АДООП художественной направленности на тему «Основы и техники декоративно–прикладного искусства» (1–7 классы)
Департамент образования администрации города Перми
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Фаворит» г. Перми
|
|
Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Основы и техники декоративно-прикладного искусства»
Возраст учащихся 7-16 лет
Срок реализации 4 года
Автор-составитель:
Дранкова Елена Александровна
Педагог дополнительного образования
г. Пермь, 2023
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В.А. Сухомлинский
Важным аспектом в работе педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие мелкой моторики руки. Доказательством этого служат работы В. М. Бехтерева, который утверждал влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Сенсомоторика – согласованность в работе глаз и рук, совершенствование координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Ручной труд особенно важен для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, так как движение пальцев и кистей рук имеет развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Простые движения рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Основы и техники декоративно-прикладного искусства» будет способствовать развитию сенсомоторной сферы учащихся.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы и техники декоративно-прикладного искусства» разработана для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: детей с задержкой психического развития вариант 7.2., детей-инвалидов с умственной отсталостью (СИПР) 1, 2 варианты, детей с аутизмом, синдромом Дауна, обучающихся по адаптированной основной общеразвивающей программе (АООУП).
Приоритетным направлением в работе с данной категорией учащихся является их социальная адаптация, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, а также формирование «позитивного поведения», через активное включение в различные виды социальной активности, в том числе и в системе дополнительного образования детей.
Содержание по адаптированной дополнительной образовательной программе направлено на освоение знаний и практических навыков в области художественно – прикладного искусства.
Предполагает ознакомительный и базовый уровни. Ознакомительный уровень - это освоение простых и элементарных знаний и умений, основанных на знакомстве с материалами и темами, рассчитанный на 1 год обучения. Базовый уровень – это закрепление полученных знаний и умений для учащихся 2-3-4 годов обучения.
Настоящая адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в полном соответствии с актуальными нормативными требованиями и правилами.
Актуальность адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы обусловлена тем, что программа «Основы и техники декоративно-прикладного искусства» соответствует потребностям общества и отвечает запросам детей с ЗПР, детей – инвалидов, родителей (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья:
- формирует социально значимые знания, умения и навыки
- оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное, коррекционное и здоровьесберегающее воздействие
- способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности
- приобщает учащихся к творчеству, искусству
- удовлетворяет образовательные потребности
- мотивирует к познавательной деятельности
Программа ориентирована на решение задач социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации учащихся с задержкой психического развития, детей – инвалидов средствами декоративно- изобразительного искусства.
Программа имеет художественную направленность и обеспечивает условия для развития творческих способностей детей, моторики руки, художественного вкуса с учетом их возможностей и мотивации, способствует развитию социально-психологических функции, которые заблокированы у детей с ЗПР, детей – инвалидов от рождения.
Отличительной особенностью адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы и техники декоративно-прикладного искусства» является коррекция нарушений детей с ЗПР, детей - инвалидов с учетом их интеллектуальных, сенсорных, двигательных, творческих способностей ребенка средствами художественного творчества. Обучение по программе способствует развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики руки, зрительных и слуховых функции; способствует формированию волевых качеств: настойчивости, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что занятия декоративным искусством открывают детям с ограниченными возможностями здоровья путь к творчеству, развивают фантазию и художественные возможности, моторику руки, формируют предметно-практическую деятельность по потенциальным возможностям учащихся, знакомят с окружающим миром.
Концептуальные основы программы:
Программа является модифицированной и разработана на основе авторской программы по «Изобразительному искусству» для учащихся 1-4 классов под редакцией Т.Я. Шпикаловой и Л.В. Ершовой (М. "Просвещение" 2014 г.); учебного пособия для пед. уч-щ М.А. Гусаковой «Аппликация» (М.: Просвещение, 1987. — 128 с.: ил.); книги для учителя И.К. Щеблыкина, В.И. Романиновой «Аппликационные работы в начальных классах» (М.: Просвещение, 1990. — 190 с.); пособия для учителя О.В. Островской «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» (2007 г); пособия для родителей и педагогов «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» В.С. Горичевой, М.И. Нагибина.
Данная программа включает четыре декоративно - прикладного блока: лепка, бумагопластика, оригами, народные ремёсла. Эти доступные виды деятельности развивают художественные способности детей.
Адресат программы: данная программа рассчитана на учащихся с ограниченными возможностями здоровья: детей с задержкой психического развития, вариант 7.2. в возрасте 8-12 лет, детей-инвалидов с умственной отсталостью (СИПР) 1,2 варианты, обучающиеся по адаптированной основной образовательной учебной программе (АООУП) возрасте 10-16 лет.
Форма обучения – очная.
Сроки реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы рассчитаны на 4 года обучения.
Объём программы: 720 часов (4 года обучения)
Режим занятия:
1 год обучения - 2 раз в неделю по 1 академическому часу
2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 академических часа
3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 академических часа
4 год обучения - 2 раза в неделю по 4 академических часа
Организация образовательного процесса выстроена с учётом рекомендаций ПМПК, психолого – педагогических особенностей учащихся с ЗПР и их образовательных программ (АООУП).
Особенности психофизического развития указанных категорий обучающихся
Детям с задержкой психического характерно незрелость эмоционально-волевой сферы и темповое отставание развития психических процессов. Основные признаки детей с ЗПР: нарушение интеллекта, преобладание игровых интересов над познавательными; эмоциональная неустойчивость; неумение контролировать свои действия и поступки; отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Для детей с умственной отсталостью характерно снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера. Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы: низкая познавательная активность, не развита моторика руки, отставание в речевом развитии, отсутствие абстрактного мышления, замедленные мыслительные процессы, концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно. Таким детям предложен медленный темп занятий, продолжительность занятий увеличена, чтобы учащиеся успевали справляться с поставленными задачами и объёмом знаний.
1.2. Цель программы: развитие художественно - творческих способностей учащихся с ЗПР и умственной отсталостью средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Предметные:
- Формировать базовые знания о декоративном искусстве;
- Обучить навыкам лепки разными способами и приёмам;
- Обучить приёмам и способам бумагопластики, конструирования из бумаги объёмных и плоских изделий;
- Обучить базовым формам, приёмам и способами оригами;
- Познакомить с народными ремёслами: Дымка, Гжель, Хохлома, Городец;
- Научить рисовать элементы дымковской, хохломской, гжельской, городецкой росписи;
- Познакомить с законами цветоведения и композиции;
- Научить уверенно владеть карандашом, ножницами, кистью, красками;
- Научить работать по схемам и технологическим картам;
- Обогатить словарный запас новыми словами и терминами (эскиз, мозаика, оригами, промыслы, аппликация и т.д.)
Личностные:
- Адапировать ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- Удовлетворить потребности ребенка в творческой деятельностью;
- Создать условия для самореализации ребёнка с ЗПР, ребёнка - инвалида;
- Повысить творческую активность, инициативность и любознательность ребёнка;
- Формировать мотивы к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
- Формировать толерантное отношение к разным людями;
- Формировать патриотизм и гражданскую позицию ребёнка.
Метапредметные:
- Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, в группе;
- Помочь ребёнку овладеть способностями к постановке цели, к поиску путей решения к достижению этой цели;
- Формировать умения анализировать и оценивать свою деятельность, работы других;
- Развивать умения выражать свои идей, мысли, высказывания;
- Формировать навыки экологически ответственного поведения (экономное и бережное использование бумаги, разделение мусора).
Коррекционные:
- Развивать мелкую моторику руки;
- Развивать психические процессы: внимание, мышление, память;
- Формировать умения к самоорганизации: организация рабочего места, соблюдение порядка и чистоты вовремя и после занятий;
- Научить соблюдать правила техники безопасности на занятиях;
- Научить аккуратно и качественно выполнять работу.
Планируемые результаты адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы и техники декоративно-прикладного искусства»
Предметные:
- ознакомятся с основами декоративно - изобразительного искусства;
- научатся создавать работы в технике «Аппликация», узнают четыре вида аппликации (предметная, сюжетная, декоративная, объёмная);
- научатся создавать работы в технике «Бумажная мозаика», используя приёмы бумагопластики – разрезание и обрывания бумаги;
- научатся создавать работы в технике «Конструирование из бумаги», используя четыре формообразующих способа складывания листа бумаги: сгибание листа пополам, гармошкой, в цилиндр, в конус;
- научатся создавать работы в технике «Квиллинг», используя пять форм: «капля», «спираль», «завиток», «глаз», «треугольник»;
- научатся создавать работы в технике «Пластилиновая живопись», узнают о трех рельефных формах лепки: "барельеф", "горельеф", "контррельеф";
- научатся лепить из пластилина, глины и соленого теста, используя три способа лепки: конструктивный, пластический, комбинированный и основные приемы лепки: раскатывание в шар, жгут, пласт;
- научатся создавать работы в технике «Папье – маше»;
- научатся создавать модели в технике «Оригами», используя восемь базовых форм: «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «книга», «двери», «птица», «двойной квадрат», «двойной треугольник»;
- узнают о четырёх видах народных ремёсел: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, освоят четыре вида народной росписи: дымковская, городецкая, гжельская, хохломская;
- научатся работать с разными материалами: бумага, картон, гуашь, пластилин, глина, карандаши, фломастеры и инструментами: карандаш, кисть, стек;
- получат знания о науке цветоведение (основные, второстепенные, контрастные, теплые и холодные, цветовая гамма, хроматические, ахроматические);
- узнают основы композиции;
- научатся работать по схемам и технологическим картам;
- познакомятся с творчеством известных народных мастеров, мастеров-классиков и мастеров – современников, их репродукциями;
- узнают терминологию новых слов (промысел, композиция, аппликация, орнамент, мозаика, пластилинография, оригами и др.)
Метапредметные:
- овладеют способностью понимать цель, задачи занятий;
- смогут оценить творческий продукт и соотнести его с изначальным замыслом научатся отвечать на вопросы;
- научатся анализировать свои мысли, действия, чувства;
- научатся слушать педагога и вести диалог
- научатся работать в коллективе, в группе.
Личностные:
- будет сформирована мотивация к творческому труду;
- почувствуют уверенность в себе, чувство полноценности и получат удовлетворение от творческой работы;
- овладеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- будут проявлять экологически ответственное поведение на занятиях;
- будут сформированы нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, многонациональной культуре.
Коррекционные:
- будут уметь контролировать собственное эмоциональное состояние;
- будут адекватно оценивать свои достижения;
- повысится качество познавательной сферы: внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы;
- улучшится мелкая моторика и тактильное восприятие;
- будут сформированы коммуникативные навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с другими людьми, делиться своими мыслями, эмоциями, впечатлениям.
1.4. Содержание программ ознакомительного и базового уровней
1.4.1. Содержание программ ознакомительного уровня 1 года обучения.
Цель: сформировать начальные знания, навыки и умения в декоративно-прикладной деятельности.
Задачи первого года обучения:
Предметные:
- Закрепить технику безопасности;
- Обучить простым приёмам и способам бумагопластики: вырезание по прямым и округлым линиям, по шаблону; сгибание и складывание листа бумаги пополам, в несколько раз,гармошкой; скручивание бумажной полосы в кольцо, капельку; склеивание деталей внахлёст;
- Обучить простым приёмам лепки: раскатывание шаров, жгутиков, расплющивание, промазывание, размазывание; конструкторскому способу лепки (по частям);
- Обучить приёмам и способам складыванию оригами по базовым формам: «треугольник», «воздушный змей», использовать и понимать схемы оригами по условным обозначениям;
- Дать знания об истории появления бумаги, пластичных материалов, их свойствах и видах;
- Научить технологии создания плоских предметных, геометрических аппликации из бумаги по образцу педагога;
- Научить делать объёмные поделки, используя приёмы формообразование: «кольцо» и «капля» из бумажных полос;
- Дать знания об истории возникновения и особенностях народного промысла «Дымковская игрушка»;
- Научить лепить простые глиняные игрушки и раисовать элементы дымковской росписи: круги, кольцо, тычок, точка, прямая линия, волнистая линия, клеточки и др.
- Знакомство с основами цветами в цветоведение (основные цвета: красный, синий, желтый);
- Познакомить с терминологией новых слов: оригами, аппликация, дымковский промысел и др.
Метапредметные:
- Формировать навыки коммуникации (эмоциональность, умение слушать, понимать, отвечать на вопросы);
- Формировать положительную мотивацию творческой деятельности;
- Формировать умение работать в коллективе, в группе.
Личностые:
- Развить творческие способности, активность, инициативность;
- Развить положительные качества характера: трудолюбие, аккуратность, внимание, усидчивость;
- Научить экономно использовать бумагу на занятиях.
Коррекционные задачи:
- Развивать моторику руки;
- Развивать психические функции:память, мышление, внимание;
- Научить умениям самооорганизации на занятии.
Планируемые результаты первого года обучения
Предметные:
- Познакомятся с простыми техниками декоративного искусства: аппликация, мозаика из бумаги; оригами, дымковская игрушка, конструирование из бумаги, лепка из пластилина и глины;
- Научатся складывать простые фигурки в технике оригами, используя базовые формы: «треугольник», «воздушны змей»;
- Научатся создавать простые работы из бумаги, пластилина, картона;
- Научатся лепить глиняные игрушки и расписывать их дымковской росписью;
- Узнают свойства, состав пластичных материалов, бумаги и картона;
- Освоят технику безопасности.
Метапредметные:
- Овладеют способностью понимать задачу занятия;
- Научатся отвечать на вопросы, слушать педагога;
- Научатся оценивать свои достижения и работы других учеников;
- Овладеют навыками экологического ответственного поведения;
- Научатся работать в коллективе, в группе.
Личностные:
- Разовьют способности: трудолюбие, усидчивость, внимательность;
- Раскроют способности к художественному творчеству;
- Разовьют эстетический вкус.
Коррекционные:
- Улучится внимание, память,мышление, эмоционально-волевая сфера;
- Улучшится мелкая моторика и тактильное восприятие;
- Будут приучатся к правилам самоорганизации на занятиях;
- Будут сформированы коммуникативные навыки.
Учебно - тематический план
1 год обучения (2 часа)
№ п/п
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Стартовая диагностика (опрос, пед. наблюдение) Игра |
|
2. |
«Бумажная пластика» |
18 |
2 |
15 |
Наблюдение |
|
3. |
«Лепка» |
18 |
3 |
15 |
Творческая работа |
|
4. |
«Оригами» |
17 |
2 |
15 |
Творческая работа |
|
5. |
«Народные промыслы» |
17 |
4 |
15 |
Конкурс |
|
6. |
Заключительное занятие |
1 |
1 |
|
Выставка Промежуточная диагностика (опрос, пед наблюдение) |
|
|
|
72 |
12 |
60 |
|
Содержание учебно -тематического плана 1 года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория:
- Знакомство с программой первого года обучения
- Правила техники безопасности
- Правила организации рабочего места
Практика:
Игра «Найди предметы для творчества»
Раздел 2. «Бумажная пластика»
Теория:
- Техника безопасности с ножницами, клеем
- Беседа о видах, структуре и свойствах бумаги и об инструментах
Практика:
- Плоская предметная аппликация
- Плоская геометрическая аппликация
- Обрывная аппликация
- Мозаика из бумаги
- Плоские поделок из бумаги и картона
- Праздничные открытки
- Объёмные поделки из бумажных полос
- Объёмные поделки из бумажных капель
- Объёмные поделки из бмажной гармошки
Раздел 3. «Лепка»
Теория:
- Техника безопасности с пластилином, стеком
- Беседа о видах, свойствах пластилина и об инструментах
- Знакомство с способами лепки (конструкторский)
Практика:
- Лепка объёмных животных (домашние и дикие)
- Лепка насекомых
- Лепка сказочных героев
- Лепка посуды
Раздел 4. «Оригами»
Теория:
- Беседа «Знакомство с историей оригами»
- Знакомство с базовыми формами, условными обозначениями оригами, видами бумаги для оригами
- Инструктаж по использованию схем по оригами
Практика:
- Фигуры оригами по базовой форме «Треугольник»
- Фигуры оригами по базовой форме «Воздушный змей»
Раздел 5. «Народные промыслы»
Теория:
- Техника безопасности с глиной, стеками
- Беседа о видах, свойствах глины и об инструментах
- Знакомство с народным промыслом «Дымковская игрушка»
- Беседа «Дымковская роспись»
Практика:
- Элементы дымковской росписи «Точка и тычок»
- Элементы дымковской росписи «Прямые и волнистые линии»
- Элементы дымковской росписи «Кружочки и колечки»
- Элементы дымковской росписи «Клеточки»
- Лепка дымковской лошадки. Роспись лошадки
- Лепка дымковской утки. Роспись утки
- Лепка дымковского индюка. Роспись индюка
- Лепка дымковской барыни. Роспись барыни
Раздел 6. «Заключительное занятие»
Теория:
- Подведение итогов первого года обучения
- Награждение, вручение грамот и подарков
Практика:
Проведение итоговой выставки детских работ
1.4.2. Содержание программы базового уровня 2-3 года обучения
Цель: развивать знания, навыки и умения в декоративно-прикладной деятельности.
Задачи 2-3 года обучения:
Предметные:
- Закрепить технику безопасности;
- Обучить основным трудовым навыкам: организация рабочего места, выполнение работы, уборка рабочего места после занятия;
- Закреплять приёмы и способы бумагопластики: вырезание из бумаги, сложенной пополам, в несколько раз, симметричное и несимметричное, по шаблону; сгибание: цилиндрическое, гармошкой, гофрированное; складывание бумаги прямолинейным способом; соединение бумаги: внахлёс, торцом, плоское пленение и др.;
- Обучить лепки объёмных форм конструкторским и комбинированным способами; основным приёмам лепки: раскатывание столбиков, колбасок, скатывание шара, округлых форм, расплющивание диска, защипывание, загибание краёв, промазывание, вдавливание и др.; лепки рельефных форм: «барельеф», «горрельеф»; техники рисования пластилином – «пластилинография»;
- Обучить складывать модели оригами по базовым формам средней сложности: «Блинчик», «Домик», используя схем оригами с условными обозначениями;
- Учить владеть навыками работы с разными материалами (бумага, картон, клей, краски, пластилин) и инструментами (ножницы, стеки, кисти, карандаш, фломастерами);
- Учить лепить глиняную дымковскою игрушку;
- Обучить элементам росписи народных промыслов: Гжель, Хохлома;
- Дать основы цветоведения (основные цвета, второстепенные, теплые и холодные цвета, цветовой круг)
- Познакомить с историей возникновения декоративного искусства, народными ремёслами: Гжель, Хохлома.
Метапредметные:
- Формировать навыки коммуникации (эмоциональность, умение слушать и понимать)
- Формировать положительную мотивацию творческой активности
- Формировать умение работать в коллективе, в группе
- Формировать умения анализировать и оценивать свою деятельность, работы других;
Личностые:
- Развить творческие способности и творческую активность;
- Развить положительные качества характера: трудолюбие, аккуратность, внимание, усидчивость;
- Формировать навыки экологически ответственного поведения (экономное и бережное использование бумаги, разделение мусора).
Коррекционные:
- Развивать моторику руки.
- Развивать психические функции: память, мышления, внимание.
- Научатся соблюдать правила техники безопасности и самоорганизации на занятиях;
- Развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты второго, третьего года обучения
Предметные:
- Узнают новые техники прикладного-декоративно искусства: аппликация, мозаика из бумаги; оригами, дымковская игрушка, конструирование из бумаги, лепка из пластилина и глины и др.;
- Научатся создавать плоские и объёмные работы из бумаги, пластилина, картона;
- Познакомятся с цветовым кругом, основами цветоведения;
- Научатся работать по схемам оригами с базовыми формами средней сложности;
- Продолжат изучение истории развития декоративного искусства, народных промыслов: Гжель, Хохлома и познакомятся с именами народных мастеров.
Метапредметные:
- Овладеют способностью понимать задачу занятия и выполнять задание;
- Научатся отвечать на вопросы; слушать педагога;
- Научатся оценивать свои достижения и работы других учеников;
- Научатся работать в коллективе, в группе;
- Научатся использовать компьютерные технологии, интернет ресурсы.
Личностные:
- Разовьются способности: трудолюбие, усидчивость, внимательность;
- Проявят способности к художественному творчеству;
- Разовьют способность принимать решения самостоятельно;
- Разовьются эстетический вкус, моторику руки;
- Научатся экономно использовать бумагу.
Коррекционные:
- Будут уметь контролировать собственное эмоциональное состояние;
- Будут адекватно оценивать свои достижения;
- Повысится качество познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
- Улучшится мелкая моторика и тактильное восприятие;
- Будут сформированы коммуникативные навыки.
Учебно – тематический план
2 год обучения (4 часа)
№ п/п
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Стартовая диагностика (опрос, пед. наблюдение) Игра |
|
2. |
«Бумагопластика» |
35 |
10 |
27 |
Наблюдение |
|
3. |
«Лепка» |
36 |
10 |
25 |
Творческая работа |
|
4. |
«Народные промыслы» |
36 |
9 |
25 |
Творческая работа |
|
5. |
«Оригами» |
35 |
9 |
27 |
Конкурс |
|
6. |
Заключительное занятие |
1 |
1 |
|
Выставка Промежуточная диагностика (опрос, пед. наблюдение) |
|
|
|
144 |
40 |
104 |
|
Учебно – тематический план
3 год обучения (6 часов)
№ п/п
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Стартовая диагностика (опрос, пед. наблюдение) Игра |
2. |
«Бумагопластика» |
54 |
5 |
47 |
Наблюдение |
3. |
«Лепка» |
53 |
3 |
46 |
Творческая работа |
4. |
«Народные промыслы» |
53 |
8 |
47 |
Творческая работа |
5. |
«Оригами» |
54 |
12 |
46 |
Конкурс |
6. |
Заключительное занятие |
1 |
1 |
|
Выставка Промежуточная диагностика (опрос, пед наблюдение) |
|
|
216 |
30 |
186 |
|
Содержание учебно - тематического плана 2 года обучения
Раздел 1. «Вводное занятие»
Теория:
- Знакомство с программой второго года обучения
- Правила техники безопасности
- Правила организации рабочего места
Практика:
Игра «Путаница»
Раздел 2. «Бумажная пластика»
Теория:
- Техника безопасности с ножницами, клеем, бумагой
- Беседа на тему: «Виды аппликации», «Бумажная филигрань»
Практика:
- Сюжетная аппликация
- Декоративная аппликация
- Мозаика из бумаги
- Силуэт из бумаги
- Картонное кружево
- Объёмные поделки из бумаги и картона из цилиндра
- Поздравительные открытки
- Новогодние фонарики, гирлянды, шары
- Бумажное плетение
Раздел 3. «Лепка»
Теория: Беседа о современных видах пластилина
Практика:
- Лепка морских животных
- Лепка животных Севера
- Лепка животных Африки
- Лепка зимующих птиц
- Техника рисования пластилином «Пластилинография»
- Техника лепки «Барельеф»
Раздел 4. «Народные промыслы»
Теория:
- Беседа о видах, свойствах глины и об инструментах
- Беседы на тему «Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве», «Народный промысел - Гжель», «Гжельская роспись»
Практика:
- Элементы гжельской росписи «Точки и прямые линии»
- Роспись блюда. Элемент гжельской росписи «Сеточка»
- Роспись в полосе. Элемент гжельской росписи «Бордюры»
- Роспись тарелки. Элемент гжельской росписи «Капельки»
- Роспись чайника. Элемент гжельской росписи «Цветочек», «Роза»
- Роспись подноса. Элемент гжельской росписи «Синяя птица»
Раздел 5. «Оригами»
Теория:
- Беседа на тему: «История оригами», «Бумага для оригами»
- Инструктаж по условным обозначениям на схемах оригами
Практика:
- Модели оригами из базовой формы «Треугольник»
- Модели оригами из базовой формы «Воздушный змей»
- Модели оригами из базовой формы «Блин»
- Модели оригами из базовой формы «Книга»
Раздел 6. «Заключительное занятие»
Теория:
- Подведение итогов
- Награждение, вручение грамот и подарков
Практика: Проведение итоговой выставки детских работ
Содержание учебно-методического плана 3 года обучения
Раздел 1. «Вводное занятие»
Теория:
- Знакомство с программой третьего года обучения
- Правила техники безопасности
- Правила организации рабочего места
Практика: Выполнение теста «Мои любимые виды творчества»
Раздел 2. «Бумажная пластика»
Теория: Техника безопасности с ножницами, клеем, бумагой
Практика:
- Сюжетная аппликация
- Орнамент в полосе (геометрический, растительный)
- Симметричное вырезание животных
- Объёмные игрушки из цилиндра
- Картонное кружево
- Плетение из бумажных полос
- Техника «Ребристая игрушка»
- Техника «Торцевание из бумаги»
- Новогодних снежинок, гирлянды, фонарики
- Бумажное плетение
Раздел 3. «Лепка»
Теория: Техника безопасности
Практика:
- Лепка ластоногих (морж, тюлени, морские котики)
- Лепка динозавров (диплодок, трицератопс, стегозавр и др.)
- Техника рисования пластилином «Пластилинография»
- Лепка перелётных птиц
- Техника лепки «Горельеф»
Раздел 4. «Народные промыслы»
Теория:
- Час - искусства «Знакомство с Хохломой».
- Демонстрация изделии народных мастеров Хохломы.
Практика:
- Роспись узорами «Травяной орнамент» (травинки, осочки, капельки, завиток)
- Роспись узорами «Травяной орнамент» (ягоды, листочки)
- Роспись тарелки в технике «Хохлома». Композиция в круге
- Роспись узорами «Травяной орнамент» (цветочки, листочки, травинки)
- Роспись доски в технике «Хохлома». Композиция в квадрате
Раздел 5. «Оригами»
Теория:
- Знакомство с мастерами оригами, с базовыми формами средней сложности
- Инструктаж по обозначениям схемах оригами
Практика:
- Модели оригами из базовой формы «Треугольник»
- Модели оригами из базовой формы «Воздушный змей»
- Модели оригами из базовой формы «Блин»
- Модели оригами из базовой формы «Книга»
- Модели оригами по базовой форме «Домик»
Раздел 6. «Заключительное занятие»
Теория:
- Подведение итогов
- Награждение, вручение грамот и подарков
Практика: Проведение итоговой выставки детских работ.
Содержание программы базового уровня 4 года обучения
Цель: закрепление приобретённых знаний, навыков и умений в декоративно-прикладной деятельности.
Задачи четвёртого года обучения:
Предметные:
- Учить осваивать новые техники в декоративном искусстве на среднем уровне сложности;
- Научить технологии создания плоских декоративных, объёмных и сюжетных аппликации из бумаги, выполняя этапы работы: выбор сюжета; составление эскиза будущей аппликации; подбор бумаги и цветового решения; вырезание деталей изображения; раскладывание деталей изображение на фон; наклеивание деталей; высушивание аппликации;
- Научить изготавливать работы в технике «Папье – маше»;
- Учиться изготавливать модели из оригами их базовых форм средней сложности: «Рыба», «Блин», "Катамаран", "Двойной треугольник", "Двойной квадрат";
- Учить лепить, используя три способа лепки (комбинированный, пластичный, конструкторский); рельефные формы лепки: «барельеф», «горельеф», «контррельеф»;
- Закрепить знания о законах цветоведения (цветовая гамма, цветовой круг, хроматические, ахроматические цвета);
- Пополнить знания о народных промыслах России - Городец, научатся рисовать элементы городецкой росписи;
- Научатся формообразованию из бумаги: цилиндрическое, конусообразное, 3D моделирование;
- Знакомить с имена народных мастеров;
- Обогатить словарный запас.
Личностные:
- Развивать способности к художественному творчеству и творческую активность;
- Развивать кругозор художественного объёмно-пространственного мышления, фантазию;
- Развивать эстетический вкус посредствам выставок, рассматривания изделии декоративного искусства;
Метапредметные:
- Формировать умение работать в коллективе, в группе;
- Формировать эстетическое и гражданско – патриотическое воспитание;
- Воспитать положительные качества характера: трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
Коррекционные:
- Развить моторку руки;
- Закрепить умение аккуратно и качественно выполнять работу;
- Развить психических функции: внимание, память, мышление;
- Развить коммуникативных навыков;
- Развить самоорганизации на занятиях.
Планируемые результаты четвертого года обучения
Предметные:
- Освоят новые техники декоративного искусства : «скульптура из бумаги», «папье – маше», «квиллинг», «3D моделирование», лепка из пласта, соленого теста и др.;
- Научатся создавать объёмные и плоскостные работы из бумаги, пластилина, картона, соленого теста, глины и др.;
- Научатся складывать формы в технике оригами, используя базовые формы среднего уровня и технологические карты;
- Научатся использовать цветовой круг в работе;
- Узнают историю возникновения народного промыла - Городец;
- Научатся рисовать элементы городецкой росписи.
Метапредметные:
- Научатся анализировать и оценивать свою деятельность, работы других;
- Разовьют умения высказывания о результате работы;
- Научатся работать в коллективе, в группе, научатся работать в коллективе, в группе.
Личностные:
- Разовьют качества: трудолюбие, усидчивость, внимательность;
- Овладеют способностями к художественному творчеству;
- Будут использовать экологически ответственное поведение на занятиях;
- Разовьют качества личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны;
- Научатся коммуникативным компетенциям в общение;
- Разовьют эстетический вкус.
Коррекционные:
- Будут уметь контролировать собственное эмоциональное состояние;
- Будут адекватно оценивать свои достижения;
- Повысится качество познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
- Улучшится мелкая моторика и тактильное восприятие;
- Будут сформированы коммуникативные навыки.
Учебно – тематический план
4 год обучения (8 часов)
№ п/п
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Стартовая диагностика (опрос, пед. наблюдение) Игра |
|
2. |
«Бумажная пластика» |
72 |
5 |
67 |
Наблюдение |
|
3. |
«Лепка» |
71 |
10 |
61 |
Творческая работа |
|
4. |
«Оригами» |
71 |
8 |
63 |
Творческая работа |
|
5. |
«Народные промыслы» |
72 |
12 |
60 |
Конкурс |
|
6. |
Заключительное занятие |
1 |
1 |
|
Выставка Промежуточная диагностика (опрос, пед наблюдение) |
|
|
|
288 |
37 |
251 |
|
Содержание учебно – тематического плана 4 год обучения
Раздел 1. «Вводное занятие»
Теория:
- Техника безопасности
- Знакомство с программой четвёртого года обучения
Практика: Выполнение опроса «Мои хобби и увлечения»
Раздел 2. «Бумажная пластика»
Теория:
- Техника безопасности с ножницами, клеем, бумагой
- Знакомство с программой четвёртого года обучения, новыми видами декоративного искусства, новыми именами мастеров прикладного искусства.
Практика:
- Объёмные аппликации
- Декоративные аппликации
- Объёмные изделия на основе цилиндра, конуса, коробки
- Конструирование изделии по шаблонам
- Открытка в технике «Квиллинг»
- Тарелка в технике «Папье-маше»
- Снежинки в технике «3D моделирование»
- Новогодние маски из картона
- Скульптура из мятой бумаги
- Орнамент из бумаги
Раздел 3. «Лепка»
Теория:
- Техника безопасности
- Беседа о видах, свойствах соленого теста об инструментах (стеки, ножики)
- Беседа на тему «История игрушки из соленого теста». Демонстрация поделок из соленого теста.
- Беседа «Скульптура - вид декоративного искусства», «Известные скульпторы России»
Практика:
- Скульптура из пластилина человека
- Панно из соленого теста с цветочной композицией
- Подсвечник из соленого теста
- Фоторамка из соленого теста
- Ваза из пластилиновых жгутов
- Кувшин из пласта глины
- Контррельеф
Раздел 4. «Оригами»
Теория:
- Знакомство с мастерами оригами, базовыми формами
- Инструктаж по обозначениям по схемах оригами
Практика:
- Модели оригами из базовой формы «Треугольник»
- Модели оригами из базовой формы «Воздушный змей»
- Модели оригами из базовой формы «Блин»
- Модели оригами из базовой формы «Книга»
- Модели оригами по базовой форме «Домик»
- Модели оригами на основе базовых форме «Катамаран»
- Модели оригами на основе базовых форме «Двойной треугольник»
- Модели оригами на основе базовых форме «Двойной квадрат»
Раздел 5. «Народные промыслы»
Теория: Беседа «Городецкая роспись»
Практика:
- Элементы городецкой росписи «Цветок», «Листочки»
- Элементы городецкой росписи «Ягодки», «Кустики»
- Элементы городецкой росписи «Птица»
- Элементы городецкой росписи «Лошадка»
- Элементы городецкой росписи «Фигурки людей»
- Роспись доски. Композиция на прямоугольной плоскости.
Раздел 6. «Заключительное занятие»
Теория:
- Подведение итогов
- Награждение, вручение грамот и подарков
Практика: Проведение итоговой выставки детских работ
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Общее количество часов по программе – 720
Количество учебных недель - 108
Количество учебных дней – при нагрузке 1 час в неделю – 36 учебных дней в году, при 2-х часах – 72 дня, при 3-х часов-108 дней, при 4-х часов -144 дней, при 6-х часов - 216 дней
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: обучение начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая
2.2. Условия реализации программы: учебный кабинет, информационный стенд, методические ресурсы, учебная доска, технические средства (индивидуальные наборы, оборудование, материалы)
2.3. Формы аттестации
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, открытые занятия. Кроме этого применяются тесты, наблюдение, собеседование, анкетирование, презентация, аналитический материал по мониторингу, аналитическая справка, портфолио.
Формы фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, грамота, готовая работа, диплом, карта педагогических наблюдений педагога, журнал посещаемости, карта индивидуальных достижений ребенка (портфолио), перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство, сертификат.
Мониторинг образовательной деятельности.
При зачислении учащегося в объединение проводится стартовая диагностика по программе «Основы и техники декоративно-прикладного искусства», где выявляется уровень знаний и умений ребенка. В середине и в конце учебного года проводится промежуточная диагностика, которая направлена на выявление уровня знаний, умений и навыков, самостоятельности и знаний по технике безопасности. В конце года проводится итоговая диагностика по окончанию образовательной программы, где показан уровень освоения программы, самостоятельности и знаний о технике безопасности.
2.4. Методические материалы:
учебники по труду и рисованию: О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе», Е.И. Коротеева «Изобразительное искусство. Искусство и ты», О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство»
пособия: М.А. Гусаковой «Аппликация», И.К. Щеблыкина, В.И. Романиновой «Аппликационные работы в начальных классах», Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина «Лепка в детском саду», И.Н. Потехина «Лепка в начальной школе», учебников по изобразительному искусству в. С. Кузина, Э. И. Кубышкина, Т.Я. Шпикаловой, «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа», В.П. Копцев «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное».
- шаблоны для вырезания и рисования
- наглядные пособия: образцы готовых работ для показа
- инструкционные карты с поэтапным выполнением работы
- схемы по оригами
- дидактический материал: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.
- материалы: цветная бумага, цветной картон, клей, фольга, пластилин; инструменты: ножницы, краски, кисти, палитра, баночка для воды, доска для лепки, стеки.
Формы организации обучения: групповая, очная, дистанционная.
Формы организации учебного занятия – урок, беседа, выставка, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие - презентация, творческая мастерская. Нетрадиционные формы: ярмарка, творческая мастерская, вернисаж, видео – урок, групповые онлайн - занятия, прямые трансляции, просмотр фильмов и мульфильмов, подготовка к онлайн – конкурсам и др.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия Словесные методы: устное изложение, беседа, объяснение
Наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом приемов исполнения, работа по образцу и др.
Практические методы: упражнения.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие - презентация, творческая мастерская. Нетрадиционные формы: ярмарка, творческая мастерская, вернисаж, видео – занятие, групповые онлайн - занятия, прямые трансляции, просмотр фильмов и мультфильмов, подготовка к онлайн – конкурсам и др.
Педагогические технологии: технология группового обучения, проектная технология, технология здоровьесбережения, дистанционные технологии.
Алгоритм учебного занятия
Занятие состоит из четырех этапов: организационного, мотивационно – проблематизирующего, практического, рефлексивного.
Раздел № 3. Список литературы
3.1. Нормативные документы:
Международные документы:
- Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959);
- Конвенция о павах ребенка (Издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
- Стратегия Совета Европы по защите прав ребёнка на 2012-2015гг (2012г)
Федеральные нормативные акты:
- Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993г.)
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025г.) (Постановление Правительства РФ от 4.10.2000г., №175)
- Национальная образовательная инициатива (утверждена Указом Президента РФ 04.02.2010г.)
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273
- О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012г., №761)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (29.05.2015г)
- Семейный кодекс РФ (от 29.12.1995г., последняя редакция 2015г.)
- Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (1998)
- Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Закон о социальной защите инвалидов в РФ (1995г.)
- Федеральный закон об опеке и попечительстве (2008г.)
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с последующими изменениями).
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы;
- Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года
- Устав МАУ ДО ДЮЦ «Фаворит» г. Перми;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы: А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков (Стандарты второго поколения);
- Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403);
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября2014 г. № 1726-р.;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “ Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 N 09-3242);
- Концепция развития этнокультурного образования в Пермском крае 2016 г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-1"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
3.2. Литература для педагогов:
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю. «Волшебные шары» Изд. «Аким», 2001 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю. «Цветы и вазы» оригами Санкт – Петербург «Кристалл», 2002 г.
- Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов» Изд. «Просвещение», 1982 г.
- Бугельский Ю. А. «Игрушки – самоделки в детском саду» Изд. «Просвещение» М., 1965 г.
- Вешкина О. «Декупаж» Эскимо М, , 2009 г.
- Гульянц Э.К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала» Изд. «Просвещение», 1983 г.
- Датешидзе Т.А. «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития» Санкт-Петербург, 2004 г.
- Куин В. С. «Изобразительное творчество в начальной школе» OOO «Дрофа», 1997 г.
- Кузнецов В. П. «Работа с бумагой и картоном на уроках труда»
- Изд. «Просвещение» М., 1967 г.
- Копцев В.П. «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное» Основы объёмного конструирования Ярославль: Академия развития, 2001 г.
- Моисеева Л,Г, «Готовим руку к письму».- СПб.: Речь, 2004 г.
- Музалевская Ю.В."Чудеса оригами" Издательство: Лабиринт, 2016 г. Полынова Наталья "Новогодние шары" Издательство: Качели, 2018 г.
- Рейс Пухол – Ксикой, Хуана Хуана Касалс «Трафаретная роспись» М. «АСТ – Пресс КНИГА», 2003г.
- Серова В.В., серов В. "Фигурки из бумаги. Модульное оригами" Издательство: Питер, 2014 г.
- 3.3. Литература для родителей:
- Богатова Ирина Владимировна "Оригами" Издательство: Мартин, 2018
- Пуала Бортон и Викки Кэйв «Большая энциклопедия поделок», перевод с анг. Т.Ю. Покидаевой, ЗАО «Росмэн – пресс», 2005г.
- Орлова Л. "Волшебный пластилин" Издательство: Рипол - Классик, 2017 г.
- Шаляпина Ирина Александровна "Игры с красками и пластилином" Издательство: Стрекоза, 2018 г.
3.4. Литература для детей:
- Бондарь Е. Ю., Герук Л. Н. «100 поделок из яиц» Ярославль «Академия развития», 1999 г.
- Грачева Ольга Борисовна"Как слепить из пластилина любого подводного жителя за 10 минут. Рыбки, крабы, осьминоги"Издательство: Эксмо, 2017 г.
- Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» Ярославль «Академия развития», 1999 г.
- Лукьяненко Наталья Ивановна "Веселый пластилин" Издательство: Виват, 2015 г.
- Черныш И. «Поделки из природного материала» АСТ - ПРЕСС, 1999г.
3.5. Интернет- ресурсы:
- Образовательный портал «Учебно –методический кабинет»http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/origami
- Всемирный каталог идей: https://www.pinterest.ru
- Онлайн – студиядля родителей : http://urokitvorchectva.ru
- Онлайн – музей
- ВК
- Педагогический мир