Материал к уроку географии в 11 классе «Африканские народы: их быт и условия жизни»
Автор: Ковалева Г.В. учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ №4 Воронежской области.
Класс: 11Б
Раздел: Регионы и страны.
Тема 2. "Африканские народы: их быт и условия жизни"
Тип урока: лекция (фрагмент урока).
Цель: изучить уровень жизни африканского народа.
Задачи:
- узнать, как живет население в разных регионах страны;
- обсудить проблему низкого экономического развития и плохих условий жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
1. Быт африканского народа
В Африке плотность населения размещено неравномерно. Все крупные населенные пункты находятся около воды. Основным занятием является земледелие. Африканцы выращивают сладкий картофель (батат), сорго, просо, пшеницу, рис, ячмень, лён, хлопчатник, бананы, дыни, тыквы и бобовые культуры. Особой техники у африканцев нет, поэтому они используют деревянную мотыгу с железным окончанием и другие инструменты ручного труда.
(приложение 1)
После сбора урожая что-то отправляется на свой стол, что-то на местный рынок или промышленное предприятие и за границу.
Животноводство отличается низкой продуктивностью и товарностью. Выращивают в основном кур и коров.
Рыболовство в Африке имеет главным образом потребительский характер. Экспортируется продукция рыбной промышленности: рыбная мука, рыбий жир, консервы. Наиболее развито рыболовство в ЮАР.
В промышленном производстве стран мира на африканские страны приходится около 2%.
В Африке приобрели развитие горнодобывающая и лесная промышленность, в области первичной переработки сырья, это минеральная промышленность и растеневодство.
В последнее время появились предприятия машиностроения, химической промышленности, черной металлургии, промышленность строительных материалов. Важное место в экономике африканских стран занимает иностранный капитал.
В большей части хозяйств валовая продукция иностранных и общих предприятий представляет около половины валового национального продукта (Ботсвана, Габон, Гана Гвинея, Египет, Демократическая Республика Конго, Зимбабве Кения и т.п.)
Большое развитие на материке получил туризм. Особенно хорошо он распространен в прибрежных регионах.
В относительно крупных населенных пунктах страны жизнь относительна "приемлема", но далеко не как у нас. Водопроводов практически нет, вода доставляется в бочках на повозках.
(приложение 2)
В промышленных комплексах производят ткани и примитивную одежду, позже все это идет на продажу, однако многие предпочитают изготовить одежду самостоятельно, что-то сшить из ткани с рынка, а что-то сплести из соломы с грядки.
Гипермаркеты практически не встречаются, а если они есть, то в столичных городах. Все продается на улице, смастеренных сараях-лавках, начиная с продуктов и лекарств, заканчивая мебелью и электроникой.
(приложение 3)
Бытовые приборы есть не у всех. Холодильник и телевизор самое ценное, а стиральную машину и газовую плиту заменяют тазиком и костром, электричество есть не везде, чаще всего в городах.
С образованием ситуация следующая:
Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским реалиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие, каждый член общества вносил свой вклад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полового поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.
С началом колониального периода система образования претерпела изменения в сторону европейского с тем, чтобы африканцы имели возможность конкурировать с Европой и Америкой. Африка пыталась наладить подготовку собственных специалистов.
Сейчас в отношении образования Африка всё ещё отстаёт от других частей света. В 2021 г. в Чёрной Африке только 61 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели в мире. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них — девочки.
(приложение 4)
Развлечений у детей не много, играют с тем, что под руку попадет.
2. Быт народа в диких племенах
В более 50 странах Африки около 5 миллионов человек принадлежат к диким племенам. Они не признают современности, пользуются и восхваляют дары предков. Изобретают свою моду, традиции и обычаи, для существования им необходимы скромные хижины, простая еда и почти полное отсутствие одежды.
(приложение 5)
В Африке, насчитывается около 3 тыс. диких племен, они отличаются друг от друга внешним видом, ритуалами и устоями. Но всех объединяет одно: поклонение давно умершим прародителям, отказ от даров современности.
Они не обучены грамоте, письму и чтению, умирают от простуды и порезов. Вирусы, попавшие к ним из современного мира, оказываются смертельными, тогда как обычный человек даже не замечает влияние бактерий на организм, так как там отсуствует вакцинация и медицина.
Как их предки много веков назад вели натуральное хозяйство, так и племена занимаются ловлей рыбы, держат скот, охотятся, занимаются собирательством. Для них характерны браки между членами одного племени. Они воспитывают детей в такой среде, и они с детства знают, что их ждет такая же участь. Племена состоят из полусотни народностей, владеющих тысячами разных языков.
На Земле не осталось незамеченных племен. Некоторые легко контактируют с учеными, другие настроены агрессивно. Многие представители племен освоили современную жизнь, и ушли в «большой мир». Тем, кто остался жить в хижинах, приходится переезжать с места на место из-за вырубки лесов и освоения лучших земель современным человеком в удаленные уголки материка.
Жители Африканских племен поклоняются своим богам, строго чтят традиции, проводят ритуалы и обряды. Свои дома они строят из глины и соломы, одежду шьют тоже из подручных материалов, ходят на охоту и занимаются собирательством. Они хорошо разбираются в травах, делая свои лекарства, благодаря хорошему иммунитету все еще остаются существовать.
Некоторые племена приблизились к цивилизованному миру, до них дошли деньги и их возможности. Жители таких племен уходили на заработки, а возвращались больные и озлобленные. Однако за деньги можно купить лучшие блага, поэтому они выпрашивают их у туристов, они поделились на бедных и богатых. Пример такому случаю – племя нуба. (приложение 6)
Приложения
Приложение 1 | |
Приложение 2 | Приложение 3 |
Приложение 4 | |
Приложение 5 | |
Приложение 6 | |
Источники информации:
1. https://touristam.com/dikie-plemena-afriki.html - Дикие племена Африки. Обычаи, жизнь женщин, мужчин и детей;
2.https://infourok.ru/sistema-specialnogo-obrazovaniya-na-afrikanskom-kontinente-4159478.html - Система специального образования на африканском континенте.
Светлана Евгеньевна Лось
Ковалева Галина Валентиновна
Язенина Ольга Анатольевна
Ковалева Галина Валентиновна