Познавательно-исследовательский проект «От зернышка до хлебушка»
Познавательно – исследовательский проект:
«От зернышка до хлебушка»
(для детей 3 – 4 лет)
Автор:
воспитатель Безукладникова Надежда Ивановна
Участники проекта:
дети младшей группы
воспитатели младшей группы
родители воспитанников группы
Целевая группа: дети и родители младшей группы
Сроки проекта: сентябрь - декабрь
Тип проекта: краткосрочный
Актуальность: Ранний возраст, тот период, когда у ребенка начинается социализация, устанавливается связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до нашего стола. Тематический проект «От зернышка до хлебушка» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление о содержании труда людей, которые участвуют в появлении хлеба на наших столах. Занятия помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
Цель проекта: Знакомство детей с тем, как хлеб попадает на наш стол, как его выращивают.
-формировать представление о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая на столе);
-обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба;
-формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством продуктивной деятельности;
-донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей;
-расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий;
Трансляция проекта:
презентация опыта на педсовете внутри ДОУ;
презентация опыта на заседании «Методической гостиной»
Дальнейшее развитие проекта:
Ожидаемый результат: обогащение знаний детей о том, как хлеб попадает на стол; кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его; знакомство с профессиями людей, участвующих в процессе изготовления хлебобулочных изделий; воспитание бережного отношения к хлебу; понимание взаимосвязи «человек – природа».
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
№ | Направление предварительной работы | Содержание деятельности |
1 | Работа с детьми | Диагностика игровой деятельности |
2 | Взаимодействие с родителями | Создание книги рецептов «Секреты вкусной выпечки» Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам». Физкультурное развлечение «Колобок, румяный бок» Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе. |
3 | Работа педагогов | Воспитатели: Подбор литературы: Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с. Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005. Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с. Интернет ресурсы: http://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs http://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM Беседа «Как мы можем беречь хлеб?»; «Из чего делают хлеб?»; презентация «Как колосок хлебом на стол пришел». Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением хлебобулочных изделий. Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе. Изготовление настольного театра «Колосок». Разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок. ЧХЛ: «Вершки и корешки», Пришвин «Лисичкин хлеб»; «Пшеничный колосок». Сказки: «Колобок», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб?» Д/И: «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий ». Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке). Дидактическая игра «Выложи сказку на картинке» Дидактическая игра «Сложи колосок» Дидактическая игра «Спрячь мышонка от лисы» Дидактическая игра «Чего не стало» Игра с прищепками «Колосок» Игра с пуговицами «Пирог» Дидактическая игра «Чайный сервиз» Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом» Сюжетно-ролевая игра: «Хлебный магазин». Исследовательская деятельность: Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Упражнение «Просеиваем муку через сито» Опытно – экспериментальная деятельность: Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка). Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей). Рисование: «Фартук для пекаря»; «Колобок»; «Колосок»; «Стебли колосков»; «Пироги и булочки». Лепка: «Колобок» из солёного теста; Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр; «Колосок», «Пирог». Аппликация: «Полотенце для каравая», «Колобок». МУЗО: хороводная игра «Калачи»; Игра: «Каравай». ФИЗО: развлечение «Колобок, румяный бок» |
II этап - Внедренческий
Сроки мероприятий | Формы работы | |||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность Предметно-развивающая среда | Работа с родителями | ||
НОД | ОД в режимных моментах | |||
сентябрь | ИЗО: Рисование. «Колобок» Аппликация: «Колобок» | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением хлебобулочных изделий. ЧХЛ. Сказки: «Колобок», «Крылатый, мохнатый да масляный», И. Токмакова «Что такое хлеб?» Д/И: «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий ». Игра с пуговицами «Пирог» | Исследовательская деятельность: Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). | Создание книги рецептов «Секреты вкусной выпечки» |
октябрь | ИЗО: Рисование. «Фартук для пекаря»; МУЗО: Хороводная игра «Калачи» | Беседа «Как мы можем беречь хлеб?» ЧХЛ. Сказки: «Колосок», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке). Дидактическая игра «Выложи сказку на картинке» (сказка «Колосок») Дидактическая игра «Чайный сервиз» | Исследовательская деятельность: Упражнение «Просеиваем муку через сито» | Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе. |
ноябрь | ИЗО: Рисование. «Колосок». | Презентация «Как колосок хлебом на стол пришел». ЧХЛ. Пришвин «Лисичкин хлеб»; «Пшеничный колосок». Дидактическая игра «Сложи колосок» Дидактическая игра «Спрячь мышонка от лисы» | Сюжетно-ролевая игра: «Хлебный магазин». Опытно – экспериментальная деятельность: Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка). | Физкультурное развлечение «Колобок, румяный бок» |
декабр | ИЗО: Рисование. «Пирог». Аппликация: «Полотенце для каравая», | Беседа «Из чего делают хлеб?» ЧХЛ. К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка». Дидактическая игра «Чего не стало» Игра с прищепками «Колосок» Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом» Мини – музей: «Колосок» | Опытно – экспериментальная деятельность: Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Опытно – экспериментальная деятельность: Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей). | Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам». |
III этап – итоговый
№ | Направление работы | Содержание деятельности |
1 | Работа с детьми | Проведение педагогического обследования. Анализ проделанной работы. Обобщение наработанного материала: |
2 | Взаимодействие с родителями | Создание книги рецептов «Секреты вкусной выпечки» Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам». Физкультурное развлечение «Колобок, румяный бок» Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе. |
3 | Работа педагогов | Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы по проекту. |
Способы оценки результативности проекта
Критерии | Показатели | Методы изучения |
Уровень знаний детей | Ответы детей | Беседа |
Уровень познавательного интереса у детей | Участие в игровой деятельности | Беседа |
Уровень творческой активности | Участие в творческих заданиях, в развлечениях | Наблюдение |
Уровень интереса педагогов к материалу | Востребованность мероприятий по обмену опытом | Беседа Индивидуальное консультирование |
Востребованность методического материала | Беседа Индивидуальное консультирование | |
Уровень активности родителей | Численность родителей, активно участвующих в жизни группы и детского сада | Наблюдение Анализ |