12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дзиова Альбина Борисовна51
Россия, Северная Осетия-Алания респ.

География.

Тема урока: «Южно-Африканская Республика», 11 класс



Цель урока: дать общее представление о стране.


Образовательные задачи:

- обеспечить усвоение знаний об основных чертах экономико-географического положения страны, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе.


Воспитательные задачи:

- обучающая - познакомить учащихся с государством ЮАР, географическим её положением, климатом, животным миром, отраслями хозяйства, населением; закреплять умение учащихся работать с картой

-развивающая - развивать пространственное картографическое мышление, умение находить на карте нужные объекты, корригировать связную устную речь, развивать кругозор.

воспитывающая –воспитывать самостоятельность в работе


- в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физкультминутку;

- формирование экологической культуры на примере сохранения дикой природы в заповедниках ЮАР;


Задачи развития обучающихся:

в целях решения задач развития у обучающихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале составить характеристику ЭГП страны и сделать выводы;

- для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока возможности для группового вида деятельности;

- обеспечить в ходе урока развитие речи обучающихся: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи обучающихся в ходе решения образовательных задач;

- формировать у обучающихся умения осуществлять основные мыслительные операции;

- развивать воображение, память, внимание обучающихся;

- развивать у обучающихся ориентирование в пространстве и времени.


Мотивационное обеспечение урока:

- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через: а) работу в зоне ближайшего развития;

б) создание ситуации успеха;

в) обеспечение психического и физического здоровья обучающихся на уроке, гигиены труда;

- стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей обучающихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах и т. д.)

- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.


Оформление и оборудование кабинета:

Компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки слайд-шоу «Южно-Африканская Республика»,

Физическая и экономическая карты Африки.

А)Изречения «Земля – мать богатства, труд – его отец» (В этом изречении видного британского экономиста говорится об огромном значении основных факторов производства земли и труда т.е материальных благ. Тем самым ученый подчеркивает их исключительную важность. Африканская пословица)



Б) «Учиться можно весело…

Чтобы переваривать знания,

Надо поглощать их с аппетитом!»


Тип урока: комбинированный.


ПЛАН УРОКА

Характеристика ЭГП ЮАР.

Визитная карточка страны.

Население ЮАР.

Хозяйство.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вступительная часть

Объявление темы и цели

Выполняют упражнение-энергизатор

Основная часть

Побуждение обучающихся к анализу проблем, оказание помощи при необходимости актуализировать необходимые знания.

Работа с контурными картами, с таблицами. Работа в группах, выступления с отчётами

Заключительная часть

Краткое резюме выступлений. Подведение итогов. Рефлексионная оценка деятельности.

Формулировка вывода. Запись домашнего задания, выставление оценок в дневники. Рефлексия.


Подготовительная работа


На уроке предполагается работа в парах. Деление на пары проводится до урока. Учитель раздаёт детям карточки, на которых изображены клоуны в кепках разного цвета.



ХОД УРОКА


Оргмомент


Вступительное слово учителя - представление.

Энергизатор «Комплимент»

Повторение дом. задания

- Сегодня мы продолжим изучение Африки. Что вы знаете об Африке?


- Какие страны, расположенные на материке вы знаете?


1.Учитель обращает внимание на цитату на доске: «Учиться можно весело…

Чтобы переваривать знания,

Надо поглощать их с аппетитом!»

Фрагмент №2 мульт.фильма «Айболит» (1) (показ на интерактивной доске)


И разговор у нас с вами пойдёт именно о Южно-Африканской Республике.

С ней, с единственной экономически развитой страной на континенте, мы должны будем познакомиться.

Запишем в тетрадях тему урока (записываем на доске) «Южно-Африканская Республика».

Основная часть урока (ВИДЕО 3 минуты) Через шлем


- На земле Южно - Африканской Республики самым причудливым образом соседствуют древние экзотические обычаи, новейшие технологии белого человека, утонченная цивилизация индо-арабского мира… Золотые пески тропических пляжей, снега Драконовых гор, самые богатые в мире заповедники - это тоже ЮАР.

Южную Африку Вы мечтали посетить с детства лишь только узнали о реке Лимпопо, по которой все еще "гуляет Гиппопотам", о пустыне Калахари, где охотники-бушмены добывают себе пропитание… Южная Африка далеко, но в то же время, посетив "город золота" - Йоханнесбург, вы сможете сделать покупки в шикарном ювелирном магазине, не подозревая, что он принадлежит родственнику Льва Толстого. А если повезет, познакомитесь с внуками графа Елагина и князя Бибикова.

Сказочно богата и интересна природа этой страны, ведь ЮАР - это единственное место в мире, где полярные пингвины и котики живут по соседству с такими любителями экваториальной жары, как антилопы-гну, зебры и фламинго в самом большом и богатом крупными животными Национальном парке Крюгера.


Итак, обо всём по порядку.


Работаем по следующему плану:

ЭГП ЮАР

«Визитная карточка» страны

Население

Хозяйство.


1. ЭГП . (Работа у доски по карте и контурным картам на местах)

Ответ учащегося: Страна находится на юге материка Африка. ЮАР граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории ЮАР анклавом расположено Королевство Лесото. На востоке страны расположены Драконовые горы, на юге – Капские горы.

ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.

ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство.


2). Экономическая и политическая характеристика границ

(Работа у доски по карте, отмечают в контурных картах страны-соседи, первого и второго порядка  показ слайда)


3). Положение относительно транзитных путей.

(Мыс Игольный – граница двух океанов, мыс Доброй Надежды – показ слайдов на компьютере).

Можно подумать, что находишься где-то на краю земли. Отчасти так оно и есть: здесь заканчивается Африканский континент, и чуть поодаль сходятся два океана, Атлантический и Индийский, причем глаз легко различает границу — бирюзовые, веселые волны Индийского никак не желают смешиваться с серо-стальными, хмурыми бурунами Атлантики.

Но диким уголком это место никак не назовешь. Неподалёку находится мыс Доброй Надежды, где основан город Кейптаун в 1652 г. Именно там и тогда высадился его основатель, агент голландской Ост-Индской компании Ян фон Рибек с сотней соратников, чтобы создать стоянку для судов компании на полдороге в вожделенную Индию, манившую пряностями.


Сейчас, как и тогда в Кейптауне можно пополнить водой и провиантом корабли, идущие из Атлантического океана в Индийский и обратно.

Дадим общую оценку экономико-географическому положению Южно-Африканской Республики – удобное или неудобное. (Ответ обучающихся). - Кто думает по-другому? Запишем в тетрадях вывод.


Название страны,

столица

Площадь страны

Форма правления

Форма

террит-ого

устройства

Числ-сть нас.

Тип воспроизв.

Валюта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



«Визитная карточка» страны. (Для составления «визитной карточки» на столах у вас таблица, которые мы будем с вами заполнять по ходу нашего урока)


1). Основные сведения о стране.

2). Форма государства.

3). Государственная символика.

Государство в Южной Африке - Южно-Африканская Республика. Общая площадь -2 246 538 кв. км. Разделена на 9провинций. Столица - Претория, Население более 50млн. чел. (занимает 5 место в Африке).

Основные города: Кейптаун, Йоханесбур, Дурбан, Претория, Порт-Элизабет и т.д.

Форма государственного правления – Республика во главе с президентом Сирил Рамафоса (показать слайд)

Форма административно-территориального устройства: федеративная

Денежная единица – южноафриканский ренд. (показать на слайде)

Язык - официальными являются 11 языков - африкаанс, английский,

Около 80% граждан ЮАР -чернокожие африканцы масубия, зулу, коса, свази, суто, тсвана, тсонга, венда. Население европейского происхождения составляет менее 10% . Третья по численности группа ЮАР- мулаты и метисы.

Страна относится ко – II типу воспроизводства населения.(когда уровень рождаемости

и смертности остаются высокими)


Государственная символика:

Флаг

Герб. Птица-секретарь, которая считается в Африке благородной птицей и символизирует превосходство над врагами и защиту от них (расправленные крылья)


Гимн (показать слайды Слова) Голос Южной Африки 

Из родного неба сини, из глубин родных морей, 
Между вечных, эхо звучных горных кряжей и цепей, 
Южной Африки любимой голос шепчет что-то нам. 
Хором ей ответим: «Волю ты свою нам изреки — 
Жизнью жертвовать и жить — для Южной Африки».

Брось нам клич — мы отзовемся и придем издалека: 
За тебя чтоб жить иль сгинуть, Южная Африка.

Боже правый! С крепкой верой нам отцы велели жить. 
Дай же нам, Всевышний, силы, чтоб, держась, врага разить, 

Как Тебе отцы молились — научи тому и нас, 
Чтоб заботами твоими наша нация спаслась.

Сообщение о дипломатических отношениях между Россией и ЮАР (на дроне поднимается флаг России и ЮАР)

( Птица мира на 3D принтере загружается до начало урока и выпускается, так как он занимает около 65 минут. )


Проверка таблицы.


Названия столиц вывесить на доску, записать, показать слайды с видами городов Претория (на слайде – Претория весной, покрыта розово-фиолетовым туманом цветущей джакаранды), Кейптаун, Йоханнесбург.



А теперь обратимся к главному достоинству государства. А что составляет достояние любого государства? Конечно, это его население.



Сообщение о бурах – Савлохова Элина


Сегодня ЮАР – пример благополучия и мирного сосуществования различных народов.

Исторически сложилось, что на территории ЮАР проживает много народностей, представители всех трёх рас человечества: бушмены, зулусы, коса, африканеры…под девизом «Разные люди, объединяйтесь!» (показать слайды по населению)

Разнообразие народов, населяющих эту удивительную страну, напоминает все цвета радуги, поэтому ЮАР образно называют "Страной радуги".

Вернёмся на свою родину в России проживает более 190 национальностей, а в нашей Республике ведь у нас тоже мирно сосуществуют представители более 20 национальностей. Только в нашей школе обучаются дети – представители 4 наций!


4.Хозяйство страны.

Работать будем по группам или парам.

1 пара будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал,

2 пара – об агроклиматических ресурсах,

3 пара – о животном мире страны и его влиянии на экономику,

4пара - о промышленности, транспорте.

5пара - о сельском хозяйстве.


(Даётся время на подготовку – 3 минуты, выступления – по 1 минуте)


Перед выступлениями……..

Как мы вместе убедились, несмотря на то, что страна занимает лишь 4% всего Африканского континента, она самая развитая из всех африканских стран.

Обратите внимание на стенд (показать), на котором представлены самые последние данные в графическом виде по добыче полезных ископаемых на планете. Я попрошу (Ф. И.) подойти, изучить и сделать выводы. Причём, горнодобывающие оборудование и технологии ЮАР на сегодня одни из лучших в мире. В это внёс свой вклад наш воронежский инженер Деркачёв. Его разработка по добыче золота, к сожалению, не была востребована у нас, в России, а зарубежные золотодобытчики предложили ему выгодные контракты. Теперь Деркачёв работает в ЮАР, благодаря его изобретению до 96 % золота извлекается из руды – это фантастическая цифра! Об этом вы тоже можете подробнее узнать из материалов на стенде.

Климатические условия Южно-Африканской республики - это рай на земле, и здесь нет никакого преувеличения. Весной всеми красками просыпается природа и происходит ее новое рождение, а вместе с ней и всех людей этой удивительной страны. Это также одна из причин, по которой ЮАР называют "страной радуги", причём они очень бережно относятся к природе. Что вы можете сказать по этому поводу?

Такое бережное отношение к природе должно быть у каждого народа.

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ


1)ЮАР имеет границы с государствами Африки

А) 4;

Б) 5;

В)6;

Г)7.


2) Площадь территории ЮАР – млн.км2.


А) 2 246 538;

Б) 1, 223 324;

В) 3,661 144

Г) 4,881 223


3)По численности населения ЮАР занимает ….. место в мире

А)11;

Б) 26;

В) 93;

Г) 113


4 )Плотность населения ЮАР ….. человек на 1 км2

А)14

Б)41

В)34

Г)164


5) Денежная единица ЮАР

А) рупи

Б) квача

В) динар

Г)ренд


6.) Какое утверждение о ЮАР является ложным:

А) самая национально разнообразная страна;

Б) обладает самыми богатыми минеральными ресурсами в Африке;

В)самая экономически развитая стран;

Г) никогда не была колонией европейских стран


7) По форме правления ЮАР является:

А) парламентской республикой

Б) абсолютной монархией

В)конституционной монархией

Ответы: 1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-в, 6-г, 7-а












ЕГЭ задание


Задание 11

Наиболее крупной по численности населения страной Африки является:

ЮАР

Нигерия

Египет

Алжир

Правильный ответ: 2

Пояснения. Нигерия относится к крупнейшим по численности населения странам мира.( 132 млн.чел.)


Задание 11

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Географические особенности ЮАР

 

ЮАР — одна из стран Африки. Расположена на юге региона. Омывается водами _______(А) океана(-ов). ЮАР относится к странам переселенческого типа и является одной из самых развитых в своем регионе. По форме правления и административно-территориальному устройству ЮАР является _______(Б). Страна обладает огромными запасами разных видов природных ресурсов. Как и в большинстве стран Африки, в ЮАР преобладает темнокожее население (здесь оно составляет более 80 %). В структуре населения ЮАР преобладает _______(В) население.

 

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетание) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 

Список слов (словосочетаний):

1) сельское;

2) городское;

3) один;

4) два;

5) три;

6) федеративная монархия;

7) унитарная монархия;

8) федеративная республика;

9) унитарная республика.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: Ответ: 482.



А

Б

В

t1641833888aa.gif

t1641833888aa.gif

t1641833888aa.gif



Пояснение:


А — 4 — двух океанов;

Б — 8 — федеративной республикой;

В — 2 — городское.

 

Релаксация: Радио FM


4. Заключительный этап урока.

Вернёмся к нашему плану. Сегодня мы должны были ознакомиться с ЮАР. А именно:

во-первых, рассмотрели ЭГП страны и выяснили, удобное оно или неудобное. (Ещё раз вывод делают обучающиеся).

Во-вторых, составили «визитную карточку» страны, заполнили таблицу, которую вы оставите себе, будете продолжать на следующих уроках.

В-третьих, узнали об особенностях населения страны.

В-четвёртых, рассмотрели основные отрасли хозяйства.

Итак, ЮАР – одна из развитых стран мира, смогла добиться этого, возможно, следуя африканской пословице «Земля – мать богатства, труд – его отец». (показать слайд)

- Как вы понимаете эту пословицу? (выступления обучающихся)

Давайте запишем в своих тетрадях эту пословицу.


Выставление оценок, запись домашнего задания: п.47

Оценка урока детьми:


В конце нашей встречи мне бы хотелось, чтобы вы взяли карточки с клоунами. Нарисуйте, пожалуйста, клоунам такой рот, который соответствует вашему настроению после урока. Сдайте клоунов учителю.

( Резерв – творческое задание:

- Напоследок я раздам вам таинственную карту. Попробуйте догадаться, где происходит действие, обратив внимание на названия объектов. Карта эта из романа «Копи царя Соломона»)



Спасибо. До новых встреч!

ФОТО на память



Резерв. Закрепление.  Продолжить предложение:

- ЮАР расположена.... (юге Африки)

-Столица.. (Претория)

-Омывается водами... (Атлантич. и Индийского)

-На территории ЮАР протекают реки.... (Лимпопо)

- Недра богаты полезными ископаемыми.... (золото, платина, алмазы, хромиты, марганцевые руды, сурьмы. Добывают уран, железную руду, медь)

-На юго- востоке возвышаюся горы... (Драконовые)

- Климат в ЮАР... (тропич. и субтропич.)

- Большую часть страны занимает природная зона...

- Самый большой город ...






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.