Адаптированная программа для ребёнка инвалида
Муниципальное образовательное учреждение МОУ Елаурская СШ
«ПРИНЯТА» Решением педагогического совета школы Протокол № ____ от ___________ года |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ____________ М.А. Разубаев Приказ № _____ от ________
|
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа для ребенка – инвалида разработана МОУ Елаурской СШ в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Вышеуказанный закон устанавливает, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Адаптированная основная образовательная программа МОУ Елаурская СШ разработана для ребенка с ОВЗ, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе ребенка - инвалида.
Данная программа дает возможность ребенку-инвалиду:
- освоить программу первого класса на доступном им уровне;
Программа предусматривает:
- организацию без барьерной, развивающей предметной среды;
- создание атмосферы эмоционального комфорта;
- участие в образовательном процессе учителя-предметника; медсестры.
Учебный процесс для ребенка инвалида осуществляется на основе специальной программы для 1 класса с одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Целевое назначение адаптированной образовательной программы:
Содействие получению ребенком с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса;
Освоение ребенком начального уровня знаний по всем изучаемым предметам, формирование межпредметных понятий в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Задачи программы
Создание условий, способствующих освоению ребенком с ограниченными возможностями здоровья программы 1 класса
Разработка и реализация индивидуальных учебных планов,
Оказание консультативной и методической помощи родителям ребенка – инвалида по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы разработки и реализации программы
Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности ребенка-инвалида.
Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для ребенка - инвалида с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося..
Условия реализации программы
Индивидуальные занятия осуществляются на дому в течение недели по расписанию.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
оптимальный режим учебных нагрузок;
учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
использование современных педагогических технологий;
укрепление физического и психического здоровья;
профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов: учителя -предметника; медсестры.
Программно-методическое обеспечение:
– диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,
Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для ребенка- инвалида составляются на основе коррекционной программе по предметам. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Содержание программ обеспечивает возможность изучать предметы на уровне основного общего образования. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
В 2015 – 2016 учебном году в школе обучается один ребенок-инвалид.
Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает домашнюю организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
– систематический характер обучения;
– логически правильное изучение учебного материала;
– оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса.
Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей ребенка. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
Аттестация учащихся
В первом классе у ребенка – инвалида только качественные оценки
Основные виды контроля в урочной деятельности:
- вводный (предварительный) контроль, имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года;
- итоговый контроль осуществляется по итогам года
Чтение
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VІІІ вида для детей с умеренной умственной отсталостью. Под редакцией Т. В. Васильевой и И.А. Кирюхиной, г. Ульяновск -2012г. На основе Типового положения обучение детей с умеренно умственной отсталостью. Стандарта общего образования учащихся с умеренной умственной отсталостью. Базисным планом образовательного учреждения.
Цель: совершенствование процессов восприятий, являющихся основой для формирования навыков чтения, формирование умений сопровождать речью совершаемые действия, развитие общей и артикулярной моторики, движений кистей рук, пальцев.
Задачи: развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию, привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, воспитателя и обращаться с просьбами.
подготовить учащихся к овладению навыками чтения
развитие устной речи
коррекция имеющихся у детей психофизического развития
развитие умения слушать и понимать
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Развитие слухового внимания.
Различение звуков окружающей действительности.
Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
Специальные упражнения для всех артикуляционных органов (статические, динамические).
Работа над звукопроизношением.
Отработка всех гласных звуков и простых по артикуляции согласных.
*Фронтальная отработка трудных для произношения звуков.
Уровень усвоения знаний.
«Достаточный» - усваивает – 65%
«Средний» - усваивает -50%- 64%
«Низкий» - усваивает -35%- 49%.
По учебному плану в первом (коррекционном) классе
предусмотрено -1,5 часа в неделю.
Всего 34 недели -51 час.
Итоговый (годовой) контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года. Оценка за итоговую работу фиксируется учителем в журнале и учитывается при выставлении оценки за год. При этом используются разные формы контроля:
Контрольные работы;
Тематические проверочные работы;
Самостоятельные работы;
Практические работы;
Творческие работы;
Тестовые задания;
Устные ответы на уроках и т.д.
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Государственная (итоговая) аттестация осуществляется в соответствие с нормативными документами по проведению ГИА – Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 г №1075.
Во внеурочной деятельности учитывается степень участия учащихся в конкурсах, соревнованиях и т.д.
Учебный план
Базисный учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.
Учебный план для детей с ОВЗ и детей – инвалидов составлен в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступил в силу с 01.09.2013 года);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами»
- Приказ министерства образования и науки Волгоградской обл. от 29.04.2013 N 562 "Об утверждении стандарта качества государственной услуги (работы) по предоставлению начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования в государственных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и Порядка оценки соответствия качества фактически оказываемой государственной услуги (работы) по предоставлению начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования в государственных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования»;
- Устав МКОУ Новоаннинской ОШ № 2;
- Образовательная программа Учреждения
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды обучаются по адаптированным программам на основании решения педагогического совета, рекомендаций школьной ПМПк, заявления родителей о согласии на изменение программы обучения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды обучаются как на дому, так и в классах совместно с другими детьми. Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, направлена на их социализацию в общество. Она носит комплексный характер, соединяющий в себе методы и приемы общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы. Коррекционно - развивающий блок входит в программу коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и реализуется во вторую половину дня. Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни, рекомендованных к использованию.
Отметки за четверть выставляются с учетом текущей успеваемости, контрольных, самостоятельных и практических работ. При наличии спорных текущих отметок ученик должен быть опрошен еще раз или приоритет отдается отметке за контрольную работу. На основании четвертных отметок выставляется отметка за год. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний обучающихся и их практическому применению.
Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того, план содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений.
В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором
общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной работой.
В V - IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам. Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Индивидуальный учебный план.
Для учащихся с ОВЗ и детей – инвалидов, обучающихся на дому составляется индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся с ОВЗ и детям – инвалидам из учебного плана общеобразовательной организации, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Он обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.
Индивидуальный учебный план обучающихся на дому
Образовательные области |
Количество часов в неделю |
||||
1 кл |
2 кл |
4 кл |
8 кл |
||
Предметы |
Егоров Александр |
Чапаев Даниил |
Самусенко Николай |
Лунев Даниил |
|
Филология: Русский язык Литературное чтение/Литература Иностранный язык |
2 2 |
2 1 1 |
2 1 1 |
1,5 1 1 |
|
Математика: Математика Алгебра Геометрия Информатика |
2 |
2 |
2 |
1,5 0,5 0,5 |
|
Естествознание Окружающий мир История Обществознание География Биология Физика Химия |
1 |
1 |
1 |
0,5
0,5 0,5 0,5 0,5 |
|
Искусство: Изобразительное искусство / Музыка |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Технология: Технология / Физическая культура |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Всего: |
8 |
8 |
8 |
10 |
Программа психологической коррекции.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования и примерной основной общеобразовательной программой основного общего образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования и их социальную адаптацию. Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными.
Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:
создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специальные образовательные программы и быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. Также может быть увеличен нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Цели программы:
оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.
Задачи программы:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождение поддержкой специалистами сопровождения и ответственного за инклюзию в образовательном учреждении;
обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных услуг;
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы программы:
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами про- граммы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, про- граммой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы и характеристика её содержания:
Содержание деятельности |
Формы и методы работы с учащимися |
Ответственные |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
||
своевременное выявление детей и подростков с ОВЗ; беседа с родителями и получение их письменного согласия на психолого-социально-педагогическое сопровождение; изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер, личностных особенностей, социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ОВЗ; составление характеристики – представления и заявки в ЦПМСС; получение и анализ заключения комплексного обследования для определения особых образовательных потребностей; составление рекомендаций для педагогов и родителей (поиск избирательных способностей, подбор оптимальных методов, формы обучения, стиля учебного взаимодействия); системный контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ОВЗ (мониторинг динамики развития и успешности освоения образовательной программы). |
Изучение документации (карта развития ребенка и т.д.) Беседа Наблюдение Тестирование Мониторинг динамики развития |
Специалисты школьной Службы сопровождения и ПМПК, Педагог-психолог Тьютер, классный руководитель |
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
||
Реализация рекомендаций и решений школьного ПМПК; Выбор оптимальных образовательных программ, методов и приемов обучения с опорой на выявленные избирательные способности и личностные особенности обучающегося с ОВЗ; Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных возможностей личности; Формирование ИКТ-компетентности, развитие коммуникативной компетенции |
Индивидуальные и в малых группах коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ; индивидуальные беседы и консультации |
Психолог, медицинский работник, классный руководитель, педагоги-предметники |
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА |
||
Консультирование педагогов специалистами сопровождения по проблемам оказания помощи детям с ОВЗ; Консультативная помощь семье по вопросам воспитания, развития и социализации ребёнка с ОВЗ; Консультационная помощь обучающимся в вопросе профессионального самоопределения. |
Консультации специалистов Беседы Малый педсовет Консилиум |
Педагог-психолог, Тьютер, классный руководитель |
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА |
||
Разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями детей с ОВЗ для обучающихся; Использование различных форм просветительской деятельности; Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей. |
Лекции Беседы Печатные материалы Информационные стенды |
Педагог-психолог, Тьютер, мед. работник |
План-график проведения диагностических мероприятий
№ |
Диагностические мероприятия |
Сроки исполне- ния |
Ответственный |
1 |
Сбор сведений о детях с ОВЗ, детях-инвалидах, обучающихся в школе, на дому или на семейном, дистанционном обучении |
Начало сентября |
Классные руководители, Тьютор, Мед. работник |
2 |
Индивидуальные беседы с родителями, получение их письменного согласия на сопровождение ребёнка с ОВЗ. Сбор сведений о детях у родителей (анкетирование родителей) |
Сентябрь |
Педагог-психолог, Тьютор |
3 |
Выявление особых образовательных потребностей и способностей детей (беседа с учащимися и анкетирование педагогов) |
Ноябрь |
Педагог-психолог, классные руководители, педагоги- предметники |
4 |
Изучение и анализ жилищно-бытовых условий семей, имеющих детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
Октябрь, ноябрь |
Классные руководители |
5 |
Индивидуальное комплексное обследование детей с ОВЗ, с выдачей характеристики-представления и направления на ПМПК |
Декабрь |
Педагог-психолог |
6 |
Наблюдение за детьми с ОВЗ на занятиях, во время перемены, в учебной и внеурочной деятельности |
В течение учебного года |
Классные руководи- тели, педагог- психолог, тьютер |
7 |
Получение заключения от ПМПК с рекомендациями по сопровождению детей |
В течение учебного года |
Тьютер, Педагог - психолог |
8 |
Диагностика социально-психологической адаптированности детей с ОВЗ в образовательной среде школы |
Март |
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
9 |
Мониторинг взаимной толерантности участников образовательного процесса основной школы к детям с ОВЗ и детям – инвалидам |
Апрель |
Тьютер, Педагог - психолог, классные руководители, педагог-организатор |
10 |
Оценка эффективности коррекционных мероприятий и результатов сопровождения |
Май |
Тьютер, заместители директора |
Этапы реализации коррекционной программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
этап (сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно- методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
этап (октябрь - апрель) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
этап (апрель-май) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
этап (сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно- корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Этапы программы и ответственные за их реализацию
Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ (педагог-психолог, тьютер, классные руководители, мед. работник)
оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования детей;
определение способностей и потребностей;
оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно - методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
Планирование, организация и координация деятельности (администрация, педагог-психолог, руководители ШМО, учителя - предметники)
организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;
обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными специалистами и педагогами;
разработка рабочих программ.
Подготовка материально-технической базы для создания доступной безбарьерной среды (администрация, завхоз)
создание в каждом учебном кабинете 1-2 места для инвалидов с дополнительным освещением и подводкой систем связи и информации;
приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со специальной программируемой клавиатурой;
оборудование спортзала и спортплощадки модульным набором для инвалидов;
комплектование библиотеки специальными адаптивно - техническими средствами для инвалидов.
создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ОВЗ.
Диагностика и контроль (администрация)
диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;
контроль за результатами освоения образовательных программ;
контроль и диагностика подготовки учащихся, соответствие ее требованиям ФГОС.
Регуляция и корректировка (администрация, педагог - психолог, учителя – предметники)
внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Предполагаемые
результаты реализации программыСоздание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- способствующей качественному и доступному образованию;
- предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.