. д. Кстати, у телеуток было самобытное декорирование воротника («тяка/чака»), такие элементы не повторяются ни у одного другого народа.


 

Задание для учащихся

На основе текста занести записи в таблицу и выступление с сообщениями.

Виды деятельности коренного населения - шорцев

Названия продуктов питания

Занятия мужчин

Названия орудий труда, предметов быта

Занятия женщин

Названия орудий труда, предметов быта

       

4.Выступление учащихся с подготовленными сообщениями по темам (не более 3мин.). (Коммуникативные УУД: создавать устные тексты, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей)

5. Осмысление. Учащиеся отвечают на вопросы:

Чем обусловлен выбор занятий коренных народов Кузбасса?

Какие традиции русского народа и коренных населений схожи и в чем их своеобразие? (Коммуникативные УУД: умение излагать свою точку зрения)


 

Поиграем в слова. Под картинками с изображением предметов подписать цифры. Проверяем себя самостоятельно .(Соответствия даны на доске с помощь проектора) (Регулятивные УДД: умение находить и исправлять свои ошибки )


 


 


 


 


 

Ответы: Предметы быта


1. Курительная трубка "канза", 2. Табакерка "тамерке", 3. Коробка "карчак",
4. Курительная трубка "канза", 5. Детская колыбель "пебей", 6. Нагайка,
7. Курительная трубка "канза", 8. Нагайка

7.Рефлексия. ( Регулятивные УУД: оценивать свою работу на занятии)

-Что интересного узнал для себя

-Интересно ли узнать технологию изготовления некоторых вещей?

-« Секрет» каких слов стал для меня понятен?


 

Информация с сайтов

1.Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С.История Сибири. Часть 2. Сибирь в составе Российской империи: Учебное пособие для 8класса. – Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. Стр.180-279 2.Герасимов А.Н.История Кемеровской области: книга для чтения. – Кемерово: С Кимеева Т.И., Тыдыкова Л.И. Традиции и ремесла Информация представлена с сайтов: 3.-kuzbassa.narod.ru " Шорцы-традиции бачатских телеутов. – Кемерово, 2011. - с.43].

Конспект занятия: Топонимика. Топонимическая система региона.

Цель: создание условия для формирования понятий «топоним», «топонимика», «топонимическая система»

Задачи:

проанализировать стихотворение Р. Литвиновой « Родные края»;

сформировать представление о значении слов « топоним», «топонимика» через толковые словари;

сформировать умения работать с толковыми словарями;

воспитывать материалом занятия любовь к родному краю и бережное отношение к его языку.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся

 

Регулятивные УУД: умение организовать свое рабочее место

Актуализация знаний

Посмотрите на слайд, перед вами стихотворение о родном крае .Р. Литвиновой .Что особенно дорогу поэту в родных краях. В каких словах он выразил свои чувства? Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Находят эпитеты, метафоры, выражают свои чувства.

Личностные УУД: воспитывать чувство патриотизма; формировать коммуникативные компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками,

Постановка цели занятия

Отгадайте ребус, в котором зашифрованы ключевые слова сегодняшнего занятия

О чем мы будем сегодня говорить?

Тема нашего урока

« Топонимика нашего края»

Как вы думаете, что это такое?


 

А где можно узнать значение этих слов?

Отгадывают слова «топоним» и «топонимии

ка»


 


 


 


 

Высказывают предположение


 

В толковом или энциклопедическом словаре


 

Познавательные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения


 

Регулятивные УУД: умение выдвигать версии


 


 

Поиск решения проблемы

Откроем словари и найдем значение данных слов

Читают значение слов

Познавательные УУД: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач

 

Топонимика- это наука Посмотрим на слайд, где появляется вывод:

Топонимика- наука, исследующая происхождение и развитие географических названий (топонимов)

Топоним-название географического объекта

Что может являться географическим объектом?

Приведите примеры названий географических объектов.

Посмотрите на слайд и прочитайте текст.

(Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. Происхождение этих названий исследует наука топонимика. Топонимика также изучает название населенных пунктов, рек, лесов, лугов, полей. Многие ученые обращаются к изучению географических названий, чтобы лучше узнать историю своего края.

Обратите внимание, что все названия пишутся с какой буквы?


 


 


 


 


 


 


 

Называют: село, город, река…


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают:

С большой. Это имена собственные


 


 


 


 


 


 


 

Регулятивные УУД: выдвигать версии


 


 


 


 


 

Познавательные УУД: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

владеть смысловым чтением

Повторение


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Рефлексия

Поиграем в игру « Найди ошибку». Перед вами на карточке в каждом ряду слов закралась ошибка. Какое слово здесь лишнее? Почему?

Томск,река, Ишим, п. Рудничный.

Анжеро-Судженск, Кемерово, Междуреченск, Мариинск, Яя

Кайла, Данковка, Улановка,

тайга


 

Какие топонимы вы знаете? Назовите, пользуясь картой Кемеровской области.

Игра в города: один называет топоним по карте, следующий называет слово с конечной буквы. Выбывает тот, кто не ответил в течение минуты или ошибся.

Опишите свои ощущения от занятия, заштриховав смайлик в один из цветов: желтый- радость, хорошее настроение, красный- усталость, серый – скучно.


 


 


 


 

Река- это не собственное имя

Яя- река, остальные- города

тайга- не является именем собственным


 

Регулятивные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Познавательные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение

Личностные УУД: формировать коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками


 

Регулятивные УУД: умение оценивать свои чувства

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Светлана Лушникова (Кузнецова), 11.08.17 в 11:54 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за познавательный и интересный материал!

Отредактировано 11-08-2017 11:54

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.