Статья на тему «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Профессиональная адаптация молодого педагога
Современная школа нуждается в профессионально компетентных, самостоятельно мыслящих педагогах, психически и технологически способных к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Но, не смотря на достаточно высокий уровень готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Адаптация (от. лат. приспособлять) – приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.
Важным этапом в профессиональном становлении молодых учителей является первый год работы в школе. Многое зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.
В настоящее время проблема профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ сохраняет свою актуальность, так как, большинство из них пришли учиться не с целью освоить педагогическую профессию, а с целью просто получить диплом о высшем образовании. Решение данной задачи требует комплексного подхода, где определяющим должна стать работа по совершенствованию профессионализма молодых педагогов на этапе адаптации.
В этот период возникает ряд некоторых проблем известных любому педагогу: это эмоциональное выгорание, заработная плата, взаимоотношение с учениками (и так называемыми проблемными учениками, для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта), ведение школьной документации, профессиональная некомпетентность. Эти проблемы пугают молодых педагогов и заставляют сменить сферу профессиональной деятельности. В этом случае поддержка опытного педагога, методиста просто необходима.
В системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение.
Первые годы работы характеризуются высоким эмоциональным напряжением, поэтому педагогов можно
разделить на три группы:
В первую группу входят педагоги, которые с первого года самостоятельной работы уверенно и быстро идут к овладению педагогическим мастерством. Их отличает ярко выраженная профессиональная направленность, нравственная и психологическая подготовленность к педагогической деятельности, профессиональная компетентность, ответственность за результаты труда, творческое отношение к передовому педагогическому опыту.
Вторую группу составляют педагоги, которые медленно овладевают педагогическим мастерством. Им свойственна недостаточная теоретическая и методическая подготовленность, отсутствие должной требовательности к себе, некритическое отношение к собственному практическому опыту, конфликтность. У некоторых из них сформирована завышенная самооценка, мешающая строить правильные взаимоотношения с членами педагогического коллектива.
В третью группу входят педагоги со слабой подготовкой по педагогике, психологии, методике воспитания и обучения. Они не знают особенностей детей, плохие организаторы. У многих из них невыразительная речь, бедный словарный запас, скованность в общении с коллегами, детьми, родителями.
Процесс адаптации можно определить, как взаимное приспособление сотрудника и организации. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того насколько успешно это приспособление. Убеждаясь в важности адаптации, рассмотрим её составляющие:
1. Адаптация к должности
Первой ступенью вовлечения нового сотрудника в трудовой процесс является введение или адаптация к должности – это совокупность процедур, которые ускоряют освоение новичком работы, сокращают период адаптации в коллективе, помогают установить контакты с окружающими. Такие процедуры дают человеку ощущение, что его ждали, к его приходу готовились, позволяют избежать на первых порах каких - либо ошибок.
2. Профессиональная адаптация
Профессиональная адаптация – это приспособление работника к выполняемой работе. Профессиональная адаптация играет большую роль, так как у него имеется в основном теоретическое представление о том, как происходит рабочий процесс. Поэтому в этот период работы, с целью оказания помощи, за молодым специалистом закрепляется наставник, который делится своим профессиональным опытом, руководит процессом производственной адаптации, поддерживает нового сотрудника во время прохождения испытательного срока, отвечает на его вопросы и дает советы. Наставник в период адаптации для молодого специалиста, является – учителем, руководителем и коллегой.
3. Социально-психологическая адаптация
На новом рабочем месте социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление новичка к коллективу. В ситуации с молодым специалистом, первый раз вышедшим на работу или имеющим небольшой трудовой опыт, социально-психологическая адаптация не имеет большого значения, поскольку у этой категории сотрудников ещё не выработаны социальные навыки. Они могут легко впитать все корпоративные стандарты организации, которые не будут блокироваться предыдущими нормами. Кроме того, на первом месте при адаптации молодых специалистов стоит освоение профессиональных умений, и межличностные отношения формируются в большинстве случаев под влиянием опеки и обучения более опытным наставником.
Для того чтобы процесс адаптации прошел успешно, молодой педагог, как и любой другой специалист, должен ощутить заинтересованность профессиональной среды в его личностно- профессиональном развитии, видеть перспективы и механизмы достижения профессиональных вершин, осознать свою профессиональную миссию, принять на себя ответственность за результаты и процесс педагогической деятельности.
Педагог, научившийся получать удовольствие, радость от результатов и процесса своей профессиональной деятельности, скорее всего, останется в профессии, и будет стремиться к личностно- профессиональному развитию.