" Герой нашего времени ". Анализ произведения.

6
2
Материал опубликован 23 May в группе

« Герой нашего времени» Анализ произведения. Составитель: Урбанович И.В., учитель литературы. Архангельск, 2023 г. «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана…», - М.Ю. Лермонтов.

Михаил Юрьевич Лермонтов сочетал в себе редкие дарования: виртуозное стихосложение и мастерство прозаика. Его роман ничуть не меньше, чем его лирика и драма, а может и больше, ведь в « Герое нашего времени» автор отразил болезнь целого поколения, исторические особенности своей эпохи и психологизм героя – романтика, ставшего голосом своего времени и самобытным проявлением русского романтизма.

История создания романа. Создание романа « Герой нашего времени» покрыто тайной. Нет ни одного документального подтверждения точной даты начала написания этого произведения. В своих записках и письмах писатель умалчивает об этом. Принято считать, что окончание работы над книгой датируется 1838 годом. Изначально Лермонтов не задумывал данный текст как что –то целостное. Это были своего рода путевые заметки, со своей историей, на которые его вдохновил Кавказ. Первыми были « Бэла» и « Тамань». Дата выпуска – 1839 год. Они публиковались, как повести, в журнале « Отечественные записки» и имели огромный спрос у читателей. В феврале 1840 года появляется « Фаталист», в конце которой редакторы обещают скорый выход целой книги Лермонтова. Автор дописал главы « Максим Максимыч» и « Княжна Мэри» и в мае 1840 года выпустил роман « Герой нашего времени».

Смысл названия романа. Смысл названия романа « Герой нашего времени» заключается в том, чтобы заявить тему произведения – изображение типичного представителя 30 – ых годов 19 века. Произведение посвящено не личной драме какого – то выдуманного персонажа, а тому, что чувствовало целое поколение. Григорий Печорин вобрал в себя все тонкие , но аутентичные для молодых людей той эпохи, характеристики, позволяющие понять атмосферу и трагедию личности того времени.

Сюжет Читатель узнает о Печорине из уст старого солдата Максима Максимыча, он рассказывает о своем молодом приятеле, офицере, дворянине, который всегда добивается того, чего захочет. Выкрав горянку, он жаждал ее любви, которая со временем зародилась в сердце Бэлы, но Григорию это стало уже не надо. Своим безрассудным поступком Печорин подписал смертный приговор девушке, Казбич в порыве ревности смертельно ранит ее… « Максим Максимыч» Раскрывается холодность и чувственный барьер Григория, которые он не готов переступить. Печорин очень сдержанно приветствует старого друга – штабс – капитана – чем очень сильно огорчает старика… « Тамань» Приоткрывает завесу совести героя. Григорий искренне раскаивается, что влез в дела контрабандистов. Волевая сила характера так же показана в фрагменте в момент борьбы в лодке с Ундиной. « Княжна Мэри» В этой главе Печорин, подобно Онегину, « волочился за дамами», принимается разыгрывать пылкого влюбленного. Смекалка и чувство справедливости героя в момент дуэли с Грушницким поражают читателя, ведь в холодной душе живет и жалость, Григорий давал шанс товарищу на раскаяние, но тот его упустил. Главная линия - любовная. Вера растопила таки « льды», заставив старые чувства загореться еще ярче в сердце избранника. Но жизнь Печорина не создана для семьи. « Фаталист» В главе ведутся рассуждения о предначертании человеческой жизни. Печорин вновь проявляет мужество, проникая в дом к казаку, зарубившему шашкой Вулича. Здесь представлены размышления Григория о судьбе, о предопределении и смерти… « Бэла»

Основные темы. 1. Лишний человек. Главный герой сам себя отодвигает от окружения, и причина кроется в его развитии, которое ушло дальше « века сего» Люди, которые видят больше, чем мы хотим показывать, никогда никому не нравятся. 2. Судьба поколения. Роман был написан в период « безвременья». Тогда потеряли смысл светлые идеалы деятельных и активных людей, которые мечтали изменить страну к лучшему. Государство показательно наказало декабристов, поэтому вслед за ними пришло потерянное поколение, разочаровавшееся в служении Родине и пресыщенное светскими увеселениями. Все остальные сословия прозябают в невежестве и нищете. Лермонтов собирает пороки той апатичной и праздной эпохи и оголяет их в своем романе.

Смысл романа. Когда читатель впервые знакомится с Печориным, у него появляется антипатия к герою. В дальнейшем эта неприязнь уменьшается, нам раскрываются новые грани души Григория. Его действия оценивает не автор, а « рассказчики», но они не судят юного офицера. Почему? В ответе на этот вопрос и кроется смысл романа « Герой нашего времени». Лермонтов своим произведением дает отпор николаевскому времени, а через образ лишнего человека показывает, к чему человека приводит « страна рабов, страна господ»… Автор в подробностях описал романтического героя в российских реалиях. Тогда это направление было популярно в стране, поэтому многие художники слова пытались воплотить свежие тенденции в искусстве и философии. Отличительной чертой новаторского мотива был психологизм, которым и прославился роман. Для Лермонтова образ Печорина и глубина его изображения стали необыкновенной творческой удачей. Идеей книги является психоанализ его поколения, завороженного и вдохновленного романтизмом…

Композиция. Главная особенность романа – хронологическая несогласованность эпизодов. Таким оригинальным способом автор выражает основную мысль произведения. Непоследовательное расположение глав приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина постепенно, проникается его сознанием и глубиной его проблем. Роман состоит из двух частей. Первая часть. Рассказана офицером, странствующим по Кавказу, очень похожим на автора. Рассказчик в свое повествование включает истории, услышанные от Максим Максимыча, знакомого главного героя. « Бэла» « Максим Максимыч» Вторая часть. Состоит из записок самого Печорина, которые попали в руки странствующего офицера. « Тамань» « Княжна Мери» « Фаталист».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Викторовна!

25 May

Галина Геннадьевна, и Вам спасибо!

25 May

Сборник методических разработок и педагогических идей