Презентация к уроку истории «Афинская демократия при Перикле» (5 класс)

8
0
Материал опубликован 15 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Опрос Д. з:

I. Вопросы и задания для повторения:

1. Разгадайте кроссворд: 1

2

3

4

5

1. Место для зрителей.

2. Полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

3. Место, где прикрепляли декорации, хранились маски и костюмы.

4. Спутники Диониса, исполнявшие хвалебные песни богу.

5. Автор комедии «Птицы».

6. Вид театрального представления, где изображались подвиги героев, страдания и гибель.

2. Реши анаграммы. Чем прославились эти драматурги?

ЛИСХЭ, ЛОФОКС, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО

(Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан)

3. Что это значит:

·  петь дифирамбы;

·  песнь козлов;

·  веселое шествие?

Переход к изучению нового материала:

Беседа:

Как называется страна, в которой мы живем?

Как называется высшее должностное лицо в нашем государстве?

Кто у нас  сейчас президент?

Как он стал президентом?

Как называется государство, в управлении которого участвует  народ?

 У нас демократическое государство, потому что выбирает народ.

В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления?

О чем пойдет речь у нас на уроке?

Тема нашего сегодняшнего урока – Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь).

Изучение нового материала.

Слово учителя: Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

– Как афиняне называли управление в своём государстве? ( Демократия)

– Кто считался афинским гражданином? ( Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами)

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, "корабельная чернь" – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики.

Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе – пологом холме под открытым небом в западной части города.

Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию – высшему органу власти, выражавшему волю народа.

Читаем пункт 1 на стр. 191. и потом составляем схему.

Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?

– Кто не участвовал в Собрании?

Учитель: – Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.

– Кого выбирало Собрание?

(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок.)

Какие функции выполняло Народное собрание?

(Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.)

В Афинах кроме стратегов существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность  - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? И тогда тянули жребий: кому достанется белый боб тот и считается избранным.

Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые.

Как вы думаете почему? Первоначально никакой оплаты за занимаемые должности  не полагалось. Поэтому беднейшие граждане   уклонялись от жеребьевки.   Но   в середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому  гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Поэтому у него были как враги, так и друзья. Среди друзей Перикла были такие знаменитые люди как Анаксагор, Софокл, Геродот, Фидий. И все эти люди собирались для бесед и споров в его доме и доме его жены Аспасии

Закрепление: Игра Да-нетка

1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

Рефлексия: Синквейн

1 строка – тема или предмет (одно существительное); Народное собрание
2 строка – описание предмета (два прилагательных); свободное, долгое
3 строка – описание действия (три глагола);обьявляло, утверждало, принимало
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; участие демоса в управлении гос.
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). управление


Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле"
PPT / 358 Кб

Предварительный просмотр презентации

1. «Песнь козлов»

2.Предмет для письма

3.Участник Олимпийских игр

4. «Место для зрелищ»

5.Центральная площадь Афин.

6.Место выступления актеров

7.Трагедия Софокла

8.Место декораций

9. «Веселое шествие»

10.Место соревнований

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ.

ПЛАН УРОКА 1.Система государственного управления в Афинах. 2.Роль Народного Собрания в управле-нии городом. 3.Реформа Государственного управле-ния проведенная Периклом. 4.Перикл и его окружение.

Задание на урок. ? Что в Афинской демократии было положительным, а что -отрица-тельным ?

1.Система государственного управления в Афинах. Система государственного управления в Афи-нах называлась «ДЕМОКРАТИЕЙ».(От «Де мос»-народ, «Кратос»-власть. Высшим органом власти являлось «Народное Собрание»-Законодательный орган . Народное собрание выбирало Стратегов, Су- дей, и других чиновников-они представляли Исполнительную и Судебную Власть. Исполнительная власть руководила другими органами государственной власти-флотом, войском,судом,тюрьмой,полицией,сбором налогов

2.Роль Народного Собрания в управлении городом. В собрании участвовали только граждане не моложе 20 лет. Собирались 1 раз в 3-4 месяца. Открытым голосованием выбирали первого стратега. Тайным голосованием принимали законы объявляли войну, заключали мир. Народное собрание. Современный рисунок.

2.Роль Народного Собрания в управлении городом. Греческий ученый Аристотель так писал о проверке прав гражданина.Если в отношении какого-либо жи-теля.Афин возникают сомнения, гражданинли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека,то государство продает его в рабство .Каждый афинянин, избранный на должность по уп-равлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец матери?»Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, пред-седательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов».После всех выступлений Совет пяти-сот решает голосованием, можно ли афи-нянина, утвердить в должности .? Внимательно прочтите документ. ? Кто по закону считался гражданином ? ? Какие цели преследовала проверка кандидатов на занятие государственных должностей ?

3.Реформа Государственного управления проведенная Периклом. В отличие от стратегов претенденты на другие долж-ности выбирались жребием.В начале должности были бесплатными и их занимали только богачи. Перикл,бывший стратегом , 15 лет провел реформу, и теперь за исполнение должности платили жалование. Выборы. Миниатюра на древнегреческой вазе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.