Технологическая карта урока истории «В афинских школах и гимнасиях» (5 класс)
Технологическая карта урока
Организационная информация:
Предмет
история
Класс
5
Тема
В афинских школах и гимнасиях
Образовательная программа по предмету (автор)
Всеобщая история. История Древнего мира. Вигасин А.А.
Автор урока (ФИО, должность)
Набиева Илнура Мансуровна, учитель истории и обществознания
Образовательное учреждение
МБОУ «СОШ посёлка Мариец»
Описание урока:
Тип урока
изучение нового материала
Время реализации урока
45 мин
Цели урока
изучение особенностей древнегреческого образования
Задачи урока
выяснить, чему учили в афинских школах и гимнасиях, определить значения новых понятий;
воспитывать стремление к познанию нового, умение ценить знания и применять их на практике;
совершенствовать аналитические навыки учащихся: умение анализировать, сравнивать, делать несложные выводы, развивать устную речь, умение сотрудничать
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Предметные: уметь изучать и систематизировать информацию,
уметь характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях.
Личностные: понимать культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других
народов.
Метапредметные: учащиеся закрепят способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
способность решать познавательные, творческие задачи;
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе.
УУД
Личностные УУД: понимать культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других
народов.
Регулятивные УУД: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность в соответствии с задачами урока, адекватно воспринимать оценку и предложения.
Коммуникативные УУД: способность решать познавательные, творческие задачи,
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе.
Познавательные УУД: владение умениями работать с учебной информацией,
знать этапы древнегреческого образования, определение понятий «палестра», «гимнасии», «педагог», основное содержание образования.
Структура и содержание урока:
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||
1 этап урока: организационный |
|||||||||
Приветствие учителя, фиксирование отсутствующих, настрой на учебную деятельность (обращение к личному опыту учеников, создание ситуации успеха) |
Приветствие учащихся, рапорт дежурного. |
Организация учебной деятельности. |
|||||||
2 этап урока: проверка домашнего задания |
|||||||||
Организация работы по карточкам (раздает индивидуальные задания двум ученикам) |
Самостоятельная работа по карточкам: подготовка устного ответа по плану, который дан в карточках. Ответ по плану (устно). |
Формирование умений составлять рассказ, правильно употреблять и объяснять исторические понятия, термины, делать несложные выводы.
|
Два человека отвечают (по очереди), все слушают, а подробно анализирует ответ выступающих только один или два ученика в сооветствии с памяткой «Отзыв на ответ одноклассника». Остальные дополняют, высказывают свою точку зрения. |
Формирование умений организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию. |
Отвечающие по карточкам контролируют свои ответы, остальные корректируют и два ученика оценивают ответы выступающих согласно памятке «Отзыв на ответ одноклассника» |
Установление полноты и осознанности домашнего задания, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем. |
|||
Пока двое учащихся готовятся по карточкам, учитель организует с классом игру «Одним словом» |
Записывают слова, значение которых дано каждому уащемуся на листочках. |
Формирование умений обобщать и объяснять исторические термины. |
Работают в парах. |
Формирование умений организовывать учебное сотрудничество со сверстниками. |
Осуществляют взаимоповерку. |
Коррекция. |
|||
3 этап урока: изучение новой темы |
|||||||||
Побуждает учащихся к решению проблемного вопроса. |
Осознают проблему: отсутствие информации о древнегреческом образовании. |
Формирование умений осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Пытаются ответить на поставленный учителем вопрос |
Формирование умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Слушают в соответствии с целевой установкой. Оценивают свои возможности и степень недостаточности знаний, планируют свои действия по решению проблемы. |
Принятие решения в проблемной ситуации, планирование пути достижения целей. |
|||
Предлагает учащимся самостоятельную работу с учебником. Просит подобрать синоним к слову «педагог» и выяснить, как понятия «педагог» и «учитель» связаны между собой в настоящее время и в Древней Греции. |
Работают с текстом учебника (пункт №1). Занимаются поиском и переработкой информации о том, кто такие педагоги. Подбирают синонимы, отвечают на поставленный вопрос. |
Формирование новых понятий, изучение особенностей образования в афинских школах, развитие умений анализировать и сравнивать. |
Некоторые учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос, некоторые слушают отвечающих, дополняют, поправляют друг друга. |
Формирование умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Слушают отвечающих, дополняют, поправляют друг друга. |
Коррекция. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. |
|||
Из дополнительной литературы учитель рассказывает о том, кого называли в Древней Греции учителем. Дает информацию о занятиях в афинских школах, палестрах и гимнасиях. Лекция учителя в объеме учебника сопровождается презентацией. По ходу лекции объясняет новые слова. |
Учащиеся слушают рассказ учителя и смотрят презентацию. |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. |
|||||||
4 этап: физкультминутка |
|||||||||
Проводит физкультминутку. |
Повторяют движения за учителем и проговаривают слова физкультминутки. |
Формирование умений сотрудничать с учителем и одноклассниками. |
Повторяют движения за учителем. |
Снятие напряжения и усталости. |
|||||
5 этап: первичное закрепление |
|||||||||
Делит обучающихся на группы и дает задания для самостоятельной работы, направляет деятельность учащихся на их выполнение. 1 группа: выявить сходства в обучении в древних афинских школах и в современных российских; 2 группа: выявить различия в обучении. Координирует работу групп, выявляет затруднения и помогает их преодолеть, осуществляет выборочный контроль. |
Выполняют задания в группах Ученики 1 группы выявляют сходства в обучении в древних афинских школах и в современных российских; Ученики 2 группы выявляют различия в обучении. |
Формирование умений осуществлять сравнение, выявлять сходства и различия. |
Выполняют задания в группах |
Формирование умений организовывать учебное сотрудничество со сверстниками. |
Предлагает исправить не менее 6 ошибок в тексте:
Проверяет, помогает выявить недочеты и устранить их. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний |
Учащиеся находят ошибки и исправляют. |
Формировние умений работать с текстом. |
Готовят и задают вопросы друг другу по изученной теме. |
Формирование умений адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Оценивают степень овладения материалом, взаимоконтроль правильности ответов на вопросы. |
Взаимоконтроль и коррекция, саморегуляция. |
7 этап: домашнее задание |
||||||
Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Предлагает домашнее задание по выбору: - Прочитать параграф 38 с. 181-185, № 38 в рабочих тетрадях (базовый уровень); - То же самое задание + составить расписание в афинских школах и палестрах (творческий) |
Выбирают домашнее задание по силам, записывают его в дневниках. |
Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
||||
8 этап: подведение итогов урока |
||||||
Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения, совместному подведению итогов урока (что нового узнали сегодня) и выставляет отметки в журнал |
Ребята высказывают своё мнение по поводу того, что узнали на уроке. |
Обеспечение усвоения материала. |
Ребята высказывают своё мнение по поводу того, что узнали на уроке и слушают других детей. |
Формирование умений организовывать учебное сотрудничество со сверстниками. |
Контроль высказываний одноклассников. Оценка результата решения поставленной в начале урока проблемы |
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания, внесение изменений по ходу действия. |
9 этап: рефлексия |
||||||
Раздает кружочки, на которых дети должны в виде смайликов показать своё отношение к уроку |
Рисуют смайлики, оценивая свои успехи и отношение к уроку. |
Инициация рефлексии учащихся по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации деятельности и взаимодействия с одноклассниками и учителем. |
Рисуют смайлики, оценивая свои успехи и отношение к уроку. |
Оценка. |
Дополнительная информация
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?
Урок содержит наличие проблемного вопроса, работу в парах, взаимопроверку, рефлексию, дифференцированное домашнее задание.
Ресурсы, оборудование и материалы
Презентация, карточки, памятка
Список учебной и дополнительной литературы
Арасланова О.В., Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ВАКО, 2009.-512 с.- (В помощь школьному учителю).
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
2) https://www.google.ru/search?q=картинки+в+афинских+школах+и+гимнасиях&newwindow=1&espv=2&biw=1440&bih=799&tbm=isch&imgil=JTY4AmYZnJfmuM%253A%253Bli- &usg=__lc6K6BQNIu6Su0xPiDn9nFCfP4I D
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ
Карточки для опроса домашнего задания, план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-6 классах, карточки с текстом для исправления ошибок
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Технология проблемного обучения, технология сотрудничества.
Сочетание словесных и наглядных методов. Аудиовизуальный метод. Метод взаимопроверки.
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений
нет
Дополнительная необходимая информация
Приложение 1
Карточки для опроса домашнего задания
Карточка № 1
Подготовь рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей.
Для этого вспомни:
- Какой горд был соединён с портом Пирей специально укреплённой дорогой?
- Какие гавани были в порту?
- Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?
Сделай вывод.
Карточка № 2
Расскажи о жизни людей порта Пирей. Для этого вспомни:
- На какие группы делилось население порта?
- Какая из групп была самой бесправной?
- Где использовали труд людей этой группы?
Сделай вывод.
Приложение 2
План -памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-6 классах
Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
Обрати внимание, по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии?
Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
Есть ли вывод в конце выступления?
Попробуй оценить ответ одноклассника.
Отметка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме, речь хорошая.
Отметка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
Отметка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Отметка «2» - содержание материала по вопросу не раскрыто
Приложение 3
Игра «Одним словом»
Власть народа - …
Место для стоянки и ремонта судов - …
Самая бесправная группа людей - …
Военные корабли с тремя рядами вёсел - …
Приложение 4
Текст с ошибками
Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Приложение 5
Физкультминутка
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)
И кивнем затем по кругу (наклоны влево - вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх - вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки (встряхивают кистями рук)
Приложение 6