Материал на проверке

Адаптированная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Мир творчества» 4 класс (для детей с ОВЗ (нарушениями интеллекта))

4
0
Материал опубликован Сегодня в 20:49 в группе

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»



Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДЕНО»

методического совета Приказ № 01-02-265

ОКОУ «Курская школа» от « 30» августа 2024г.

от «29» августа 2024 г. Директор школы

Протокол № 1 _____________Сеин П.В.









АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Мир творчества»

4 класс









                                                              Руководитель:

                                                                                          Гончарова Елена Гаврииловна










г. Курск, 2024 г.

Пояснительная записка


Адаптированная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Мир творчества» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления, воображения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа по курсу «Мир творчества» представлена различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами работы с разными материалами и в разных техниках.

Данная программа ориентирована на учащихся 4 класса общеобразовательной школы для детей с ОВЗ.

Адаптированная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе нормативных документов:

Нормативно - правовые основания проектирования Программ:

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);

Федеральный Закон от 14.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г.

652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ

«Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО (ред. от 14.12.2020 г. № 113-ЗКО) «Об образовании в Курской области».

Устав ОКОУ «Курская школа»


Для детей детьми с ограниченными возможностями здоровья занятия декоративно-прикладным искусством, работа с природным материалом, дают возможность в каждой своей операции видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей, что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Программа предполагает изучение разнообразных видов аппликации, художественного конструирования из бумаги разных видов и создание поделок из природного материала.

Важным моментом программы для детей с ОВЗ является положительное влияние на развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики руки имеет большое значение для развития познавательных способностей, тесно связано с развитием речи и становится первым этапом развития умственных способностей детей, затрагивая эти особенности сознания. Таких как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координация, зрительная и моторная память.

Во внеурочной деятельности в процессе развития ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, важное место отводится развитию именно мелкой моторики, что влечет за собой улучшение координации движений, развитие памяти и внимания, помогает подготовить руку к письму, также развить тактильную чувствительность и навыки самообслуживания, снять скованность и укрепить мышечный аппарат.

Продолжительность реализации программы -1 год.

Программа рассчитана на 1 час в неделю по 40 минут - 32ч.

Обучение проводится для обучающихся 4 класса.

В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа по факультативному курсу не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с различными материалами, что совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках, знакомит с новыми техниками декоративно-прикладного творчества. Работа организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.


Цели программы:

сформировать у учащихся устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству,

развивать творческие способности школьников с ОВЗ,

создавать сплоченный детский коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;

создавать условия для воспитания положительной мотивации к труду.

Задачи программы:

Образовательные:

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, для украшения помещений.

Развивающие:

- развивать общетрудовые знания, умения, навыки;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук,

- способствовать развитию творческих способностей, умению соблюдать цветовую композицию.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

- воспитание эстетического вкуса;

- содействие творческому развитию личности школьников, потребности в самореализации.


Планирование данной программы имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Программа всех разделов по внеурочной деятельности усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость и последовательность выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с программой обучения. Вводный инструктаж по ТБ. Организация рабочего места. Инструменты и материалы для занятия.

2. Аппликация из природного материала. Сбор и подготовка природного материала. Правила т/б при работе с природным материалом. Изготовление открыток: «Золотая осень», «С днем учителя», «Ёжик»,

3. Аппликация из цветной бумаги «День народного единства» в технике «бумажная мозаика».

4. Изготовление поделок в смешанной технике: панно «Дерево счастья», открытка «Сердце матери», Рождественской открытки, Пасхальной композиции.

5. Изготовление из цветной бумаги новогодней игрушки «Символ года».

6. Аппликация из крепированной бумаги в технике «торцевание»: «Снеговик», «Радужное небо», с элементами торцевания «Сердце в подарок», «Открытка к 8 марта».

7. Изготовление аппликации из бумаги с применение декоративных украшений: «Открытка к 23 февраля», «Последний звонок».

8. Итоговое занятие. Выставка работ.


Учебно – тематическое планирование занятий

(1ч/неделю 32ч)


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

4

2.

Аппликация из природного материала

4

3.

Аппликация из бумаги

7

4.

Смешанная техника.

7

5.

Техника «торцевание».

3

6.

Аппликация с элементами торцевания

4

7.

Техника «бумажная мозаика».

2

8.

Выставка детских работ

1


Итого

32



Календарно-тематическое планирование занятий

(1 ч/неделю -32ч)


п/п

Тема

Кол-во часов


I четверть

8 ч

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой обучения.

1

2.

Сбор и подготовка природного материала.

1

3.

Открытка «Золотая осень» (в технике «аппликация из природного материала-листьев»)

1

4.

Открытка «Золотая осень» (в технике «аппликация из природного материала-листьев»)

1

5.

Открытка «С днем учителя» (в технике «аппликация из бумаги с элементами природного материала».

1

6.

Аппликация «Ёжик» (в технике «аппликация из природного материала-листьев»).

1

7.

Аппликация «День народного единства» (техника «бумажная мозаика»)

1

8.

Аппликация «День народного единства» (техника «бумажная мозаика»)

1


II четверть

8 ч

1.

Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

2.

Панно «Дерево счастья» (смешанная техника).

1

3.

Изготовление открытки «Сердце матери» (смешанная техника).

1

4.

Изготовление открытки «Сердце матери» (смешанная техника).

1

5.

Изготовление новогодней игрушки «Символ года».

1

6.

Изготовление новогодней игрушки «Символ года».

1

7.

Изготовление Рождественской открытки (смешанная техника).

1

8.

Изготовление Рождественской открытки (смешанная техника).

1


III четверть

10ч

1.


Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1


2.

Аппликация «Снеговик» (в технике «торцевание»).

1

3.

Аппликация «Снеговик» (в технике «торцевание»).

1

4.

Аппликация с элементами торцевания «Сердце в подарок»

1

5.

Аппликация с элементами торцевания «Сердце в подарок»

1

6.

Аппликация «Открытка к 23 февраля»

1

7.

Аппликация «Открытка к 23 февраля»

1

8.

Аппликация с элементами торцевания «Открытка к 8 марта»

1

9.

Аппликация с элементами торцевания «Открытка к 8 марта»

1

10.

Аппликация «Радужное небо» (в технике «торцевание»).

1


IV четверть

1.


Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1


2.

Изготовление Пасхальной композиции (смешанная техника).

1

3.

Изготовление Пасхальной композиции (смешанная техника).

1

4.

Аппликация «Последний звонок».

1

5.

Аппликация «Последний звонок»

1

6.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1


Ожидаемые результаты

Предметные:

умение осуществлять работу в определённой последовательности, способность правильно, в соответствии с заданием, передать технологию обработки и изготовления изделия.

умение определять замысел поделки, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;

имеет представление о разных видах бумаги, картона как о виде художественного творчества;


Личностные:

мотивация к обучению и познанию декоративно-прикладного творчества;

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагает инструменты, материалы и приспособления на рабочем месте, сохраняет порядок);

- владение коммуникативными навыками в процессе совместной практической творческой деятельности;

умение самостоятельно ориентироваться в этапах и содержании выполнения познавательных задач;

улучшение качества разговорной речи;

улучшение социализации.

Коррекционные:

эмоционально откликается на воздействие художественного образа,

- понимает содержание творческой работы и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;

активно взаимодействует со сверстниками и педагогом;

самостоятельно находит пути решения поставленной задачи и

реализует ее в работе;

логичное построение речевых конструкций при общении с педагогом и сверстниками.


Планируемый уровень подготовки обучающихся к окончанию

по внеурочной деятельности «Мир творчества»

знать:

правила техники безопасности при работе ручными инструментами, материалами и приспособлениями

названия инструментов, приспособлений и материалов, предусмотренных программой;

правила разметки и контроль по шаблонам, линейке;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;


уметь:

правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах труда;

организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;

самостоятельно изготовлять изделие по образцу, по технологической карте и подбирать материалы для их изготовления;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.


Этапы реализации программы

1.Санитарно-эпидемиологические.

Соблюдение общих требований санитарно-гигиенических норм, к обеспечению санитарно-бытовых условий, к соблюдению пожарной и электробезопасности, к соблюдению требований охраны труда.

2.Организационные-технические.

Обеспеченность доступа детей и их родителей на территорию учреждения с предоставлением места для парковки машин, специально оборудованные въезды, скаты на тротуары; наличие эскалатора- подъемника, пандусов, поручней, мнемосхем на стойках и др. имеются:

Наличие учебного кабинета площадью с соблюдением санитарно - гигиенических норм к воздушно-тепловому режиму, освещению, водоснабжению, оборудованными рабочими местами; гардероба, санузла, зоны для отдыха и игр.

3.Учебно-методическое обеспечение.

Обеспеченность обучающихся:

специальной учебной литературой и пособиями;

дидактическим и демонстрационным материалом (наглядные пособия, карты, плакаты, образцы работ, иллюстрации, игрушки и т.д.).


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


ЛИТЕРАТУРА

1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.

4. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Большая книга поделок для девочек и

мальчиков. М., 2000. 270 с.

5. Майорова Ю. А. Поделки. Мастерим вместе с детьми. Эл. Ресурс

6. Панкеев И.А. Поделки из природных материалов. Москва. 2001


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Инструкционные карты.

Копилка электронных презентаций по темам программы.

Образцы рисунков, раскрасок, аппликаций, открыток.

ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Бумага цветная, белая.

Декоративные наклейки.

Картон цветной, белый.

Кисточки.

Клей-карандаш, клей ПВА.

Компьютер.

7. Крепированная бумага.

8. Линейка.

9. Ножницы.

10. Природный материал.

11. Простой карандаш.

12. Салфетки.

13. Столы.

14. Стулья.

15. Цветные карандаши.

16. Трафареты.

17. Шаблоны.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.