А. Приставкин " Ночевала тучка золотая"
Анатолий Приставкин. « Ночевала тучка золотая». Составитель: Урбанович И.В. ( учитель литературы). Архангельск - 2019 «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди…»,- А.Приставкин.
Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в подмосковном городе Люберцы 17 октября 1931 годы в рабочей семье. Нередко он извлекал из памяти истории из своего невеселого детства. Одна из них была связана с семейной трагедией. Однажды дед будущего писателя, задолго до рождения внука, вернувшись из столицы, принялся красочно рассказывать домочадцам и соседям о забастовках в Петербурге. Это было в 1905 году. А спустя несколько дней после возвращения мужчина был арестован. Вина его заключалась лишь в желании поведать последние новости своим знакомым. Но после освобождения прозвище «революционер» прочно закрепилось за ним на долгие годы. Еще Анатолий Приставкин всю жизнь не забывал колодки для обуви, которые так мастерски изготавливал его отец. Благодаря искусному труду родителя будущего литератора все члены семьи были сыты, одеты и обуты, что для довоенного времени было довольно редким явлением. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза в 1941 году, отец был на фронте). Из биографии писателя…
Мальчику была уготована тяжелая судьба беспризорника. Он стал одним из многих детей, которых война сделала сиротами. Как и прочие мальчишки, лишенные родительской опеки, он скитался по стране, его забрасывало в самые разнообразные уголки Родины. Он бывал на Урале, объездил все Подмосковье. И наконец оказался на Северном Кавказе, куда в последний годы войны были выселены беспризорники. Этому решению, которое принималось на государственном уровне, предшествовала депортация местного населения. Территория в результате стремительной операции опустела. Воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он работал на Серноводском на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. Затем был авиационный завод, который позже с душевным трепетом вспоминал Анатолий Приставкин. Однако небольшая радиолаборатория при авиационном заводе стала для Приставкина почти домом... В 1946 году Приставкин поступил на вечернее отделение в авиационный техникум, где и проучился до 1951 года.
Во время службы в армии на артистичного бойца обратили внимание и начали вовсю использовать в качестве декламатора поэтических произведений. И именно в этот период Приставкин впервые решил создать нечто свое. Анатолий написал свою первую пьесу, а затем принялся сочинять стихи. Сначала он выступал лишь в роли автора-чтеца. Ему достаточно было произносить свои поэтические произведения со сцены. Желание расширить круг слушателей возникло позже. Однако когда после издания первых сочинений Анатолий увидел свои строки, набранные типографским шрифтом, он решил раз и навсегда посвятить себя писательской деятельности. После демобилизации Анатолий Игнатьевич решил получить литературное образование и в 1959 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. Будучи студентом, он учился на поэтическом курсе у Льва Ошанина, одного из знаменитых авторов тех лет. Преподаватели оценили литературный дар Приставкина тогда еще, когда он учился на первом курсе. Однако талант его, как считали профессионалы, заключался не в сочинительстве стихов, а в написании произведений малой прозы. В № 6 журнала «Юность» за 1959 год был напечатан цикл рассказов «Военное детство». Эти произведения спустя годы были переведены на множество языков. Тема их – детские судьбы, искалеченные войной.
После окончания института писатель отправился в Иркутскую область, на стройку Братской ГЭС. На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков. Еще в студенческие годы Приставкин побывал в этих краях, и люди, проживающие в суровых таежных условиях, произвели на него незабываемое впечатление. В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Селигер Селигерович» (1965); роман «Голубка» (1967), по мотивам которого в 1978 году был снят одноимённый фильм. В 1970-е и 1980-е годы были опубликованы повести «Солдат и мальчик», «Радиостанция Тамара», роман «Городок». С 1981 года А. Приставкин преподавал в Литературном институте, будучи доцентом кафедры литературного мастерства, вёл семинар прозы. Следующий период в жизни Приставкина посвящен работе журналистом в «Литературной газете». А вскоре получил почетное звание члена Союза писателей.
С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник Президента РФ по вопросам помилования. Работа А. Приставкина по посту председателя первой общероссийской комиссии по вопросам помилования была отмечена Благодарностями Президентов России Б. Н. Ельцина и В. В. Путина. Опыт работы А. Приставкина в Комиссии по вопросам помилования нашёл отражение в его документальном романе «Долина смертной тени». В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома. Приставкин скончался в возрасте 76 лет 11 июля 2008 года в Москве. Похоронен 14 июля того же года на Троекуровском кладбище Москвы
Повесть « Ночевала тучка золотая.» В 1981 году А. Приставкин создаёт свое самое известное произведение «Ночевала тучка золотая», которое дошло до массового читателя лишь в 1987 г. Наряду с общей темой войны писатель ведёт разговор о суровом и тяжёлом детстве военного поколения, размышляет о дружбе и товариществе, о любви к родной земле. «Ночевала тучка золотая» – это повесть, в которой постоянно голодные, оборванные, не знающие тепла и домашнего уюта мальчишки на собственном горчайшем опыте познают цену жесткой социальной несправедливости. Они познают уроки душевной теплоты, черной человеческой ненависти и нечаянного милосердия, жестокости и великого духовного братства. История Томилинского детского дома – лишь малая часть этого трагического и бесчеловечного процесса. Но и в таких жестоких условиях колонисты получали уроки вечных ценностей: нравственности, добра, справедливости, сострадания…
Писатель рассказывает о судьбе пятисот детдомовцев Подмосковья, отправленных осенью 1944 года на Кавказ. «Где-то в областных инстанциях в светлую минуту возникла идея о разгрузке подмосковных детдомов... Одним махом выходило решить все вопросы: лишние рты спровадить, с преступностью расправиться, да и вроде благое дело для ребятишек сделать»… Для народов Кавказа это был трагический год: на ингушей, балкарцев, чеченцев (в повести речь именно о них) обрушился «верховный гнев», и по злому произволу все они были изгнаны с родной земли, под конвоем отправлены в Сибирь. Только после XX съезда партии «кавказская акция» будет названа своим именем — беззаконие, произвол. Репрессированным народам будет разрешено вернуться на земли отцов, вновь будет восстановлена их автономия. Но это будет в 1957 году, а пока шел 1944-й.
Главные герои повести. Главные герои повести, Сашка и Колька Кузьмины, воспитанники детского дома. Они отправляются на Северный Кавказ, где впоследствии оказываются втянутыми в страшные, даже трагические реалии массового переселения северокавказских народов. Вот как начинается описание мальчиков в повести: « Братьев звали Кузьмёныши, им было по одиннадцать лет, и жили они в подмосковном детдоме. Там жизнь ребят крутилась вокруг найденной мёрзлой картофелинки, гнилых картофельных очистков и, как вершины желания и мечты, хлебной корочки, чтобы только лишь просуществовать, чтобы вырвать у судьбы лишний военный день». «Сашка, как человек миросозерцательный, спокойный, тихий, извлекал из себя идеи. Как, каким образом они возникали в нем, он и сам не знал. Колька, оборотистый, хваткий, практичный, со скоростью молнии соображал, как эти идеи воплотить в жизнь. Извлечь, то бишь, доход. А что еще точней: взять жратье…»
В начале повести директор детского дома предлагает братьям ехать на Кавказ, только что освобождённый от немцев. Естественно, парней манили приключения, и они не упустили такой возможности. И вот братья едут через войну, вконец разрушенную и не успевшую еще подняться после фашистских набегов землю на удивительном, безумно весёлом поезде. «Нас же полтыщи в том составе было! Сотни потом прямо на моих глазах уже начали пропадать, попросту гибнуть на той далекой новой земле, куда в то время нас привезли», – А. Приставкин. Ещё в дороге братьев-близнецов на Кавказ состоялась странная, зловещая встреча – на соседних путях на одной из станций обнаружил Колька Кузьмёныш вагоны. Из зарешеченных окошек смотрели детские черноглазые лица, тянулись руки, слышались непонятные крики. Колька, не поняв толком, что просят попить, протягивает кому-то ягоды терновника…
В военные годы голод настигал и детей, и взрослых, но для таких, как Кузьмёныши, детдомовских сирот, еда была главной доминантой жизни. Голод движет поступками братьев, толкает их на воровство, на отчаянные и хитроумные поступки, обостряет чувства и воображение. Кузьмёныши постигают науку выживания, поэтому система ценностей у них особая – отсчитывается «от жратья». И контакт со взрослыми начинается с этого: не отнял, а накормил, значит, хороший, можно довериться. В повести «Ночевала тучка золотая» анализ реальности строится на видении детскими глазами. Кузьмёнышам трудно было разобраться в том, что происходило вокруг, чему они оказались очевидцами. Когда случилось с Колькой самое страшное (увидел он брата убитого, повешенного за подмышки на острия забора, и от потрясения заболел), то место Сашки, занял такой же одиннадцатилетний сирота Алхузор – чечен. Колька называет его своим братом сначала, чтобы спасти от русских солдат, а потом по более глубокому чувству, когда Алхузор спас Кольку от направленного на него чеченского ружья. Это братство детей и возносит А. Приставкин.
Основной лейтмотив произведения – дружба одиноких детей, которым отовсюду грозит опасность, но которые всеми силами души защищают своё право на любовь и привязанность. Колька и Алхузор не одни такие были и в детприёмнике, куда их доставили, подобрав полумёртвыми в горах. Там уже жили и крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. У всех у них была общая горькая и страшная доля. Дети-детдомовцы, войной заброшенные в далёкие от их родных мест кавказские края, трагически сталкиваются с тем, что понять, взять в толк они ещё не в состоянии - с попыткой тоталитарной системы истребить жизнь целых народов. Вот что «красной нитью» проходит через повесть. В своей повести Анатолий Приставкин пытается показать, что война и все, что с ней связано, не поросло быльем. «Не скрою, — пишет автор, — приходила не раз такая мысль, что ведь живы, что ведь где-то существуют все эти люди, которые без мысли и страха от Его (Сталина) имени творили Его волю»…
Высказав правду, оголив ее во всем ужасном обличье, писатель, возможно, снял часть груза с души собственной, но души читательские точно не облегчил. Хотя в этом и есть весь А. Приставкин – анализ его произведений у каждого свой, этого автор и добивался. По мнению писателя, смысл настоящей литературы – не усладить слух, не «навеять сон золотой», а всячески призвать читателя подумать, прочувствовать, сострадать и делать выводы. Повесть побуждает к душевной работе, к рождению сомнений внутри себя, к переоценке привычного мира. Она служит не просто описанием «того настоящего», но и предостережением будущему… Отсутствие уважения к людям, скотское отношение к детям, ужасы реальности тоталитарной системы – вот проблематика, на которую своим произведением обращал внимание читателей автор. Объясняя название своей повести, Анатолий Приставкин говорит о таких, как он и его герои, детдомовцах военных лет, об их незащищенной, никем не оберегаемой жизни: «Тучки мы... Влажный след... Были и нет… Можем и навсегда кануть в неизвестность, и тоже никто не спросит. Нет, значит, не было. Значит, не надо».