Рабочая программа по внеурочной деятельности «Интеллектика» (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Интеллектика»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Интеллектика» общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС), подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» для 4 Б класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).
Общая характеристика
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федерального государственного стандарта в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка;
безотметочная система обучения;
обогащение окружающей ребёнка среды. разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательност;.
поощрение высказывания оригинальных идей;
широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;
использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
Основные цели и задачи рабочей программы
Основная цель рабочей программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи рабочей программы:
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
В соответствии с авторской программой на изучение курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» (РПС) «З6 занятий для будущих отличников» в 4 классе рекомендовано отводить 34 часа в год, 1 час в неделю.
Рабочая программа в 4 Б классе рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. В соответствии с планом работы МБОУ «Школа №21» по внеурочной деятельности, с санитарными нормами одно занятие длится 40 минут.
Обоснование внесённых изменений и дополнений
Учитывая специфику общеобразовательного класса и рекомендации психолога школы, при написании рабочей программы, внесены дополнения в текст рабочей программы, расширив изучение курса до 68 часов в год (2 часа в неделю), так как добавили цикл занятий по обеспечению жизнедеятельности «Чтобы не было беды» и увеличили количество уроков для изучения трудных тем, а также добавлена работа по отработке навыка работы с ИКТ. В рабочую программу включены уроки с использованием цифровой лаборатории и резервные часы в конце учебного года для развития творческих способностей младших школьников.
Основное содержание
Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Содержание рабочей программы
Государственные символы. |
Моя семья. |
Мой портрет в лучах солнца. |
Интеллектуальный клуб «Мыслитель». |
Вода в нашей жизни. |
Матушка-землица. |
Юные кулинары. |
Куда летят крылатые слова. |
Фильм, фильм, фильм… |
Путешествие в мир пушкинских сказок. |
И снова нас ждет мир пушкинских сказок. |
Приветствуем зиму. |
Пернатые друзья. |
Олимпийские игры древности. |
Олимпийские игры современности. |
Я расскажу тебе о цирке. |
Калейдоскоп головоломок. |
Музыкальная шкатулка. |
Что мы знаем о памяти. |
Приди, Масленица, с радостью!.. |
Золушка. |
Клуб любителей русского языка. |
Да здравствует абракадабра! |
Собранье пестрых дел. |
Поговорим, друзья, о книге. |
Эх, яблочко!.. |
Шутка – минутка, а заряжает на час. |
О времени и о часах. |
Еще раз о времени и о часах. |
Праздник Ивана Купалы. |
Клуб любителей головоломок. |
Как делают бумагу. |
История плюшевого мишки. |
Букет увлекательных задач. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД:
умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД:
умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД:
развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
планирование своих действий под руководством учителя;
приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом собеседования.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся:
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2014. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
Рекомендуемая литература для учителя:
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 4 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2012.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы
Внеурочная деятельность: Интеллектика.
Класс: 4 Б
Календарно – тематическое планирование
№ ур п/п |
Внеурочное занятие № (тема, название) |
Основные средства обучения, формы организации внеурочной деятельности |
Деятельность учителя (осуществляемые действия) |
Деятельность учащихся (осуществляемые действия) |
Формируемые умения К. – коммуникативные П. – познавательные Р. – регулятивные Л. - личностные |
План и сроки прохождения программы |
1-2 |
Государственные символы. |
Беседа-размышление на тему «Что такое Родина?» |
Уточнить представления детей о большой Родине и малой родине; создать положительный эмоциональный настрой на процесс обучения, рассказать о Государственной власти и символах. |
Участвовать в диалоге, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы викторины, иллюстрировать стихотворение |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
|
|
3-4 |
Моя семья. |
Игры |
Дать толкование фразеологизмов о семье, руководить игровой деятельностью обучающихся. Уточнить представление детей о российской семье; развивать внимание, мышление, воображение, речь; воспитывать чувство близости с членами семьи. |
Играть в игры «Три попытки», определять предметы по их описанию, расшифровывать выражения, рисовать с помощью офицерской линейки, разгадывать ребусы. |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
|
|
5-6 |
Мой портрет в лучах солнца. |
Игры Загадалки-с-толку-сбивалки. |
Познакомить с криптограммой, учить читать криптограммы; учить восстанавливать загадки. Акцентировать внимание детей на положительных качествах, присущих каждому человеку; развивать внимание, мышление, артистические способности, речь. |
Читать криптограмму, расшифровывать слова, восстанавливать загадку, работать с танграмом. |
П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
|
|
7-8 |
Интеллектуальный клуб «Мыслитель». |
Игры и задания на смекалку |
Учить распределять предметы по группам, систематизировать знания учащихся. Развивать внимание, быстроту реакции, логическое, нестандартное мышление, воображение. |
Уметь определять предмет по их описанию, распределять по группам набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению. |
П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; |
|
9-10 |
Вода в нашей жизни. |
Логические игры |
Расширить представление учащихся о значении воды в нашей жизни; развивать внимание, память, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к воде. Руководить игровой деятельностью, развивать артистические способности. |
Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру. Безопасно обращаться с острыми, электрическими предметами, бытовой химией |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии |
|
11-12 |
Матушка-землица. |
Просмотр видеофильма и его анализ |
Руководить игровой и практической деятельностью учащихся. Уточнить представление детей о ценности земли; развивать внимание, мышление, воображение, речь, зрительную память; воспитывать любовь к земле. |
Разгадывать зашифрованные названия в картинках, выполнять задания поискового характера, узнавать предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам, работать с танграмом. Уметь оказывать первую помощь при незначительных травмах |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя, Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;. |
|
13-14 |
Юные кулинары. |
Беседа - размышление |
Расширить представление учащихся о кулинарии, познакомить с некоторыми названиями мясных блюд; развивать внимание, мышление, воображение, память; пополнять словарный запас, развивать чувство юмора.Дать детям представление о воображении и его значении в жизни человека. Учить находить ошибки в цитатах из стихотворений; задавать вопросы по стихотворениям |
Слушать и анализировать тексты услышанных рассказов, находить ошибки в цитатах из стихотворений; зарисовывать фантазии, возникшие при слушании текстов. |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; |
|
15-16 |
Куда летят крылатые слова. |
Научный клуб школьников |
Познакомить с понятием крылатые слова, происхождением этого термина, автором первого российского сборника «Крылатые слова»; расширять словарный запас; развивать внимание, нестандартное мышление; воспитывать чувство восхищения богатством русского языка, руководить игровой и поисковой деятельностью. |
Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать, рисовать по клеточкам, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению. |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; |
|
17-18 |
Фильм, фильм, фильм… |
Ролевые игры, просмотр фильма |
Дать первоначальное представление о кинематографе; развивать внимание, мышление, конструкторские способности, зрительную память. |
Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять предложения, подбирать ответ к выражениям, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки-небылицы. |
Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя, П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. |
|
19-20 |
Путешествие в мир пушкинских сказок.
|
Игры, загадки, кроссворды |
Углубить знание детьми пушкинских сказок; развивать внимание, мышление, конструкторские способности. |
Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, работать с танграмом. |
Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. |
|
21-22 |
И снова нас ждет мир пушкинских сказок. |
Литературные игры |
Дать понятие литературы и литературных игр. Организовывать литературные игры. |
Активно участвовать в литературных играх |
Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. |
|
23-24 |
Приветствуем зиму |
Исследовательская работа |
Организовать исследование «Зимние изменения в природе» Создать хорошее настроение, вспомнить приятные моменты, связанные с зимой; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, расширять словарный запас |
Проводить исследования с использованием ИКТ |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии |
|
25-26 |
Пернатые друзья. |
Исследовательская работа |
Организовать исследование «Такие разные птицы» с использованием ИКТ Познакомить детей с краткими сведениями из истории возникновения Международного дня птиц, расширять представления о пернатых; развивать внимание, мышление, память; воспитывать у детей бережное отношение к птицам |
Проводить исследования с использованием и использованием ИКТ |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии |
|
27-28 |
Олимпийские игры древности |
Интеллектуальные игры |
Дать представление об Олимпийских играх древности; развивать внимание, мышление, память. Подобрать и организовать интеллектуальные игры |
Активно участвовать в интеллектуальных играх |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии |
|
29-30 |
Олимпийские игры современности. |
Викторина,игры |
Расширить представления учащихся об Олимпийских играх современности; познакомить с символами Олимпиады; развивать внимание, мышление, конструкторские способности, зрительную память. |
Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх. Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии |
|
31-32 |
Я расскажу тебе о цирке. |
Ролевые игры |
Дать представление об особенностях циркового искусства; развивать внимание, мышление, воображение, речь, фонематический слух. Подготовить и провести ролевые игры. |
Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевые игры Анализировать ситуации давать им оценку. |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии |
|
33-34 |
Калейдоскоп головоломок. |
Игры и задания на смекалку |
Подобрать игры и задания смекалку Развивать внимание, мышление, воображение, речь, фонематический слух. |
Определять место звука в слове, продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, работать с танграмом, читать криптограмму. |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии |
|
35-36 |
Музыкальная шкатулка. |
Занимательные игры |
Познакомить детей с понятием «классическая музыка», именами композиторов-классиков, дать первоначальные сведения о музыкальных инструментах – барабане и скрипке, величайших мастерах – создателях скрипки – Амати и Страдивари, а также о гениальном скрипаче Н. Паганини; развивать внимание, нестандартное мышление.Подготовить занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти, слуха, учить искать закономерности и решать задания на развитие логики. |
Играть со словами, выполнять задания на определение видов музыкальных инструментов, закономерности, разгадывать кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям. |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии
|
|
37-38 |
Что мы знаем о памяти. |
Исследовательская работа |
Познакомить детей с видами памяти (слуховой, зрительной, моторной); развивать внимание, зрительную и слуховую память, нестандартное мышление. Организовать исследовательскую работу «Виды памяти» |
Проводить исследования «Виды памяти» |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; |
|
39-40 |
Приди, Масленица, с радостью!.. |
Занимательные задания |
Уточнить представления детей о народном празднике Масленица; развивать внимание, мышление, фантазию, память, ориентацию в пространстве, артистические способности, упражнять в стихосложении. |
Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
|
41-42 |
Золушка. |
Ролевые игры |
Подготовить и провести беседу о жанровых особенностях сказки |
Инсценировать сказку |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
|
43-44 |
Клуб любителей русского языка. |
Исследовательская работа |
Организовать исследовательскую работу «Богат и могуч русский язык» . |
Проводить исследования с ИКТ. Разгадывать головоломки, играть в логические игры. |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
|
45-46 |
Да здравствует абракадабра! |
Занимательные игры |
Уточнить представления учащихся о понятии «абракадабра»; развивать внимание, нестандартное мышление. |
Участвовать в занимательных играх |
П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы Р.: установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Л.: Формирование рефлексии*. |
|
47-48 |
Собранье пестрых дел. |
Викторина |
Развивать внимание, слуховую, а также зрительную память, мышление, воображение, речь, ориентацию в пространстве |
Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам относительно оси симметрии, работать с танграмом. |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии |
|
49-50 |
Поговорим, друзья, о книге |
Мини - проекты |
Подготовить презентацию « Какие бывают книги». Углубить представление детей о ценности книги и пользе чтения; развивать внимание, мышление, воображение, речь |
Готовить мини проекты «Книги». |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
|
51-52 |
Эх, яблочко!.. |
Занимательные задания и игры |
Подготовить занимательные игры и задания и учить искать закономерности и решать задания на развитие логики |
Выполнять занимательные задания |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
|
53-54 |
Шутка – минутка, а заряжает на час.. |
Занимательные задания и игры |
Подготовить занимательные игры и задания и учить искать закономерности и решать задания на развитие логики |
Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания |
|
|
55-56 |
О времени и о часах. |
Мини - проекты |
Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов о времени и о часах Дать представление о ценности времени. Познакомить с синонимами слова «время»; развивать внимание, мышление, воображение, речь. |
Активно участвовать в разработке мини-проектов о времени и о часах с использованием ИКТ |
П.: умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Л.: формирование рефлексии*. |
|
57-58 |
Еще раз о времени и о часах. |
Игры со словами |
Мини-проект о времени и о часах. Познакомить детей с историей возникновения часов, упражнять в определении времени по часам; развивать внимание, мышление, чувство ритма. |
Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного мышления. Активно участвовать в разработке мини-проектов о времени и о часах с использованием ИКТ |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
|
59-60 |
Праздник Ивана Купалы. |
Игры, викторины |
Познакомить с содержанием праздника Ивана Купалы; развивать внимание, мышление, воображение. |
Выполнять практическую работу под руководством учителя. Строить фразы, следуя логике, разгадывать ребусы |
П.:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
|
61-62 |
Клуб любителей головоломок |
Игры, викторины и задания на смекалку |
Подбор заданий и руководство деятельностью обучающихся |
Находить закономерность в фразе и продолжать её, находить ошибки . |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: способность к эмпатии и сопереживанию |
|
63 |
Как делают бумагу. |
Разнообразие игр на основе загадок |
Дать представление учащимся о современном производстве бумаги; развивать внимание, мышление, воображение, быстроту реакции. |
Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Восстанавливать загадки с пропущенными строчками, отгадывать загадки и группировать рисунки-отгадки в 3 группы. Разгадывать кроссворд |
П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. |
|
64 |
История плюшевого мишки. |
Интеллектуальные и логические игры |
Подобрать задания на развитие внимания, воображения, речи, памяти, нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии |
Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Формирование рефлексии*. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: способность к эмпатии и сопереживанию |
|
65 |
Букет увлекательных задач.. |
Урок-соревнование в смекалке |
Подобрать задания на развитие внимания, воображения, речи, памяти, нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии |
Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике. |
П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: способность к эмпатии и сопереживанию |
|
66 |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг |
Викторина |
Организовать соревнования на тему : Великая Отечественная война 1941-1945 гг |
Отвечать на вопросы викторины, работать в команде |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Формирование рефлексии*. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: способность к эмпатии и сопереживанию |
|
67 |
Лебединая песня |
Интеллектуальные и логические игры Выполнение творческих заданий |
Подобрать задания на развитие внимания, воображения, речи, памяти, нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии |
Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике. |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Формирование рефлексии*. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: способность к эмпатии и сопереживанию |
|
68 |
Резервное занятие. Подведение итогов |
КВН |
Подготовить презентацию по изученным темам |
Соревноваться в смекалке и логике. |
П.: планирование своих действий под руководством учителя. Формирование рефлексии*. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: способность к эмпатии и сопереживанию |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся:
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2014. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
Рекомендуемая литература для учителя:
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 4 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2012.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы