Методическая разработка внеклассного мероприятия «Моя профессия — архитектор!»
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского»
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Внеклассного мероприятия
КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ:
«МОЯ ПРОФЕССИЯ – АРХИТЕКТОР!
Брянск
2018
РАССМОТРЕНО на заседании предметной цикловой комиссии русского языка и литературы, иностранных языков Протокол №____ от «__»_____201__г. Председатель ПЦК _____ О.В.Волкова (подпись)
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по воспитательной работе ____________ О.А.Сердцева «__»_______ 20__г.
|
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Классный час по теме: «Моя профессия - архитектор!» /Сост. Волкова О.В., Мантула Л.В.. – Брянск: ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского», 2018.- 13 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Классный час а по теме: «Моя профессия - архитектор!» предназначена для ознакомления учащихся историей возникновения и традициями Всемирного дня архитектуры, с особенностями выбранной ими профессии.
|
© Волкова О.В., Мантула Л.В., 2018 © ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского», 2018.
|
Содержание
Введение |
4 |
Оформление и оснащение |
6 |
Цели и задачи |
6 |
План проведения мероприятия |
6 |
Сценарий мероприятия |
7 |
Заключение |
13 |
Список литературы |
14 |
Приложение |
|
Введение
Архитектура - область человеческой деятельности, включающая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры. Понимание архитектурного образования как культурной деятельности актуализирует ряд проблем, важнейшая из которых - воспитание будущего архитектора как человека высокой профессиональной культуры.
Переход к новой образовательной парадигме, доминирующим фактором которой выступает культура, воспитание «человека культуры», определяет ориентиры высшего образования. Изменение стиля профессионального мышления, наличия вариантов личностно-ориентированного подхода, внедрение проектных технологий, гуманитаризация содержания образования и другие процессы определяют ведущие идеи и тенденции развития современного высшего архитектурного образования. Его целью становится не узкопрофильная подготовка, а общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование профессиональной культуры.
Процесс развития и формирования профессиональной культуры будущих специалистов в разных аспектах был рассмотрен в диссертационных работах Э.Х. Башкаева, В.В. Бабушкиной, Н.В. Блохина, А.В. Богомолова, Г.Н. Веслополовой, СБ. Капелевой, Д.А. Махотина, Т.А. Новиковой, Т.А. Полякова, Г.Н. Синициной, И.В. Соловьевой, А.И. Сухарева, СИ. Уляева, Г.Ю. Ульяновой, Н.Г. Чаниловой, Е.В. Шевцовой и др. На основе культурологического подхода исследованы механизмы, тенденции и условия формирования отдельных компонентов профессиональной культуры: духовной (Е.И. Артамонова, Б.С. Братусь, Н.Е. Щуркова),
методологической (В .В. Краевский, В.Э. Тамарин, А.Н. Ходусов), профессионально-психологической (Н.И. Лифинцева), проектной (Л.М. Гурье), экологической (СМ. Глазачев), физической (М.Я. Виленский).
Принципиально новым явлением сегодня становится профессиональная культура архитектора. Исследования, осуществляемые в области архитектурного образования (Г.Н. Веслополова, Г.Н. Синицина) показали, что основанием профессиональной компетентности архитектора выступает проектная деятельность, поскольку содержанием его труда является создание своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации пространственной среды жизнедеятельности человека.
Анализ теории и практики архитектурного образования показал, что уровень развития профессиональной культуры архитекторов не всегда достаточно высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной архитектурной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на развитие общества в целом. Отсутствие комплексного проектного подхода к формированию необходимых профессиональных качеств и личностных свойств студентов — будущих специалистов-архитекторов вызвали противоречие между необходимостью последовательного, целенаправленного приобщения их к профессиональному и социокультурному опыту, овладению высоким уровнем проектной культуры и отсутствием результативной образовательной технологии, направленной на формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов, недостаточным для этого уровнем учебно-методического обеспечения.
Оформление и оснащение
Мультимедийная установка
Презентация, подготовленная к классному часу (см.приложение)
Видеоклип к гимну архитекторов (https://www.youtube.com/watch?v=DKgaI7gDmQs)
Цели и задачи
Цель проведения: расширение представлений обучающихся архитектурного отделения об особенностях выбранной ими профессии.
Задачи проведения:
- познакомить обучающихся с основными понятиями архитектуры;
-рассказать об истории и традициях праздника Всемирный день архитектуры.
План проведения мероприятия
1.Оргмомент (ознакомления с целями и задачами мероприятия)
2.Вступительное слово преподавателя
3.Основная часть
4. Выступление гостей классного часа
5. Заключение
Сценарий мероприятия
Вступительное слово
Ведущий 1.
Мы каждый день проходим мимо зданий,
Не обращая суматошный взор на то,
Что каждый дом несет в себе сознанье,
Ведь архитектор вкладывал в него свое тепло.
Ведущий 2.
Теперь его творенья философски созерцают,
Как люди мирятся, и ссорятся вдруг вновь,
Они давно уже ответы на загадки мира знают,
Как грусть изгнать и призывать любовь.
Ведущий 3.
А архитектор был обычным человеком,
Как мог так много в здание вложить,
Что умный дом за нами наблюдает век за веком,
Рука пусть у людей не тянется его сносить.
Ведущий 4.
Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить об архитектуре. И день этот для классного часа выбран неслучайно. Ведь именно в октябре, в первый понедельник месяца, во всем мире архитекторы отмечают свой профессиональный праздник.
Ведущий 1.
Архитектор! Как много в этом слове:
И новизна, и линий простота.
У вас фантазия лежит в основе,
Проектов смелых чистота.
Ведущий 2.
Вам покоряются объемы и пространство,
Вас помнят и столетья и года,
От вас зависит городов убранство,
Вы красотою правите всегда.
Ведущий 3. Среди собравшихся на нашу встречу– и будущие архитекторы, которые только постигают азы выбранной специальности, и те, кто уже состоялся или почти состоялся в профессии. Это наши гости (представление гостей).
Основная часть
Ведущий 4. Ежегодно в первый понедельник октября профессиональный праздник отмечают все архитекторы мира, в том числе и в России. Этот международный праздник был учрежден Международным союзом архитекторов (МСА).
Ведущий 1. В 1985 году на собрании МСА было решено ежегодно праздновать всемирный день архитектуры в первый понедельник июля. Однако, в 1996 году Международный союз архитекторов, на своей 20-й генеральной ассамблее в Барселоне, принял резолюцию о переносе празднования всемирного дня архитектуры на первый понедельник октября.
Ведущий 3. Всемирный день архитектуры за время своего существования приобрел множество традиций празднования. Ежегодно в первый октябрьский понедельник квалифицированные специалисты в области строительства встречаются на различного рода деловых мероприятиях: симпозиумах, конференциях, съездах – для решения насущных проблем, назревших вопросов, обсуждения перспектив развития дисциплины.
Ведущий 4. В России впервые Всемирный день архитектуры отмечался в 2006 году в Нижнем Новгороде, где прошли Дни архитектуры. Этот проект был направлен на повышение интереса общества к достижениям, проблемам и истокам современной архитектуры, выявление сценариев развития города. В октябре 2008 года в Москве прошли первые Дни архитектуры, в рамках которых состоялись общедоступные экскурсии по наиболее значимым современным постройкам, объектам индустриального наследия и советской архитектуры. В экскурсиях приняли участие в общей сложности более 400 человек, многие из которых специально приехали для этого в Москву из других городов.
Ведущий 1. В настоящее время фестивали, объединенные брендом «Дни архитектуры в России» проходят в Москве, Нижнем Новгороде, Вологде, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Благодаря многообразию форматов, площадкой «Дней архитектуры» становится весь город. В России учреждено почетное звание «Народный архитектор». Оно присваивается людям, которые внесли существенный вклад в развитие отрасли, на основании Указа, подписанного Президентом в канун праздника.
Ведущий 2. Итак, что же мы знаем об архитектуре и архитекторах? Слово «Архитектура» имеет сложное происхождение. Оно происходит от польского слова «architektura», которое было ранее позаимствовано из латинского «architektura». В свою очередь, в латинском языке это слово образовалось от слова «architectus» — архитектор.
Ведущий 3. А термин «Архитектор» своим происхождением обязан соединению двух древнегреческих слов: «архи» — « старший», «главный», « начальник» и «тектон» — «строитель», «плотник» или «мастер». Следовательно, архитектура является плодом творчества архитектора — в дословном переводе с греческого «старшего плотника».
Ведущий 4. Архитектура — это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Во — первых, архитектура — это наука о правилах строительства зданий и сооружения различного назначений, а также частных жилых домов и многоэтажек.
Ведущий 1. Во — вторых, архитектура — это совокупность всех объектов, построенных на какой — либо единице объема земельной площади (улице, квартале, микрорайоне или в целом городе). С помощью грамотно продуманного ансамбля построек создается организованная инфраструктура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности населения.
Ведущий 2. И, наконец, архитектура — это самостоятельное направление в искусстве, с помощью которого профессиональные специалисты — архитекторы могут воплотить свое видение мира, а также с помощью строительных материалов в художественных образах выразить общественные идеи своего времени. Вот таким сложным и многогранным определением можно передать смысл термина » архитектура».
Ведущий 3. По сравнению со многими другими видами искусства, архитектура обладает многими неоспоримыми преимуществами:
Ведущий 4.
объекты архитектуры отличаются долговечностью и способны многие века украшать собой населенные пункты;
здания и сооружения находятся в неизменном виде, не исчезая и не развиваясь во времени;
архитектурные объекты являются осязаемыми предметными произведениями искусства, их можно увидеть и при необходимости потрогать;
постройки создаются из строительных материалов с помощью человеческих рук, инструментов и специальной техники.
Ведущий 1. Существует несколько основных разделов архитектуры, среди которых можно назвать:
Градостроительство — проектирование отдельных районов города и устройство архитектурного облика всего города в целом.
Архитектура ландшафта ( ландшафтный дизайн) — этот вид предусматривает устройство парков, садов, водоемов и других объектов ландшафта и растительности. Ландшафтный архитектор выполняет работы по озеленению микрорайонов в городе, приусадебных участков, а также садов и парков.
Ведущий 2.
Дизайн интерьера — этот вид деятельности архитектора предусматривает работу по оформлению внутреннего пространства помещений для создания уютной, функциональной и гармоничной обстановки.
Малые архитектурные формы — вид архитектуры, занимающейся изготовлением небольших декоративных или мемориальных объектов. Это могут быть ограды, выполненные из различных видов материалов, а также памятники и надгробия ритуального характера, фонари городского уличного освещения или носители информации — стенды для размещения рекламы.
Ведущий 3. Постройки каждого исторического периода отличаются особенными, самыми характерными чертами. Эти признаки проявляются в разновидностях использованных строительных материалов, а также в особенностях конструкции и функционального назначения предметов архитектуры. Важное значение имеет и эстетическая, художественная сторона архитектурного объекта.
Ведущий 4. Итак, мы с вами услышали многое из истории и теории архитектуры. Но как реализовать полученные знания на практике, знают наши гости, студенты 4 курса, за плечами которых уже не один архитектурный проект, и наши выпускники, реализующие себя в этой непростой, но очень важной и нужной профессии.
Выступление гостей классного часа
Заключение
Преподаватель 1. Ну что ж, спасибо за ваши выступления. Я думаю, что все сказанное Вами, наши будущие архитекторы запомнят и учтут.
Преподаватель 2. Итак, подводя итог нашему разговору, хотелось бы еще раз поздравить всех вас со Всемирным днем архитектуры! День архитектуры не зря отмечается по всему миру — нетленные произведения архитекторов дарят людям эстетическое и практическое удовольствие, привнося в жизнь каждого человека радость.
Преподаватель 1. Поэтому желаем вам, дорогие наши архитекторы, чтобы и вы получали радость от спланированного вами и построенного дома, в окнах которого горит свет, от театров, идея построения которых зародилась в вашей голове, — они восторгают тысячи людей, от городов, задуманных вами же, — в них сейчас живут тысячи .
Преподаватель 2. Желаем вам также, чтобы ваши глаза были остры, линии, начерченные вашей рукой, четки и верны, чтобы ваша голова была неисчерпаемым источником гениальнейших мыслей и идей, а самое главное, чтобы ваши великолепные замыслы всегда претворялись в жизнь и никогда не залеживались в вашей папке! Чтобы мелкие неурядицы и крупные неудачи никогда не выбивали вас из колеи, а нелегкая работа архитектора всегда выводила вас на дорогу, построенную вами же! (Звучит песня про архитекторов)
Заключение
Архитектура как никогда важна, и все из-за возросшей роли индустриализации. Еще 100 лет назад Бруно Таут и конструктивисты в России предсказывали эту эпоху, и вот она наступила — для возведения здания архитектор больше не нужен. Девелоперы теперь и сами знают, как нужно организовать проект, а нас зовут лишь для стилизации фасадов: «Мы тут все уже решили, а теперь сделайте, чтобы это еще и красиво было».
Всеобщая индустриализации — это точка, в которой наша профессия надломилась и изменилась навсегда. Поэтому вопрос теперь стоит так: какая у архитекторов новая миссия в этом мире? И я думаю, мы должны вернуться к первоначальной роли — стать адвокатами общества. Архитектура через здания, через изобретение форм и пустот (а архитекторы именно тем и занимаются, что создают пустоты в пространстве) должна создавать человеческую среду и приятное городское окружение. Без архитекторов все превратится в рутинное строительство, а понятие общественной жизни потеряется. Если дать слабину, сразу начнется повальное увеличение индустриализацией ради экономии. Каждое решение будет основано на деньгах, и верх возьмет капиталистический мир, где квадратный метр оценивается исключительно по прибыли.
Список литературы
Пол Голдбергер. Зачем нужна архитектура. М, 2014
- Колин Эллард. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие.М, 2017