Адаптированная рабочая программа по математике для детей с ОВЗ (3 класс)
«СОГЛАСОВАНО» На заседании ПМПк Протокол №____ от ____________201__г Согласовано с родителями: _______ /Н.Е. Баева/ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ Никольская СОШ __________/Л.А.Ощепкова/ Приказ №________________________ от_______________201__г |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
по математике
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составлена
учителем _Авдиенко Д.С._
2018г.
с. Никольское
Паспорт рабочей программы
Тип программы |
Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы |
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Математика» |
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа |
1. Конституция РФ; ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273. 2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы в СОШ» Базисного учебного плана составленного на основе Письма Министерства образования Красноярского края №76-9151 от 04.09.2015 "Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Красноярского края, реализующих адаптированные программы". |
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской) |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике и на основе авторской программы В.В. Эк «Математика» |
Категория обучающихся (статус, вид обучения, класс) |
Ученица 3 класса Никольской СОШ Обучение и развитие по программе школы для детей с легкой степенью умственной отсталости |
Сроки освоения программы |
1 год |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) |
170 часов |
Режим занятий (кол-во часов в неделю/дни недели) |
5 часов в неделю |
Форма обучения (инклюзия / индивидуальное обучение (на дому)) |
инклюзия |
Информация об используемом учебнике. |
Учебник «Математика» 3 класс. Автор: В.В. Эк |
Пояснительная записка
Приоритетные направления образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ |
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучения по программе для детей с легкой степенью умственной отсталости. Данная программа способствует более успешному овладению учебного материала. |
|||||||
Характеристика ребенка |
Девочка испытывает трудности при устном счете в пределах 20, считает на пальцах, часто отвечает не думая, и допускает ошибки. При обучении математике ученица не понимают смысла арифметических действий (вычитания, умножения, деления, сложения). При решении простейших числовых выражений допускает большое количество ошибок. Испытывает трудности при решении в столбик. При решении задачи не осмысливают предложенной в ней ситуации, поэтому не может составить подходящую краткую запись и решить ее. Особые трудности испытывают ученики при решении задач на деление по содержанию и умножение. Путается в названии геометрических фигур, не знает правил нахождения периметра и площади. Записи в тетради оформляет неправильно. |
|||||||
Цель и задачи обучения по предмету |
Цель |
Задачи |
||||||
- подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками |
Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах. Научить читать и записывать числа до 100 Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. |
|||||||
Типы урока |
Урок изучения нового материала, урок первичного закрепления полученных знаний, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок повторения, урок контроля и оценки знаний |
|||||||
Методы и приемы обучения |
Словесный (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественных слов, рассказ, беседа), наглядный (показ действий педагогом, использование технологических карт, пример, помощь) практический (упражнение, творческая работа) |
|||||||
Формы работы |
Индивидуальная |
|||||||
Формы контроля достижений учащихся |
Входной контроль (входная контрольная работа), текущий (тестирование), тематический (самостоятельная работа), итоговый *самостоятельная к/р,) |
|||||||
Уровень подготовки выпускников на конец учебного года |
Метапредметные
|
|||||||
Предметные 1. Прямой и обратный счет в пределах 20 2. Решение числовых выражений без перехода через десяток, с переходом через десяток, в пределах 100 3. Решение примеров с использованием разных арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление) 4. Использование знания таблиц умножения для решения соответствующих примеров |
||||||||
Личностные 1. Осознавать роль языка и речи в жизни людей 2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции 3. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать 4. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп, тон речи) |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Промежуточная аттестация |
|
|
Нумерация |
3 ч |
Контрольная работа № 1 по теме: Сложение и вычитание без перехода через десяток |
|
|
Сложение и вычитание без перехода через десяток |
19 ч |
Контрольная работа № 2 по теме: Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд» |
|
|
Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток |
24 ч |
Контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление» |
|
|
Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток |
32 ч |
Контрольная работа № 4 по теме: «Сотня» |
|
|
Сотня |
15ч |
Контрольная работа № 5 по теме: « Сложение круглых десятков» |
|
|
Сложение и вычитание без перехода через десяток |
26ч |
Контрольная работа № 6 « Сложение и вычитание двузначных чисел» |
|
|
Числа, полученные при счете и измерении |
13ч |
Контрольная работа № 7 по теме: « Действия в пределах 100» |
|
|
Деление на равные части. Деление по содержанию |
6ч |
Контрольная работа № 8 по теме: « Решение примеров» |
|
|
Порядок арифметических действий |
22ч |
Контрольная работа № 9 по теме: «Решение задач с числами полученными при измерении» |
|
|
Повторение |
10ч |
Контрольная работа № 10 по теме «Все действия в пределах 100». |
|
Итого: |
170ч |
Содержание программы
Содержание |
Цель |
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса |
Нумерация чисел в пределах 100.Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единицы. Числовой ряд 1-100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 4, по 5. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, десятков. Числа четные и нечетные. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток и соответствующие случаи вычитания. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения. Запись и чтение умножения. Название компонентов умножения. Таблица умножения числа 2. Деление на равные части. Деление по содержанию. Название компонентов деления. Таблица деления на 2. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления. Соотношение 1р.=100к Скобки. Единицы измерения длины – метр, дециметр, сантиметр. Числа, полученные при счете и измерении разными мерами. Единицы времени – час, минута, секунда. Определение времени по часам (часы, минуты) Простые арифметические задании на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Круг. Окружность. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности. Четырехугольник, Прямоугольник, квадрат. Многоугольник. Вершины, углы, стороны. |
- подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками |
Учащиеся должны знать: - числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; - смысл арифметических действий умножения и деления; - таблицы умножения и деления чисел в пределах 20. - порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия; - единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени Учащиеся должны уметь: - считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; - откладывать на счетах любые числа в пределах 100; - складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений; - использовать знание таблиц умножения. - различать числа, полученные при счете и измерении; - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Дата |
Нумерация – 3 ч |
||
Сложение и вычитание без перехода через десяток.– 19 ч |
||
Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток – 24 ч |
||
Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток – 32 ч |
||
Сотня – 15ч |
||
|
Нумерация. Получение ряда круглых десятков. |
11.01 |
|
Нумерация. Получение ряда круглых десятков. |
12.01 |
|
Меры стоимости. 1 р. =100 к., 50 к. |
15.01 |
|
Меры длины. 1 м = 100 см. Единица массы: центнер. 1 ц = 100 кг. |
16.01 |
|
Сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. |
17.01 |
|
Разряды: единицы, десятки. Разрядная таблица. |
18.01 |
|
Присчитывание и отсчитывание по 2 до 20. |
19.01 |
|
Присчитывание и отсчитывание по 3 до 30. |
22.01 |
|
Присчитывание и отсчитывание по 4 до 40. |
23.01 |
|
Присчитывание и отсчитывание по 5 до 50. |
24.01 |
|
Числа четные и нечетные |
25.01 |
|
Числа четные и нечетные |
26.01 |
|
Окружность, круг. |
29.01 |
|
Окружность, круг. |
30.01 |
|
Построение окружности. Углы. |
31.01 |
Сложение и вычитание без перехода через десяток – 26ч |
||
|
Сложение и вычитание круглых десятков. |
01.02 |
|
Примеры со скобками. |
02.02 |
|
Сложение круглых десятков и однозначных чисел: 60 + 4, 4 + 60. |
05.02 |
|
Вычитание круглых десятков и однозначных чисел: 64 - 60, 64 – 4. |
06.02 |
|
Сложение двузначных чисел и однозначных: 64 + 3, 3 + 64. |
07.02 |
|
Вычитание однозначного числа из двузначного: 63 – 2. |
08.02 |
|
Закрепление пройденного материала. |
09.02 |
|
Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание без перехода через десяток |
12.02 |
|
Сложение круглых десятков и двузначных чисел: 57 + 40, 40+57. |
13.02 |
|
Вычитание круглых десятков из двузначных чисел: 57 – 40. |
14.02 |
|
Сложение двузначных чисел: 42 + 25. |
15.02 |
|
Вычитание двузначных чисел: 58 – 27. |
16.02 |
|
Вычитание двузначных чисел: 48 – 38, 48 – 45. |
19.02 |
|
Получение круглых десятков и сотни сложением двухзначного числа с однозначным: 38 + 2, 98 + 2. |
20.02 |
|
Контрольная работа № 6 по теме: «Сложение круглых десятков» |
21.02 |
|
Работа над ошибками по теме: «Сложение круглых десятков» |
22.02 |
|
Вычитание однозначного числа из круглых десятков: 40 – 6. |
26.02 |
|
Вычитание однозначного числа из 100. |
27.02 |
|
Вычитание двузначного числа из круглых десятков. |
28.02 |
|
Вычитание двузначного числа из 100. |
01.03 |
|
Уменьшение числа на несколько единиц. 40, 35. 40 – 5 = 35. |
02.03 |
|
Составление примеров на вычитание по примеру на сложение: 22 + 78 = 100. 100 – 22 = 78. |
05.03 |
|
Решение сложных примеров. |
06.03 |
|
Закрепление пройденного материала. |
07.03 |
|
Контрольная работа № 7 по теме : « Сложение и вычитание двузначных чисел» |
09.03 |
|
Работа над ошибками по теме: « Сложение и вычитание двузначных чисел» |
12.03 |
Числа, полученные при счете и измерении – 13 ч |
||
|
Числа, полученные при измерении. |
13.03 |
|
Числа, полученные при измерении. |
14.03 |
|
Меры стоимости: р., к. |
15.03 |
|
Меры стоимости: р., к. |
16.03 |
|
Меры длины: м, дм, см. |
19.03 |
|
Меры длины: м, дм, см. |
20.03 |
|
Решение примеров на меры стоимости. |
21.03 |
|
Решение примеров на меры стоимости. |
22.03 |
|
Меры времени: 1ч = 60 мин. Определение времени в минутах. 24 ч = 1 сут. 12 мес. = 1 год. |
23.03 |
|
Меры времени: 1ч = 60 мин. Определение времени в минутах. 24 ч = 1 сут. 12 мес. = 1 год. |
02.04 |
|
Контрольная работа № 8 по теме: «Действия в пределах 100» |
03.04 |
|
Работа над ошибками по теме: «Действия в пределах 100» |
04.04 |
|
Закрепление пройденного материала по теме: Действия в пределах 100» |
05.04 |
Деление на равные части. Деление по содержанию – 6 ч |
||
|
Деление на равные части и по содержанию. |
06.04 |
|
Деление на 2 равные части и по2. |
09.04 |
|
Деление на 3 равные части и по 3. |
10.04 |
|
Деление на 4 равные части и по 4. |
11.04 |
|
Деление на 5 равных частей и по 5. |
12.04 |
|
Решение простых задач на нахождение произведения и частного. |
13.04 |
Порядок арифметических действий – 22 ч |
||
|
Сложение и вычитание в пределах 100. |
16.04 |
|
Сложение и вычитание в пределах 100. |
17.04 |
|
Сложение и вычитание в пределах 100. |
18.04 |
|
Таблица умножения и деления. |
19.04 |
|
Таблица умножения и деления. |
20.04 |
|
Таблица умножения и деления. |
23.04 |
|
Таблица умножения и деления. |
24.04 |
|
Таблица умножения и деления. |
25.04 |
|
Таблица умножения и деления. |
26.04 |
|
Решение примеров с именованными числами. |
27.04 |
|
Решение примеров с именованными числами. |
30.04 |
|
Контрольная работа № 9 по теме: «Решение примеров» |
02.05 |
|
Работа над ошибками по теме: «Решение примеров» |
03.05 |
|
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
04.05 |
|
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
07.05 |
|
Решение составных задачи примеров |
08.05 |
|
Решение составных задачи примеров |
10.05 |
|
Решение составных задачи примеров |
11.05 |
|
Решение составных задачи примеров |
14.05 |
|
Меры стоимости. Решение составных задач. |
15.05 |
|
Меры стоимости. Решение составных задач. |
16.05 |
|
Меры стоимости. Решение составных задач. |
17.05 |
Повторение – 10ч |
||
|
Прямая. Луч. Отрезок. |
18.05 |
|
Прямоугольник. Квадрат. Многоугольники. |
21.05 |
|
Решение примеров и задач |
22.05 |
|
Решение примеров и задач |
23.05 |
|
Контрольная работа № 10 по теме « Все действия в пределах 100». |
24.05 |
|
Работа над ошибками по теме: « Все действия в пределах 100». |
25.05 |
|
Меры времени. Повторение пройденного материала |
28.05 |
|
Порядок арифметических действий |
29.05 |
|
Порядок арифметических действий |
30.05 |
|
Порядок арифметических действий |
31.05 |
Критерии и нормы оценивания ЗУН уч-ся с ОВЗ
Форма работы |
Оценка |
Критерии и нормы |
Оценка устных ответов: |
Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» |
- понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ. - при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя. - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся. - незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся. |
Оценка практических работ |
Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» |
-работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником. - допущено 1-2 ошибки. -допущено 3-5 ошибок. - допущено 6-8 ошибок. |
Учебно – методические средства обучения
Основная и дополнительная учебная литература |
Наглядный материал |
Оборудование и приборы |
Учебники Учебник «Математика» 3 класс. Автор: В.В. Эк |
Плакаты, наглядные пособия по математике |
Ноутбук, проектор, интерактивная доска |