12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Калинина Татьяна Вахтанговна320
Милая, белая и пушистая девушка)))
Россия, Псковская обл., дер.Слопыгино
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Наиболее неудачный урок № 1

Конспект по Истории Древнего Мира

Номер урока (№): 5

Тема урока: В афинском театре

Цели урока:

Образовательная:

- Познакомить с происхождением театра, его устройством.

- Познакомить с игрой актеров.

- познакомить с жанрами: комедией и трагедией.

- познакомить с греческими драматургами: Софоклом, Эсхилом, Еврипидом, Аристофаном и  их произведениями.

Развивающая:

- способствовать дальнейшему развитию речевых навыков

- Способствовать дальнейшему развитию аналитических навыков, умению сравнивать с современностью (сопоставлению фактов)

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства прекрасного у детей

- способствовать воспитанию чувство уважения  к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Оборудование: доска, наглядность: схема здания афинского театра (Приложение № 1), раздаточный материал, учебник Всеобщая История. История Древнего мира: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 2-ое издание. – М.: Просвещение, 2013.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности учащегося

1. Орг. Момент

Учитель приветствует учащихся. Спрашивает присутствующих и отсутствующих.

Учащиеся приветствуют учителя. Староста класса называет присутствующих и отсутствующих

2. Опрос домашнего задания

Учащимся раздается текст с ошибками (Приложение № 2)

Учитель спрашивает по предложению и каждое предложение исправляется устно.

Предполагаемые ответы:

1. Только мальчики посещали школу с 7 лет.

2. Рабы – педагоги водили на занятия

3. В обычной школе учились музыке и поэзии, читать, писать, считать.

4. В палестре мальчики занимались борьбой: пятиборье, метание диска

5. В гимнасиях слушали вступления стратегов, учились красноречию, занимались гимнастикой

Задание для учащихся. Прочитать текст и найти ошибки.

Учащиеся читают предложение и исправляют его, проговаривая устно.

3. Переход к изучению нового материала

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами посмотрели как обучали древних греков, а теперь мы с вами окунемся в театральную жизнь древней Греции. Сегодня и у нас существует театры, они есть в каждом городе.

Проблемный вопрос: каким же был древнегреческий театр, есть ли различия между театром прошлым и театром сейчас, что же между ними общего.

Учитель говорит, что к этому вопросу вернется в конце урока.

Учащиеся открывают тетрадь, пишут число, классная работа и записывают тему урока

4. Изучение нового материала

Слово учителя: Сейчас, ребята, я вам буду рассказывать о театре, а вы в это время будет делать записи в рабочем листе, который лежит перед вами. Обратить внимание на первое задание.

Рассказ учителя: (Приложение № 3)

…… Предполагаемый ответ: бог виноделия

Учитель обращает внимание на второе задание…

…………….. Учитель обращает внимание на 3 задание в рабочем листе.

……………………………………………………..

……….Учитель обращает внимание на 4 задание в рабочем листе.

………………………………………………….

.. Учитель обращает внимание на 5 задание в рабочем листе.

Учащиеся слушают и по ходу рассказа заполняют свой рабочий лист

Вопрос к учащимся: кто же такой Дионисий?

Учащиеся по ходу рассказа учителя заполняют 2 задание в рабочем листе.

Учащиеся по ходу рассказа учителя заполняют 3 задание в рабочем листе

Учащиеся по ходу рассказа учителя заполняют 4 задание в рабочем листе

Учащиеся по ходу рассказа учителя заполняют 5 задание в рабочем листе

5. Итоговое закрепление

Учащиеся вставляют пропущенные слова в стих. Пропущенные слова подчеркнуты.

Предполагаемые ответы:

1. трех

2. места для зрителей

Орхестра

3. Скене

4. Билет

5. Глины

6. Мужчины

7. «Антигона»

8. «Птицы»

9. Для взрослых

Слово учителя: А теперь давайте вставим пропущенные слова в стих: Сотни местных и гостей.

Театр прославленной Эллады

Состоял из …….. частей.

Для удобства посетителей

Лесенкою вниз – ………..

Для хора и актеров – специальное место,

Это площадка зовется - ………

То дворец, то берег моря

Нарисован на стене-

Театральная постройка называется - …………………..

Прошло немало зим и лет,

А перед нами греческий ……… –

Небольшие с буквами пластины

Из свинца иль обожженной …….

Мелькают маски и костюмы,

Волнуют публику картины.

Все роли в греческом театре

Играли только лишь – ………….

Немного горя, слез и стона

В трагедии Софокла …………

Заставит всех повеселиться

Комедия Аристофана …………..

Для умных и не очень,

Низких и рослых.

Театр в то время

Был школой ………………….

6. Рефлексия

Учителем на доске заранее нарисована рефлексивная мишень. Учащиеся по вызову учителя подходят и ставят свои отметки за урок разноцветными мелками.

Учащиеся по вызову учителя подходят и ставят свои отметки за урок разноцветными мелками.

7. Домашнее задание

Учитель записывает домашнее задание на доске:

Параграф 39, вопросы к параграфу + кроссворд (не менее 10 слов)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

Приложение № 2

Текст с ошибками

Задание: прочитать текст и исправить ошибки, допущенные в тексте

Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

Приложение № 3

Рассказ учителя

Жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса.

Праздники проводились дважды в год. Главный из них – великие Дионисии, был в марте.

Праздники проводились так:

1 часть – Официальная: представление Диониса, мифы о нем. Пел хор, приветствуя Бога, надевая козлиные шкуры. - Называется «песнь козлов» - Трагедия.

2 часть. – Карнавальное веселье. (или «веселое шествие») от сл. Комос - комедия.

Пели народные песни, злые, сатирические, злободневные, непристойные.

В 6 в. до н.э. ( больше 2500 лет назад) был введен сценарий –так появились 1 спектакли.

Появляются авторы – люди, которые писали пьесы для театра – драматурги.

(сначала для трагедий, для хора, позже – для комедий.)

Строятся специальные площадки для выступлений – театры.

Все посетители театра делились на 2 группы:

почетные гости – посещение театра было бесплатным.

Обычные зрители. Покупали билеты: особые жетоны.

Что касается зрителей, то приходя в театр, они брали с собой узелки с едой и питьем. Представления длились весь день, и следовали один за другим. Занимали места с ночи, чтобы сидеть поближе к сцене. Театральные представления были настоящим праздником для греков, так как устраивались не ежедневно, а несколько раз в год

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. На билете из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место

В древнегреческом театре:

Здания строились под открытом небом, на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и с любого места было бы хорошо видно сцену. Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города

Здание состояло из 3-х частей:

1.Места для зрителей делились на секции.

2.Орхестра - круглая площадка, на которой выступали актеры и хор. (отсюда слово «оркестр»)

3. Скене – постройка, к стене которой прикрепляли декорации ( отсюда слово «сцена»)

Актерская маска. В представлении участвовали три актера и хор. Актерами были только мужчины, игравшие и роли женщин. Они одевали обувь на высокой подошве. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. Меняя маски, один артист мог исполнять несколько ролей. Раскрашенные маски с большим, открытым ртом, который усиливай голос. Маски были разные: людей веселых ( для комедий) и грустных ( для трагедий) старых и молодых. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонаж.

Хор на сцене. Хор по ходу действия объяснял происходящие события. Например, никогда нельзя было показывать убийство, о нем рассказывал именно хор. Кроме того, хор подводил итоги пьесы.

Расцвет афинской драматургии (V–IV вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы.

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами.

ЭСХИЛ (525–456 г. до н. э.) был участником славных битв, а в трагедии «Персы» вдохновенно описал сражение при Саламине. И даже надгробная надпись прославляет его как воина и умалчивает о нем как о поэте. Нам это кажется весьма странным. Ведь драматург написал десятки пьес! Из них до нас дошли всего 7. и все же Эсхила считают по праву «отцом трагедии». Он первым превратил обрядовое действо в подобие театра. Сюжеты его трагедий просты и грандиозны, в них действуют величавые боги и полубоги, разыгрываются события, потрясающие судьбы целых племен и народов. Его любимый герой- Прометей, не склонивший головы перед жестоким тираном Зевсом.

Рассказывали, будто в детстве, заснув в отцовском винограднике, Эсхил увидел во сне Диониса, и он повелел ему стать трагическим поэтом.

Еще говорили, что представление его пьес приводили зрителей в ужас и трепет. Сиденья амфитеатра были еще деревянными, однажды во время спектакля они – видимо , от потрясения- рухнули, зрители в панике обратились в бегство, и многие из них пострадали.

Необычайной была и смерть Эсхила. Однажды сидя у подножия огнедышащего вулкана Этна, Эсхил увидел перелетающего над ним орла, держащего в когтях черепаху. Птица приняла лысую голову поэта за камень и сбросила на него добычу, чтобы разбить черепаший панцирь. Но разбилась голова Эсхила. Так по преданию, завершилась жизнь «отца трагедии».

СОФОКЛ (496–406 г. до н. э.). Уже в 468 г. на состязании драматургов он победил своего учителя.

Трагедии Софокла, из которых сохранилось всего 7, пользовались бешеным успехом. За «Антигону» автора избрали на важную военную должность. Он прожил долгую и счастливую жизнь и служил родине не только как поэт, но и как политический деятель. Но годы брали свое, Софокл старел. Один из его сыновей сообщил, будто бы отец выжил из ума и нуждается в опеке. Софокла вызвали в суд, где он, вместо оправданий, прочел отрывок из своей трагедии «Эдип в Колоне». Восхищенные судьи тут же единогласно признали, что талант и мудрость 90-летнего поэта нисколько не постарели от возраста. И посрамленный сынок убрался восвояси.

ЕВРИПИД (480–406 г. до н. э.) – самый младший из трех великих драматургов. Написал больше сотни пьес и тем самым нажил себе великое множество врагов, потому что всегда говорил правду. Это никому не нравилось, даже зрителям. Говорят, что однажды, когда Еврипида освистали, он вышел на сцену и с достоинством сказал: «Я пишу трагедии затем, чтобы учить народ, а не затем, чтобы учиться у народа». И ему на старости лет пришлось покинуть Афины и переселиться в Македонию. Не прожив и 2 лет, он умер. Наиболее яркая его сатирическая драма «Циклоп».

Ничуть не оцененный при жизни, после смерти Еврипид широко прославился. Поэтому до нас дошли целых 17 его трагедий, одна драма, и очень много отрывков из его пьес.

Он первым осмелился сказать о том, о чем молчали все – даже знаменитые афинские философы, то есть о том, что рабы – это такие же люди, как и полноправные граждане.

Награждали авторов так же по двум номинациям: автору лучшей комедии вручали корзину с инжиром и амфору вина. А автора лучшей трагедии награждали живым козлом

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.