12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Завалий Виктория Степановна538
Веселая, активная, творческая!
Россия, Саха (Якутия) респ., п.Беркакит

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ – ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА П. БЕРКАКИТ

п. Беркакит улица Мусы – Джалиля 15

телефон 8(41147)73-8-13

berddt@nerunqri.edu.ru.

Педагог дополнительного образования : Саенко В.С.

Час общения

«МЫ - ГРАЖДАНЕ РОССИИ»

Данный час общения, про­водится с целью патриотического воспитания. Хотя дети, хорошо знакомы с символами своего государства, но не каждый из них смо­жет ответить на вопросы: Что означают цвета российского флага? Почему на гербе Российской Федерации изображен орел? Кто написал текст к государственному гимну? Поэтому расширять представление о них необходимо .

Оборудование: Гербы, 6 листов с надписями, лист со словом РОССИЯ. Перед часом общения, педагог раздаёт детям небольшие стихотворения, которые будут про­читаны в конце, таблица – каждому.

Ход часа общения.

Педагог : Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш час общения, с пожелания добра друг другу. Первый ряд повторяет за мной первую строчку, второй ряд - вторую строчку, третий ряд - третью (читает по одному стиху, дети повторяют за ним, затем все де­ти повторяют стихотворение целиком; на доске записаны фразы.)

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра.

Педагог : А теперь поприветствуйте друг друга, прикоснувшись ладонями. А теперь , давай­те посмотрим друг на друга и улыбнемся. Все мы с вами живем в огромной стране, ко­торая .называется... (Россия).

Педагог : Дорогие ребята, прежде чем вы получите паспорта, я хочу предложить вам небольшой экзамен на гражданскую зрелость. (Задает во­просы.)

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. В каком возрасте впервые полу­чают паспорт? (В 14 лет.)

3. С какого возраста паспорт дей­ствует бессрочно? (С 45 лет.)

4. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Рос­сийской Федерации.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность владельца, его семейное положение, имена детей, сведения о ранее выдан­ном паспорте.)

7. Сколько страниц отведено в па­спорте разделу «Семейное положе­ние»? (Две.)

8. Защищены ли водяными знака­ми страницы паспорта? (Да.)

9. Что должен предпринять гражда­нин, потерявший паспорт? (Немедлен­но заявить в органы внутренних дел.)

10. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в па­спорте органами здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-фак­торе.)

11. В каком возрасте граждане СССР получали паспорт? (В 16 лет.)

12. В каком году началась выдача паспортов нового образца? (В 2001 г.)

13. Делается ли отметка о вероиспо­ведании в паспорте? (Нет.)

14. Указывается ли в паспорте на­циональность? (Нет.)

15. Встречаются ли в паспорте рим­ские цифры? (Нет.)

16. Сколько цифр в номере паспор­та? (10.)

17. В каких случаях вам могут вы­дать паспорт повторно? (При его утра­те или смене фамилии.)

18. В каких случаях паспорт необхо­дим? (При устройстве на работу, по­купке билета на поезд, самолет, при записи в библиотеку, обращении в по­ликлинику и т. п.)

19. Что относится к знакам суве­ренитета государства? (Флаг, герб, гимн.)

20. Что такое гимн? (Слово «гимн» в переводе с греческого означает «тор­жественная песнь». Гимны могут быть: государственные, военные, рели­гиозные.)

21. Назовите авторов государствен­ного гимна России. (Слова С. В. Михал­кова, музыка А. В. Александрова.) (Педагог подводит итоги виктори­ны и награждает победителя.)

Педагог : Молодцы, теперь продолжаем. Вы видите на доске три чистых листа, нужно выйти по одному к доске и открыть их.

1-й лист (белый) — «Мы»;

2-й лист (синий) - «Граждане »;

3-й лист (красный) — «России».

Педагог : Ребята, кого называют гражданином страны? Какие понятия включает в себя слово «гражданин»? (Ответы учащихся выписываются на доске.)

Патриотизм.

Боль за родную природу.

Высокая нравственность.

Педагог: Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине.

Что такое Родина? А вас можно считать гражданами России? Родина начинается с символов страны. Что такое символы? Из толкового словаря: «Символы - это знаки отличия нашей страны от других стран».

Педагог: Ребята, вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядит герб, флаг, слышали гимн .? ( Ответы детей)

Педагог: Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая испол­няется в особенных случаях: во время подъема государственного флага, во время на­циональных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных сорев­нований. При исполнении гимна люди любой страны встают, мужчины снимают го­ловные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Назовите авторов слов и музыки гимна РФ. ( Ответы детей)

Педагог : А теперь я вам каждому раздам таблички. Посмотрите внимательно их содержания. Ребята, вам предстоит в течение 5-7 минут ответить на вопросы, заполнив стол­бец под номером 2. ( Дети заполняют столбец № 2)

Государственная символика Российской Федерации

 

1

2

3

1. Как ты думаешь, кто изображён на красном поле в центре герба?

   

2. Как ты думаешь, что означает белый цвет на государственном флаге России?

   

3. Как ты думаешь, что означает синий цвет на государственном флаге России?

   

4. Как ты думаешь, что означает красный цвет на государственном флаге России?

   

5. Как ты думаешь, могла ли зву­чать мелодия нынешнего гимна России 1 сентября 1990 года? По­чему ты так думаешь?

   

Педагог : Сейчас вы проверите себя, насколько хорошо вы знаете наши символы. Прозвучит информация о символах Российского государства, где поми­мо всего прочего будут звучать и ответы на поставленные вопросы. Вы должны в тече­ние классного часа заполнить столбец под номером 3.

Прежде чем вести речь о символике российской государственности, следует ра­зобраться в смысле самого понятия «символ». ( приложение № 1)

Педагог: А как вы думаете, что обозначает слово «символ»?

В переводе с греческого это слово означает опознавательный знак для членов оп­ределённой общественной группы или тайного общества; знак, обозначающий или на­поминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею. То есть символ - это знак, примета, пароль, сигнал. Но не каждый знак или примета имеют символическое значение. Так, человеческий голос за стеной - знак присутствия челове­ка в соседней комнате. Свежие лужи на земле - примета прошедшего дождя. Но ни то, ни другое нельзя назвать символом. Следовательно, понятие символа гораздо шире. Символ передаёт смысл вещи или события, является его смысловым отражением. Отсюда - символика любого государства есть воплощение его истории и отражение его настоящего, выражение патриотизма его граждан и обозначение этого государства на международной арене, зрительный и музыкальный образ конкретного государства. Вот почему отношение к государственной символике - это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.

Проявлять неуважение к символам своего государства означает неуважение и к себе самому. А кто же будет уважать человека, который сам себя не уважает? Так никто не будет уважать и государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике, то есть сами себя не уважают.

В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.

Педагог: А теперь проведём небольшую викторину. Не забудьте заполнить третью колонку вашей таблицы.

1. Что относится к знакам суверенитета любого государства? (Флаг, герб, гимн.)

2. Когда в мировой практике стало складываться триединство флага, гимна и

герба. XIX веке.)

3. Что представляет собой Государственный флаг России? (Прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета,

средняя - синего, нижняя - красного.)

4. Что такое Государственный герб? Какова его цель? (Герб - это эмблема государства. Герб является отличительным знаком страны. Цель герба — дать в условных символах представление о стране, ее национальных особенностях, богатствах, экономическом положении.)

5. Что такое гимн? (Слово гимн в переводе с греческого означает «торжественная песнь». Гимны чрезвычайно разнообразны: государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя.)

6. Назовите авторов Государственного гимна России. (Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова.)

7. Как называли нашу страну от древних времен и до наших дней? (Киевская Русь, Российская империя, Российская республика, СССР, Российская Федерация.)

8. Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина?

(Паспорт.)

9. Как назывались первые флаги? (Знамя, стяг, вымпел, штандарт.)

Зачем нужен был флаг? (Флаг - это символ власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.). Из каких частей состоит флаг? (Флаг состоит из древка и полотнища.)

10. В 988 году Русь приняла христианство. Что тогда стали изображать на багря ном стяге русские? (Лик Спасителя - Иисуса Христа.)

11. В каких знаменитых сражениях русские выступали под этими стягами? (В 1380 году в сражении на Куликовом поле под руководством Дмитрия Донского и в 1552 году при штурме Казани под руководством Ивана Грозного.)

12. Первый государственный флаг Российской империи (1859-1883гг.) был тоже трех­цветным. Какого цвета были полосы? (Одна полоса чёрная, одна - жёлтая, одна - белая.)

13. Кто дал русскому флоту и армии бело-сине-красный цвет? (Пётр I.)

14. Известно, что февральская революция 1917 г. прошла под красными знаме­нами. В 1918 г. флагом России становится красное полотнище, в 1954 г. вдоль древка была размещена синяя полоса. 21 августа 1991 г. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР восстановила бело-сине-красный флаг.

Что олицетворяют эти цвета в наше; время? ( Ответы детей) (Белый - откровенность и благородство, синий - верность и честность, крас ный - мужество, смелость, любовь.)

Педагог: Флаг является отличительным знаком государства. Знамёна - это символ объединения. Мы знаем, что древние флаги - стяги - служили для объединения войска. Го­сударственный флаг означает единство страны. Есть у флага и другое назначение - служить знаком или символом власти.

Почему же российский флаг трёхцветный?

Педагог: Я попрошу трёх человек выйти к доске. Вам нужно по порядку по одному распо­ложить цвета нашего флага. (На столе учителя три цвета флага, дети выбирают цве­та и прикрепляют к доске.)

А теперь по порядку снимите цвета и прочитайте на обратной стороне символику цвета.

Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

Синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность, веру.

Алый (красный) цвет символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой.

Педагог: И в давние времена, и сейчас цвету придаётся особый смысл. Белый цвет означа­ет мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей, красный цвет.

Белый, синий, красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, всё же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной по­лос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

После Великой Октябрьской Социалистической революции в государственной символике России преобладающим становится красный цвет- цвет революции.

В трагические дни 22 августа 1991 года над зданием Верховного Совета в Моск­ве взметнулось бело-сине-красное полотнище русского национального флага. В честь этого события установлен праздник - День Государственного флага Российской Феде­рации, который в нашей стране отмечают теперь 22 августа. Бело-сине-красный флаг снова становится государственным.

Все люди дорожат флагом и хранят как большую ценность.

Педагог: Гимн России — торжественная песня о стране, его поют стоя. (Звучит грамзапись первого куплета гимна, который предлагаю учащимся прослушать стоя.)

Педагог: Основными элементами Герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел. Двуглавый орел на гербе России почитается как знак полной государственной не­зависимости.

Педагог: Ребята подготовили красивые стихи. Послушаем выступления ребят .

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

В мире есть такие государства -
Солнцем озаренные края,

С пеньем птиц, с гудками на рассвете -

Это наша Родина, друзья.

3 Русь... Россия! Слово-то какое!

Но с аккордом созвучных слов

Наплывает, льется потоками

Светлой музыки вечный зов.

4 С этим зовом вдыхаю зори я,

Пью березы пьянящий сок

И из желтых страниц истории

Выбираю один листок!

5 Одна Земля вскормила нас с тобою

И принесла нам солнечные сны.

Мы как подарок унесем с собою

Ее пригорки, пашни, валуны.

Тот ранний луч, который жадно ловим,

Лишь малый отблеск праздничной красы

Лесов, колосьев золотоголовых,

Родных садов и луговой росы.

6 Люблю тебя, мой край родной,

За ленту речки голубой,

За темный и красивый лес,

Люблю за синеву небес,

И за сережки на березе,

И за бушующие грозы,

И за калины красный цвет.

Родной мой край, дороже нет.

7 Я помню долг свой пред тобой Россия,

Я не забуду никогда о нем.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

8 В час испытаний поклонись Отчизне

По-русски, в ноги, и скажи ей: «Мать!

Ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!

С тобою жить, с тобою умирать!»

9 Люби ее! Клянись, как наши деды,

Горой стоять за жизнь ее и честь.

Чтобы сказать в желанный час победы:

И моего тут капля меда есть.

Педагог: Вот на такой патетической ноте, мы с вами и закончим наш час общения

« Мы граждане России». Какие же высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? ( Ответы детей). В ходе нашего часа общения на доске у нас появились слова: «флаг», «герб», «гимн». Прочитайте свои записи, которые вы сделали во второй колонке таблицы.

Педагог: Каждый из нас - частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. Вот и подошел к концу наш час общения. До новых встреч!

Приложение №1

Государственная символика Российской Федерации

 

1

2

3

1. Как ты думаешь, кто изображён на красном поле в центре герба?

   

2. Как ты думаешь, что означает белый цвет на государственном флаге России?

   

3. Как ты думаешь, что означает синий цвет на государственном флаге России?

   

4. Как ты думаешь, что означает красный цвет на государственном флаге России?

   

5. Как ты думаешь, могла ли зву­чать мелодия нынешнего гимна России 1 сентября 1990 года? По­чему ты так думаешь?

   

Приложение №2 ВИКТОРИНА

Педагог : Дорогие ребята, прежде чем вы получите паспорта, я хочу предложить вам небольшой экзамен на гражданскую зрелость. (Задает во­просы.)

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. В каком возрасте впервые полу­чают паспорт? (В 14 лет.)

3. С какого возраста паспорт дей­ствует бессрочно? (С 45 лет.)

4. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Рос­сийской Федерации.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения еще указаны з паспорте? (Воинская обязанность владельца, его семейное положение, имена детей, сведения о ранее выдан­ном паспорте.)

7. Сколько страниц отведено в па­спорте разделу «Семейное положе­ние»? (Две.)

8. Защищены ли водяными знака­ми страницы паспорта? (Да.)

9. Что должен предпринять гражда­нин, потерявший паспорт? (Немедлен­но заявить в органы внутренних дел.)

10. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в па­спорте органами здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-фак­торе.)

11. В каком возрасте граждане СССР получали паспорт? (В 16 лет.)

12. В каком году началась выдача паспортов нового образца? (В 2001 г.)

13. Делается ли отметка о вероиспо­ведании в паспорте? (Нет.)

14. Указывается ли в паспорте на­циональность? (Нет.)

15. Встречаются ли в паспорте рим­ские цифры? (Нет.)

16. Сколько цифр в номере паспор­та? (10.)

17. В каких случаях вам могут вы­дать паспорт повторно? (При его утра­те или смене фамилии.)

18. В каких случаях паспорт необхо­дим? (При устройстве на работу, по­купке билета на поезд, самолет, при записи в библиотеку, обращении в по­ликлинику и т. п.)

19. Что относится к знакам суве­ренитета государства? (Флаг, герб, гимн.)

20. Что такое гимн? (Слово «гимн» в переводе с греческого означает «тор­жественная песнь». Гимны могут быть: государственные, военные, рели­гиозные.)

21. Назовите авторов государствен­ного гимна России. (Слова С. В. Михал­кова, музыка А. В. Александрова.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.