Второе занятие спецкурса «Мир русской деревни»
Ход занятия.
I. Сообщение темы занятия (слайд 1), цель (слайд 2,3).
Слово учителя:
- В давние времена ещё люди между тяжелой работой учились отдыхать. Если бы не праздники, жизнь проходила бы уныло и однообразно. Одним из праздничных развлечений русской молодёжи является хоровод (слайд 4).
Учитель продолжает:
Он исполнялся девушками на гуляньях и посиделках, иногда с приглашением парней, и представлял собой массовое действие, участники которого двигались под песню. Хоровод состоял из песни, хореографических движений, пантомимы, диалогов.
В русской деревне были известны два вида хороводов: плясовые и игровые (слайд 5).
Учитель продолжает:
Плясовой хоровод напоминал пляску с характерным для неё набором коленец (слайд 6).Однако, в отличие от пляски, где участники были свободны в передвижении, в хороводе движение шло в определённом порядке: цепочкой, по кругу или идущими на встречу друг другу разомкнутыми рядами.
В игровом хороводе разыгрывалось содержание песни. Взявшиеся за руки девушки пели, двигаясь по кругу или направляясь двумя партиями навстречу друг другу (Слайд 7).
Учитель:
При этом они не делали каких-либо специальных па -особых движений ногами. Их передвижения по кругу были не замысловатыми и подчинялись ритму песни. В центре круга обычно стояли главные исполнители, с помощью пантомимы изображавшие события, о которых шла речь в песне. Герои этой маленькой пьески, подчиняясь пантомимы сценарию, могли выходить за пределы круга, разрывать его, вводить в круг поющих девушек.
Игровые хороводы пользовались в русской деревне
Наибольшей популярностью. Их содержание могло быть различным. Одни из них рассказывали о крестьянской работе, другие о любви парня и девушки, выборе жениха и невесты, третьи – о семейной жизни (Сл. № 8). Среди хороводов, изображавших трудовой процесс, самыми распространёнными были хороводы «Просо», «Мак», «Капустки», « Ленёк», «Варенье пива». В них детально, с помощью пантомимы, ритмичных плавных движений поющего круга, передавался весь производственный процесс. Так, в хороводе «Мак», который начинался с песни:
Ай, на горе мак, мак!
Под горой так, так!
Маки,маковочки!
Золотые головочки!
Станьте вы в ряд,
Спросим про мак! –
Подробно говорилось о том, как пашут землю под посев мака, как его сеют, как он растёт, зацветает, зреет. Двигавшийся по кругу хоровода на время застывал и подавал сидевшему в центре парню вопросы : «Сеяли ли мак?», «Взошёл ли мак?», «Зацвёл ли мак?». Парень отвечал на вопросы и жестами изображал тот или иной вид работы. В конце игры на вопрос : « Поспел ли мак?» - если парень отвечал: «Поспел, собирайтесь отряхать!», все бросались на парня, стараясь удержать его в круге. Игра заканчивалась весёлой потасовкой парней, подзадориваемых девушками.
Хороводы на темы труда исполнялись на первом этапе молодёжных гуляний от Пасхи до Троицы.
(Слайд 9)
- Хоровод на брачные темы.
Хоровод на брачные темы начинали водить ближе, к Троице, заканчивая их в Петров день. Содержанием хороводных игр была счастливая или несчастная любовь парня к девушке, а также девушки к парню, предложения к брачному союзу.
Учитель продолжает:
Слайд 9
Девушки участвовали в хороводе с 12-13 лет, а в некоторых местах с 14-15, но полноправными участницами его считались только с 16 лет.
В семьях, где росло 2 или более сестер, вступали в силу представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж, что оборачивалось рядом ограничений для младших.
Слайд№10.
Старшая сестра постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая носила её обноски. Семья сознательно держала младшую дочь в тени до выхода замуж старшей.
Во время престольных праздников, гостей выходила угощать только старшая сестра. Она работала только в будни, а в праздники наряжалась, белилась и румянилась: всю домашнюю работу делали мать и младшая дочь.
На сенокос старшая сестра должна была одеться непременно лучше младшей.
Слайд №11.
Когда приезжали сваты, младшую дочь отсылали, чтобы те её не увидели. Она не должна была показаться сватам на «девичнике», а выходила только тогда, когда за старшей приезжали, чтобы везти её к венцу.
Парни же принимались в хоровод уже с 13 лет, а иногда с 17-18 лет. Участие женатых мужчин также допускалось в хоровод.
Слайд 12.
Обычно молодежь начинала с Пасхи собираться на лужайке или в самом селении в свободное от работы и в праздничные вечера.
Во время Великого поста (не разрешалось даже песни петь), на Благовещенье, Вербное воскресение можно было гулять и петь, но не плясать. В эти дни было принято также качаться на качелях.
Наиболее распространенными были хороводы на Святой, Троицу, на Духов и на Петров дни. Петров день считался днём последних хороводов.
Слайд 13. Региональный компонент.
Слайд 14.
Русская деревня 19 века знала чисто девичьи хороводы. Девушки на выданье выходили на улицу показать себя и свой наряд.
Бывали девичьи сводные хороводы. Девушки из разных деревень шли в хоровод с песнями. Придя, кланялись в пояс тем, кто был уже на лужайке. Сначала каждая девушка держалась отдельно и пела своё, так что звучало несколько песен. Когда же собиралось много девушек, становились в круг, брались не за руки, а за концы платков, начинали медленно двигаться хороводом с песней. Сводный девичий хоровод собирался в 15-16 часов и расходился в 17-18 часов. Держались в нем строго, без плясок и озорства.
Слайд 15.
- А вот какие песни исполнялись в хороводах:
Слайд №16.