12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коленченко Елена Миргасимовна302
образование высшее (ВГУ , исторический факультет 1980г.) учитель истории высшей категории . МАОУ Гимназияп. , Почетный работник общего образования РФ, победитель ПНП «Образование».Девиз: «Жить, творить, служить, а не прозябать!»
Россия, Нижегородская обл., c.п. Мулино Володарского района

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Афинская демократия при Перикле». Учитель Коленченко Е.М. «Гимназия №1» МАОУ СШ п. Мулино Володарского района Нижегородской области

 

Учебник -История Древнего мира, 5 класс. Годер, Свентицкая.Просвещение2017 г.

Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний.

Педагогическая цель:углубить знания учащихся об античной демократии в ходе изучения периода расцвета демократии при Перикле , выявить позитивные и негативные черты афинской демократии первого в мире опыта государства, основанного на народовластии.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личные

Углубление знаний учащихся об античной демократии.

Знание основных составляющих демократии при Солоне и Перикле: гражданин, народное собрание, голосование, оратор, оплата работы госслужащих, контроль над работой государственных органов.

Умение извлекать и систематизировать информацию из различных источников.

Умение оценочной деятельности на основе осмысления роли личности в истории.

Коллективное сотрудничество, участие в обсуждении вопросов; обмен мнениями.

Владение основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение обсуждать, обобщать, выделять главное в содержании текста, делать выводы

Умение работать с разными источниками информации

Формирование речевой компетенции

Освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека

Развитие морального сознания на основе личностного выбора

Формирование собственного мнения, оценок и умение обосновывать фактами

Воспитание уважение к чужому мнению при работе, оказание взаимопомощи.

Формы урока/ методы:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический

Основные понятия: Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, голосование, оратор

Учебное оборудование:

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска;

Раздаточный материал (карточка 1,карточка 2, карточка 3)

Презентационный материал

Учебник, рабочая тетрадь №2.

Карта «Древняя Греция»

Этап урока

Длительность

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

 

1.Организационный момент

2.Постановка учебной цели

2минуты

Словесный

Фронтальная. словесный

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Фронтальная беседа: 1. Как называется наша страна? Кто является главой государства? 2. Как В.В.Путин стал президентом? 3.Что означает понятие «демократия»? Каково происхождение это слова? 4.Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Учитель корректирует формулирование учениками цели и задач урока. Объявляет тему урока –«Афинская демократия при Перикле».

Формулирует проблему для учащихся: Действительно ли афинская демократия при Перикле – образец для подражания, действительно ли эпоха Перикла была «золотым веком» демократии? Решением этой проблемы мы займемся сегодня на уроке.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе

Отвечают на вопросы, формулируют тему, цели, задачи урока с учителем

Быстрое включение в учебный ритм

Регулятивные УУД: формулируют, планируют своидействия

наблюдение

фронтальная беседа

3.Актуализация опорных знаний

8-10- минут

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

План урока демонстрируется в презентации

Зарождение демократии в Афинах. Солон. (актуализация опорных знаний учащихся по теме).

Перикл – выдающийся государственный деятель Афин.

Народное собрание в Афинах

Государственная служба при Перикле

Фронтальная беседа: Где находится Греция? Афины?

А что мы с вами уже знаем о зарождении демократии?

-когда и где возникла демократия?

-дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие)

- кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)

Индивидуальное задание ученику на выбор рассказать о деятельности Солона от его имени или представителя демоса.

Фронтальная беседа:

-прокомментируйте стихотворение(демонстрируется в презентации): о чем? Кто автор?

-какие преобразования осуществил Солон? (отменил долговое рабство, в решении государственных дел на Народном собрании принимали участие все граждане Афин, судебная реформа)

докажите, что благодаря законам Солона в Афинах установилась демократия -- примеры участия демоса в управлении государством;

в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);

судьи избирались из числа всех граждан.

Подводит итоги и переходит к новой теме.

Работают с настенной картой «Древняя Греция»: находят Грецию, Афины. Решают познавательную задачу: определяют тему, автора стихотворения.

Учащиеся вспоминают о борьбе демоса и знати за власть, реформах Солона 594 г. до н.э.;

формулируют основные понятия: демос, демократия , гражданин, долговое рабство, законы Драконта, народное собрание, суд,

Характеризуют личность Солона. Делают выводы об установлении в Афинах демократии.

Индивидуальное задание: рассказ о Солоне от имени крестьянина.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Устанавливать причинно-следственную связь;

Познавательные:

воспроизведение по памяти информацию; структурирование знания,

формулирование понятий, составление рассказа; формулирование выводов;

Личностные УУД: давать оценку деятельности выдающейся личности, высказывать и обосновывать свое мнение

Беседа по вопросам

             

4.Усвоение новых знаний и способов действий

15

Минут

Фронтальная.

Словесный.

Наглядный.

Работа с текстом, иллюстрациями, схемами.

Перикл – выдающийся государственный деятель Афин.

Учитель: После победы в греко-персидских войнах начинается расцвет Афинского государства. Во главе его в это время стоял Перикл – крупнейший государственный деятель того периода.

Учитель обращает внимание уч-ся на иллюстрацию в учебнике на стр. 182. «Перикл. Древнегреческий бюст», характеризует личность Перикла. Акцентирует внимание на дате: В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Как называлась эта должность?

Сколько веков назад это было?

Перикл производил сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был образованным, энергичным, целеустремленным человеком. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

О чём говорит этот факт?

Чем можно объяснить популярность Перикла? Предлагает задание: работа по вопросам с историческим источником: отрывок из сочинения в учебнике стр. Беседа по тексту.

(Проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира. Личные качества политика: ораторский талант, понимание потребностей народных масс, были востребованы в Афинах.)

Учитель продолжает рассказ: Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Первый стратег получил прекрасное образование.

Учитель предлагает найти в тексте параграфа имена друзей Перикла и вспомнить информацию об этих знаменитых личностях.:

Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии – одной из образованнейших женщин Эллады

Учитель раздает задания парам учеников (карточки 2 и 3) и организует работу по карточкам.

Народное собрание на Агоре

Как афиняне называли управление в своём государстве? ( Демократия) При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане.

Кто считался афинским гражданином? ( Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами)Традиционным местом проведения народных собраний являлась Агора – рыночная площадь. Однако с развитием города, и в частности торговли, на Агоре стало слишком тесно. Тогда было решено на холм, носивший название Пникс. Плоская вершина холма Пникс представляла собой полукруг, который вмещал 20 тыс. человек. Там же возвышалась трибуна, высеченная из камня. Она сохранилась и до наших дней.

Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности.

Учитель делает выводы с учениками, организуя работу со схемой презентации: Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию – высшему органу власти, выражавшему волю народа.

Закрепление знаний: работа со схемой “Афинское народное собрание”

Пользуясь схемой, объясните структуру Народного собрания (слайд презентации):

Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.

Кого выбирало Собрание?

(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок.)

Работа с учебником : Пользуясь учебником на стр. 182-183 , зачитайте, какие еще функции выполняло Народное собрание “

(выбирало  высшее должностное лицо на 1 год , объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования.)

Оплата за государственную службу.

Рассказ учителя с опорой на иллюстрации учебника начинается с вопроса : мог ли демос оставить свою работу и заняться государственными делами?

За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность – судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка – стремились занять несколько граждан.

Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы – плоды растений, например, фасоли.) 

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь.

Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей. 

В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен

Выполнить задание( на слайде 13) в устной форме

Слушают учителя.

Рассматривают иллюстрации в учебнике.

Дополняют рассказ учителя и делают записи в тетради: черты характера Перикла, дату

Отвечают на вопросы

Вспоминают понятие «стратег» (командующий войском). Предполагают, что Перикл был выдающимся стратегом, умным, талантливым оратором.

Работают с термином «оратор»

Ищут информацию в тексте учебника. Вспоминают пройденное. Отвечают на вопросы учителя

Характеризуют афинскую демократию при Перикле.

Работают с карточками.

Отвечают на вопросы.

Работают с презентацией, со схемой

Работают с учебником, с карточками, со схемой, отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Слушают рассказ учителя. Выполняют задание

Познавательные УУД:

Используют разные средства для решения познавательных задач

Овладевают умениями формулировать понятия,

Устанавливают причинно-следственные связи

Воспроизводят по памяти информацию

Находят информацию в разных источниках

Коммуникативные:

Владеют диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи

Коммуникативные: слушают и запоминают речь других

Познавательные:

Используют разные знаковые средства для решения

учебной задачи

Познавательные :

Выделяют главное. делают выводы

Беседа по вопросам

Схемы, проблемное задание

5.Закрепление знаний и способов действий

5 -6минут

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Вспомним государство Древний Египет. Была ли в этом государстве демократия? Почему вы так считаете?

Какое государство кажется вам более справедливым – Древний Египет или Афины?

Учитель подводит итоги беседы: В Древнем Египте не было демократии, так как власть фараона переходила по наследству, народ не избирал правителя. Бедный человек не мог занять важную должность. Люди не могли свободно высказывать своё мнение, и не были равны в правах. Поэтому дети делают вывод, что Афины имели более справедливое государственное устройство.

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока:

Можно ли считать Афинское государство образцовым?

(Нет, нельзя, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу).

Предполагаемые ответы:

В Афинах после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.

При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки.

Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование.

Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством

Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых.

.

При Перикле произошел расцвет демократии в Афинах. Ни в одном государстве древнего мира в управлении государством не принимало такое большое участие простых людей как в Афинах.)

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, делают выводы

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Сотрудничают с учителем

Личностные: высказывают оценочные суждения, соизмеряют со своими поступками

Беседа по вопросам

             


 


 


 

6.итоги урока

1 -2 минута

 

Учитель подводит итоги работы на уроке, оценивает учебную деятельность учеников. Выставление оценок

Рефлексия: насколько удалось реализовать свои возможности на уроке.Подача дневников для выставления оценок

7дом задание

       

Приложение.

Карточка 1

Прочитай учебник стр.182-186 и ответь на вопросы (да/нет)

Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

Карточка 1

Прочитай учебник стр.182-186 и ответь на вопросы (да/нет)

Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

 

Карточка 2 Перикл во главе Афин.

Проанализируй отрывок о Перикле из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха.

- По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление … - это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. “В таком случае,- сказал Перикл, - пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя”. После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Вопросы к тексту:

1. Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?

2. Отчитывался ли Перикл о своей деятельности

Карточка 2 Перикл во главе Афин.

Проанализируй отрывок о Перикле из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха.

- По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление … - это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. “В таком случае,- сказал Перикл, - пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя”. После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Вопросы к тексту:

1. Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?

2. Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Пескова Анна Агафоновна, 07.04.18 в 16:43 0Ответить Пожаловаться
В разработке идет ссылка на презентацию, а почему ее нет?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.