Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ПМПк Директор ГКОУ РО Красносулинской
школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.
«____»_________20 ____ г.
Н.А.Маликова__________
________ С.А.Чернышкова
Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида
Литвинова Евгения Евгеньевича
20.05.2008 года рождения
Начало: 1.09.2016г Окончание : 20.05.2026г
«О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».
Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
3) психологическое обеспечение образовательных программ;
4) развитие учебной и познавательной мотивации;
5) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися , их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.
Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация )функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,
Выписка из заключения ПМПК: рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного ) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.
Рекомендации по психологической коррекции: коррекционную работу вести по направлениям:
- развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;
- развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей – сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности нервной деятельности:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок . Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап
|
Содержание
|
Сроки
|
Ответствен-ные
|
1этап
Диагнос-тический
|
-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи);
-планирование работы учителя
|
сентябрь 2016г. – октябрь 2016 г.
|
Педагог-психолог,
социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.
|
2 этап
Реализа-ции програм-мы
|
-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
- коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;
|
ноябрь 2016 г.-апрель 2017г.
|
Педагог-психолог,
социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.
|
3 этап
Анализа и коррек-ции
|
-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).
- итоговое заседание ПМПк
|
май 2017г.
|
Педагог-психолог,
социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов
|
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
- Дискуссия, обсуждение, беседа;
- Наблюдение;
- Эксперимент;
- Анкетирование, опрос;
- Консультирование;
- Методы групповой и индивидуальной работы;
- Проективные методы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;
- Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;
- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.
Кадровое обеспечение:
- педагог-психолог,
-логопед;
-учитель ЛФК;
-мед. работник;
-учитель начальных классов.
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.
Таблица 2.Содержание программы
Специалисты
|
Направления коррекционной работы с учащимся
|
Приемы работы
|
Методы работы
|
Формы работы
|
Результаты освоения
|
Учитель:
Рябокобыленко Е.Н.
|
- развитие зрительно-моторных координаций;
- развитие слухового внимания;
- развитие моторики пальцев рук;
- развитие связного речевого высказывания
|
- слуховые и графические диктанты;
-пальчиковая гимнастика
|
-совместное выполнение заданий;
- объяснение;
- показ;
- построение учебного высказывания
|
- индивидуаль-ная;
- групповая
|
- понимать и принимать учебную задачу;
- ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи;
- обратиться к учителю в случае затруднений
|
Учитель – логопед:
Боровинская Л.В.
|
-развитие артикуляционной моторики;
- развитие слухового внимания и памяти;
-формирование фонематических процессов;
-формирование связного речевого высказывания
|
- артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);
-составление вопросительных предложений по образцу
|
- демонстрация;
- объяснение;
-самостоятельное выполнение;
-беседа;
-отраженное проговаривание;
-упражнения артикуляционной гимнастики
|
- индивидуаль-ная;
Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий
|
- способность удерживать базовые артикуляционные позы;
-сформированность слухового внимания к речевым звукам;
-умение задать вопрос
|
Педагог – психолог:
Соколовская Е.И.
|
1)адаптация в образовательном учреждении:
-соблюдение правил поведения,
-соблюдение режимных моментов,
-осознанное выполнение обязанностей;
2)развитие высших психических функций;
3)развитие ЭВС.
|
-создание ситуаций успеха;
-дозированная нагрузка;
-чередование видов деятельности;
|
- наблюдение
-опрос
-беседа
-практическая деятельность
- тестирование
|
-групповая;
-индивидуальная
Занятия, 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий
|
-проявление слухового внимания на уроках;
- демонстрация слухового сосредоточения;
- проявление интереса, установление зрительного контакта
-проявление активности при выполнении заданий
|
Преподаватель ЛФК:
Нарижняк О.В.
|
-развитие зрительного и слухового восприятия
- развитие темпо-ритмической организации
-развитие координации движений
|
-выполнение упражнений под счет;
-выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение;
-выполнение речевых инструкций
|
- показ;
-совместное выполнение упражнения
-оказание направляющей помощи;
-самостоятельное выполнение ребенком
|
-групповая;
Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий
|
-соблюдение темпа выполнения упражнений;
-скоординированность движений;
-понимание и принятие инструкций с первого раза
|
Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
- развитие личности учащегося;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Ожидаемые результаты:
- улучшения физического и психического здоровья учащегося;
- развитие его познавательной сферы;
- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;
- развития положительных качеств личности;
- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;
- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;
- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;
- формирование прочных учебных умений и навыков.
Приложение 1
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий с учащимся
Литвиновым Евгением Евгеньевичем 20.05.2008 года рождения
.
№/
№
|
Сроки
|
Коли- чество
заня-
тий
|
Содержание
деятельности
|
Примеры используемых методик и упражнений
|
1.
|
Сентябрь
|
4
|
Входная диагностикауровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)
|
Забрамная С В , Боровик, Психолого-педагогическая диагностика,наблюдение в повседневной и учебной деятельности
|
2.
|
Октябрь
|
2
|
Диагностика уровня школьной мотивации
|
НежноваТ.А. «Диагностика мотивации учения» Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе», я детей 5-7лет.» Наблюдение, контентопрос.
|
3.
|
Октябрь
|
8
|
Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации
|
Игровые методы формирования учебной мотивации, (проигрывание школьных ситуаций).
|
4.
|
Ноябрь
|
8
|
Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.
|
Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)Конструирование.
|
5.
|
Декабрь
|
8
|
Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных представлений
|
«Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.
|
6.
|
Январь
|
4
|
Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы
|
«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.
|
7.
|
Февраль
|
8
|
Развитие пространственного мышления и мелкой моторики
|
«Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструктора,мозаики.
|
8.
|
Март
|
6
|
Развитие познавательных процессов.
|
Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.
|
9.
|
Апрель
|
8
|
Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения
|
Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.
|
10.
|
Май
|
4
|
Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)
|
Семаго М.М. , Психолого-педагогическая диагностика.
|
Педагог-психолог ___________________ Е.И.Соколовская
Список литературы.
1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей
работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.
2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.
3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.
4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.
5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.
6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.
7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.
8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.
Приложение №3
Содержательное планирование учебного курса 1 класс
с учащимся Литвиновым Евгением Евгеньевичем
20.05.2008 года рождения
№
|
Сроки
|
Содержание деятельности
|
Примеры используемых методик и упражнений
|
1
|
Сентябрь
|
Выявление знаний и умений.
|
Занимательные упражнения.
|
2
|
Октябрь
|
Развитие неречевого слуха. *Различение звуков окружающей действительности. *Неречевые звуки.
Различение звуков, которые издают школьные принадлежности.
«Кто и как голос подает?» На материале домашних животных.
«Кто и как голос подает?» На материале диких животных.
Понятия: Один – много. Остальные. Большой - маленький. Одинаковые. Равные по величине. Длинный - короткий. Длиннее - короче.
Цвет, назначение предметов.
|
Дидактический материал, карточки.
Игровые методы формирования учебной мотивации.
"Цветовая угадай-ка"
|
3
|
Ноябрь
|
*Обведение трафаретов игрушек и учебных принадлежностей. *Упражнения в раскрашивании. *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.
Фрукты. Овощи. Одежда.
|
Дидактические наглядные материалы
Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;
Математические веера;
Плакаты;
Раздаточные карточки;
"Раскрась правильно"
|
4
|
Декабрь
|
Изготовление палочек . Лепка. Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. Лепка по образцу овощей в виде формы шара. Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец.
Выделение гласного звука в начале слова (а, у, о). Введения обозначения.
Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник, квадрат.
*Рисование геометрических фигур и знакомых предметов, основанных на геометрической форме. *Упражнение в раскрашивании и штриховании сверху-вниз, слева-направо.
|
картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- картинная азбука;
- карточки для индивидуальной работы;
- настенная касса для букв разрезной азбуки;
- наборное полотно;
|
5
|
Январь
|
Моя семья. Школьные вещи. Ориентировка учащегося в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи).
*Обводка трафаретов, упражнение в раскрашивании. *Штрихование.
Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник.
|
Трафареты
Геометрические фигуры
|
6
|
Февраль
|
Уточнение артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Разучивание звукоподражаний. Развитие слухового внимания и памяти.
Понятия: Высокий - низкий. Глубокий - мелкий. Далеко -близко, дальше -ближе, к, от.
*Различение геометрических фигур по форме и цвету. *Рисование геометрических фигур по точкам.
|
Игра "Найди фигуру"
Игра "Подбери картинку"
|
7
|
Март
|
Сказка "Колобок". Сказка "Теремок". Сказка "Репка"
*Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких.
Работа с бумагой. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям.
Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности».
|
Русские народные сказки.
Игра "Найди образец"
"Повтори и добавь"
|
8
|
Апрель
|
Игры: «Эхо», «Поймай звук».
*Соотнесение картинок и контурных изображений животных и птиц. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.
Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы).
|
Игры: "Эхо", "Поймай звук"
Раскрась фигуры.
|
9
|
Май
|
Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик).
Выделение звука в начале слова в ударной позиции.
*Рисование по данному образцу. Упражнения в штриховке. *Обозначение цвета животных цветными полосками.
Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий.
|
"Выше, слева, правее, снизу"
Игра "Летает - не летает"
"Говори правильно"
Игра "Где спрятались игрушки"
"Найди одинаковые"
|
Учитель начальных классов ____________ Е.Н. Рябокобыленко
Список литературы : 1. Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. – Волгоград: Учитель, 2006 г. 2. Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)
3. Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" ( Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г). 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009
5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.
6. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.
7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1996г. 8. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
9. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
10. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
11. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
12. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008. 13. "120 уроков психологического развития младших школьников" Издательство "Ось", 2006.
|