Разработка классного часа на тему «9 мая — День Победы» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 6 April 2016

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фёдоровская основная школа им. Л.В. Виноградова»

Ясногорского района Тульской области

 

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ»


Подготовил ТИТОВ Олег Валериевич,

учитель русского языка и литературы

д. Фёдоровка, 2016 г.

 

Слайд 1. Тема. 9 мая – день Победы

Цели:

  • актуализировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне,
  • развивать память, воображение,
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям, к родной истории.

Оборудование: 1) стенд с плакатами «Великая Отечественная война», «День Победы»,

2) компьютер,

3) мультимедийный проектор,

4) презентация.

Ход мероприятия

Учитель. 22 июня 1941 года фашистская Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз. Это было воскресное утро, ровно 4 часа. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Тысячи танков с крестами на броне рвались напролом, уничтожая всё на своём пути. Самолёты засыпали бомбами города, окопы, дороги. Всюду кровь, смерть.

С первых часов войны многие красноармейцы и командиры проявляют героизм, самоотверженность, сражаясь даже в безнадёжной обстановке. В первый же день войны, 22 июня 1941 года, над Брестской крепостью протаранил вражеский самолёт лейтенант П. Рябцев. Каждую минуту смерть уносит жизни молодых, полных сил сыновей, отцов, мужей…

Слайд 2. Видеоклип с фрагментами фильма «Брестская крепость».

Слайд 3. Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война». А композитор А. Александров написал музыку. Таким образом, появилась песня.

Слайд 4. Видеоклип «Священная война».

Слайд 5. Учитель. С этой песней уходили на фронт защитники Отечества. Эта песня вдохновляла всех граждан нашей страны на ратный подвиг - защищать родную землю от захватчиков.

Расчёты Гитлера на молниеносную войну не оправдались. В середине июля 1941 года враг терял в среднем 4 тысячи человек в день, во второй половине июля – более 7 тысяч, а концу 3-го месяца войны общие потери превысили 500 тысяч немецких солдат и офицеров.

26 июля 1941 года капитан Николай Гастелло своим самолётом, как кинжалом, ударил в центр вражеской колонны. Всего же за годы Великой Отечественной советские лётчики совершили 327 таранов.

Отчаянно сражались бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И.В. Панфилова. 28 легендарных героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково на подмосковной земле вступили в бой против 50 вражеских танков и не дали прорваться немцам к Москве.

Слайд 6. Видеоклип «Песня защитников Москвы».

Слайд 7. Учитель. В летописи Великой Отечественной войны есть страницы выдающегося подвига защитников Сталинграда, Одессы, Курска, Тулы, Ленинграда, Севастополя, Смоленска, Киева, Минска и других городов, сёл, деревень. Много воинов полегло на полях сражений. Многие не вернулись из боя. Много семей осталось без мужчин. Но чтоб стать мужчиной – мало им родиться…

Ученик. Чтоб стать мужчиной — мало им родиться,

Как стать железом — мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Как трудно в сапогах шагать в июле.

Но ты — солдат и все сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти — тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени...

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

(М.Д. Львов «Чтоб стать мужчиной…)

Учитель. Советская армия не только освободила от фашизма родную землю, но и спасла от него европейские страны: Чехословакию, Польшу, Бельгию, Францию, Германию… От стен Москвы дошли наши герои до стен Рейхстага. И весну 45-го года не забыть никогда.

Слайд 8. Видеоклип «О той весне…»

Слайд 9. Учитель. Долог был путь к Победе, ценой больших потерь завоёвана она. Такую память никому не стереть, не исказить, не удалить и этого не забыть никогда. Мы помним защитников страны и чтим их память. А помогает в этом нам наша литература. Миллионы людей понимают, что поэзия и проза сыграла выдающуюся роль в жизни соотечественников в пору великих испытаний. Не могла молчать и не молчала советская литература, когда гремела война в стране. Свыше 500 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военного времени со всей страной. Они создавали стихи и прозу, которые поднимали боевой дух солдат и офицеров, трудового народа.

1-ый ученик. Видит Теркин погребушку -

Не оттуда ль пушка бьет?

Передал бойцам катушку:

Вы – вперед. А я – в обход.

С ходу двинул в дверь гранатой.

Спрыгнул вниз, пропал в дыму.

Офицеры и солдаты,

Выходи по одному!..

(А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»)

2-ой ученик. О, книга! Друг сердечный!

Ты в вещмешке бойца

Прошла весь путь победный

До самого конца.

Твоя большая правда

Вела нас за собой.

Читатель твой и автор

Ходили вместе в бой. (А. Сурков)

Учитель. Русская литература периода Великой Отечественной войны стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них М. Кульчицкий, А. Гайдар, И. Уткин,

М. Джалиль, Н. Майоров, Ю. Крымов.

Ученик. Когда, упав на поле боя –

Я вдруг увидел над собою,

Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра, -

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мёртвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!..

(И. Уткин «Сестра»)

Учитель. Поэты и писатели, участники Великой Отечественной войны, уже в мирное время создавали произведения о тяжёлой поре, которая выпала на долю всего советского народа, о тех страшных событиях, которые всем пришлось пережить. Например, Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Б. Окуджава «Вдова» и другие стихотворения, Н. Старшинов «Навстречу мчались поезда», М. Шолохов «Судьба человека», Э. Казакевич «Звезда», К. Воробьёв «Убиты под Москвой», К. Симонов «Живые и мёртвые», В. Астафьев «Прокляты и убиты» и др. Некоторые произведения литературы были экранизированы – появились прекрасные фильмы о войне. Среди них и кинокартина «Батальоны просят огня» по повести Ю.В.Бондарева, в которой прозвучала песня «В дни войны» в исполнении Н.Караченцова, сыгравшего одну из главных ролей в фильме.

Слайд 10. Видеоклип «Батальоны просят огня».

Слайд 11. Учитель. 9 мая 1945 года - знаменательный день в истории не только нашей Родины, но и всего мирового сообщества. Это тот день, которого ждали все: от мала до велика. Многие людей не смогли ощутить всей радости ПОБЕДЫ, потому что погибли от рук ненавистного врага. Но все мы, живущие в ХХI веке, должны помнить годы Великой Отечественной войны, всех, кто сражался за Родину, кто ковал ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ и на фронте, и в тылу. Помнить и не допустить разжигания новых военных конфликтов на нашей прекрасной планете.

Слайд 12. Видеоклип «Помни» (песня в исполнении А.Б. Пугачёвой)

Слайд 13. Учитель. Стойте же, герои, величаво,

Вас благословляет вся страна,

В золотую книгу вечной славы

Мир запишет ваши имена.

(М. Дудин)

Спасибо за внимание. Мира Вам, добра, здоровья! С праздником!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герасимов В.А. Классные часы и беседы о российской истории: 7-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Горбунова Г.Н. «В начале жизни школу помню я»: сценарии. – М.: ООО Издат-школа, 1998.
  3. Высоцкий В.В., Жиренко О.Е. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся: 7-11 класс. – М.: 5 за знания, 2008.
  4. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Составитель В.М. Курганова. – М.: Советская Россия, 1990.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.