АДООП художественной направленности на тему «Основы и техники декоративно–прикладного искусства» (1–7 классы)

1
0
Материал опубликован 27 January в группе

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Фаворит» г. Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Основы и техники декоративно-прикладного искусства»

 

Возраст учащихся 7-16 лет

Срок реализации 4 года

 

 

 

                                                                                  Автор-составитель:

                                                                                  Дранкова Елена Александровна

                                                                                  Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

г. Пермь, 2023

 

 

 

                                                                          «Истоки способностей и дарований детей                                                                               на кончиках пальцев. От пальцев,                                                                                         образно говоря, идут тончайшие ручейки,                                                                             которые питают источник творческой                                                                                     мысли»                                         

                                                                                                              В.А. Сухомлинский

    Важным аспектом в работе педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие мелкой моторики руки. Доказательством этого служат работы В. М. Бехтерева, который утверждал влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Сенсомоторика – согласованность в работе глаз и рук, совершенствование координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Ручной труд особенно важен для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, так как движение пальцев и кистей рук имеет развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Простые движения рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Основы и техники декоративно-прикладного искусства» будет способствовать развитию сенсомоторной сферы учащихся.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

  Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы и техники декоративно-прикладного искусства» разработана для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: детей с задержкой психического развития вариант 7.2., детей-инвалидов с умственной отсталостью (СИПР) 1, 2 варианты, детей с аутизмом, синдромом Дауна, обучающихся по адаптированной основной общеразвивающей программе (АООУП).

  Приоритетным направлением в работе с данной категорией учащихся является их социальная адаптация, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, а также формирование «позитивного поведения», через активное включение в различные виды социальной активности, в том числе и в системе дополнительного образования детей.

  Содержание по адаптированной дополнительной образовательной программе направлено на освоение знаний и практических навыков в области художественно – прикладного искусства.

  Предполагает ознакомительный и базовый уровни. Ознакомительный уровень - это освоение простых и элементарных знаний и умений, основанных на знакомстве с материалами и темами, рассчитанный на 1 год обучения. Базовый уровень – это закрепление полученных знаний и умений для учащихся 2-3-4 годов обучения.

  Настоящая адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в полном соответствии с актуальными нормативными требованиями и правилами.

Актуальность адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы обусловлена тем, что программа «Основы и техники декоративно-прикладного искусства» соответствует потребностям общества и отвечает запросам детей с ЗПР, детей – инвалидов, родителей (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • формирует социально значимые знания, умения и навыки
  • оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное, коррекционное и здоровьесберегающее воздействие
  • способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности
  • приобщает учащихся к творчеству, искусству
  • удовлетворяет образовательные потребности
  • мотивирует к познавательной деятельности

  Программа ориентирована на решение задач социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации учащихся с задержкой психического развития, детей – инвалидов средствами декоративно- изобразительного искусства.

  Программа имеет художественную направленность и обеспечивает условия для развития творческих способностей детей, моторики руки, художественного вкуса с учетом их возможностей и мотивации, способствует развитию социально-психологических функции, которые заблокированы у детей с ЗПР, детей – инвалидов от рождения.

Отличительной особенностью адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы и техники декоративно-прикладного искусства» является коррекция нарушений детей с ЗПР, детей - инвалидов с учетом их интеллектуальных, сенсорных, двигательных, творческих способностей ребенка средствами художественного творчества. Обучение по программе способствует развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики руки, зрительных и слуховых функции; способствует формированию волевых качеств: настойчивости, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что занятия декоративным искусством открывают детям с ограниченными возможностями здоровья путь к творчеству, развивают фантазию и художественные возможности, моторику руки, формируют предметно-практическую деятельность по потенциальным возможностям учащихся, знакомят с окружающим миром.

Концептуальные основы программы:

  Программа является модифицированной и разработана на основе авторской программы по «Изобразительному искусству» для учащихся 1-4 классов под редакцией Т.Я. Шпикаловой и Л.В. Ершовой (М. "Просвещение" 2014 г.); учебного пособия для пед. уч-щ М.А. Гусаковой «Аппликация» (М.: Просвещение, 1987. — 128 с.: ил.); книги для учителя И.К. Щеблыкина, В.И. Романиновой «Аппликационные работы в начальных классах» (М.: Просвещение, 1990. — 190 с.); пособия для учителя О.В. Островской «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» (2007 г); пособия для родителей и педагогов «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» В.С. Горичевой, М.И. Нагибина.

  Данная программа включает четыре декоративно - прикладного блока: лепка, бумагопластика, оригами, народные ремёсла. Эти доступные виды деятельности развивают художественные способности детей.

Адресат программы: данная программа рассчитана на учащихся с ограниченными возможностями здоровья: детей с задержкой психического развития, вариант 7.2. в возрасте 8-12 лет, детей-инвалидов с умственной отсталостью (СИПР) 1,2 варианты, обучающиеся по адаптированной основной образовательной учебной программе (АООУП) возрасте 10-16 лет.

Форма обученияочная.

Сроки реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы рассчитаны на 4 года обучения.

Объём программы: 720 часов (4 года обучения)

Режим занятия:

1 год обучения - 2 раз в неделю по 1 академическому часу

2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 академических часа

3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 академических часа

4 год обучения - 2 раза в неделю по 4 академических часа

Организация образовательного процесса выстроена с учётом рекомендаций ПМПК, психолого – педагогических особенностей учащихся с ЗПР и их образовательных программ (АООУП).

Особенности психофизического развития указанных категорий обучающихся

  Детям с задержкой психического характерно незрелость эмоционально-волевой сферы и темповое отставание развития психических процессов. Основные признаки детей с ЗПР: нарушение интеллекта, преобладание игровых интересов над познавательными; эмоциональная неустойчивость; неумение контролировать свои действия и поступки; отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

  Для детей с умственной отсталостью характерно снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера. Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы: низкая познавательная активность, не развита моторика руки, отставание в речевом развитии, отсутствие абстрактного мышления, замедленные мыслительные процессы, концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно. Таким детям предложен медленный темп занятий, продолжительность занятий увеличена, чтобы учащиеся успевали справляться с поставленными задачами и объёмом знаний.

1.2. Цель программы: развитие художественно - творческих способностей учащихся с ЗПР и умственной отсталостью средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

Предметные:

  1. Формировать базовые знания о декоративном искусстве;
  2. Обучить навыкам лепки разными способами и приёмам;
  3. Обучить приёмам и способам бумагопластики, конструирования из бумаги объёмных и плоских изделий;
  4. Обучить  базовым формам, приёмам и способами оригами;
  5. Познакомить с народными ремёслами: Дымка, Гжель, Хохлома, Городец;
  6. Научить рисовать элементы дымковской, хохломской, гжельской, городецкой росписи;
  7. Познакомить с законами цветоведения и композиции;
  8. Научить уверенно владеть карандашом, ножницами, кистью, красками;
  9. Научить работать по схемам и технологическим картам;
  10. Обогатить словарный запас новыми словами и терминами (эскиз, мозаика, оригами, промыслы, аппликация и т.д.)

Личностные:

  1. Адапировать ребенка к условиям детско-взрослой общности;
  2. Удовлетворить потребности ребенка в творческой  деятельностью;
  3. Создать условия для самореализации ребёнка с ЗПР, ребёнка - инвалида;
  4. Повысить творческую активность, инициативность и любознательность ребёнка;
  5. Формировать мотивы к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
  6. Формировать толерантное отношение к разным людями;
  7. Формировать патриотизм и гражданскую позицию ребёнка.

Метапредметные:

  1. Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, в группе;
  2. Помочь ребёнку овладеть способностями к постановке цели, к поиску путей решения к достижению этой цели;
  3. Формировать умения анализировать и оценивать свою деятельность, работы других;
  4. Развивать умения выражать свои идей, мысли, высказывания;
  5. Формировать навыки экологически ответственного поведения (экономное и бережное использование бумаги, разделение мусора).

Коррекционные:

  1. Развивать мелкую моторику руки;
  2. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память;
  3. Формировать умения к самоорганизации: организация рабочего места, соблюдение порядка и чистоты вовремя и после занятий;
  4. Научить соблюдать правила техники безопасности на занятиях;
  5. Научить аккуратно и качественно выполнять работу.

Планируемые результаты адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы и техники декоративно-прикладного искусства»

Предметные:

  • ознакомятся с основами декоративно - изобразительного искусства;
  • научатся создавать работы в технике «Аппликация», узнают четыре вида аппликации (предметная, сюжетная, декоративная, объёмная);
  • научатся создавать работы в технике «Бумажная мозаика», используя приёмы бумагопластики – разрезание и обрывания бумаги;
  • научатся создавать работы в технике «Конструирование из бумаги», используя четыре формообразующих способа складывания листа бумаги: сгибание листа пополам, гармошкой, в цилиндр, в конус;
  • научатся создавать работы в технике «Квиллинг», используя пять форм: «капля», «спираль», «завиток», «глаз», «треугольник»;
  • научатся создавать работы в технике «Пластилиновая живопись», узнают о трех рельефных формах лепки: "барельеф", "горельеф", "контррельеф";
  • научатся лепить из пластилина, глины и соленого теста, используя три способа лепки: конструктивный, пластический, комбинированный и основные приемы лепки: раскатывание в шар, жгут, пласт;
  • научатся создавать работы в технике «Папье – маше»;
  • научатся создавать модели в технике «Оригами», используя восемь базовых форм: «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «книга», «двери», «птица», «двойной квадрат», «двойной треугольник»;
  • узнают о четырёх видах народных ремёсел: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, освоят четыре вида народной росписи: дымковская, городецкая, гжельская, хохломская;
  • научатся работать с разными материалами: бумага, картон, гуашь, пластилин, глина, карандаши, фломастеры и инструментами: карандаш, кисть, стек;
  • получат знания о науке цветоведение (основные, второстепенные, контрастные, теплые и холодные, цветовая гамма, хроматические, ахроматические);
  • узнают основы композиции;
  • научатся работать по схемам и технологическим картам;
  • познакомятся с творчеством известных народных мастеров, мастеров-классиков и мастеров – современников, их репродукциями;
  • узнают терминологию новых слов (промысел, композиция, аппликация, орнамент, мозаика, пластилинография, оригами и др.)

Метапредметные:

  • овладеют способностью понимать цель, задачи занятий;
  • смогут оценить творческий продукт и соотнести его с изначальным замыслом научатся отвечать на вопросы;
  • научатся анализировать свои мысли, действия, чувства;
  • научатся слушать педагога и вести диалог
  • научатся работать в коллективе, в группе.

Личностные:

  • будет сформирована мотивация к творческому труду;
  • почувствуют уверенность в себе, чувство полноценности и получат удовлетворение от  творческой работы;
  • овладеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • будут проявлять экологически ответственное поведение на занятиях;
  • будут сформированы нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, многонациональной культуре.

Коррекционные:

  • будут уметь контролировать собственное эмоциональное состояние;
  • будут адекватно оценивать свои достижения;
  • повысится качество познавательной сферы: внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы;
  • улучшится мелкая моторика и тактильное восприятие;
  • будут сформированы коммуникативные навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с другими людьми, делиться своими мыслями, эмоциями, впечатлениям.

1.4. Содержание программ ознакомительного и базового уровней

1.4.1. Содержание программ ознакомительного уровня 1 года обучения.

Цель: сформировать начальные знания, навыки и умения в декоративно-прикладной деятельности.

Задачи первого года обучения:

Предметные:

  1. Закрепить технику безопасности;
  2. Обучить простым приёмам и способам бумагопластики: вырезание по прямым и  округлым линиям, по шаблону; сгибание и складывание листа бумаги пополам, в несколько раз,гармошкой; скручивание бумажной полосы в кольцо, капельку; склеивание деталей внахлёст;
  3. Обучить простым приёмам лепки: раскатывание шаров, жгутиков, расплющивание, промазывание, размазывание; конструкторскому способу лепки (по частям);
  4. Обучить приёмам и способам складыванию оригами по базовым формам: «треугольник», «воздушный змей», использовать и понимать схемы оригами по условным обозначениям;
  5. Дать знания об истории появления бумаги, пластичных материалов, их свойствах и видах;
  6. Научить технологии создания плоских предметных, геометрических аппликации из бумаги по образцу педагога;
  7. Научить делать объёмные поделки, используя приёмы формообразование: «кольцо» и «капля» из бумажных полос;
  8. Дать знания об истории возникновения и особенностях народного промысла «Дымковская игрушка»;
  9. Научить лепить простые глиняные игрушки и раисовать элементы дымковской росписи: круги, кольцо, тычок, точка, прямая линия, волнистая линия, клеточки и др.
  10. Знакомство с основами цветами в цветоведение (основные цвета: красный, синий, желтый);
  11. Познакомить с терминологией новых слов: оригами, аппликация, дымковский промысел и др.

Метапредметные:

  1. Формировать навыки коммуникации (эмоциональность, умение слушать, понимать, отвечать на вопросы);
  2. Формировать положительную мотивацию творческой деятельности;
  3. Формировать умение работать в коллективе, в группе.

Личностые:

  1. Развить творческие способности, активность, инициативность;
  2. Развить положительные качества характера: трудолюбие, аккуратность, внимание, усидчивость;
  3. Научить экономно использовать бумагу на занятиях.

Коррекционные задачи:

  1. Развивать моторику руки;
  2. Развивать психические функции:память, мышление, внимание;
  3. Научить умениям  самооорганизации на занятии.

Планируемые результаты первого года обучения

Предметные:

  • Познакомятся с простыми техниками декоративного искусства: аппликация, мозаика из бумаги; оригами, дымковская игрушка, конструирование из бумаги, лепка из пластилина и глины;
  • Научатся складывать простые фигурки в технике оригами, используя базовые формы: «треугольник», «воздушны змей»;
  • Научатся создавать простые работы из бумаги, пластилина, картона;
  • Научатся лепить глиняные игрушки и расписывать их дымковской росписью;
  • Узнают свойства, состав пластичных материалов, бумаги и картона;
  • Освоят технику безопасности.

Метапредметные:

  • Овладеют способностью понимать задачу занятия;
  • Научатся отвечать на вопросы, слушать педагога;
  • Научатся оценивать свои достижения и работы других учеников;
  • Овладеют навыками экологического ответственного поведения;
  • Научатся работать в коллективе, в группе.

Личностные:

  • Разовьют способности: трудолюбие, усидчивость, внимательность;
  • Раскроют способности к художественному творчеству;
  • Разовьют эстетический вкус.

Коррекционные:

  • Улучится внимание, память,мышление, эмоционально-волевая сфера;
  • Улучшится мелкая моторика и тактильное восприятие;
  • Будут приучатся к правилам самоорганизации на занятиях;
  • Будут сформированы коммуникативные навыки.

                                             Учебно - тематический план

1 год обучения (2 часа)

 

п/п

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

Стартовая диагностика (опрос, пед. наблюдение) Игра

2.

«Бумажная пластика»

18

2

15

Наблюдение

3.

«Лепка»

18

3

15

Творческая работа

4.

«Оригами»

17

2

15

Творческая работа

5.

«Народные промыслы»

17

4

15

Конкурс

6.

Заключительное занятие

1

1

 

Выставка

Промежуточная диагностика (опрос, пед наблюдение)

 

 

72

12

60

 

 

Содержание учебно -тематического плана 1 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория:

  • Знакомство с программой первого года обучения
  • Правила техники безопасности
  • Правила организации рабочего места

Практика:

Игра «Найди предметы для творчества»

Раздел 2. «Бумажная пластика»

Теория:

  • Техника безопасности с ножницами, клеем
  • Беседа о видах, структуре и свойствах бумаги и об инструментах

Практика:

  • Плоская предметная аппликация
  • Плоская геометрическая аппликация
  • Обрывная аппликация
  • Мозаика из бумаги
  • Плоские поделок из бумаги и картона
  • Праздничные открытки
  • Объёмные поделки из бумажных полос
  • Объёмные поделки из бумажных капель
  • Объёмные поделки из бмажной гармошки

Раздел 3. «Лепка»

Теория:

  • Техника безопасности с пластилином, стеком
  • Беседа о видах, свойствах пластилина и об инструментах
  • Знакомство с способами лепки (конструкторский)

Практика:

  • Лепка объёмных животных (домашние и дикие)
  • Лепка насекомых
  • Лепка сказочных героев
  • Лепка посуды

Раздел 4. «Оригами»

Теория:

  • Беседа «Знакомство с историей оригами»
  • Знакомство с базовыми формами, условными обозначениями оригами, видами бумаги для оригами
  • Инструктаж по использованию схем по оригами

Практика:

  • Фигуры оригами по базовой форме «Треугольник»
  • Фигуры оригами по базовой форме «Воздушный змей»

Раздел 5. «Народные промыслы»

Теория:

  • Техника безопасности с глиной, стеками
  • Беседа о видах, свойствах глины и об инструментах
  • Знакомство с народным промыслом «Дымковская игрушка»
  • Беседа «Дымковская роспись»

Практика:

  • Элементы дымковской росписи «Точка и тычок»
  • Элементы дымковской росписи «Прямые и волнистые линии»
  • Элементы дымковской росписи «Кружочки и колечки»
  • Элементы дымковской росписи «Клеточки»
  • Лепка дымковской лошадки. Роспись лошадки
  • Лепка дымковской утки. Роспись утки
  • Лепка дымковского индюка. Роспись индюка
  • Лепка дымковской барыни. Роспись барыни

Раздел 6. «Заключительное занятие»

Теория:

  • Подведение итогов первого года обучения
  • Награждение, вручение грамот и подарков

Практика:

Проведение итоговой выставки детских работ

 

1.4.2. Содержание программы базового уровня 2-3 года обучения

Цель: развивать знания, навыки и умения в декоративно-прикладной деятельности.

Задачи 2-3 года обучения:

Предметные:

  1. Закрепить технику безопасности;
  2. Обучить основным трудовым навыкам: организация рабочего места, выполнение работы, уборка рабочего места после занятия;
  3. Закреплять приёмы и способы бумагопластики: вырезание из бумаги, сложенной пополам, в несколько раз, симметричное и несимметричное, по шаблону; сгибание: цилиндрическое, гармошкой, гофрированное; складывание бумаги прямолинейным способом; соединение бумаги: внахлёс, торцом, плоское пленение и др.;
  4. Обучить лепки объёмных форм конструкторским и комбинированным способами; основным приёмам лепки: раскатывание столбиков, колбасок, скатывание шара, округлых форм, расплющивание диска, защипывание, загибание краёв, промазывание, вдавливание и др.; лепки рельефных форм: «барельеф», «горрельеф»; техники рисования пластилином – «пластилинография»;
  5. Обучить складывать модели оригами по базовым формам средней сложности: «Блинчик», «Домик», используя схем оригами с условными обозначениями;
  6. Учить владеть навыками работы с разными материалами (бумага, картон, клей, краски, пластилин) и инструментами (ножницы, стеки, кисти, карандаш, фломастерами);
  7. Учить лепить глиняную дымковскою игрушку;
  8. Обучить элементам росписи народных промыслов: Гжель, Хохлома;
  9. Дать основы цветоведения (основные цвета, второстепенные, теплые и холодные цвета, цветовой круг)
  10. Познакомить с историей возникновения декоративного искусства, народными ремёслами: Гжель, Хохлома.

Метапредметные:

  1. Формировать навыки коммуникации (эмоциональность, умение слушать и понимать)
  2. Формировать положительную мотивацию творческой активности
  3. Формировать умение работать в коллективе, в группе
  4. Формировать умения анализировать и оценивать свою деятельность, работы других;

Личностые:

  1. Развить творческие способности и творческую активность;
  2. Развить положительные качества характера: трудолюбие, аккуратность, внимание, усидчивость;
  3. Формировать навыки экологически ответственного поведения (экономное и бережное использование бумаги, разделение мусора).

Коррекционные:

  1. Развивать моторику руки.
  2. Развивать психические функции: память, мышления, внимание.
  3. Научатся соблюдать правила техники безопасности и самоорганизации на занятиях;
  4. Развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты второго, третьего года обучения

Предметные:

  • Узнают новые техники прикладного-декоративно искусства: аппликация, мозаика из бумаги; оригами, дымковская игрушка, конструирование из бумаги, лепка из пластилина и глины и др.;
  • Научатся создавать плоские и объёмные работы из бумаги, пластилина, картона;
  • Познакомятся с цветовым кругом, основами цветоведения;
  • Научатся работать по схемам оригами с базовыми формами средней сложности;
  • Продолжат изучение истории развития декоративного искусства, народных промыслов: Гжель, Хохлома и познакомятся с именами народных мастеров.

Метапредметные:

  • Овладеют способностью понимать задачу занятия и выполнять задание;
  • Научатся отвечать на вопросы; слушать педагога;
  • Научатся оценивать свои достижения и работы других учеников;
  • Научатся работать в коллективе, в группе;
  • Научатся использовать компьютерные технологии, интернет ресурсы.

Личностные:

  • Разовьются способности: трудолюбие, усидчивость, внимательность;
  • Проявят способности к художественному творчеству;
  • Разовьют способность принимать решения самостоятельно;
  • Разовьются эстетический вкус, моторику руки;
  • Научатся экономно использовать бумагу.

Коррекционные:

  • Будут уметь контролировать собственное эмоциональное состояние;
  • Будут адекватно оценивать свои достижения;
  • Повысится качество познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
  • Улучшится мелкая моторика и тактильное восприятие;
  • Будут сформированы коммуникативные навыки.

Учебно – тематический план

2 год обучения (4 часа)

 

п/п

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

Стартовая диагностика (опрос, пед. наблюдение) Игра

2.

«Бумагопластика»

35

10

27

Наблюдение

3.

«Лепка»

36

10

25

Творческая работа

4.

«Народные промыслы»

36

9

25

Творческая работа

5.

«Оригами»

35

9

27

Конкурс

6.

Заключительное занятие

1

1

 

Выставка

Промежуточная диагностика (опрос, пед. наблюдение)

 

 

144

40

104

 

 

Учебно – тематический план

3 год обучения (6 часов)

 

п/п

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

Стартовая диагностика (опрос, пед. наблюдение) Игра

2.

«Бумагопластика»

54

5

47

Наблюдение

3.

«Лепка»

53

3

46

Творческая работа

4.

«Народные промыслы»

53

8

47

Творческая работа

5.

«Оригами»

54

12

46

Конкурс

6.

Заключительное занятие

1

1

 

Выставка

Промежуточная диагностика (опрос, пед наблюдение)

 

 

216

30

186

 

 

Содержание учебно - тематического плана 2 года обучения

 

Раздел 1. «Вводное занятие»

Теория:

  • Знакомство с программой второго года обучения
  • Правила техники безопасности
  • Правила организации рабочего места

Практика:

Игра «Путаница»

Раздел 2. «Бумажная пластика»

Теория:

  • Техника безопасности с ножницами, клеем, бумагой
  • Беседа на тему: «Виды аппликации», «Бумажная филигрань»

Практика:

  • Сюжетная аппликация
  • Декоративная аппликация
  • Мозаика из бумаги
  • Силуэт из бумаги
  • Картонное кружево
  • Объёмные поделки из бумаги и картона из цилиндра
  • Поздравительные открытки
  • Новогодние фонарики, гирлянды, шары
  • Бумажное плетение

Раздел 3. «Лепка»

Теория: Беседа о современных видах пластилина

Практика:

  • Лепка морских животных
  • Лепка животных Севера
  • Лепка животных Африки
  • Лепка зимующих птиц 
  • Техника рисования пластилином «Пластилинография»
  • Техника лепки «Барельеф»

Раздел 4. «Народные промыслы»

Теория:

  • Беседа о видах, свойствах глины и об инструментах
  • Беседы на тему «Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве», «Народный промысел - Гжель», «Гжельская роспись»

Практика:

  • Элементы гжельской росписи «Точки и прямые линии»
  • Роспись блюда. Элемент гжельской росписи «Сеточка»
  • Роспись в полосе. Элемент гжельской росписи «Бордюры»
  • Роспись тарелки. Элемент гжельской росписи «Капельки»
  • Роспись чайника. Элемент гжельской росписи «Цветочек», «Роза»
  • Роспись подноса. Элемент гжельской росписи «Синяя птица»
  •  

Раздел 5. «Оригами»

Теория:

  • Беседа на тему: «История оригами», «Бумага для оригами»
  • Инструктаж по условным обозначениям на схемах оригами

Практика:

  • Модели оригами из базовой формы «Треугольник»
  • Модели оригами из базовой формы «Воздушный змей»
  • Модели оригами из базовой формы «Блин»
  • Модели оригами из базовой формы «Книга»

Раздел 6. «Заключительное занятие»

Теория:

  • Подведение итогов
  • Награждение, вручение грамот и подарков

Практика: Проведение итоговой выставки детских работ

 

Содержание учебно-методического плана 3 года обучения

Раздел 1. «Вводное занятие»

Теория:

  • Знакомство с программой третьего года обучения
  • Правила техники безопасности
  • Правила организации рабочего места

Практика: Выполнение теста «Мои любимые виды творчества»

Раздел 2. «Бумажная пластика»

Теория: Техника безопасности с ножницами, клеем, бумагой

Практика:

  • Сюжетная аппликация
  • Орнамент в полосе (геометрический, растительный)
  • Симметричное вырезание животных
  • Объёмные игрушки из цилиндра
  • Картонное кружево
  • Плетение из бумажных полос
  • Техника «Ребристая игрушка»
  • Техника «Торцевание из бумаги»
  • Новогодних снежинок, гирлянды, фонарики
  • Бумажное плетение

Раздел 3. «Лепка»

Теория: Техника безопасности

Практика:

  • Лепка ластоногих (морж, тюлени, морские котики)
  • Лепка динозавров (диплодок, трицератопс, стегозавр и др.)
  • Техника рисования пластилином «Пластилинография»
  • Лепка перелётных птиц
  • Техника лепки «Горельеф»

Раздел 4. «Народные промыслы»

Теория:

  • Час - искусства «Знакомство с Хохломой».
  • Демонстрация изделии народных мастеров Хохломы.

Практика:

  • Роспись узорами «Травяной орнамент» (травинки, осочки, капельки, завиток)
  • Роспись узорами «Травяной орнамент» (ягоды, листочки)
  • Роспись тарелки в технике «Хохлома». Композиция в круге
  • Роспись узорами «Травяной орнамент» (цветочки, листочки, травинки)
  • Роспись доски в технике «Хохлома». Композиция в квадрате

Раздел 5. «Оригами»

Теория:

  • Знакомство с мастерами оригами, с базовыми формами средней сложности
  • Инструктаж по обозначениям схемах оригами

Практика:

  • Модели оригами из базовой формы «Треугольник»
  • Модели оригами из базовой формы «Воздушный змей»
  • Модели оригами из базовой формы «Блин»
  • Модели оригами из базовой формы «Книга»
  • Модели оригами по базовой форме «Домик»

Раздел 6. «Заключительное занятие»

Теория:

  • Подведение итогов
  • Награждение, вручение грамот и подарков

Практика: Проведение итоговой выставки детских работ.

 

Содержание программы базового уровня 4 года обучения

Цель: закрепление приобретённых знаний, навыков и умений в декоративно-прикладной деятельности.

Задачи четвёртого года обучения:

Предметные:

  1. Учить осваивать новые техники в декоративном искусстве на среднем уровне сложности;
  2. Научить технологии создания плоских декоративных, объёмных и сюжетных аппликации из бумаги, выполняя этапы работы: выбор сюжета; составление эскиза будущей аппликации; подбор бумаги и цветового решения; вырезание деталей изображения; раскладывание деталей изображение на фон; наклеивание деталей; высушивание аппликации;
  3. Научить изготавливать работы в технике «Папье – маше»;
  4. Учиться изготавливать модели из оригами их базовых форм средней сложности: «Рыба», «Блин», "Катамаран", "Двойной треугольник", "Двойной квадрат";
  5. Учить лепить, используя три способа лепки (комбинированный, пластичный, конструкторский); рельефные формы лепки: «барельеф», «горельеф», «контррельеф»;
  6. Закрепить знания о законах цветоведения (цветовая гамма, цветовой круг, хроматические, ахроматические цвета); 
  7. Пополнить знания о народных промыслах России - Городец, научатся рисовать элементы городецкой росписи;
  8. Научатся формообразованию из бумаги: цилиндрическое, конусообразное, 3D моделирование;
  9. Знакомить с имена народных мастеров;
  10. Обогатить словарный запас.

Личностные:

  1. Развивать способности к художественному творчеству и творческую активность;
  2. Развивать кругозор художественного объёмно-пространственного мышления, фантазию;
  3. Развивать эстетический вкус посредствам выставок, рассматривания изделии декоративного искусства;

Метапредметные:

  1. Формировать умение работать в коллективе, в группе;
  2. Формировать эстетическое и гражданско – патриотическое воспитание;
  3. Воспитать положительные качества характера: трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

Коррекционные:

  1. Развить моторку руки;
  2. Закрепить умение аккуратно и качественно выполнять работу;
  3. Развить психических функции: внимание, память, мышление;
  4. Развить коммуникативных навыков;
  5. Развить самоорганизации на занятиях.

Планируемые результаты четвертого года обучения

Предметные:

  • Освоят новые техники декоративного искусства : «скульптура из бумаги», «папье – маше», «квиллинг», «3D моделирование», лепка из пласта, соленого теста и др.;
  • Научатся создавать объёмные и плоскостные работы из бумаги, пластилина, картона, соленого теста, глины и др.;
  • Научатся складывать формы в технике оригами, используя базовые формы среднего уровня и технологические карты;
  • Научатся использовать цветовой круг в работе;
  • Узнают историю возникновения народного промыла - Городец;
  • Научатся рисовать элементы городецкой росписи.

Метапредметные:

  • Научатся анализировать и оценивать свою деятельность, работы других;
  • Разовьют умения высказывания о результате работы;
  • Научатся работать в коллективе, в группе, научатся работать в коллективе, в группе.

Личностные:

  • Разовьют качества: трудолюбие, усидчивость, внимательность;
  • Овладеют способностями к художественному творчеству;
  • Будут использовать экологически ответственное поведение на занятиях;
  • Разовьют качества личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны;
  • Научатся коммуникативным компетенциям в общение;
  • Разовьют эстетический вкус.

Коррекционные:

  • Будут уметь контролировать собственное эмоциональное состояние;
  • Будут адекватно оценивать свои достижения;
  • Повысится качество познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
  • Улучшится мелкая моторика и тактильное восприятие;
  • Будут сформированы коммуникативные навыки.

Учебно – тематический план

4 год обучения (8 часов)

 

п/п

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

Стартовая диагностика (опрос, пед. наблюдение) Игра

2.

«Бумажная пластика»

72

5

67

Наблюдение

3.

«Лепка»

71

10

61

Творческая работа

4.

«Оригами»

71

8

63

Творческая работа

5.

«Народные

промыслы»

72

12

60

Конкурс

6.

Заключительное занятие

1

1

 

Выставка

Промежуточная диагностика (опрос, пед наблюдение)

 

 

288

37

251

 

 

 

Содержание учебно – тематического плана 4 год обучения

 

Раздел 1. «Вводное занятие»

Теория:

  • Техника безопасности
  • Знакомство с программой четвёртого года обучения

Практика: Выполнение опроса «Мои хобби и увлечения»

Раздел 2. «Бумажная пластика»

Теория:

  • Техника безопасности с ножницами, клеем, бумагой
  • Знакомство с программой четвёртого года обучения, новыми видами декоративного искусства, новыми именами мастеров прикладного искусства.

Практика:

  • Объёмные аппликации
  • Декоративные аппликации
  • Объёмные изделия на основе цилиндра, конуса, коробки
  • Конструирование изделии по шаблонам
  • Открытка в технике «Квиллинг»
  • Тарелка в технике «Папье-маше»
  • Снежинки в технике «3D моделирование»
  • Новогодние маски из картона
  • Скульптура из мятой бумаги
  • Орнамент из бумаги

Раздел 3. «Лепка»

Теория:

  • Техника безопасности
  • Беседа о видах, свойствах соленого теста об инструментах (стеки, ножики)
  • Беседа на тему «История игрушки из соленого теста». Демонстрация поделок из соленого теста.
  • Беседа «Скульптура - вид декоративного искусства», «Известные скульпторы России»

Практика:

  • Скульптура из пластилина человека
  • Панно из соленого теста с цветочной композицией
  • Подсвечник из соленого теста
  • Фоторамка из соленого теста
  • Ваза из пластилиновых жгутов
  • Кувшин из пласта глины
  • Контррельеф

Раздел 4. «Оригами»

Теория:

  • Знакомство с мастерами оригами, базовыми формами
  • Инструктаж по обозначениям по схемах оригами

Практика:

  • Модели оригами из базовой формы «Треугольник»
  • Модели оригами из базовой формы «Воздушный змей»
  • Модели оригами из базовой формы «Блин»
  • Модели оригами из базовой формы «Книга»
  • Модели оригами по базовой форме «Домик»
  • Модели оригами на основе базовых форме «Катамаран»
  • Модели оригами на основе базовых форме «Двойной треугольник»
  • Модели оригами на основе базовых форме «Двойной квадрат»

Раздел 5. «Народные промыслы»

Теория: Беседа «Городецкая роспись»

Практика:

  • Элементы городецкой росписи «Цветок», «Листочки»
  • Элементы городецкой росписи «Ягодки», «Кустики»
  • Элементы городецкой росписи «Птица»
  • Элементы городецкой росписи «Лошадка»
  • Элементы городецкой росписи «Фигурки людей»
  • Роспись доски. Композиция на прямоугольной плоскости.

Раздел 6. «Заключительное занятие»

Теория:

  • Подведение итогов
  • Награждение, вручение грамот и подарков

Практика: Проведение итоговой выставки детских работ

 

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1.Календарный учебный график

Общее количество часов по программе – 720

Количество учебных недель - 108

Количество учебных дней – при нагрузке 1 час в неделю – 36 учебных дней в году, при 2-х часах – 72 дня, при 3-х часов-108 дней, при 4-х часов -144 дней, при 6-х часов - 216 дней

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: обучение начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая

2.2. Условия реализации программы: учебный кабинет, информационный стенд, методические ресурсы, учебная доска, технические средства (индивидуальные наборы, оборудование, материалы)

2.3. Формы аттестации

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, открытые занятия. Кроме этого применяются тесты, наблюдение, собеседование, анкетирование, презентация, аналитический материал по мониторингу, аналитическая справка, портфолио.

Формы фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, грамота, готовая работа, диплом, карта педагогических наблюдений педагога, журнал посещаемости, карта индивидуальных достижений ребенка (портфолио), перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство, сертификат.

Мониторинг образовательной деятельности.

При зачислении учащегося в объединение проводится стартовая диагностика по программе «Основы и техники декоративно-прикладного искусства», где выявляется уровень знаний и умений ребенка. В середине и в конце учебного года проводится промежуточная диагностика, которая направлена на выявление уровня знаний, умений и навыков, самостоятельности и знаний по технике безопасности. В конце года проводится итоговая диагностика по окончанию образовательной программы, где показан уровень освоения программы, самостоятельности и знаний о технике безопасности.

2.4. Методические материалы:

учебники по труду и рисованию: О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе», Е.И. Коротеева «Изобразительное искусство. Искусство и ты», О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство»

пособия: М.А. Гусаковой «Аппликация», И.К. Щеблыкина, В.И. Романиновой «Аппликационные работы в начальных классах», Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина «Лепка в детском саду», И.Н. Потехина «Лепка в начальной школе», учебников по изобразительному искусству в. С. Кузина, Э. И. Кубышкина, Т.Я. Шпикаловой, «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа», В.П. Копцев «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное».

  • шаблоны для вырезания и рисования
  • наглядные пособия: образцы готовых работ для показа
  • инструкционные карты с поэтапным выполнением работы
  • схемы по оригами
  • дидактический материал: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.
  • материалы: цветная бумага, цветной картон, клей, фольга, пластилин; инструменты: ножницы, краски, кисти, палитра, баночка для воды, доска для лепки, стеки.

Формы организации обучения: групповая, очная, дистанционная.

Формы организации учебного занятия – урок, беседа, выставка, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие - презентация, творческая мастерская. Нетрадиционные формы: ярмарка, творческая мастерская, вернисаж, видео – урок, групповые онлайн - занятия, прямые трансляции, просмотр фильмов и мульфильмов, подготовка к онлайн – конкурсам и др.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия Словесные методы: устное изложение, беседа, объяснение

Наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом приемов исполнения, работа по образцу и др.

Практические методы: упражнения.

Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.

Формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие - презентация, творческая мастерская. Нетрадиционные формы: ярмарка, творческая мастерская, вернисаж, видео – занятие, групповые онлайн - занятия, прямые трансляции, просмотр фильмов и мультфильмов, подготовка к онлайн – конкурсам и др.

Педагогические технологии: технология группового обучения, проектная технология, технология здоровьесбережения, дистанционные технологии.

Алгоритм учебного занятия

Занятие состоит из четырех этапов: организационного, мотивационно – проблематизирующего, практического, рефлексивного.

 

Раздел № 3. Список литературы

3.1. Нормативные документы:

Международные документы:

  1. Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959);
  2. Конвенция о павах ребенка (Издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989);
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
  4. Стратегия Совета Европы по защите прав ребёнка на 2012-2015гг (2012г)

Федеральные нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993г.)
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025г.) (Постановление Правительства РФ от 4.10.2000г., №175)
  3. Национальная образовательная инициатива (утверждена Указом Президента РФ 04.02.2010г.)
  4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273
  5. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012г., №761)
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (29.05.2015г)
  7. Семейный кодекс РФ (от 29.12.1995г., последняя редакция 2015г.)
  8. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (1998)
  9. Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  10. Закон о социальной защите инвалидов в РФ (1995г.)
  11. Федеральный закон об опеке и попечительстве (2008г.)
  12. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с последующими изменениями).
  13. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы;
  14. Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года
  15. Устав МАУ ДО ДЮЦ «Фаворит» г. Перми;
  16. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы: А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков (Стандарты второго поколения);
  17. Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403);
  18. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября2014 г. № 1726-р.;
  19. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “ Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
  20. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 N 09-3242);
  21. Концепция развития этнокультурного образования в Пермском крае 2016 г.;
  22. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-1"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

3.2. Литература для педагогов:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю. «Волшебные шары» Изд. «Аким», 2001 г.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю. «Цветы и вазы» оригами Санкт – Петербург «Кристалл», 2002 г.
  3. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов» Изд. «Просвещение», 1982 г.
  4. Бугельский Ю. А. «Игрушки – самоделки в детском саду» Изд. «Просвещение» М., 1965 г.
  5. Вешкина О. «Декупаж» Эскимо М, , 2009 г.
  6. Гульянц Э.К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала» Изд. «Просвещение», 1983 г.
  7. Датешидзе Т.А. «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития» Санкт-Петербург, 2004 г.
  8. Куин В. С. «Изобразительное творчество в начальной школе» OOO «Дрофа», 1997 г.
  9. Кузнецов В. П. «Работа с бумагой и картоном на уроках труда»
  10. Изд. «Просвещение» М., 1967 г.
  11. Копцев В.П. «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное» Основы объёмного конструирования Ярославль: Академия развития, 2001 г.
  12. Моисеева Л,Г, «Готовим руку к письму».- СПб.: Речь, 2004 г.
  13. Музалевская Ю.В."Чудеса оригами" Издательство:  Лабиринт, 2016 г. Полынова Наталья  "Новогодние шары" Издательство: Качели, 2018 г.
  14. Рейс Пухол – Ксикой, Хуана Хуана Касалс «Трафаретная роспись» М. «АСТ – Пресс КНИГА», 2003г.
  15. Серова В.В., серов В. "Фигурки из бумаги. Модульное оригами" Издательство: Питер, 2014 г.
  16. 3.3. Литература для родителей:
  17. Богатова Ирина Владимировна "Оригами" Издательство: Мартин,  2018
  18. Пуала Бортон и Викки Кэйв «Большая энциклопедия поделок», перевод с анг. Т.Ю. Покидаевой, ЗАО «Росмэн – пресс», 2005г.
  19. Орлова Л. "Волшебный пластилин" Издательство: Рипол - Классик,  2017 г.
  20. Шаляпина Ирина Александровна "Игры с красками и пластилином" Издательство: Стрекоза,  2018 г.

3.4. Литература для детей:

  1. Бондарь Е. Ю., Герук Л. Н. «100 поделок из яиц» Ярославль «Академия развития», 1999 г.
  2. Грачева Ольга Борисовна"Как слепить из пластилина любого подводного жителя за 10 минут. Рыбки, крабы, осьминоги"Издательство: Эксмо, 2017 г.
  3. Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» Ярославль «Академия развития», 1999 г.
  4. Лукьяненко Наталья Ивановна "Веселый пластилин" Издательство: Виват, 2015 г.
  5. Черныш И. «Поделки из природного материала» АСТ - ПРЕСС, 1999г.

3.5. Интернет- ресурсы:

  1. Образовательный портал «Учебно –методический кабинет»http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/origami
  2. Всемирный каталог идей:  https://www.pinterest.ru
  3. Онлайн – студиядля родителей : http://urokitvorchectva.ru
  4. Онлайн – музей
  5. ВК
  6. Педагогический мир

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации