" ОТ зернышка до каравая"
МБДОУ «Детский сад №315»,
г. Нижний Новгород
«От зернышка до каравая»
Аннотация. Статья будет полезна воспитателям, родителям, которые желают познакомить детей с азами финансовой грамотности через ознакомление с трудом людей. Благодаря этому проекту, у детей расширятся знания и представления о хлебе. Ребята могут проследить весь путь хлеба - от зернышка, до каравая. В первую очередь уделяется внимание труду людей, связанным с выращиванием хлеба. Дети узнают о том, что прежде, чем попасть хлебу на стол, требуется много усилий человеческого труда. Что один труд неотделим от другого.
Ключевые слова: злаковые культуры, хлеборобы, пекарь, зернышко, сельскохозяйственная техника.
От зерна до каравая -
Растим хлебушек играя:
Сеют взрослые и дети,
Сеет дождичек и ветер.
Солнце землю согревает,
Дождик теплый поливает,
Чтобы зернышки взошли,
Чтоб колос гнулся до земли.
Мария Ильина
Чем богат наш Нижегородский край, что здесь производится для нашего с вами стола, чем славен сам Нижний Новгород? В нашем городе есть пищевая и перерабатывающая промышленность. Среди них есть продукция, узнаваемая не только в регионе, но и в России. Всем нам известна пословица «Хлеб - всему голова». Разговор пойдет о хлебе.
В Нижегородской области имеется восемь хлебокомбинатов по производству хлебобулочных изделий. Жители Нижегородской области могут похвастаться тем, что на прилавках магазинов хлеба можно увидеть фирменный знак наших производителей. Благодаря этому любой Нижегородец может выбрать из десятков наименований то, что ему по вкусу. Очередного признания была удостоена продукция компании «Сормовский хлеб» на конкурсе «Лучший хлеб России - 2020». По итогам конкурса он признан лучшим.
Всегда ли мы бережно относимся к хлебу, как он попадает к нам на стол, кто его выращивает? Хлеб всегда рядом с нами. Ни один прием пищи не обходится без него. Издревле на Руси есть традиция - встречать дорогих гостей хлебом и солью.
Работая с детьми, мы обратили внимание, что не все дети имеют достаточное представление о хлебе, не всегда бережно относятся к нему: крошат его, играют, лепят предметы как из пластилина. В результате было принято решение организовать проект «От зернышка до каравая». Чтобы дети смогли убедиться в том, на сколько тяжелым оказывается труд хлеборобов. В проекте «От зернышка до каравая» приняли участие воспитатели группы, дети старшей группы, родители детей.
Перед собой мы поставили задачи: расширить знания и представления детей о хлебе; познакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к хлеборобам.
Отправной точкой стала картинка с изображением колоска. Было предложено задание родителям: внимательно рассмотреть колосок и определить из чего он состоит. На следующий день мы принесли в группу картинки с изображением разных растений и показала ребятам. Обратили их внимание на то, что все похожие растения имеют колос, который состоит из стебля, соцветия и листьев. Познакомили детей с понятием «злаковые». Для закрепления полученных знаний была предложена игра «Найди колосок», цель которой заключалась в том, чтобы дети научились классифицировать растения по признакам. Затем мы слепили колосья пшеницы, собрали их в одну композицию и оформили ее в виде открытки.
Во время знакомства со строением колоска ребята часто спрашивали: «Кто сажает злаковые и для чего они нужны людям?». Родители принесли в группу соломенные изделия, и мы с детьми рассмотрели их. Затем обратили внимание на картинки с изображением домов. Предложили подумать, что здесь необычного. Дети заметили необычную крышу. Она была сделана из соломы. Мы рассказали, что такие крыши делали люди в старину, когда не было ни шифера, ни железа, и объяснила, что очень важно расположить солому на крыше правильно. Если ее настелить поперек, то крыша будет течь, и вода попадет внутрь дома. Мы провели эксперимент: полили сверху домик (макет) водой, и вся вода оказалась на подносе, внутри дома было сухо.
На следующем занятии дети узнали, что из злаковых выращивают красивые газон, решили вырастить маленький газон для группы. Дошкольники научились правильно сажать зерна, ухаживать за ростками, наблюдать за их ростом. Мы попросили родителей объяснить детям, как из зернышка получается хлеб. На следующий день беседовали с детьми, как хлеб попадает к нам на стол, знакомились с сельскохозяйственной техникой, которая участвует в процессе выращивания пшеницы и с профессиями людей, имеющими к этому отношение.
На следующем этапе проекта дети узнали, как из зерна получается мука, а из муки печется хлеб. В этом нам помог просмотр видеофильма, из которого дети узнали все о хлебе. Затем нами была организована экскурсия на кухню, где повара рассказали и показали, как пекутся булочки. Что для их приготовления надо, какая техника им помогает. Дети наблюдали за процессом с большим удовольствием. После наблюдения за трудом пекаря из видеофильма и работой повара при выпечке булочек мы предложили детям попробовать себя в роли пекаря, укладчика, оператора. Для этого мы замесили соленое тесто. Из теста лепили булочки, хлеб, кренделя, и многое другое, затем сушили их и раскрашивали. Таким образом у нас получились продукты для сюжетно-ролевой игры «Магазин. Хлебный отдел».
Но на этом дети не остановились: «Вот бы самим испечь хлеб!». Дети спросили нас: «Сможем мы сами в группе испечь хлеб?». Мы предложили подумать детям, возможно ли это осуществить в группе. Некоторые дети вспомнили, что у них дома есть хлебопечки и они пекли хлеб в домашних условиях. Значит, мы можем исполнить свою мечту – испечь хлеб. Вспомнили с детьми, что еще кроме хлебопечки надо для выпечки хлеба. На следующий день мы в группе пекли хлеб сами. Дети самостоятельно отмеряли необходимые продукты, используя весы, засыпали в чашу хлебопечки. Ребята наблюдали за процессом через окошечко в хлебопечке. Как сначала все ингредиенты перемешивались и получилось тесто. Затем как тесто поднималось. А потом началась самая «трудная» работа (как заметили дети), ожидание готового продукта. А как запахло в группе! И вот этот час настал, к обеду наш хлеб испекся. С каким восторгом и нежностью дети смотрели на свой продукт труда. И в этот раз ни одного кусочка не было оставлено. Все съели, даже крошки. Это был самый вкусный хлеб на свете.
В рамках проекта «От зернышка о каравая» мы предложили родителям обменяться своими вкусными семейными рецептами и фотографиями выпечки в нашей группе в «Вайбере». В результате мы собрали книгу рецептов, которая находится в приемной нашей группы, чтобы каждый родитель мог ее полистать. В ходе проекта мы с детьми посетили хлебный магазин, понаблюдали за работой продавца, за покупателями. Купили там хлеб, который съели за обедом.
В заключении отметим результаты работы над проектом.
Дети узнали о злаковых культурах, смогли назвать хлебобулочные изделия. У детей расширились знания о людях, занятых в процессе производства хлеба. Узнали, что раньше хлеб выращивали в ручную, а сейчас на помощь людям пришла техника. Дети научились ценить хлеб (теперь они берут хлеба столько, сколько могут съесть, не крошат, доедают, не выбрасывают).
Во время сюжетно-ролевых игр дети брали на себя различные роли, использовали атрибуты, сделанные своими руками.
Список литературы:
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К., Здравствуй мир! Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баланс», 2003. - 304с.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2005.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. – М.: «Вако», 2005.
Детская энциклопедия Хлебные истории или хлеб от А до Я. – М.: 2012.
Емельянова Е. Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду. – М.: Мозаика синтез, 2011.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: Творческий центр, 2003.
Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Шорыгига О хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера. – 20с.