Мастер-класс на тему «Активные методы обучения»
|
Мастер – класс « Активные методы обучения». Цель мастер-класса: показать использование активных методов в обучении через методические приемы. Задачи мастер-класса: знакомство педагогов с приемами активного метода ; создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала педагогов; совместная отработка новых приемов. |
|
||||||||||||||||
|
«Не бывает скучных дел, бывают |
Слайд 2 |
||||||||||||||||
|
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Идеальный урок: «Когда каждый знает что ему делать. И каждый делает, потому что хочет сам. Ученик сам стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать» Анатолий Александрович Гин научный руководитель ассоциации "Образование для Новой Эры" |
Слайд 3 |
||||||||||||||||
|
Как же это воплотить практически? Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приёмов, которые направлены главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности |
Слайд 4 |
||||||||||||||||
|
Активные методы обучения являются неотъемлимой частью системно-деятельностного подхода. В связи с этим : Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция обучающегося: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую обучающийся выполняет цели учителя
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план и т.д.
Оценочное действие – Я умею! У меня получилось!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю… и т.д. |
Слайд 5 |
||||||||||||||||
|
Я хочу познакомить Вас с активными методами организации самостоятельной работы над темой по созданию образов. |
|
||||||||||||||||
|
Итак, мы на уроке географии 5 класса «Внутреннее строение Земли. Состав земной коры» (учебники закрыты) Позиция учителя : Перед Вами текст, который Вам надо изучить и заполнить таблицу:
Было установлено, что недра нашей планеты разделены на несколько оболочек: ядро, мантию и земную кору..
Ядро — центральная часть земного шара. В нём очень высокое давление и температура +4000 °С — +5000 °С. Ядро состоит из самого плотного и тяжёлого вещества, предположительно железа. На ядро приходится 15 % от объёма нашей планеты. .
Мантия (от греч. «покрывало, плащ») — самая большая из внутренних оболочек Земли. На мантию приходится основной объём более 80 % нашей планеты. Давление и температура мантии (в среднем +2000 °С — +2500 °С) увеличивается с глубиной. В верхней части мантии есть слой , где вещество частично расплавлено и пластично. По этому слою перемещаются твёрдые слои, лежащие выше.
Земная кора — твёрдая и самая тонкая наружная оболочка На долю земной коры приходится менее 1 % массы земного шара. Температура в земной коре, начиная с глубины 20–30 км, постепенно возрастает в среднем на 3 °С на каждые 100 м. В среднем температура поверхности коры составляет около +14 °C.
Сейчас, мы этот черно-белый текст представим в виде образа (то есть мы выполняем учебное действие: будем создавать образ). Представим, что мы можем «разрезать» планету «пополам», как картофель. Изобразите с помощью красок, кисточки и данных ТАБЛИЦЫ: Внутреннее строение земли. На что надо обратить внимание? (на правильное разделение по объёму). Как Вы считаете, с какой оболочки лучше начать? (с земной коры, так как она самая тонкая, потом выделить ядро, которое больше земной коры, но меньше ядра приблизительно в 5 раз) Далее, приступаем к оценочному действию. (я умею, у меня получилось) В качестве домашнего задания можно предложить выполнить свой образ – модель Внутреннего строения Земли. Вот какие модели выполнили мои учащиеся. |
|
||||||||||||||||
|
Но к этому образу - модели мы обращаемся НЕОДНОКРАТНО в курсе изучения география: Тема: Земная кора и каменные оболочки Земли. По модели повторяем Внутреннее строение планеты Земля, а возвращаясь к тексту мы выделяем особенность мантии , что в верхней части мантии есть слой , где вещество частично расплавлено и пластично. По этому слою перемещаются твёрдые слои, лежащие выше. Поэтому, такое определение как ЛИТОСФЕРА, особых затруднений не вызывает. Определение Литосфера – твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии. А также пояснит перемещение литосферы в разных направлениях: горизонтальном, вертикальном, что приводит к образованию литосферных плит. Данная работа имеет своё продолжение в 7 классе на уроке «Литосфера». В ходе урока учащиеся знакомятся с теорией «дрейфа» материков. Суть гипотезы в том, что некогда был единый материк Пангея, который состоял из двух частей: Лавразия и Гондвана. Затем единый материк раскололся и отдельные его части стали раздвигаться. Лавразия – это территория Евразии и Северной Америки, а Гондвана - территория Южных материков. |
|
||||||||||||||||
|
При изучении Южных материков обучающие получают трафареты –изображения Южных материков. Учитель предлагает выполнить действие: - разложите эти материки правильно относительно друг друга, относительно экватора. - Что объединяет эти материки? ( Они расположены в южном полушарии) - Именно поэтому эти материки входят в группу Южных материков) - но только ли это связывает данные материки? ( в случае затруднения дополнительный вопрос – все ли материки имели такое расположение?) (Ответ учащегося: Ранее эти материки входили в состав материка : Гондвана) - с помощью трафаретов сложите древний материк. Что мы сможем сказать о рельефе Гондваны? (равнины расположены в центре,, они больше по площади, а горы расположены по периферии материка) - какие силы «разорвали» материк (Внутренние силы, движение литосферных плит) При изучении РЕЛЬЕФА каждого из южных материков возвращаемся к трафаретам и объясняем закономерности рельефа. |
|
||||||||||||||||
|
Тема «Разнообразие рельефа Земли» относится не к самой простой темой для полного усвоения учащимися. Поэтому данная тема рассматривается на занятиях кружка «Край родной, земля Саратовская» с применением создания образов –моделей. |
|
||||||||||||||||
|
Так, при изучении вопроса «Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья.» (кружок «Край родной, земля Саратовская») обучающимся предлагается практическая работа, которая состоит из двух этапов – практического и теоретического. 1 этап - практический: выполнить рельефную карту Саратовской области. Для этого учащиеся делятся на группы (допустимо деление по желанию, так как во время выполнения работы учащиеся могут обратиться за помощью к другим группам, пригласить консультанта к себе в группу) и выполняют полученные задания. Для выполнения данной работы учащимся представляется контур Саратовской области и пластилин. В результате работы должна получиться рельефная карта, на которой представлены основные формы рельефа Саратовской области: равнина, возвышенность, низменность. 2 этап – теоретический : сделать вывод о типе рельефа Саратовской области, объяснить причины разнообразия рельефа правобережья и левобережья. 1 вопрос – тип рельефа могут дать объяснение учащиеся 6-9 классов, так как они знакомы с основными формами рельефа. (при этом проговаривается каждое определение: равнина, низменность, возвышенность) 2 вопрос – причины разнообразия рельефа – ситуация может измениться и уже учащиеся 5 класса, которые изучили географические следствия вращения Земли вокруг своей оси могут напомнить обучающимся 6-9 классов причину того, что правобережье «ВЫШЕ», чем левобережье. Все движущиеся тела на поверхности Земли в Северном полушарии отклоняются вправо по ходу движения планеты, в Южном — влево (реки, ветра, океанические течения).
В реках отклоняющая сила прижимает воду к одному из берегов, поэтому у рек в Северном полушарии обычно более крутой правый берег, а в Южном полушарии — левый. Обучающиеся 7 класса могут напомнить как определить левый – правый берег у рек на плане местности (по течению). Так же данную модель можно использовать при изучении внутренних вод Саратовского края. |
|
||||||||||||||||
|
Очень часто приходиться сталкиваться с распространённой ошибкой. Изнаир – приток Волги. Либо: Изнаир –приток Хопра, но Хопёр впадает в Волгу. |
|
||||||||||||||||
|
Предлагаю Вам по образцу на карте проставить точки истока и устья Изнаира, проведите линию, соединив эти точки под наклоном от истока к устью. Если мы правильно сделали это задание, то вода, которую мы поместим в исток, будет течь в противоположном от Волги направлении, так как в данном случае мы имеем дело с физическими законами: Поведение тела, на которое действует единственная сила — направленная вниз сила тяжести. |
|
||||||||||||||||
|
Применение активных методов обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса, от которого ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений |
|
||||||||||||||||
|
К данным приёмам активного обучения применимо высказывание Конфуция : "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму." |
|
«Внутреннее строение Земли. Состав земной коры» (учебники закрыты)
Позиция учителя : Перед Вами текст, который Вам надо изучить и заполнить таблицу:
Части (оболочки) земного шара |
Занимаемый объём |
Температура |
С каким цветом ассоциируется |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Было установлено, что недра нашей планеты разделены на несколько оболочек: ядро, мантию и земную кору..
Ядро — центральная часть земного шара. В нём очень высокое давление и температура +4000 °С — +5000 °С. Ядро состоит из самого плотного и тяжёлого вещества, предположительно железа. На ядро приходится 15 % от объёма нашей планеты. .
Мантия (от греч. «покрывало, плащ») — самая большая из внутренних оболочек Земли. На мантию приходится основной объём более 80 % нашей планеты.
Давление и температура мантии (в среднем +2000 °С — +2500 °С) увеличивается с глубиной.
В верхней части мантии есть слой , где вещество частично расплавлено и пластично. По этому слою перемещаются твёрдые слои, лежащие выше.
Земная кора — твёрдая и самая тонкая наружная оболочка На долю земной коры приходится менее 1 % массы земного шара.
Температура в земной коре, начиная с глубины 20–30 км, постепенно возрастает в среднем на 3 °С на каждые 100 м. В среднем температура поверхности коры составляет около +14 °C.
«Внутреннее строение Земли. Состав земной коры» (учебники закрыты)
Позиция учителя : Перед Вами текст, который Вам надо изучить и заполнить таблицу:
Части (оболочки) земного шара |
Занимаемый объём |
Температура |
С каким цветом ассоциируется |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Было установлено, что недра нашей планеты разделены на несколько оболочек: ядро, мантию и земную кору..
Ядро — центральная часть земного шара. В нём очень высокое давление и температура +4000 °С — +5000 °С. Ядро состоит из самого плотного и тяжёлого вещества, предположительно железа. На ядро приходится 15 % от объёма нашей планеты. .
Мантия (от греч. «покрывало, плащ») — самая большая из внутренних оболочек Земли. На мантию приходится основной объём более 80 % нашей планеты.
Давление и температура мантии (в среднем +2000 °С — +2500 °С) увеличивается с глубиной.
В верхней части мантии есть слой , где вещество частично расплавлено и пластично. По этому слою перемещаются твёрдые слои, лежащие выше.
Земная кора — твёрдая и самая тонкая наружная оболочка На долю земной коры приходится менее 1 % массы земного шара.
Температура в земной коре, начиная с глубины 20–30 км, постепенно возрастает в среднем на 3 °С на каждые 100 м. В среднем температура поверхности коры составляет около +14 °C.
9