Методическая разработка «9 мая»
Цель: Формировать представления о ВОВ, о Дне Победы.
Задачи: Продолжить знакомить с фактами о войне, закрепить знания о ВОВ, развивать речь, мышление, сопереживание, сочувствие.
Воспитывать уважение к памяти павших героев.
Воспитывать чувство патриотизма.
(1 слайд)Заставка Вечный огонь.
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Поздравляем вас с великим праздником - Днем Победы. Прошло 77 лет с того дня, когда впервые прозвучало это слово - "Победа". Сегодня мы с вами собрались в честь знаменательного праздника, Дня Победы над фашисткой Германией.
(2 слайд) (Костя) Много лет назад 22 июня 1941 года немецкие войска напали на нашу землю, а наш народ от мала до велика, мужчины и женщины, включая детей и стариков, встали на защиту нашей Родины.
(3 слайд) (Лиза Г.) А, началась война внезапно - ранним воскресным утром, когда все ещё спали. Ничто не предвещало беды. И вдруг, из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей родиной нависла угроза потери независимости, свободы. Люди хотели провести этот выходной день легко и беззаботно - отдыхать, радоваться жизни, но война нарушила их мирные планы.
(Костя) Весь наш народ поднялся на защиту Отечества. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагом.
(4 слайд) Гимн "Священная война".
Гитлеровцам очень хотелось закончить войну быстрой и легкой победой. Фашистские войска бомбили наши города и сёла, направляли в бой всё больше и больше солдат и военной техники. У немцев были быстрые самолёты, хорошая броня у танков, пушки и пулемёты. А у советских солдат была отвага, стойкость, мужество, и любовь к своей земле.
Стихотворение Абрамкин Ж.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит,
ставит
обелиски.
(5 слайд) (Лиза) Наряду с мужчинами женщины работали на победу: шили шинели, вязали тёплые рукавицы и носки, пекли хлеб, принимали участие в изготовлении танков, самолётов, оружия и боеприпасов… А ещё они писали письма на фронт, в которых рассказывали о родном доме, о том, как они ждут победы и возвращения домой своих сыновей, братьев, мужей. Эти весточки так важны были солдату. Сколько в них было любви, веры и надежды на скорую встречу в родном краю!
(Костя) Такие письма необходимы были солдату. И поэтому, символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни (песня «Катюша»).
(6 слайд) Видео Катюша.
(Костя) Песня помогла народу выстоять и победить в этой жестокой войне. В минуты тишины и отдыха – бойцы собирались и пели у костра. В песнях они делились и горестями, и радостями, грустили о любимых и родных.
(Надя Щ.) Откуда песня ты берешь начало?
Ты в сердце у народа родилась.
В военных грозах ты звучала!
Ты с нами на трибуны поднялась,
Тебя под вечер в поле люди пели –
Так ты была нужна и дорога
Ты на войне в солдатской шла шинели,
И твой припев бил наповал врага.
(Лиза) Мы много знаем о героях и их подвигах. А сегодня мы вспомним о детях войны. И начнем мы словами Флора Васильева:
«Мне на веку запомнилось немало.
И только детство вспомнить не могу:
Его война, как стебелек сломала
Июньским днем за речкой на лугу…»
(Костя) Маленькие герои большой, великой войны. Их было очень много, и нам бы не хватило времени, чтобы рассказать обо всех. Но сегодня мы вспомним некоторых из них. У целого поколения, рожденных с 1927 года по 1941 годы украли детство. Их называли дети войны.
Читает Глинкова Лиза.
А мы не будем памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
(7 слайд) Дети за станками.
(Лиза) В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах,
Оставляла война сирот,
В эти годы порой казалось,
Что мир детства на век опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
(Я) В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели её жители: согнанные карателями в сараи старики, женщины и дети
(8 слайд) (показ про Хатынь + памятник).
Всем, увидевшим в Хатыне памятник изможденного старика с ребенком на руках, никогда его не забыть. На монументе высечены слова на мраморе: "Люди добрые, помните: любим мы жизнь и Родину нашу, и вас дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба к вам: пусть скорбь и печать обернется в мужество вашу и силу, чтоб смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне никогда в вихре пожаров жизнь не умирала.
(Костя) Что может быть страшнее смерти ребенка? Есть поговорка: "Те кто попал в войну, расстались с детством навечно".
Читает стихотворение Шикунов Кирилл: "Мальчишки мужали,
Мальчишки взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели,
Какие пожалуй, не снились отцам".
(Лиза) Дети войны. Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята ВОВ.
Вспомним всех поименно, с горем вспомним своим...
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым",
(Усачёв Игорь) О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине писал в своем дневнике немецкий солдат: "Мы никогда не победим русских потому что, даже дети у них сражаются и погибают, как герои".
(9 слайд) Герои.
(Усачев Игорь)
В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы.
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда! Никогда!
(Лиза Глинкова)
Блокада… Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
А, может нам о них забыть?
Я слышу иногда: "не надо",
Не надо раны бередить!
Нет, надо!
Чтоб снова на планете не повторилось той зимы!
(Костя) «Ленинградские дети»…
Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
(10 слайд) Дети Ленинграда.
(Костя) В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то эсесовцы бросали живых детей в раскалённые печи.
Немцы повсюду сеяли смерть и опустошение.
(11 слайд) Концлагеря.
Читает стих Вероника Шумова.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
За детство, за весну, за жизнь.
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
И пусть прошло не мало лет.
Но мы во веки не забудем,
Тех трудно, давшихся побед.
Героев вечно помнить будем!
(Я) А, сейчас, предлагаю почтить минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.
(12 слайд) Минута молчания.
Выходят все участники.
(Фокин Вадим)
Помните! Через века, через года – Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — Помните!
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, — Помните!
Какою ценой завоевано счастье, — Пожалуйста, помните!
(Костя) Пусть не будет войны никогда,
Не коснётся их больше беда.
В День Победы все песни поют,
В честь Победы сверкает салют!
Дню Победы, слава!
(Вероника Ш.) Ветеранам Слава!
Все вместе "Слава, слава!".
(13 слайд) Песня День Победы (клип)
(Я) На этом наш вечер памяти подошел к концу. Спасибо за внимание!
5