Внеклассное мероприятие «Мы тоже имеем права» (5 класс)
Цель:
- систематизировать и закреплять знания учащихся о документах, гарантирующих права ребенка, формировать представления у детей об их обязанностях.
Задачи:
Образовательные: обогащать, активизировать, расширять словарь, кругозор;
Развивающие: развивать память, мышление, внимание, совершенствовать координацию движений и речи в театрализованных сценках; коммуникативность
Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к другим людям, интерес к законам и их соблюдению.
Ход занятия:
1.орг.момент
Звучит спокойная музыка, дети входят в зал, садятся.
2. Формулирование темы. Целеполагание
Учитель:- Добрый день друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чем вы узнаете послушав стихотворение
Рядом мама за руку держала
В путь-дорогу умницу свою сопровождала
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
( о правах_)
- Правильно, о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. Вы граждане России и у вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права и обязанности.
Права человека – определены законами, которые никто не вправе нарушать. Но права ребенка особые. Записаны они в законе «Конвенция о правах ребенка» (Показ книги). Этот закон действует во всем мире, а также и в России. Задачи Конвенции – защита прав ребенка от несправедливости, забота о его жизни, развитии, образовании, воспитании. Сейчас мы совершим короткое путешествие в мир прав ребенка по страницам этого документа.
–А что такое право? (Ответы детей).
- Право – это охраняемая государством естественная возможность что-то делать, иметь, осуществлять. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами. Также соблюдать права других людей. И так в путь.
Ученик читает:
Если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.
- О каком праве говорится в стихотворении? (о праве на имя, фамилию, отчество)
-Какой документ получает человек при рождении? (Показ свидетельства о рождении).
- Имя каждому дано и у каждого оно одно!
- Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя. Но были времена, когда человека лишали такого права - это рабы, узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер .
- Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? (Нет)
- Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Обращаться и называть друг друга по имени).
Поиграем в игру «Давайте знакомиться»
- Учитель подходит к ребенку со словами: « Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи…», давая при этом игрушку. Тот называет свое имя и передает зайчика другому ребенку, при этом произнося слова: «Как зовут тебя скажи?» и т. д. повторить 3-4 раза.
- Молодцы, ребята, это право усвоили.
- Продолжаем путешествие по страницам. Читаем. В Конвенции записано: «Все дети имеют право на жизнь и личную неприкосновенность».
- Назовите, пожалуйста, сказки, стихи, басни и другие произведения, где это право было нарушено? Наглядность - стенд с книгами. ( «Колобок», «Волк и ягненок», «Муха-Цокотуха», «Красная Шапочка», « Волк и семеро козлят», «Серая шейка» и другие).
Учитель:- Первое право на жизнь дает мама - это главный человек в жизни каждого ребенка.
Просмотр видеоролика
Включается видеоролик из фильма «Мама», звучит песня о маме (слова Ю. Энтина, музыка Ж. Боржоа).
- Мама это главное слово в каждой судьбе. «Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица. – Скажете, о каком праве пойдет речь? Читаем в Конвенции «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». Часто в семьях живут другие родственники, которые любят детей и заботятся о них.
1 ученик:
- Хочу похожим быть на папу
Во всем хочу как папа стать,
Быть сильным, умным, не лениться
И делать все как он на пять.
2 ученик:
- Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя всегда равняться!
- Вот какая большая семья получилась. Каждому ребенку хорошо в семье.
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
В русском языке много пословиц и поговорок о семье. Вспомним их
-Я вам читаю начала вы продолжаете..
- Птица рада весне....., а дитя матери.
-Кто родителей почитает...., тот счастлив бывает
-Вся семья вместе,..... так и душа на месте.
-Семья сильна тогда,.... когда над ней крыша одна.
- Родные заботятся о вас, и вы имеете обязанности дома? (Да)
– Вы наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру «Что мы делаем - не скажем».
- А что вы умеете делать?
Дети: - Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем. (Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому).
- Неплохо потрудились и заслужили право на…? (Отдых).
- А вот девочка из знакомой сказки, трудилась целыми днями, ей совсем не до отдыха было. (картинка)
- Какая же это сказка? ( Золушка)
- Какие права были нарушены у Золушки? (Право на отдых, свободу, заботу)
- Как могут отдыхать дети? (гулять, смотреть телевизор, играть в игры, ходить в театр и кино, спать)
– Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции.
-Без отдыха человек может заболеть.
- «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью. Так гласит закон.
- Ребята, неизвестный человек оставил волшебный сундучок. Посмотрим что в нем. Показываю (Ручка, тетрадь, линейка, книга, карандаш).
– О чем говорят эти предметы? (Дети должны ходить в школу и учиться).
– Верно.
Нужно всем учиться в школе,
Чтобы грамотными стать
И никто у вас не может
Это право отобрать.
– Все дети имеют право на получение образования. Так записано на следующей странице Конвенции.
- Где можно получить образование? (Школа, институт, колледж)
-Для чего надо учиться? (Быть грамотными, много знать)
- В чем заключается ваша обязанность? (Ходить в школу, учиться).
Поиграем в игру
«Продолжи пословицу».
- Я начну, а вы продолжайте:
- Учись смолоду - … (Не помрешь под старость с голоду),
- Ученье – свет, а… (Не ученье – тьма);
- Грамоте учиться - … (Всегда пригодится);
- Не стыдно не знать – стыдно… (Не учиться);
- Учиться - …. (Всегда пригодится).
- Вот эта картинка напоминает нам о праве…? (На жилище).
- Каждый ребенок имеет право на имущество, оно неприкосновенно. Никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи. Люди обязаны относится к своему дому бережно, содержать в полном порядке.
Закрепление
- А сейчас мы с вами проведем музыкальную викторину .
Я вам включаю песни знаменитые вам а вы мне говорите какие права затронуты
Итог
- Посмотрите, какие вы разные, но у всех одинаковые права. Вы знаете свои права, не позволяйте никому их нарушать и никогда не нарушайте права других людей. Помните, взрослые должны знать о правах детей. Путешествие по страницам Конвенции подошло к концу. Нас ждут новые страницы этого закона. Ну, вот и все, друзья, спасибо за внимание. Настало время расставанья.
Рефлексия
- Если вам понравилось занятие то положите в волшебную коробочку с улыбающимся смайликом, нет с грустным