Адаптированная Основная Образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2)
МАОУ «Коррекционная школа-интернат № 12»
г. Искитима Новосибирской области
Адаптированная Основная Образовательная программа
начального общего образования обучающихся с нарушениями слуха
(вариант 2.2)
Класс: 4 «А»
МО начальные классы
Руководитель МО: Кобзарь Н.И.
Сроки реализации: 2023-2024 учебный год
Учебный предмет: ознакомление с окружающим миром. Окружающий мир
Искитим 2023
Программа (вариант 2.2) составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта образования для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.
Составитель: Копейкина Е.А.
Рабочая программа по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» на уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе федеральных требований (ФГОС ФАОП НОО) обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Реализация АООП (вариант 2.2) обеспечивает слабослышащим и позднооглохшим обучающимся уровень начального общего образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Предметная область «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)» охватывает содержание образования по двум основополагающим предметам уровня начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир». Указанные предметы имеют интегративный характер, соединяя в равной мере обществоведческие и природоведческие знания, и дают обучающемуся с нарушением слуха материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание»: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающимся личного опыта, опыта общения с людьми, обществом и природой.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для обучающихся по варианту 2.2 основными задачами реализации содержания учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» являются:
овладение основными представлениями об окружающем мире;
развитие представлений о себе и круге близких людей;
формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни, умений реализовывать сформированные знания при общении в различных видах деятельности;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;
воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира;
развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;
формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей;
формирование представлений об обязанностях и правах обучающегося (представлений о себе как об обучающемся, члене семьи, растущем гражданине своего государства, труженике);
практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу обучающегося, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия;
развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем;
накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия;
актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося;
развитие восприятия (слухозрительно и на слух), достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета, а также лексики по организации учебной деятельности.
По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать следующих обобщенных предметных результатов в освоении программы по окружающему миру:
воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе родной страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира; овладение основными представлениями об окружающем мире природы и социума; преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам;
освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества; умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося);
интерес к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира;
применение знаний о человеке, реализация сформированных умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами и представлениями о здоровом образе жизни.
Согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ и федеральной программы воспитания, содержание предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» направлено на формирование личностного восприятия слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство окружающего природного и социального мира. Обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической, и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила здорового образа жизни и поведения в мире природы и людей. В рамках данной предметной области решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Специфика предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» состоит в том, что в них заложена содержательная основа для реализации интегративных связей разных предметных областей на уровне начального общего образования. Ограниченные и искаженные представления слабослышащего или позднооглохшего обучающегося об окружающем мире определяют как само предметное содержание курса, так и необходимость обеспечения усвоения знаний в условиях привлечения чувственного опыта обучающихся, их активной предметной деятельности, формировании словесной речи и мышления. Предметы «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» вместе с предметом «Предметно-практическое обучение» (в 1 дополнительном классе) должны создавать основу для успешного усвоения знаний по другим дисциплинам (развитие речи, чтение, математика), постепенно приучая обучающихся к эмоционально-оценочному и к рационально-научному постижению окружающего мира. Освоение на этапе начального образования базовых знаний естественно-научных и общественно-научных дисциплин в их единстве и взаимосвязях позволяют осознать знакомые явления окружающего адекватно действовать и реагировать на изменения в ближайшем окружении, устанавливать причинно-следственные связи происходящих явлений, прогнозировать настроение и поведение окружающих людей, направлять свои личные интересы в гармонии с окружающей природой и целесообразности для социума.
Предмет «Ознакомление с окружающим миром» на начальном этапе освоения курса предполагает пропедевтическую основу для освоения академических знаний на следующем этапе изучения курса по предмету «Окружающий мир». Основные содержательные блоки курса – «Человек и общество» и «Человек и природа», каждый из которых включает ряд тематических разделов. Содержание разделов «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна», «Родная природа», «Жизнь и деятельность человека» и др. направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о себе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социальной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в построении программы курса призвано воспитывать активное отношение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать культуру общения и способствовать овладению ею. Содержательный блок «Человек и общество» предусматривает практическое ознакомление, прежде всего, с ближайшим окружением, с жизнью и трудом людей; формирование духовно-нравственной, эстетической и коммуникативной культуры. Данное направление способствует социализации ребенка, включающей в себя, с одной стороны, усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Только сочетание этих двух составляющих будет способствовать становлению социальной компетентности ребенка.
На уроках по предметам «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» учащиеся должны получить общее представление о применении приобретённых знаний о себе, об окружающей природе и социуме в собственной жизни. Усвоение общих сведений базируется на накопленных детьми знаниях о природе своей местности, укладе жизни и культурных ценностях своего региона, которые постоянно обогащаются и систематизируются. Содержание предмета «Окружающий мир» основывается на идее патриотического воспитания, которое должно включать и воспитание любви и бережного отношения к природе, своему краю. Необходимо критически оценивать поступающую к ученикам информацию из их окружения и направлять развитие интересов учащихся к приобщению к культуре общества, в котором дети должны занять активную социальную позицию.
Коррекционная направленность курса связана с реализацией ряда условий:
индивидуальный подход к учащимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работы;
насыщение учебного процесса активными формами деятельности (как речевой, так и наглядно-практической);
формирование речевого поведения;
работа над речью в связи с формированием природоведческих знаний, умений;
обучение приёмам умственной деятельности на специфических для природоведения видах учебных занятий как средство развития мышления слабослышащих и позднооглохших обучающихся и успешного овладения природоведческими понятиями;
усиление работы над обобщениями как средство повышения качества усвоения знаний, умений, умственного развития учащихся.
На уроках особое внимание следует уделять развитию речи и мыслительной деятельности школьников. Работа в этом направлении предусматривает накопление соответствующего словаря, включающего термины, характерные для данного предмета, словосочетания и фразы, а также реализацию общих требований к восприятию слабослышащими и позднооглохшими обучающимися обращённой к ним речи и оформлению высказываний.
Учебные предметы предметной области «Обществознание и естествознание», наряду с другими предметами основных образовательных областей, составляют обязательную часть учебного плана по варианту 2.2
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по варианту 2.2, предусмотрено в учебное (урочное) время. Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана, может быть произведено за счет другой части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и обеспечивающей реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Содержание обучения по предметам «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» распространяется на работу в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в том числе во внеклассное время.
Указанное в учебном плане количество часов в неделю на ознакомление с окружающим миром не должно ограничивать учителя в выборе видов работ на уроках и форм организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Содержание предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» обеспечивает богатый контекст для формирования разговорной и монологической речи на уроках развития речи. В связи с этим по общему для разных предметов кругу тем целесообразно объединять учебные часы нескольких предметов учебного плана. Подобные интегрированные уроки позволят учителю систематизировать учебные задачи, формировать метапредметные умения и учебную деятельность школьников, а детям дадут возможность активно использовать накапливающиеся представления и умения в разных контекстах урочной и внеурочной деятельности и применять знания на практике.
Содержание материала курса по предметам «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» ориентировано на определённые образовательной программой требования для осуществления преемственной связи в освоении предметного содержания последующих естественно-научных и общественно-научных дисциплин на уровне основного общего образования.
Весь учебный процесс должен быть обеспечен необходимыми наглядными и техническими средствами обучения.
В случае наличия у слабослышащего или позднооглохшего обучающегося задержки психического развития важным фактором успешности его обучения является дифференцированный подход при адекватно подобранных формах и методах коррекционной помощи с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. У таких обучающихся отмечается кратковременная словесная память, они плохо устанавливают причинно-следственные, целевые зависимости, трудно «входят» в задание, не уверены в правильности своих действий. Их характеризует общая заторможенность или, наоборот, расторможенность, импульсивность, неравномерная работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная нервозность. Для обучающихся с ЗПР типичны трудности в развитии речи, понятийного мышления, но в то же время они незначительно отстают в развитии наглядных форм мышления и памяти по сравнению со слабослышащими обучающимися без дополнительных нарушений. Обучение требует планомерной систематической работы, предполагающей определенную дозировку требований, строгую последовательность в отработке содержания обучения, пошаговость в формировании различных умений, в овладении школьниками речевым материалом. В некоторых случаях возможна небольшая корректировка содержания обучения с сохранением основных программных требований.
Содержание учебных предметов «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Учебные предметы «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» помогают обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. В ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.
Целями изучения предмета являются:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
формирование основных представлений об окружающем мире;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
развитие представлений о себе и круге близких людей;
преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;
воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира;
актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося;
развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета;
формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;
формирование знаний о человеке;
развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими;
формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей;
формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика;
практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия;
развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем;
накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия.
Изучение предмета ведется в двух направлениях. Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей и культурой поведения.
Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью общества: экскурсии, встречи с людьми разных профессий, посещении предприятий, музеев, театров, клубов, беседы и чтение о труде, о людях труда, просмотр видеороликов, подготовка к праздникам и т.п.
Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею. Ведется работа по формированию представлений у обучающихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы.
Задача раздела:
на конкретном и доступном материале познакомить детей с живой и неживой природой;
сформировать у обучающихся первоначальное представление о природе как едином целом;
научить устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы, между природой и трудовой деятельностью людей.
Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего изучения курса, имеет большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления.
В учебном процессе необходимо использовать различные методы, формы работы и наглядные средства обучения, вести систематическую работу по развитию речи учащихся: накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную разговорную речь (диалогическую и монологическую).
При изучении курса ознакомление с окружающим миром ведущее место занимают наблюдение, экскурсии, опыты, практические работы, которые не должны подменяться словесными методами обучения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МАОУ КШИ №12
Согласно ФГОС ОВЗ на уровне начального общего образования ознакомление с окружающим миром входит в обязательную часть учебного плана, сроки освоения – 2 года; уровень изучения предмета – базовый; количество учебных часов:
4 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данный курс предполагает, как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средства предмета «Ознакомление с окружающим миром, Окружающий мир (Человек, природа, общества)» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: физическое здоровье, психическое, духовно-и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий.
Метапредметные результаты Регулятивные
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать содержание текста, отвечать на вопросы учителя;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.
Коммуникативные
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть»,
«Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом речевых и слуховых возможностей учащегося);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты по курсу «Ознакомление с окружающим миром»
правильно называть родную страну, родной город, село (малую Родину);
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
различать изученные объекты природы (растения, животных);
различать овощи и фрукты;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно переходить улицу;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте;
составлятьсообщение (с помощью взрослых) по теме проекта.
Предметные результаты по курсу «Окружающиймир»
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности своего региона;
называть имя действующего Президента Российской Федерации;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
проводить несложные астрономические наблюдения;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
узнавать достопримечательностиМосквы и Санкт-Петербурга;
называтьнекоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем;
овладениеприродоведческими терминами, словами и словосочетаниями, обозначающимиобъекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную речь.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс
Название раздела |
Введение. Ориентирование на местности. План и карта. |
Природа нашего края. |
Заключение. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства
классная доска с набором для крепления таблиц;
магнитная доска;
персональный компьютер;
презентации;
учебные фильмы;
интернет;
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Ознакомление с окружающим миром», 1 класс (диск CD-ROM), автор Зыкова Т.С.
Учебно-практическое, учебно-лабораторное оборудование и натуральные объекты
Живые объекты (комнатные растения);
Игры и игрушки;
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и др.);
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.);
Наборы кукол в традиционных костюмах народов России;
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования;
Наборы муляжей овощей и фруктов;
Наборы предметных картинок;
Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы по окружающему миру: растения и животные, дорожные знаки, овощи и фрукты, одежда и обувь и пр.;
Наборное полотно.
Коллекции полезных ископаемых;
Коллекция плодов и семян растений;
Образцы почв;
Гербарии культурных, дикорастущих растений и сорняков (с учетом содержания обучения);
Живые объекты (комнатные растения);
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования;
Наборы предметных картинок;
Географические и физические карты;
Глобус;
Теллурий;
Термометры (комнатный и наружный);
Барометр;
Флюгер;
Наборное полотно.
Коллекция грибов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 класс обучающиеся должны знать:
• сезонные изменения в природе в своей местности;
• некоторые особенности природы своей местности (почвы, растения, животные);
• мероприятия по охране природы своей местности;
• простейшие правила личной и общественной гигиены;
• названия важнейших органов организма человека;
• роль прививок, мед.осмотров для профилактики заболеваний;
• отличие живой природы от неживой;
• особенности сезонного труда людей своей местности;
• имя действующего Президента Российской Федерации;
• значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
• главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
• свойства воздуха, значение воздуха, меры его охраны;
• о том, что Земля – планета, Солнце - звезда, Луна – спутник Земли;
• о работе ветра в природе.
Обучающиеся должны уметь:
• определять с помощью опытов изученные свойства местных почв;
• различать 3-4 растения местного ландшафта; 5-6 животных своей местности;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
• узнавать достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга;
• называть некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
• измерять температуру воздуха по термометру;
• определять направление ветра по флюгеру;
• обозначать явления погоды условными знаками;
• сравнивать погоду разных дней по календарю;
• определять с помощью опытов свойства воздуха;
• соблюдать правила поведения в природе;
• собирать простейшую установку для опытов;
• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и правила личной гигиены;
• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем;
• понимать природоведческие термины, слова и словосочетания, обозначающиеобъекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения и включатьих в самостоятельную речь.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ
Окружающий мир – 4 класс (Вариант 2.2)
Общее количество часов –34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов дата | Основные виды деятельности обучающихся | Понятия |
Введение. Ориентирование на местности. План и карта. 9 часов | ||||
1. | Режим дня школьника. Труд и отдых в режиме дня. | 1 | Знать и называть виды труда и отдыха и какое время на них отводится. Рассказывать про свой режим дня. Знать и рассказывать какое значение имеет выполнение режима дня. | Застилаете, прилежный, чередуется, намеченные дела. |
2. | Наблюдения за изменениями в природе. Наблюдение за погодой. Солнце и природа. | 1 | Находить отличия погоды в своей местности от погоды, описанной в учебнике. Сравнивать погоду. Вести наблюдения за природными явлениями. | Краеведческий музей, «Клуб путешественников», геологи, альпинисты, труженики. |
3. | Форма и величина земли. Поверхность земли. | 1 | Работать по карте. Находить и называть в каком полушарии находится тот или иной материк. | Глобус – модель Земли. Полушария, поверхность. |
4. | Ориентировка на местности. | 1 | Знать, что такое горизонт. Определять какие предметы находятся перед (позади, справа, | Открытая местность, линия |
| Что такое горизонт и линия | | слева). Называть основные стороны горизонта. Называть в какой стороне горизонта | горизонта, неменяющиеся. |
| горизонта. | | Солнце всходит, заходит. Наблюдать, в какое время суток в классе солнечно. | Восток, запад, юг, север – это |
5. | Стороны горизонта. | 1 | Определять, на какую сторону горизонта выходят окна класса. Определять, что | основные стороны горизонта. |
| Определение сторон | | находится к югу и к северу от школьного здания. | |
| горизонта по солнцу. | | | |
6. | Компас. Определение направления по солнцу, компасу. Ориентировка по признакам. | 1 | Уметь пользоваться компасом и бережно обращаться с ним. Изображать стороны горизонта на бумаге. Знать и рассказывать, как устроен компас, зачем нужен компас. | Компас, стрелка компаса, круглая коробочка с циферблатом, обозначены стороны горизонта. Ориентирование. |
7. | План местности. Что такое план. Чтение плана. | 1 | Определять где план, а где рисунок. Сравнивать план местности с рисунком. Определять расстояние на плане. Определять, какие предметы изображены на плане. Самостоятельно составлять план местности. Читать карту. Показывать на карте стороны света, крупные города, реки. Рассказывать по карте про поверхность земли. | План – это чертёж, на котором предметы местности изображены так, как мы видим их сверху. Масштаб. |
8. | Составление плана местности. | 1 | ||
9. | Карта. | 1 | ||
Природа нашего края. 23 часа | ||||
10-11 | Формы поверхности. | 2 | Знать и рассказывать, для чего на склонах оврагов сажают деревья и кустарники. | Плоская равнина, холмистые |
| Равнина. | | Рассказывать, какой вред наносят овраги хозяйству человека. Рассказывать, какие бывают | равнины, овраги. Ледники, |
12 | Формы поверхности. Холм. | 1 | горы. Понимать, чем отличается равнина от горной местности, реки, которые текут по | ущелья, горные долины. |
13 | Формы поверхности. Овраг. С | 1 | равнины, от горных рек. Рассказывать, как человек использует равнины, горы. | |
оврагами нужно бороться. | | Определять формы поверхности на карте области. | | |
14 | Форма поверхности. Гора. | 1 | | |
15-16 | Поверхность земли и человек. | 2 | | |
17 | Из чего состоит суша. | 1 | | |
18 | Наблюдения за изменениями в природе. Наблюдение за погодой. Солнце и природа. | 1 | Находить отличия погоды в своей местности от погоды, описанной в учебнике. Сравнивать погоду. Вести наблюдения за природными явлениями. | Терминологический словарь «Погода» |
19-20 | Полезные ископаемые. | 2 | Описывать полезные ископаемые, их свойства. Находить и наносить полезные | Топливо – это каменный уголь, |
21 | Добыча и использование полезных ископаемых. | 1 | ископаемые на карту. Называть полезные ископаемые, которые используют в строительстве, как топливо. Рассказывать, что получают из нефти, где | нефть, газ, торф. Металлические руды, удобрения. |
| |
| добывают полезные ископаемые. | |
22 | Наблюдения за изменениями в природе. Наблюдение за погодой. Солнце и природа. | 1 | Находить отличия погоды в своей местности от погоды, описанной в учебнике. Сравнивать погоду. Вести наблюдения за природными явлениями. | Терминологический словарь «Погода» |
23-24 | Водоёмы. Типы водоёмов. | 2 | Находить на карте полушарий океаны, моря и реки. Рассказывать о реке в разные времена года. Называть отличия реки, озера, моря друг от друга. Рассказывать, как использует человек водоемы. Проводить опыты с водой. Называть свойства воды, записывать их в таблицу. Рассказывать о круговороте воды в природе. Объяснять, почему летом идёт дождь, а зимой снег. Рассказывать, как используют пресную воду, какое значение имеет вода в жизни человека. Понимать и охранять чистоту воды в водоёмах. | Пресная вода. Родники. Исток, устье, притоки. Растворитель. Фильтрование. |
25-26 | Вода и её свойства. | 2 | ||
27 | Очистка воды. | 1 | ||
28 | Круговорот воды в природе. | 1 | ||
29-30 | Охрана воды и водоёмов. | 2 | ||
31-32 | Наблюдения за изменениями в природе. Наблюдение за погодой. Солнце и природа. | 2 | Находить отличия погоды в своей местности от погоды, описанной в учебнике. Сравнивать погоду. Вести наблюдения за природными явлениями. | Терминологический словарь «Погода» |
Заключение. 2 часа | ||||
33-34 | Обобщение пройденного материала | 2 | | |