Адаптированная программа для детей школьного возраста с нарушениями интеллекта по предмету «Мир природы и человека» (2 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / Э.О.Плодухина ______/ Е.В.Агапова
_______/ А.Л.Сивцова «30» августа 2021 года Приказ по школе № 01-18-36/6
Протокол № 1 от от «30» августа 2021 г.
«27» августа 2021 года
Адаптированная
рабочая программа
для детей школьного возраста
с нарушениями интеллекта (вариант первый)
по учебному предмету «Мир природы и человека»
для 2 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
с. Зыково, 2021 г.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для учащейся, обучающейся на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной общеобразовательной программе для УО во 2 классе составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42,55,59,79);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85; изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72; изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 »;
Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Зыковская СОШ».
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). –Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова «Мир природы и человека» 2 класс. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2021.
Курс «Мир природы и человека» для детей с умственной отсталостью является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Живой мир как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. На уроках учащаяся должна составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, и описывать под руководством учителя предметы и явления природы.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Согласно действующему учебному плану школы программа для 2 класса предусматривает обучение предмета «Мир природы и человека в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения курса «Мир природы и человека»
Личностные результаты освоения программы:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный идостаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий.
Система планируемых результатов отражает состав базовых учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют обучающиеся с умственной отсталостью.
Личностные учебные действия:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Регулятивные учебные действия:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
устанавливать видо-родовые отношения предметов.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе 12ч.
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца.
Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер,
ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:
похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.
Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь,
дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами.
Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное
время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа 4ч.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха,текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа 18 ч.
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые,засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки.
Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.
Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным.
Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища отравлений.
.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Сезонные изменения в природе | 20 |
2 | Неживая природа | 2 |
3 | Живая природа | 7 |
4 | Животные | 2 |
5 | Человек | 3 |
| Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета
«Мир природы и человека»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |||
План | Факт | |||||
Сезонные изменения в природе (20ч.) | ||||||
1 | Сезонные изменения. Влияние солнца на смену времен года | 1 | 7.09 | | ||
2 | Сутки. Долгота дня летом и зимой. | 1 | 14.09 | | ||
3 | Времена года. Осень. Растения осенью. | 1 | 21.09 | | ||
4 | Животные осенью. | 1 | 28.09 | | ||
5 | Занятия людей осенью. | 1 | 5.10 | | ||
6 | Зима. Зимние месяцы. | 1 | 12.10 | | ||
7 | Растения зимой. | 1 | 19.10 | |||
8 | Животные зимой. | 1 | 26.10 | | ||
9 | Занятие людей зимой. | 1 | 9.11 | | ||
10 | Экскурсия. Наблюдение за погодой. | 1 | 16.11 | | ||
11 | Повторение изученного материала. | 1 | 23.11 | | ||
12 | Весна. Весенние месяцы. | 1 | 30.11 | | ||
13 | Растения весной. | 1 | 7.12 | | ||
14 | Животные весной | 1 | 14.12 | | ||
15 | Занятие людей весной | 1 | 21.12 | | ||
16 | Лето. Летние месяцы. | 1 | 28.12 | | ||
17 | Растения летом. | 1 | 11.01 | | ||
18 | Животные летом. | 1 | 18.01 | | ||
19 | Занятие людей летом | 1 | | |||
20 | Повторение изученного материала. | 1 | 1.02 | | ||
Неживая природа (2ч.) | ||||||
21 | Вода. Свойства воды. | 1 | 8.02 | | ||
22 | Температура воды. Вода в природе. | 1 | 15.02 | | ||
Живая природа (7ч.) | ||||||
23 | Растения. Части растений | 1 | 22.02 | | ||
24 | Растения. Комнатные растения. Части растений. | 1 | 1.03 | | ||
25 | Жизнь растений | 1 | 15.03 | | ||
26 | Растения. Уход за комнатными растениями | 1 | 22.03 | | ||
27 | Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | 1 | 5.04 | | ||
28 | Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. | 1 | 12.04 | | ||
29 | Уход за растениями сада и огорода. | 1 | 19.04 | | ||
Животные (2ч.) | ||||||
30 | Животные и их породы. | 1 | 26.04 | | ||
31 | Рыбы: внешний вид, среда обитания | 1 | 3.05 | | ||
Человек (3ч.) | ||||||
32 | Гигиена тела человека. | 1 | 10.05 | | ||
33 | Органы пищеварения. | 1 | 17.05 | | ||
34 | Питание человека. Профилактика отравлений | 1 | 24.05 | |