Второе занятие спецкурса «Мир русской деревни»

1
0
Материал опубликован 20 February 2016

Ход занятия.

I. Сообщение темы занятия (слайд 1), цель (слайд 2,3).

Слово учителя:

- В давние времена ещё люди между тяжелой работой учились отдыхать. Если бы не праздники, жизнь проходила бы уныло и однообразно. Одним из праздничных развлечений русской молодёжи является хоровод (слайд 4).

Учитель продолжает:

Он исполнялся девушками на гуляньях и посиделках, иногда с приглашением парней, и представлял собой массовое действие, участники которого двигались под песню. Хоровод состоял из песни, хореографических движений, пантомимы, диалогов.

В русской деревне были известны два вида хороводов: плясовые и игровые (слайд 5).

Учитель продолжает:

Плясовой хоровод напоминал пляску с характерным для неё набором коленец (слайд 6).Однако, в отличие от пляски, где участники были свободны в передвижении, в хороводе движение шло в определённом порядке: цепочкой, по кругу или идущими на встречу друг другу разомкнутыми рядами.

В игровом хороводе разыгрывалось содержание песни. Взявшиеся за руки девушки пели, двигаясь по кругу или направляясь двумя партиями навстречу друг другу (Слайд 7).

Учитель:

При этом они не делали каких-либо специальных па -особых движений ногами. Их передвижения по кругу были не замысловатыми и подчинялись ритму песни. В центре круга обычно стояли главные исполнители, с помощью пантомимы изображавшие события, о которых шла речь в песне. Герои этой маленькой пьески, подчиняясь пантомимы сценарию, могли выходить за пределы круга, разрывать его, вводить в круг поющих девушек.

Игровые хороводы пользовались в русской деревне

Наибольшей популярностью. Их содержание могло быть различным. Одни из них рассказывали о крестьянской работе, другие о любви парня и девушки, выборе жениха и невесты, третьи – о семейной жизни (Сл. № 8). Среди хороводов, изображавших трудовой процесс, самыми распространёнными были хороводы «Просо», «Мак», «Капустки», « Ленёк», «Варенье пива». В них детально, с помощью пантомимы, ритмичных плавных движений поющего круга, передавался весь производственный процесс. Так, в хороводе «Мак», который начинался с песни:

 

Ай, на горе мак, мак!

Под горой так, так!

Маки,маковочки!

Золотые головочки!

Станьте вы в ряд,

Спросим про мак! –

Подробно говорилось о том, как пашут землю под посев мака, как его сеют, как он растёт, зацветает, зреет. Двигавшийся по кругу хоровода на время застывал и подавал сидевшему в центре парню вопросы : «Сеяли ли мак?», «Взошёл ли мак?», «Зацвёл ли мак?». Парень отвечал на вопросы и жестами изображал тот или иной вид работы. В конце игры на вопрос : « Поспел ли мак?» - если парень отвечал: «Поспел, собирайтесь отряхать!», все бросались на парня, стараясь удержать его в круге. Игра заканчивалась весёлой потасовкой парней, подзадориваемых девушками.

Хороводы на темы труда исполнялись на первом этапе молодёжных гуляний от Пасхи до Троицы.

(Слайд 9)

- Хоровод на брачные темы.

Хоровод на брачные темы начинали водить ближе, к Троице, заканчивая их в Петров день. Содержанием хороводных игр была счастливая или несчастная любовь парня к девушке, а также девушки к парню, предложения к брачному союзу.

Учитель продолжает:

Слайд 9

Девушки участвовали в хороводе с 12-13 лет, а в некоторых местах с 14-15, но полноправными участницами его считались только с 16 лет.

В семьях, где росло 2 или более сестер, вступали в силу представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж, что оборачивалось рядом ограничений для младших.

Слайд№10.

Старшая сестра постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая носила её обноски. Семья сознательно держала младшую дочь в тени до выхода замуж старшей.

Во время престольных праздников, гостей выходила угощать только старшая сестра. Она работала только в будни, а в праздники наряжалась, белилась и румянилась: всю домашнюю работу делали мать и младшая дочь.

На сенокос старшая сестра должна была одеться непременно лучше младшей.

Слайд №11.

Когда приезжали сваты, младшую дочь отсылали, чтобы те её не увидели. Она не должна была показаться сватам на «девичнике», а выходила только тогда, когда за старшей приезжали, чтобы везти её к венцу.

Парни же принимались в хоровод уже с 13 лет, а иногда с 17-18 лет. Участие женатых мужчин также допускалось в хоровод.

Слайд 12.

Обычно молодежь начинала с Пасхи собираться на лужайке или в самом селении в свободное от работы и в праздничные вечера.

Во время Великого поста (не разрешалось даже песни петь), на Благовещенье, Вербное воскресение можно было гулять и петь, но не плясать. В эти дни было принято также качаться на качелях.

Наиболее распространенными были хороводы на Святой, Троицу, на Духов и на Петров дни. Петров день считался днём последних хороводов.

Слайд 13. Региональный компонент.

Слайд 14.

Русская деревня 19 века знала чисто девичьи хороводы. Девушки на выданье выходили на улицу показать себя и свой наряд.

Бывали девичьи сводные хороводы. Девушки из разных деревень шли в хоровод с песнями. Придя, кланялись в пояс тем, кто был уже на лужайке. Сначала каждая девушка держалась отдельно и пела своё, так что звучало несколько песен. Когда же собиралось много девушек, становились в круг, брались не за руки, а за концы платков, начинали медленно двигаться хороводом с песней. Сводный девичий хоровод собирался в 15-16 часов и расходился в 17-18 часов. Держались в нем строго, без плясок и озорства.

Слайд 15.

- А вот какие песни исполнялись в хороводах:

Слайд №16.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.