Конспект открытого внеклассного мероприятия «Осенняя олимпиада»
Логопедическая викторина для детей подготовительной группы.
Цель. Обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Осень».
Задачи. Коррекционно-образовательные: активизировать и закрепить словарь на материале лексической темы «Осень»; продолжать учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать их в роде и падеже; развивать навыки звукового анализа и синтеза; учить внимательно слушать загадки и отгадывать их, продолжать развивать коммуникативные навыки, умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения.
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику; творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, любознательность; формировать отзывчивость, желание прийти на помощь, умение работать в команде, уважение к партнёрам и соперникам в играх.
Оборудование: картинка осеннего леса, листья дуба и клёна, 2 корзины, 2 блюда, муляжи фруктов и овощей, видеоролик «Осенние листочки» (муз. и сл. Кислицина), призы.
Ход викторины:
( Выходит логопед в костюме осени . Звучит спокойная музыка. На интерактивной доске картина осеннего леса).
Логопед:
Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот? …. (осень)
Логопед: Дорогие ребята! На занятиях вы узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. И сегодня я вас приглашаю на «Осеннюю олимпиаду»! Мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды. А называться наши команды будут так: «Дубочки» и «Кленочки». Командам предстоит пройти несколько конкурсов. Следить за вашими победами будут члены жюри. Тот, чья команда побеждает в том или ином конкурсе, получает листик.
1. Конкурс «Кто быстрее соберёт свои листья».
На полу разбросаны листья дуба и клёна.
Задание: различать и собирать листья деревьев.
Команда «Кленочки» собирает листья клёна, команда «Дубочки»- листья дуба. Выигрывает команда, которая правильно и быстро соберёт нужные листочки.
2. Конкурс «Да – нет».
Задание: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.
Логопед: Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».
Вопросы для команды «Дубочки»:
Осенью идут дожди? (да)
Осенью растут грибы? (да)
Жаркий ветер прилетает? (нет)
Тучки солнце закрывают? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)
Листья с клёнов облетают? (да)
Звери норки закрывают? (да)
Вопросы для команды «Кленочки»:
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто – часто льют дожди? (да)
Достаём мы сапоги? (да)
Солнце светит очень жарко? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать –
Шорты-шляпки надевать? (нет)
Или лучше в тёплой куртке
Погулять по переулку? (да)
Осень, осень, подожди,
Ты от нас не уходи.
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна.
Да?
Да!
3. Конкурс «Украсим слова».
Задание: подбирать слова-признаки к именам существительным.
Логопед: Ах, какая нынче осень!
«А какая?» - мы вас спросим.
Погода осенью какая? (Дождливая, туманная, хмурая…)
Лес осенью какой? (Золотой, разноцветный…)
Побеждает команда, назвавшая большее количество признаков.
4. Эстафета «Собери фрукты или овощи в корзину».
Задания: уметь работать в команде; различать овощи и фрукты.
(На столе стоят две корзины и два блюда. На первом блюде пять фруктов и два овоща. На втором пять овощей и два фрукта. Команды выстраиваются в две колонны по 5 человек в каждой.)
Логопед: Команда «Дубочки» должна переложить из блюда в корзину фрукты, а команда «Кленочки» – овощи.
(Выигрывает команда, выполнившая задание первой).
5. Конкурс «Скажи наоборот».
Задание: подобрать к определённому слову слово с противоположным значением.
Логопед: поиграем в слова с противоположным значением.
Команда «Дубочки»
Летом солнце яркое, а осенью….
Летом день длинный, а осенью….
Летом тучки ходят высоко, а осенью….
Летом небо светлое, а осенью….
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью….
Летом ветер тёплый, а осенью ….
Летом травка зеленеет, а осенью….
Команда «Кленочки»
Сосна высокая, а рябина ….
У сосны иголки длинные, а у ели…
У клёна листья большие, а у берёзы….
У дуба ствол толстый, а у берёзы….
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
Лисичка – это съедобный гриб, а мухомор….
У подосиновика тонкая ножка, а у белого гриба…
6. Музыкальная физминутка «Осенние листочки».
( На интерактивной доске показывается видеоролик «Осенние листочки» с музыкальным сопровождением. Дети выполняют действия в соответствии словам песни.)
7. Конкурс «Что лишнее?»
(Логопед называет каждый раз по четыре растения (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.)
1. Тополь, дуб, смородина, яблоня. (Смородина. Это кустарник, а остальное - деревья.)
2. Осина, пальма, липа, клён. (Пальма. Она растёт в тёплых краях.)
3. Баклажан, апельсин, огурец, лук. (Апельсин. Он не овощ, а фрукт.)
4. Смородина, вишня, яблоня, тополь. (Тополь. Это не плодовое и не ягодное растение.)
5. Липа, клён, сосна, берёза. (Сосна. Это хвойное дерево, а остальные - лиственные.)
6. Сосна, рябина, ель, пихта. ( Рябина. Это лиственное дерево, а остальные – хвойные.)