Урок на тему «А.С. Пушкин "История Пугачева" (отрывки). История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка» (8 класс)
Шалынина Лариса Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ средняя общеобразовательная школа № 80
Название предмета литература
Класс 8
УМК Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.10-е издание. М. «Просвещение» 2021.
Уровень обучения базовый
Тема урока А. С. Пушкин «История Пугачева» (отрывки).Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»). История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин)
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
Цель урока: познакомить учащихся с «Историей Пугачева», которая стала основой исторического романа «Капитанская дочка».
Задачи урока 1.Выявить отношение Пушкина к истории и исторической теме в литературе.
2. Познакомить с историй создания «Истории Пугачева»
3. Определить особенности освещения Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде
4.Понять отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.
Планируемые результаты 1.Формирование интереса и уважительного отношения к истории, осознание ценности литературного наследия.
2.Уметь формулировать цель деятельности, работать с разными источниками информации, анализировать ее, делать выводы, оценивать свою деятельность; уметь принимать позицию другого человека и высказывать свою.
3. Понимать отношение Пушкина к истории и исторической теме в литературе; особенности освещения Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде; знать историю создания «Истории Пугачева».
Техническое обеспечение урока
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
Содержание урока:
I.Организационный момент.
II.Работа по теме урока (включает подготовленное домашнее задание)
III Работа в группах (выводы учащихся, обсуждение, заполнение итоговой таблицы).
IV.Домашнее задание
V. Рефлексия.
I. - Сегодня мы вновь обратимся к творчеству А. С. Пушкина. В центре нашего внимания «История Пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка».
Прочитайте эпиграф к уроку «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А. С. Пушкин)
-Как вы понимаете эти слова?
(Ответы учащихся)
-Как вы думаете, каковы цели и задачи нашего урока?
(Ответы учащихся)
Запись в тетрадь темы и эпиграфа к уроку.
II. Прослушайте отрывки из произведений А. С. Пушкина.
- Давайте назовем эти произведения, вспомним, когда и где они были написаны.
(«Песнь о вещем Олеге» 1822 г., южная ссылка
«Борис Годунов» 1825 г., Михайловское
«Полтава» 1828 г., после ссылки в Михайловское
«Медный всадник». Вступление к поэме 1833 г., Болдино
«История Пугачева» 1834 г., последние годы жизни)
- Что объединяет эти произведения?
(Историческая тема)
- Вспомните, о каких исторических лицах размышляет автор.
(Киевский князь Олег, Борис Годунов, Петр I, Карл XII, Пугачев).
- Поражаешься, как много у Пушкина произведений исторического звучания. Вся русская история проходит перед читателями: Русь древнейшая открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в сказках; Русь крепостная –в «Борисе Годунове»; восстание Степана Разина – в песнях о нем; великие деяния Петра - в «Медном Всаднике», «Полтаве», восстание Пугачева – в «Капитанской дочке»; убийство Павла I, правление Александра I, война 1812 года, история декабризма – в целом ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе «Евгения Онегина». И это отнюдь не полный перечень произведений.
Пушкин заявляет о себе как профессиональный историк.«История Пугачева», «История Петра», наброски истории Украины, Камчатки. Он намеревался написать историю
Французской революции, историю Павла I.
В библиотеке Пушкина хранилось более четырехсот книг по истории (Феофан Прокопович, Татищев, Щербатов, Карамзин, Тацит, Вольтер, Тьерри и др). В итоге у Пушкина сложился собственный взгляд на ход развития человеческой цивилизации вообще и на судьбу России.
-С чем же связан такой пристальный интерес писателя к истории?
Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к высказываниям самого Пушкина: «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории», «Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою, что история ее требует другой мысли, другой формулы», «Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог».
(Его интерес к истории начался с интереса к истории своего рода. У Пушкина был свой взгляд на историю страны, в которой выразилось понимание особенностей ее развития. Это патриот, любящий свою Родину и уважающий ее историю, память предков)
-Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина (подготовленные сообщения учащихся).
Историческая тема занимала особое место в творчестве Пушкина. Интерес к эпохе Петра I связан с семейной историей. Прадедом Пушкина по материнской линии был Ибрагим (или Абрам Петрович) Ганнибал, эфиоп по происхождению, «выдающийся русский математик, фортификатор — военный инженер-строитель — и гидротехник», по преданию, крестник Петра I.С этим образом в мир Пушкина входит осязаемая реальность прошлого.
Пушкин жил в бурную эпоху, богатую важными историческими событиями. Он был свидетелем Отечественной войны 1812 года и декабрьского восстания на Сенатской площади 1825 года. В войне участвовали старшие братья его друзей-лицеистов, в восстании — его друзья, и среди них самые близкие — Пущин и Кюхельбекер. История творилась на его глазах, и, может быть, поэтому Пушкин отличался обострённым интересом к истории.
А.С.Пушкин с огромным вниманием читал «Историю Государства Российского» Карамзина, вышедшую в 1818 году, открывшую русскому читателю самобытный мир своей нации. Пушкин так говорил об этом: «Древняя Россия, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».
Пушкин создавал художественные произведения, в которых воплотилось его понимание русской истории. Он размышлял о народных движениях, государственной власти, нарушающей нравственные законы, и о том, как следует относиться к такой власти честному человеку; о верности, чести, человеческом достоинстве; о связи личной судьбы человека с судьбами его Отечества. Взгляд Пушкина на историю - взгляд «человека государственного», то есть чувствующего свою личную ответственность за судьбу своей Родины. И в то же время взгляд этот глубоко человечен.
III. Сообщение подготовленных учащихся.
Начало работы Пушкина над «Историей Пугачева» относится к январю 1833 г. Он задумывает написать историческую повесть («Капитанскую дочку») и в то же время исторический труд («История Пугачева»).
Тема истории Пугачёвского бунта была подсказана Пушкину современными ему условиями российской действительности. На первую половину XIX в. пришлось огромное количество стихийных выступлений крестьянства и военных поселенцев. Особенно они участились в 30-е гг., достигая «местами таких размеров, что в правительственных кругах возникали опасения «новой пугачёвщины».
После восстания прошло не больше 50 лет, еще были живы многие очевидцы и участники тех событий. О своих приемах исследования Пушкин рассказывает: «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов in folio разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».
Николай I прочел рукопись чрезвычайно внимательно, сделал ряд замечаний и тщательно вычеркнул такие эпитеты, применяемые Пушкиным к Пугачеву, как "славный" или "бедный", предложив заменить их более "подходящими". Самое название рукописи "История Пугачева" Николай переименовал в "Историю пугачевского бунта".
«История Пугачёвского бунта» вышла в свет в декабре 1834 года. Одобрив к печати труд Пушкина, Николай I руководствовался определенным политическим расчетом. Ему представлялось, что в исторической ситуации 1830-х годов, перед лицом опасности новой пугачевщины, для ее предупреждения может оказаться полезной книга, напоминающая о событиях и уроках крестьянской войны XVIII в.
III. - Что вы знаете о восстании Пугачева?
(Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерины II, убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 г. появился человек, который назвал себя Петром III (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Против восставших были брошены войска. Борьба была жестокой и кровопролитной. В конце 1774 г. исход ее был решен. 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января казнен в Москве.)
- «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка» посвящены одному и тому же событию – восстанию Пугачева, но два этих произведения очень различаются между собой. ( Работа в группах и заполнение таблицы.)
«История Пугачева» |
«Капитанская дочка» |
Цель: указать на необходимость преобразований |
Художественное решение гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия и на какой основе это возможно. |
«История Пугачевского бунта» - документальное произведение, основанное на точных данных. Автор подробно исследует появление Пугачева в уральских степях, развитие восстания, точный маршрут. Сведения из документов изложены точно, сухо, без эмоций. Так же рассказывает Пушкин и о пленении и казни Пугачева |
В центре повествования – история вымышленных героев: Гринева, Швабрина, Маши Мироновой. Но события их жизни происходят на фоне исторических событий, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными.
|
Автора интересовало само восстание, а не вожди и вдохновители. Он рисует размах восстания и память о нем. |
Даны выразительные портреты Пугачева, Хлопуши, Белобородова и рядовых участников восстания. |
Пушкин пишет о жестокости правительства.
|
В отдельных главах «Капитанской дочки» также говорится о недовольстве народа, о жестокости восставших и правительства.
|
-Как народ и дворянство относится к Пугачеву?
(Пугачев связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачеве «народного царя» и своего заступника. Казаки и солдаты крепости не желают сражаться против Пугачева, переходят на его сторону Жители крепости встречают его хлебом-солью. Пушкин неоднократно показывает Пугачева, окруженного народом. Он воплотил в себе характерные черты русского народа – широту, цельность и удаль натуры, талантливость.
С точки зрения героев-дворян, Пугачев - «злодей». Иван Кузьмич говорит Пугачеву: «Ты мне не государь», а Иван Игнатьич повторяет: «Ты нам не государь».)
-Каково отношение автора к Пугачеву?
(В « Капитанской дочке » Пугачев – подлинный вождь крестьянского движения, человек, глубоко сознающий свою правоту и свою историческую миссию.
-В романе есть слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Как бы вы могли их истолковать?
(Характер этого восклицания отражает ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России.)
IV. Домашнее задание: 1.История создания «Капитанской дочки» 2. Презентация (по выбору) 3.Сюжет и герои романа.
Y.Рефлексия.