Адаптированная Основная Образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2)

1
0
Материал опубликован 18 December 2023





МАОУ «Коррекционная школа-интернат № 12»

г. Искитима Новосибирской области















Адаптированная Основная Образовательная программа

начального общего образования обучающихся с нарушениями слуха

(вариант 2.2)











Класс: 4 «А»

МО начальные классы

Руководитель МО: Кобзарь Н.И.

Сроки реализации: 2023-2024 учебный год

Учебный предмет: ознакомление с окружающим миром. Окружающий мир













Искитим 2023






Программа (вариант 2.2) составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта образования для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.









Составитель: Копейкина Е.А.

















































Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.

Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» на уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе федеральных требований (ФГОС ФАОП НОО) обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.

Реализация АООП (вариант 2.2) обеспечивает слабослышащим и позднооглохшим обучающимся уровень начального общего образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе.

Предметная область «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)» охватывает содержание образования по двум основополагающим предметам уровня начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир». Указанные предметы имеют интегративный характер, соединяя в равной мере обществоведческие и природоведческие знания, и дают обучающемуся с нарушением слуха материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание»: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающимся личного опыта, опыта общения с людьми, обществом и природой.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для обучающихся по варианту 2.2 основными задачами реализации содержания учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» являются:

овладение основными представлениями об окружающем мире;

развитие представлений о себе и круге близких людей;

формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;

формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни, умений реализовывать сформированные знания при общении в различных видах деятельности;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;

воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира;

развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;

формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей;

формирование представлений об обязанностях и правах обучающегося (представлений о себе как об обучающемся, члене семьи, растущем гражданине своего государства, труженике);

практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу обучающегося, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия;

развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем;

накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия;

актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося;

развитие восприятия (слухозрительно и на слух), достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета, а также лексики по организации учебной деятельности.

По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих обобщенных предметных результатов в освоении программы по окружающему миру:

воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе родной страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира; овладение основными представлениями об окружающем мире природы и социума; преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам;

освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества; умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося);

интерес к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира;

применение знаний о человеке, реализация сформированных умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами и представлениями о здоровом образе жизни.

Согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ и федеральной программы воспитания, содержание предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» направлено на формирование личностного восприятия слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство окружающего природного и социального мира. Обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической, и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила здорового образа жизни и поведения в мире природы и людей. В рамках данной предметной области решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Специфика предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» состоит в том, что в них заложена содержательная основа для реализации интегративных связей разных предметных областей на уровне начального общего образования. Ограниченные и искаженные представления слабослышащего или позднооглохшего обучающегося об окружающем мире определяют как само предметное содержание курса, так и необходимость обеспечения усвоения знаний в условиях привлечения чувственного опыта обучающихся, их активной предметной деятельности, формировании словесной речи и мышления. Предметы «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» вместе с предметом «Предметно-практическое обучение» (в 1 дополнительном классе) должны создавать основу для успешного усвоения знаний по другим дисциплинам (развитие речи, чтение, математика), постепенно приучая обучающихся к эмоционально-оценочному и к рационально-научному постижению окружающего мира. Освоение на этапе начального образования базовых знаний естественно-научных и общественно-научных дисциплин в их единстве и взаимосвязях позволяют осознать знакомые явления окружающего адекватно действовать и реагировать на изменения в ближайшем окружении, устанавливать причинно-следственные связи происходящих явлений, прогнозировать настроение и поведение окружающих людей, направлять свои личные интересы в гармонии с окружающей природой и целесообразности для социума.

Предмет «Ознакомление с окружающим миром» на начальном этапе освоения курса предполагает пропедевтическую основу для освоения академических знаний на следующем этапе изучения курса по предмету «Окружающий мир». Основные содержательные блоки курса – «Человек и общество» и «Человек и природа», каждый из которых включает ряд тематических разделов. Содержание разделов «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна», «Родная природа», «Жизнь и деятельность человека» и др. направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о себе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социальной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в построении программы курса призвано воспитывать активное отношение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать культуру общения и способствовать овладению ею. Содержательный блок «Человек и общество» предусматривает практическое ознакомление, прежде всего, с ближайшим окружением, с жизнью и трудом людей; формирование духовно-нравственной, эстетической и коммуникативной культуры. Данное направление способствует социализации ребенка, включающей в себя, с одной стороны, усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Только сочетание этих двух составляющих будет способствовать становлению социальной компетентности ребенка.

На уроках по предметам «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» учащиеся должны получить общее представление о применении приобретённых знаний о себе, об окружающей природе и социуме в собственной жизни. Усвоение общих сведений базируется на накопленных детьми знаниях о природе своей местности, укладе жизни и культурных ценностях своего региона, которые постоянно обогащаются и систематизируются. Содержание предмета «Окружающий мир» основывается на идее патриотического воспитания, которое должно включать и воспитание любви и бережного отношения к природе, своему краю. Необходимо критически оценивать поступающую к ученикам информацию из их окружения и направлять развитие интересов учащихся к приобщению к культуре общества, в котором дети должны занять активную социальную позицию.

Коррекционная направленность курса связана с реализацией ряда условий:

индивидуальный подход к учащимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работы;

насыщение учебного процесса активными формами деятельности (как речевой, так и наглядно-практической);

формирование речевого поведения;

работа над речью в связи с формированием природоведческих знаний, умений;

обучение приёмам умственной деятельности на специфических для природоведения видах учебных занятий как средство развития мышления слабослышащих и позднооглохших обучающихся и успешного овладения природоведческими понятиями;

усиление работы над обобщениями как средство повышения качества усвоения знаний, умений, умственного развития учащихся.

На уроках особое внимание следует уделять развитию речи и мыслительной деятельности школьников. Работа в этом направлении предусматривает накопление соответствующего словаря, включающего термины, характерные для данного предмета, словосочетания и фразы, а также реализацию общих требований к восприятию слабослышащими и позднооглохшими обучающимися обращённой к ним речи и оформлению высказываний.

Учебные предметы предметной области «Обществознание и естествознание», наряду с другими предметами основных образовательных областей, составляют обязательную часть учебного плана по варианту 2.2

Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по варианту 2.2, предусмотрено в учебное (урочное) время. Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана, может быть произведено за счет другой части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и обеспечивающей реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Содержание обучения по предметам «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» распространяется на работу в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в том числе во внеклассное время.

Указанное в учебном плане количество часов в неделю на ознакомление с окружающим миром не должно ограничивать учителя в выборе видов работ на уроках и форм организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Содержание предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» обеспечивает богатый контекст для формирования разговорной и монологической речи на уроках развития речи. В связи с этим по общему для разных предметов кругу тем целесообразно объединять учебные часы нескольких предметов учебного плана. Подобные интегрированные уроки позволят учителю систематизировать учебные задачи, формировать метапредметные умения и учебную деятельность школьников, а детям дадут возможность активно использовать накапливающиеся представления и умения в разных контекстах урочной и внеурочной деятельности и применять знания на практике.

Содержание материала курса по предметам «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» ориентировано на определённые образовательной программой требования для осуществления преемственной связи в освоении предметного содержания последующих естественно-научных и общественно-научных дисциплин на уровне основного общего образования.

Весь учебный процесс должен быть обеспечен необходимыми наглядными и техническими средствами обучения.

В случае наличия у слабослышащего или позднооглохшего обучающегося задержки психического развития важным фактором успешности его обучения является дифференцированный подход при адекватно подобранных формах и методах коррекционной помощи с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. У таких обучающихся отмечается кратковременная словесная память, они плохо устанавливают причинно-следственные, целевые зависимости, трудно «входят» в задание, не уверены в правильности своих действий. Их характеризует общая заторможенность или, наоборот, расторможенность, импульсивность, неравномерная работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная нервозность. Для обучающихся с ЗПР типичны трудности в развитии речи, понятийного мышления, но в то же время они незначительно отстают в развитии наглядных форм мышления и памяти по сравнению со слабослышащими обучающимися без дополнительных нарушений. Обучение требует планомерной систематической работы, предполагающей определенную дозировку требований, строгую последовательность в отработке содержания обучения, пошаговость в формировании различных умений, в овладении школьниками речевым материалом. В некоторых случаях возможна небольшая корректировка содержания обучения с сохранением основных программных требований.



Содержание учебных предметов «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир»

4 класс («Окружающий мир»)


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Учебные предметы «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» помогают обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. В ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.

Целями изучения предмета являются:

формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

формирование основных представлений об окружающем мире;

осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

развитие представлений о себе и круге близких людей;

преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;

воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира;

актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося;

развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета;

формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;

развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;

формирование знаний о человеке;

развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими;

формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей;

формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика;

практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия;

развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем;

накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия.

Изучение предмета ведется в двух направлениях. Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей и культурой поведения.

Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью общества: экскурсии, встречи с людьми разных профессий, посещении предприятий, музеев, театров, клубов, беседы и чтение о труде, о людях труда, просмотр видеороликов, подготовка к праздникам и т.п.

Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею. Ведется работа по формированию представлений у обучающихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы.

Задача раздела:

на конкретном и доступном материале познакомить детей с живой и неживой природой;

сформировать у обучающихся первоначальное представление о природе как едином целом;

научить устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы, между природой и трудовой деятельностью людей.

Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего изучения курса, имеет большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления.

В учебном процессе необходимо использовать различные методы, формы работы и наглядные средства обучения, вести систематическую работу по развитию речи учащихся: накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную разговорную речь (диалогическую и монологическую).

При изучении курса ознакомление с окружающим миром ведущее место занимают наблюдение, экскурсии, опыты, практические работы, которые не должны подменяться словесными методами обучения.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МАОУ КШИ №12

Согласно ФГОС ОВЗ на уровне начального общего образования ознакомление с окружающим миром входит в обязательную часть учебного плана, сроки освоения – 2 года; уровень изучения предмета – базовый; количество учебных часов:

4 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данный курс предполагает, как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средства предмета «Ознакомление с окружающим миром, Окружающий мир (Человек, природа, общества)» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности:

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: физическое здоровье, психическое, духовно-и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России;

ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы как духовной ценности разных народов);

представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;

первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;

представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;

этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий.

Метапредметные результаты Регулятивные

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные знания и умения;

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

понимать содержание текста, отвечать на вопросы учителя;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.

Коммуникативные

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть»,

«Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи учётом речевых и слуховых возможностей учащегося);

готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Предметные результаты по курсу «Ознакомление с окружающим миром»

правильно называть родную страну, родной город, село (малую Родину);

узнавать некоторые достопримечательности столицы;

называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

различать изученные объекты природы (растения, животных);

различать овощи и фрукты;

описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

соотносить времена года и месяцы;

соблюдать правила поведения в природе;

правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

подбирать одежду для разных случаев;

правильно переходить улицу;

различать виды транспорта;

соблюдать правила безопасности в транспорте;

составлятьсообщение помощью взрослых) по теме проекта.

Предметные результаты по курсу «Окружающиймир»

находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности своего региона;

называть имя действующего Президента Российской Федерации;

раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

проводить несложные астрономические наблюдения;

использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

давать краткую характеристику своего края;

различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

рассказывать об охране природы в своём крае;

различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

узнавать достопримечательностиМосквы и Санкт-Петербурга;

называтьнекоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем;

овладениеприродоведческими терминами, словами и словосочетаниями, обозначающимиобъекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную речь.














СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


4 класс

Название раздела

Введение. Ориентирование на местности. План и карта.

Природа нашего края.

Заключение.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Технические средства

классная доска с набором для крепления таблиц;

магнитная доска;

персональный компьютер;

презентации;

учебные фильмы;

интернет;

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «Ознакомление с окружающим миром», 1 класс (диск CD-ROM), автор Зыкова Т.С.

Учебно-практическое, учебно-лабораторное оборудование и натуральные объекты

Живые объекты (комнатные растения);

Игры и игрушки;

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и др.);

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.);

Наборы кукол в традиционных костюмах народов России;

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования;

Наборы муляжей овощей и фруктов;

Наборы предметных картинок;

Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы по окружающему миру: растения и животные, дорожные знаки, овощи и фрукты, одежда и обувь и пр.;

Наборное полотно.

Коллекции полезных ископаемых;

Коллекция плодов и семян растений;

Образцы почв;

Гербарии культурных, дикорастущих растений и сорняков учетом содержания обучения);

Живые объекты (комнатные растения);

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования;

Наборы предметных картинок;

Географические и физические карты;

Глобус;

Теллурий;

Термометры (комнатный и наружный);

Барометр;

Флюгер;

Наборное полотно.

Коллекция грибов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4 класс обучающиеся должны знать:

сезонные изменения в природе в своей местности;

некоторые особенности природы своей местности (почвы, растения, животные);

мероприятия по охране природы своей местности;

простейшие правила личной и общественной гигиены;

названия важнейших органов организма человека;

роль прививок, мед.осмотров для профилактики заболеваний;

отличие живой природы от неживой;

особенности сезонного труда людей своей местности;

имя действующего Президента Российской Федерации;

значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

свойства воздуха, значение воздуха, меры его охраны;

о том, что Земля – планета, Солнце - звезда, Луна – спутник Земли;

о работе ветра в природе.

Обучающиеся должны уметь:

определять с помощью опытов изученные свойства местных почв;

различать 3-4 растения местного ландшафта; 5-6 животных своей местности;

приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

узнавать достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга;

называть некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

измерять температуру воздуха по термометру;

определять направление ветра по флюгеру;

обозначать явления погоды условными знаками;

сравнивать погоду разных дней по календарю;

определять с помощью опытов свойства воздуха;

соблюдать правила поведения в природе;

собирать простейшую установку для опытов;

соблюдать правила безопасности при проведении опытов и правила личной гигиены;

использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем;

понимать природоведческие термины, слова и словосочетания, обозначающиеобъекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения и включатьих в самостоятельную речь.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ

Окружающий мир – 4 класс (Вариант 2.2)

Общее количество часов –34 часа (1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

дата

Основные виды деятельности обучающихся

Понятия

Введение. Ориентирование на местности. План и карта. 9 часов

1.

Режим дня школьника. Труд и отдых в режиме дня.

1

Знать и называть виды труда и отдыха и какое время на них отводится. Рассказывать про свой режим дня. Знать и рассказывать какое значение имеет выполнение режима дня.

Застилаете, прилежный, чередуется, намеченные дела.

2.

Наблюдения за изменениями

в природе. Наблюдение за погодой. Солнце и природа.

1

Находить отличия погоды в своей местности от погоды, описанной в учебнике. Сравнивать погоду. Вести наблюдения за природными явлениями.

Краеведческий музей, «Клуб

путешественников», геологи, альпинисты, труженики.

3.

Форма и величина земли. Поверхность земли.

1

Работать по карте.

Находить и называть в каком полушарии находится тот или иной материк.

Глобус – модель Земли. Полушария, поверхность.

4.

Ориентировка на местности.

1

Знать, что такое горизонт. Определять какие предметы находятся перед (позади, справа,

Открытая местность, линия


Что такое горизонт и линия


слева). Называть основные стороны горизонта. Называть в какой стороне горизонта

горизонта, неменяющиеся.


горизонта.


Солнце всходит, заходит. Наблюдать, в какое время суток в классе солнечно.

Восток, запад, юг, север – это

5.

Стороны горизонта.

1

Определять, на какую сторону горизонта выходят окна класса. Определять, что

основные стороны горизонта.


Определение сторон


находится к югу и к северу от школьного здания.



горизонта по солнцу.




6.

Компас. Определение направления по солнцу, компасу. Ориентировка по

признакам.

1

Уметь пользоваться компасом и бережно обращаться с ним. Изображать стороны горизонта на бумаге. Знать и рассказывать, как устроен компас, зачем нужен компас.

Компас, стрелка компаса, круглая коробочка с циферблатом, обозначены стороны горизонта.

Ориентирование.

7.

План местности. Что такое план. Чтение плана.

1

Определять где план, а где рисунок. Сравнивать план местности с рисунком. Определять расстояние на плане. Определять, какие предметы изображены на плане. Самостоятельно составлять план местности. Читать карту. Показывать на карте стороны света, крупные города, реки. Рассказывать по карте про поверхность земли.

План – это чертёж, на котором предметы местности изображены так, как мы видим их сверху.

Масштаб.

8.

Составление плана местности.

1

9.

Карта.

1

Природа нашего края. 23 часа

10-11

Формы поверхности.

2

Знать и рассказывать, для чего на склонах оврагов сажают деревья и кустарники.

Плоская равнина, холмистые


Равнина.


Рассказывать, какой вред наносят овраги хозяйству человека. Рассказывать, какие бывают

равнины, овраги. Ледники,

12

Формы поверхности. Холм.

1

горы. Понимать, чем отличается равнина от горной местности, реки, которые текут по

ущелья, горные долины.

13

Формы поверхности. Овраг. С

1

равнины, от горных рек. Рассказывать, как человек использует равнины, горы.


оврагами нужно бороться.


Определять формы поверхности на карте области.


14

Форма поверхности. Гора.

1



15-16

Поверхность земли и человек.

2



17

Из чего состоит суша.

1



18

Наблюдения за изменениями в природе. Наблюдение за

погодой. Солнце и природа.

1

Находить отличия погоды в своей местности от погоды, описанной в учебнике. Сравнивать погоду. Вести наблюдения за природными явлениями.

Терминологический словарь

«Погода»

19-20

Полезные ископаемые.

2

Описывать полезные ископаемые, их свойства. Находить и наносить полезные

Топливо это каменный уголь,

21

Добыча и использование полезных ископаемых.

1

ископаемые на карту. Называть полезные ископаемые, которые используют в

строительстве, как топливо. Рассказывать, что получают из нефти, где

нефть, газ, торф. Металлические

руды, удобрения.




добывают полезные ископаемые.


22

Наблюдения за изменениями

в природе. Наблюдение за погодой. Солнце и природа.

1

Находить отличия погоды в своей местности от погоды, описанной в учебнике. Сравнивать погоду. Вести наблюдения за природными явлениями.

Терминологический словарь

«Погода»

23-24

Водоёмы. Типы водоёмов.

2

Находить на карте полушарий океаны, моря и реки. Рассказывать о реке в разные времена года. Называть отличия реки, озера, моря друг от друга. Рассказывать, как использует человек водоемы. Проводить опыты с водой. Называть свойства воды, записывать их в таблицу. Рассказывать о круговороте воды в природе. Объяснять, почему летом идёт дождь, а зимой снег. Рассказывать, как используют пресную воду, какое

значение имеет вода в жизни человека. Понимать и охранять чистоту воды в водоёмах.

Пресная вода. Родники. Исток, устье, притоки.

Растворитель. Фильтрование.

25-26

Вода и её свойства.

2

27

Очистка воды.

1

28

Круговорот воды в природе.

1

29-30

Охрана воды и водоёмов.

2

31-32

Наблюдения за изменениями в природе. Наблюдение за

погодой. Солнце и природа.

2

Находить отличия погоды в своей местности от погоды, описанной в учебнике. Сравнивать погоду. Вести наблюдения за природными явлениями.

Терминологический словарь

«Погода»

Заключение. 2 часа

33-34

Обобщение пройденного материала

2




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации