Родительское собрание на тему «Подростковый возраст — это… ? (трудный возраст)»
Методическая разработка родительского собрания на тему:
«Подростковый возраст- это….?»(трудный возраст»)
Тема: «Подростковый возраст- это….?»(трудный возраст)
Цель: Рассказать родителям об особенностях и трудностях подросткового возраста, о физическом состоянии подростков.
Форма проведения: дискуссия
Место проведения: актовый зал
Оборудование: мультимедиа – проектор, раздаточный материал в виде буклетов и памяток
Подготовительный этап:
Подготовка и подбор материала по теме. Оформление презентации по теме. Вопросы для обсуждения:
1. Трудный возраст и физическое состояние учащихся-подростков.
2. Подростковая психика.
3. Какими видят себя подростки.
Подготовка буклетов – памяток для родителей.
Основной этап:
Приветствие родителей. Вводные слова к теме.
Слова социального педагога:
Развитие подростка — это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности.
Как часто родители делают ошибки в воспитании детей, говоря ребёнку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все».
В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики». Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются.
Что же является самым главным для ребёнка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить (слайд презентации):
Любовь — Доверие — Понимание — Поддержка
Физическое здоровье ребёнка — основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребёнка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет — процесс созревания 2 года; в 13-13,5 лет — 3-3,5 года: в 15-летнем возрасте — 5-6 лет. Эти различия типов созревания — причина многих огорчений и переживаний.
Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.
За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте? Прежде всего (слайд презентации):
■ за то, чтобы перестать быть ребёнком;
■ за прекращение посягательств на его неприкосновенность;
■ за утверждение среди сверстников;
■ против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Анализ и обсуждение информации с родителями. Родителям предлагается поделиться со своим опытом и проблемами при воспитании ребенка- подростка.
После этого на слайд - презентации предлагаются правила, которые должны соблюдать родители подростка:
■ Помочь ребёнку найти компромисс души и тела.
■ Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.
■ Следует помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждет помощи его душа.
После теоретического материала и дискуссионного обсуждения, родителям предлагается психологическая разминка.
Анализ педагогических ситуаций:
1. Девочка не хочет убирать свою комнату.
2. Мальчик не следит за собой и т.д.
Обсуждение проблемы совместно с родителями.
Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» — это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть и права, и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.
Что должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила ( - приложение) предлагаются родителям для ознакомления.
1. В самостоятельности ребёнка не следует видеть угрозу лишиться его.
2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.
3. Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
4. Не перегружайте ребёнка опекой и контролем.
5. Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте её мирным путём.
6. Помните слова И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».
В переживаниях подростков огромное место занимают дружба и влюблённость. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют своё желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам — взаимопомощь, понимание.
В 4-7% случаев первая влюбленность ведёт впоследствии к браку.
Влюбленность — это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере — значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо — значит расстроить взаимоотношения с ребёнком. Любовь и сексуальность для подростка — вещи взаимоисключающие.
Эту проблему назиданиями решать нельзя! Нужно давать оценку проблемы с позиции взрослого человека. Можно искать решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.
В заключении беседы родители получают стихотворение на память.
Чем проповедь выслушивать. Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня. Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны. Пример же — никогда.
Тот лучший проповедник — Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии — Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать — Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук. Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу. Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму. Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь. По правде или нет.
Заключительный этап:
В конце собрания родители задают интересуемые вопросы по предложенной теме.
Памятка родителям.
1. Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой. За такую безрассудную любовь к себе он зачастую платит злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное приобретение и в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность. Это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений.
4. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей.
Пестрякова Елизавета Геннадьевна
Ольга Николаевна Голина
Акатова Ирина Анатольевна
Ильина Оксана Геннадьевна