Адаптированная рабочая программа по окружающему миру «Школа России» (1-3 класс)
Адаптированная рабочая программа
учебного курса по окружающему миру
для детей с ЗПР
(автор А.А.Плешаков)
УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , программы курса по окружающему миру(автор: А.А.Плешаков)
1-3 класс
Учитель: Ермилова Наталия Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа разработана на основе общей основной программы ГБОУ СОШ №8 п.г.т.Алексеевка , примерной общеобразовательной программы по окружающему миру в соответствии с требованиями СФГОС для детей с ОВЗ для цензового 1 варианта обучения осуществляет основе общеобразовательной программы «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Познавательные:
Учить понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
учить выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
учить использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
учить понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
формировать умения анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
формировать умения классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
учить сравнивать объекты по различным признакам;
формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
учить строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д..
Регулятивные:
учить понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
учить сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
формировать умения выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
учить планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
учить планировать свои действия в течение урока;
учить фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
формирование умения оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
формировать умения соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
учить контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
Коммуникативные
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные
формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
формировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
развивать осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
учить доступным способам изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Коррекционные:
корригировать ощущение, восприятие, представления (работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений, над увеличением поля зрения, скорости обозрения, расширить зону ясного восприятия)
корригировать память(работать над последовательностью воспроизведения умением устанавливать причинно – следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями)
корригировать внимание (развивать целеустремлённость внимания, силу внимания, учить распределению внимания, увеличивать объём внимания, воспитывать устойчивое внимание)
развивать навыки самооценки (устранять навыки некритичности, неустойчивой и пониженной самооценки, воспитывать позитивное отношение к критике; корректировать отрицательные реакции на замечания – флегматичность, обидчивость)
работать над развитием речи (развивать импрессивность и экспрессивность стороны речи, формировать коммуникативность функций речи, учить пониманию слов различной меры общности)
корригировать процессы мышления (развивать умения делать словесно - логические обобщения; учить выделять главное и существенное, делать выводы; развивать умения сравнивать, анализировать, строить умозаключения)
корригировать эмоционально – волевую сферу (развивать инициативу, стремление к активной деятельности; предупреждать возникновение дурных привычек, воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, чувство удовлетворения в учёбе и труде)
Место и роль учебного предмета
Предмет окружающий мир для 1 класса по окружающему миру входит в вариативную часть индивидуального учебного плана. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на 33ч:
1 класс —33ч (33 учебные недели).
Особенности физического и умственного развития учащихся с ЗПР.
Дети с ЗПР практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.
Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы.
Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объясняют заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще, чем в работе с нормально развивающимися детьми, используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к работе.
Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к положительным результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что дает возможность учителю считать ученика не умственно отсталым, а лишь отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке.
В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц).
Аналогичная картина наблюдается и на уроках. Дети могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образом или целью задания, исправить ошибки в работе.
К 3–4-му классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием работы учителей и воспитателей развивается интерес к чтению. В состоянии относительно хорошей работоспособности многие из них последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно отвечают на вопросы по прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и глубокие эмоциональные реакции.
Планируемые результаты изучения предмета
Содержание программы «Окружающий мир» обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих акадкмических и жизненных компетенций.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформировано:
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умения находить различные способы решения проблем творческого и поискового характера;
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
умения активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
понятия особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учебно-материально техническое обеспечение.
Учебник
Рабочая тетрадь
Методические пособия для учителя
Дидактические материалы
Сборник тестовых работ
Правила работы с детьми по адаптированной программе.
Для коррекции речи и психического развития мелкой моторики в уроке включены специальные коррекционные задания: речевая гимнастика, скороговорки и чистоговорки. Упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия. Большое внимание уделяется словарной работе, построению предложений, текстов по опорным словам, по иллюстрациям.
Программа составлена на основе общеобразовательной программы «Школа России» под редакцией Плешакова А.А., учитывая особенности аналитико-синтетической деятельности детей. Коррекционная направленность преподавания данного предмета включает в себя практическую направленность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, реализацию дифференцированного подхода в обучении. Используются на уроке коррекционные технологии: здоровьесберегающие, личностно – ориентированного обучения, игровые, проектные, ИКТ.
Содержание учебного предмета
1 класс 66 часов
Введение (1 ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зеленые страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Что и кто? (20 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина – это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине.
Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей – наших сверстников.
Проект «Моя малая Родина».
Дневное и ночное небо. Солнце, его форма. Звезды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
Камни, как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Представление о соцветиях.
Наиболее распространенные комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса.
Наиболее распространенные растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их форм и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизмененные листья. Распознавание хвойных деревьев.
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.
Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуей. Морские и речные рыбы.
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детенышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.
Первоначальные сведения о форме Земли и ее движения вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязненной воды. Очистка загрязненной воды.
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки ее потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.
Снег и лед. Исследование свойств снега и льда.
Растения как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты ее от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.
Проверка и оценка достижений по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». Поверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Где и когда? (11ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.
Проект «Мой класс и моя школа». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.
Последовательность смены времен года и месяцев в нем. Название осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времен года.
Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
Зимующие и перелетные птицы. Места зимовок перелетных птиц. Исследование учеными маршрутов перелета птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (делова, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
Проверка и оценивание достижений детей по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Почему и зачем? (22 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет и сравнительные размеры звезд. Созвездие Льва.
Луна — спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способов распространения звуков. Необходимость беречь уши.
Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности
ухода за кошкой и собакой.
Проект «Мои домашние питомцы». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук.
Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты, журналы) – средства массовой информации. Интернет.
Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.
Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.
Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.
Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета.
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете.
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
Проверка и оценивание достижений учащихся по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Формирование адекватной оценки своих достижений.
2 класс
Где мы живём? (4ч)
Мир вокруг нас, его многообразие.
Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Наша школа.
Дорога от дома до школы.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Природа(20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными.
Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Жизнь города и села (10ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Здоровье и безопасность(9ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Общение(7ч)
Наша дружная семья. Рассказывать о семейных взаимоотношениях, общих занятиях, обсуждать семейные традиции. Подбирать материал по теме, составлять устный рассказ, принимать участие в презентации проекта.
Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях, формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в школе.
Обсуждать правила этикета, формулировать правила поведения в общественном транспорте, в общении между сверстниками, моделировать разные ситуации общения, формулировать выводы.
Обсуждать морально-этические аспекты дружбы, проблему подарка в день рождения, правила поведения за столом, формулировать вводы.
Обсуждать правила поведения в театре, общественном транспорте, формулировать выводы.
Путешествие(18ч)
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
3 класс
Как устроен мир (7 ч)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Планируемые результаты
Жизненные компетенции:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Академические компетенции:
.понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | | |||||
план | Академические компетенции | Жизненные компетенции | Основная группа | Дети с ОВЗ | Коррекционные задачи | |||||
1 | Задавайте вопросы! | 1 | 1 нед. | Обучающийся будет уметь задавать вопросы, пользоваться условными обозначениями учебника.2 | | Задают вопросы, вступают в учебный диалог. Пользуются условными обозначениями. Оценивают результаты своей работы на уроке. | Задают вопросы, вступают в учебный диалог с помощью учителя. Пользуются условными обозначениями с помощью учителя. Оценивают результаты своей работы на уроке. | | ||
2 | Что и кто? | 20 | 2 – 11 нед. | Обучающийся будет уметь называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу, регион, город, где живут; называть государственную символику России; моделировать форму Солнца и созвездий; различать объекты природы, определять их признаки (цвет, форму, сравнительные размеры) и группировать по этим признакам; различать части растения, отображать их на рисунке; называть и различать основные группы животных и растений; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; называть основные условия благополучной жизни растений и животных; характеризовать назначение бытовых предметов и выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода ; различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности; характеризовать назначение частей компьютера и соблюдать правила безопасного обращения с ним; показывать сушу и воду на глобусе. | правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы; различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); | Понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работают с картинной картой России, сравнивают, различают и описывают герб и флаг России; рассказывают о «малой родине» и Москве как столице государства. Рассматривают иллюстрации учебника, сравнивают, извлекают из них нужную информацию; работают в паре, работают со взрослыми: находят информацию, проводят наблюдения составляют устный рассказ; выступают с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивают результаты собственного труда и труда товарищей. Наблюдают и сравнивают дневное и ночное небо, рассказывают о нём; Группируют объекты неживой природы (камешки) по разным признакам определяют образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; Показывают и называют части растений; Наблюдают комнатные растения в школе, растения клумбы и дачного участка, цветника и узнают их по рисункам и по фотографиям; Наблюдают осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнают листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивают и группируют листья по различным признакам; Рассматривают иллюстрации учебника, извлекают из них информацию о строении насекомых, рыб, птиц, зверей, сравнивают части тела различных животных; приводят примеры различных групп животных; сочиняют и рассказывают сказочные истории по рисункам. Характеризуют назначение бытовых предметов; находят на рисунке предметы определённых групп; работают в паре: группируют предметы домашнего обихода; проводят взаимопроверку; Определяют составные части компьютера; сравнивают стационарный компьютер и ноутбук; моделируют устройство компьютера; соблюдают правила безопасного обращения с компьютером. Выявляют потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризуют опасность бытовых предметов; работают в паре: формулируют правила перехода улицы, проводить самопроверку; моделируют устройство светофора; оценивают своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; Выдвигают предположения и доказывают их; используют глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривают рисунки-схемы и объясняют особенности движения Земли; моделируют форму Земли. Отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | Работают с картинной картой России, сравнивают, различают и описывают герб и флаг России; рассказывают о «малой родине» и Москве как столице государства с помощью учителя. Рассматривают иллюстрации учебника, сравнивают, извлекают из них нужную информацию; моделируют устройство компьютер с помощью учителяа; соблюдают правила безопасного обращения с компьютером.
| Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 12 – 17 нед. | Обучающиеся научатся: по рисункам, фотографиям или в природе узнать 3-5 животных и растений; приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказать оценивающие суждения о поведении человека в природе; описывать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявлять «лишний» объект; выявлять во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказывать о них, называть некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора. | называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; проводить опыты с водой, снегом и льдом; | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Наблюдают за жизнью животных, зимующих птиц, рассказывают о своих наблюдениях, различают животных и зимующих птиц по рисункам и в природе, работают в группе: изготавливают простейшие кормушки и подбирают из предложенного подходящий для птиц корм; запоминают правила подкормки птиц; выполняют задания, формулируют выводы, осуществляют самопроверку. Обсуждают важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; работают в группе: сортируют мусор по характеру материала; Работают в паре: исследуют снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждают источники появления загрязнений в снеге; формулируют предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочиняют и рассказывают сказку на предложенную тему. Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами; обсуждают выступления учащихся; оценивают свои достижения на уроке. | Наблюдают за жизнью животных, зимующих птиц с помощью взрослых, рассказывают о своих наблюдениях с помощью учителя, различают животных и зимующих птиц по рисункам и в природе, работают в группе: изготавливают простейшие кормушкис помощью взрослых и подбирают из предложенного подходящий для птиц корм; запоминают правила подкормки птиц по памяткам; | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Формировать положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни | ||
4 | Где и когда? | 11 | 18 – 22 нед. | Самостоятельно или с помощью взрослых обучающиеся смогут: проводить наблюдения и опыты, фиксировать их; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); оформлять фотовыставку. Усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее. Научатся определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра. Знать по порядку дни недели. Усвоят, в какой последовательности сменяются времена года. Научатся узнавать время года по характерным признакам. Усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; Научаться внимательно относиться к своей одежде. Научатся называть и показывать части велосипеда, научатся применять правила безопасной езды на велосипеде. | различать овощи и фрукты; определять с помощью атласа-определителя растения и животных; описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море; различать животных холодных и жарких районов | Учатся фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.; коллективно составляют рассказ о школе и классе; презентуют итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформляют фотовыставку; оценивают результаты собственного труда и труда товарищей. Учатся различать прошлое, настоящее и будущее; работают в паре; Называют любимый день недели и объясняют, почему именно он является любимым; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Анализируют схему смены времён года и месяцев; называют времена года в правильной последовательности; характеризуют природные явления в разные времена года; называют любимое время года и объясняют, почему именно оно является любимым; работают в паре: находят несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; осуществляют самоконтроль. Рассматривают и сравнивают иллюстрации учебника, извлекают из них информацию о животном мире холодных районов; приводят примеры животных холодных районов; устанавливают связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | Учатся различать прошлое, настоящее и будущее; работают в паре; Называют любимый день недели и объясняют, почему именно он является любимым; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
5 | Почему и зачем? | 22 | 23 – 33 нед. | Обучающиеся научатся: называть последовательность цветов радуги; соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья; соблюдать правила поведения в природе. Усвоят навыки обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения; Усвоят правила ухода за растениями, домашними животными, зимующими птицами; Научатся применять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения в повседневной жизни. | называть дни недели и времена года в правильной последовательности; называть времена года и месяцы; находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; подбирать одежду для разных случаев; правильно переходить улицу; соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; различать виды транспорта; соблюдать правила безопасности в транспорте. перечислять цвета радуги в правильной последовательности; | Обсуждают, почему и как следует беречь уши; высказывают предположения о причине возникновения эха. Описывают чувства, возникающие при виде радуги; называют цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запоминают последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; работают в паре: отображают последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществляют взаимопроверку. Описывают по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждают наше отношение к домашним питомцам; рассказывают по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; работают в паре: знакомятся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; участвуют в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; составляют рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентуют свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); оформляют фотовыставку; оценивают результаты собственного труда и труда товарищей. Работают в паре: определяют цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществляют самопроверку; Рассматривают и сравнивают рисунки учебника, оценивают поступки других людей и свои. | называют дни недели и времена года в правильной последовательности; называют времена года и месяцы; находят некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объясняют причины возникновения дождя и ветра; перечислют цвета радуги в правильной последовательности; правильно готовятся ко сну, чистить зубы и мыть руки; подбирють. одежду для разных случаев; правильно переходить улицу; соблюдют правила безопасной езды на велосипеде; различют виды транспорта; соблюдют правила безопасности в транспорте. перечислют цвета радуги в правильной последовательности; | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Воспитывать вежливое отношение к природе. |
2 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | | |||||
план | Академические компетенции | Жизненные компетенции | Основная группа | Дети с ОВЗ | Коррекционные задачи | |||||
1 | Где мы живём? | 4 | 1 нед. | Обучающийся будет говорить, где живут, пользоваться условными обозначениями учебника.2 | | Задают вопросы, вступают в учебный диалог. Пользуются условными обозначениями. Оценивают результаты своей работы на уроке. | Задают вопросы, вступают в учебный диалог с помощью учителя. Пользуются условными обозначениями с помощью учителя. Оценивают результаты своей работы на уроке. | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
2 | Природа 20 | 20 | 2 – 11 нед. | Ученик должен знать: -признаки живых существ в отличии от неживой природы; -связи между живой и неживой природой; -что такое явления природы; -назначение и виды термометров; -условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений; -созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь; -горные породы и минералы; -гранит и его состав; -значение воздуха и воды для растений, животных и человека; -охрана чистоты воздуха и воды; -какие бывают растения (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные); -какие бывают животные (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся); -зависимость строения животных от их образа жизни; -связи в природе, между природой и человеком; -дикорастущие и культурные растения, их различие; -дикие и домашние животные, их сходство и различие, значение для человека; -комнатные растения, их роль в жизни человека, уход за комнатными растениями; | Ученик должен знать: -признаки живых существ в отличии от неживой природы; -связи между живой и неживой природой; -что такое явления природы; -назначение и виды термометров; -условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений; -созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь; -горные породы и минералы; -гранит и его состав; -значение воздуха и воды для растений, животных и человека; -охрана чистоты воздуха и воды; -какие бывают растения (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные); -какие бывают животные (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся); -зависимость строения животных от их образа жизни; -связи в природе, между природой и человеком; -дикорастущие и культурные растения, их различие; -дикие и домашние животные, их сходство и различие, значение для человека; -комнатные растения, их роль в жизни человека, уход за комнатными растениями; | Понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работают с картинной картой России, сравнивают, различают и описывают герб и флаг России; рассказывают о природе; Рассматривают иллюстрации учебника, сравнивают, извлекают из них нужную информацию; работают в паре, работают со взрослыми: находят информацию, проводят наблюдения составляют устный рассказ; выступают с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивают результаты собственного труда и труда товарищей. Наблюдают и сравнивают дневное и ночное небо, рассказывают о нём; Группируют объекты неживой природы (камешки) по разным признакам определяют образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; | Работают с картинной картой России, сравнивают, различают и описывают герб и флаг России; рассказывают о «малой родине» и Москве как столице государства с помощью учителя. Рассматривают иллюстрации учебника, сравнивают, извлекают из них нужную информацию; моделируютс помощью учителя;
| Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
3 | Жизнь города и села | 10 | | Ученик должен знать: -экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля, связи между составными частями экономики, экономика родного края; -использование природных материалов для изготовления предметов; -простейшие производственные цепочки; -строительные машины и материалы; -виды транспорта; -учреждения культуры и образования, их роль в жизни человека и общества, разнообразие музеев; -разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей. | строительные машины и материалы; -виды транспорта; -учреждения культуры и образования, их роль в жизни человека и общества, разнообразие музеев; -разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей. | Читатают предложенный текст, находят в нём ответы на поставленные вопросы, формулируют собственные вопросы к тексту, рассказывать по теме, пользуясь информацией учебника; -определяют по фотографии деньги разных стран, транспорт служб экстренного вызова,запом-нить номера телефонов экстренного вызова; -классифициро-вать предметы по характеру материала; -различать учреждения культуры и образования, узнавать по фотографиям, приводить примеры; | -работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию по теме, готовить сообщение, посещать музеи и рассказывать о них, с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в музей; -работать в группе: по рисункам прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить свои примеры | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. | ||
4 | Здоровье и безопасность | 9 | | Ученик должен знать: -внешнее и внутреннее строение тела человека; -режим дня второклассника; -правила личной гигиены; -правила безопасного поведения на улицах и дорогах; -правила безопасного поведения в быту; -правила противопожарной безопасности; -правила безопасного поведения на воде и в лесу. | -внешнее и внутреннее строение тела человека; правила личной гигиены; -правила безопасного поведения на улицах и дорогах; -правила безопасного поведения в быту; -правила противопожарной безопасности; -правила безопасного поведения на воде и в лесу. | формулировать правила личной гигиены, характеризовать назначение предметов личной гигиены; -моделировать сигналы светофора, характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; -формулиро-вать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге; -объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -характеризовать пожароопасные предметы, потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу, при контактах с незнакомыми людьми; -запомнить правила предупреждения пожара; -моделировать вызов пожарной охраны, звонок в милицию по телефону; -запомнить правила поведения во время купания, при контактах с незнакомцами; -находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. | моделировать сигналы светофора, характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; -формулиро-вать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге; -объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
5 | Общение | 7 | | Ученик должен знать: -понятие семьи как единства близких людей; -правила культурного общения в семье; -правила этикета в общении; -правила поведения в общественном транспорте; -правила поведения в гостях; -правила поведения в общественных местах. | правила культурного общения в семье; -правила этикета в общении; -правила поведения в общественном транспорте; -правила поведения в гостях; -правила поведения в общественных местах. | рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации; -интервьюировать родителей о представителях старшего поколения; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать проект с демонстрацией родословного древа; -рассказывать о школьном коллективе, обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -обсуждать формы вежливости и их применение. | Рассказывать о своей семье, о о семейных взаимоотношениях; отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
6 | Путешествия | 18 | | Ученик должен знать: -понятия «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»; -назначение компаса и правила пользования им; -формы земной поверхности; -части реки; -что такое карта; -Московский Кремль и другие достопримечательно-сти столицы; -особенности природы и жизни людей на разных материках; -части света Европа и Азия; | Показывать горизонт, части реки.Называть столицу России- Москва и показать на карте. Показать на карте горы, равнины, реки,моря,океанвы. | Знать цветовое обозначение равнины и гор на глобусе ; -различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -сравнивать изображение России на глобусе и карте; -находить Москву, Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Москвы., Санкт-Петербурга, находить на нём достопримеча-тельности столицы, Санкт-Петербурга; -отличать герб Москвы, Санкт-Петербурга от гербов других городов; | -работать в паре: находить на схеме и называть стороны горизонта, находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, сравнивать по схеме холм и гору, характеризовать поверхность своего края, | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
3 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | | |||||
план | Академические компетенции | Жизненные компетенции | Основная группа | Дети с ОВЗ | Коррекционные задачи | |||||
1 | Как устроен мир | 7 | | Знать классификацию объектов природы, царства природы, отличия человека от других живых существ, заповедники и национальные парки. | Царства живой природы | Характеризовать семью, народ, государство. Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды. | Работать в паре, анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы. | Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
2 | Эта удивительная природа | 19 | | Знать Разнообразные вещества, свойства воздуха, воды, , состав почвы, группы растений, разнообразие животных, разнообразие грибов | Знать состав почвы, воздуха. Знать сьедобгые и ядовитые грибы. | Наблюдать и характеризовать свойства веществ. Практическая работа: ставить опыты, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Оформлять памятку (книжку) Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Практическая работа в паре. Работать с электронным приложением к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Обсуждать правила рационального питания. | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. | ||
3 | «Мы и наше здоровье» | 10 | | Знать понятия: анатомия, физиология, гигиена, органы и система органов тела человека, свойства кожи, осанка. | | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы негативно на него влияющие | Выступать с подготовленными сообщениями. Работать в группе. | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. | ||
4 | Наша безопасность. | 8 | | Знать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, дорожные знаки, правила поведения в опасных местах, правила экологической безопасности. | Знать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, дорожные знаки, правила поведения в опасных местах, правила экологической безопасности. | Актуализировать знания об опасностях в быту. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. | Находить в Интернете и других источниках о Вооруженных силах России, деятельности полиции службы пожарной охраны, МЧС. | Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
5 | Чему учит экономика. | 12 | | Знать понятие экономика, роль труда людей в экономике, полезные ископаемые, растениеводство, животноводство, отрасли промышленности, роль денег в экономике | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Раскрывать понятия экономика, потребности, товары, услуги. Определять с помощью атласа- определителя культурные растения. | Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Различать денежные единицы разных стран. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. | Развивать творческое мышление, речь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
6 | Путешествия по городам и странам. | 12 | | Знать города Золотого кольца, государства, граничащие с Россией, их столицы.6 | Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу | Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. Готовить сообщения | С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. Готовить сообщения. | Обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, речь. |