Статья на тему «Адаптация — трудный период. На что обратить внимание?»

0
0
Материал опубликован 21 August 2018

Адаптация- трудный период. На что обратить внимание?

 

     Считается, что переход из начального звена в пятый класс- это один из самых сложных периодов школьного обучения. Родителям и будущим пятиклассникам нужно будет понять, привыкнуть и приспособиться, другими словами, адаптироваться к новым условиям.

      Примерно, период адаптации ребенка в старшей школе может проходить до шести месяцев. Успешная адаптация зависит от индивидуальных особенностей, отношений с другими, уровня готовности и сложности школьной программы. Поэтому в этот период детям необходима поддержка взрослого человека.

В чем же заключаются признаки положительной адаптации и на что следует обратить внимание?

  Если ребёнок чувствует себя уверенно ему нравится школа, и он удовлетворен процессом обучения, тревожится не стоит.

       Необходимо так же понять, легко ли ребёнок справляется с учебным планом. Если программа традиционная, и есть трудности в обучении, родители должны поддерживать своих детей и не сравнивать с другими. Если программа сложная, необходимо следить за тем, не слишком ли тяжела для него такая нагрузка. В противном случае это может привести к проблемам со здоровьем.

       Следующий знак - насколько ребенок независим в выполнении домашних заданий. Готов ли он попросить помощи взрослого только после того, как попытается выполнить свою работу самостоятельно или не прикладывая усилий, идёт за поддержкой. Очень часто родители слишком «помогают» ребенку, и это может привести к обратному эффекту. Ребенок привыкает к постоянной помощи и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше определить границы помощи и в конечном итоге уменьшить их.

           Но одной из главных особенностей является удовлетворение межличностных отношений с одноклассниками и учителями. Если для младшего ученика ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте- это общение. Как правило, родители ругают ребенка за то, что он проводит много времени на улице, опаздывает из школы, много разговаривает по телефону. Однако следует помнить, что это тот период, когда дети активно устанавливают контакты, учатся сотрудничать и искать свое место среди сверстников. Необходимо помочь ему в этом трудном деле! В конце концов, весь период обучения зависит от того, какое место ребенок займёт в распределении социальных ролей и насколько ему будет сложно, если он вовремя не сможет выразить себя должным образом.

            Большим авторитетом в любой семье является учитель.  Очень важно предлагать ему помощь в организации различных школьных и классных мероприятий. Не отказывайте учителю в его просьбах о помощи. Ведь любое ваше участие станет источником гордости для детей и принесет им пользу.

                Одной из трудностей для пятиклассника, является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими учителями-предметниками. В начальной школе учитель - вторая мама для детей. Отношения между учителями и учениками чаще всего основываются по принципу родственных. Учитель не просто учит предметам, он заботиться о том, чтобы ребенок был хорошо одет, опрятен и сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными своим первым учителем. И вдруг им предлагают поменять мать. Здесь нарушаются обычные стереотипы, чувство собственного достоинства ребенка, потому что теперь его будут оценивать несколько учителей вместо одного. Ему нужно снова обрести доверие не от одного учителя, а от многих и выработать свою тактику по отношению к ним. Невольно напугаешься и в результате чего, возрастает беспокойство. На этом этапе задача родителей - познакомиться со всеми учителями, которые будут учить в вашем класс. Чем больше информации вы получите, тем легче будет помочь вашему ребенку.

                 Что дает психологический переход от начальной школы к средней школе для личности ребенка? Прежде всего, дети учатся смотреть на себя глазами разных людей, учатся устанавливать свое поведение в зависимости от человека, с которым они общаются. А также узнают свои сильные и слабые стороны.

                   В это время риск представляет собой- снижение интереса к учебной деятельности. Мотивы, побуждавшие их в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты работы) удовлетворены, а новые, которые соответствует возрастным особенностям, еще не сложились. Успеваемость у многих падает, они устают от школы, жалуются на трудности и отсутствие интереса. Дети начинают изучать окружающую среду за пределами классной комнаты и школы. Именно здесь нужна помощь родителей, потому что дети плохо осведомлены о своих трудностях, считают, что все дело только в них самих, и не обмениваются впечатлениями со взрослыми, от чего создаётся картина полного благополучия. Очень важно поймать изменения в поведении ребенка, понять их причину и помочь вовремя. Необходимо встретиться с друзьями своего ребенка, пригласить их в гости и заинтересоваться ценностями подростков.

В первые месяцы необходимо следить за ребенком и не оценивать его успехи только в школе. Если у вас есть проблемы в школе, вы должны помочь своему ребенку выразить себя по другому вопросу, чтобы он чувствовал себя уверенно и мог гордиться своими успехами. Сосредоточение внимания только на вопросах обучения, приведет к ухудшению ваших отношений.

                    В этом возрасте дети становятся более независимыми. Что может вызвать опасные для жизни действия. Поэтому необходимо планировать свободное время подростка, чтобы голова не была занята лишней информацией и пустым времяпровождением.

                     Ваш ребенок должен быть уверен, что он всегда найдет поддержку и понимание в семье. Не сдавайтесь, не опускайте руки в трудных ситуациях и верьте своим детям!

 (При составлении статьи было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2008 год, Москва)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.