12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна157269
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Тема крока: «Африканский серпантин»

Урок закрепления и обобщения знаний для 7 классов по теме: «Африка».

Цели урока:

- закрепление знаний о материке Африка, обобщить изученный материал;

- вызвать желание расширять свой кругозор.

Задачи:

- способствовать расширению и углублению знаний о материке Африка;

- развитие умения логически мыслить, решать задачи познавательного, творческого содержания; умения обосновывать свой ответ;

 - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру, уважение к другим народам.

Оборудование:

- физическая карта полушарий и политическая карта мира, контурные карты;

- выставка научно-художественной литературы об Африке; ​​​​​​​

- компьютер, проектор, презентация.


Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

На доске эпиграф к уроку

Сердце Африки пенья полно и пыльная,

И я знаю, что если мы видим порой

Сны, которым найти мы не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

Б. Гиляцкий


Актуализация темы (мотивация урока)

Звучит отравок из песни «Песенка Красной Шапочки».

Как вы догадались, сегодня мы говорим об Африке. Нам предстоит обобщить знания, а также проверить их на прочность, выполняя различные задания. На предыдущих уроках мы побывали в самых разных и интересных уголках Африки.

«Африканский серпантин» Вопросы для закрепления темы.

Что нового мы узнали о материке?

1. Откуда пошло название материка Африка?

Как полагают учёные, слово «Африка» происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.

(слайд «площадь материка»)

Устный индивидуальный опрос и самостоятельная работа на к/к.

Географическое положение. (устный опрос учащихся)

(слайд «крайние точки материка»)

1. Особенности физико-географического положения оказывают огромное влияние на развитие природы. Назовите эти особенности Африки?

Материк Африка почти посередине пересекается экватором, крайние точки на севере и на юге примерно одинаково удалены от экватора, большая часть Африки расположена между северным и южным тропиком.

К югу материк сужается – большая часть материка находится к северу от экватора.

От Европы Африку отделяют неглубокий и неширокий Гибралтарский пролив и Средиземное море.

На северо-востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет Африку с Евразией.

2. Средняя высота Африки 650 м над уровнем моря, но есть точки, абсолютная высота которых достигает 4,5 тысяч метров и более. Назовите четыре наиболее высокие точки Африки, названия которых начинается на букву К.

(Килиманджаро, Кения, Камерун, Карисимби).

3. Самый крупный полуостров Африки? (Сомали).

4. Самая большая пустыня в мире, занимающая весь север Африки? (Сахара).

5. Самый крупный остров у восточных берегов Африки? (Мадагаскар).

6. Назовите путешественника, первым обогнувшего южную часть Африки? (Васко да Гама).

7. Назовите английского исследователя 19 века? (Давид Ливингстон).

Задание №1:

Расположите на к/к географические объекты, характеризующие Г.П. материка: м. Игольный, Атлантический океан, Средиземное море, Гвинейский залив, о. Мадагаскар)

Задание №2 (слайд)

Рельеф – устный опрос учащихсяся

Задание №3 (слайд)

Климат – устный опрос учащихсяся

1. Самое жаркое место в мире.

Триполи – 58.4о С в тени.

Задание №4 (слайд)

Изучили внутренние воды. Что мы знаем о них?

1. Древние египтяне поклонялись реке Нил как божеству. «Чудо» Нила заключалось в том, что жарким летом полноводная река пересекает горячие пески пустыни. Объясните причину «чуда» Нила.

Нил полноводен летом за счёт вод крупнейшего притока Голубого Нила, стекающего с Эфиопского нагорья.

2. Самое длинное пресноводное озеро мира? (Танганьика).

3. Мелководное озеро, меняющее своё очертание в зависимости от сезона года? (Чад).

4. Самое большое по площади озеро Африки? (Виктория).

5. Река, впадающая в Гвинейский залив? (Нигер).

6. Пролив, отделяющий Африку от крупного материкового острова?

(Мозамбикский).

7. Море, омывающее северо-западные берега Африки? (Красное).

8. Самый крупный залив на западе Африки? (Гвинейский).

9. Канал, отделяющий Африку от Евразии? (Суэцкий).

Задание №5. (слайд):

1.Из предложенного списка животных, выберите те, которые обитают в Африке: кенгуру, жираф, белый медведь;

2. Из предложенного списка растений, выберите те, которые растут в Африке: баобаб, сакура, акация;

3. Из предложенного списка птиц, выберите те, которые живут в Африке: страус, куропатка, пингвин.

4. Африканская длинноухая лиса? (Фенёк).

5. Животные, поедающие больных и мёртвых животных, называются санитарами, т.к. они препятствую распространению болезней. Назовите санитара пустыни? (Гиена).

6. Тропическое дерево, плод которого величиной с огурец или небольшую дыню? (Манго).

7. Крупное африканское животное, у которого острое обоняние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность, быстро бегает? (Носорог).

8. Редкое животное, открытое только в начале 20 века, обитает в тропических лесах бассейна реки Конго, родственник жирафа? (Окапи).

9. Самые опасные насекомые лесов Африки. Их укус похож на укол раскалённой иглы. Ужаленное место немилосердно жжёт несколько часов? (Красные термиты).

10. Велико многообразие птиц на самом жарком материке мира. Самая маленькая птица – нектарница. Назовите самую крупную нелетающую птицу Африки, высота которой достигает 2,8 м, вес – 90 кг, живущую в пустынях и саваннах? (Страус).

11. Дикое животное, живущее только в Африке, в сухих зарослях около воды. На его массивной голове с клыками выступают бородавки, которые особенно видны под глазами. Что это за животное? (Бородавочник).

12. В пустыне Намиб есть уникальное и удивительное растение, его возраст может достигать 150 лет. От его вершины отходят два плотных кожистых листа, достигающих в длину 3 м. Листья растут, непрерывно отмирая на концах. Что это за растение? (Вельвичия).

13. Это насекомое приносит большой вред населению. Оно является переносчиком возбудителя болезни, который вызывает заболевание и гибель лошадей, у людей – опасную для жизни сонную болезнь? (Муха Цеце).

14. Африканская дикая лошадь? (Зебра).

15. Сладкий картофель? (Батат).

16. Дерево экваториальных лесов, образующее нижний ярус? (Фикус).

17. Крупный африканский хищник? (Леопард).

18. Природная зона, занимающая 40 % площади Африки? (Саванна).

19. Древовидное растение, имеющее мясистые стебли и ветки, лишённое листьев и покрытое колючками? (Молочай).

20. Африканский хищник? (Гепард).

21. Какое животное называют «кораблём» пустыни? (Верблюд).

22. Самое высокое животное, достигающее 6 м? (Жираф).

23. Какому животному поклонялись древние египтяне? (Нильскому крокодилу).

Что вы знаете о странах и народах Африки?

Задание №6 (слайд «карта», « население», «религия»)

По данному описанию определите народ:

1. Народность экваториальных лесов. У мужчин средний рост составляет 1,37м, а у женщин- 1,35м. Рост детей практически не отличается от роста обычных детей, но в подростковом возрасте они не растут, потому что в их организме вырабатывается очень мало гормона, называемого «инсулиноподобным фактором роста»? (Пигмеи).

2. Страна, имеющая выход к морям 2-х океанов, соединенных судоходным каналом, а на ее северном побережье находится дельта самой длинной реки в мире? (Египет).

3.. Народность севера Африки? (Берберы).

4. Наименее заселённые области Африки? (Намиб, Калахари).

5. Самые высокие люди Африки? (Нилоты).

6. Народы, населяющие пустыни и полупустыни Южной Африки?

(Готтентоты и Бушмены).

7. Одно из наиболее древних и высокоорганизованных государств Северной Африки? (Египет).

8. Разговорный язык Центральной, Южной и частично Восточной Африки? (Банту).

9. Город на берегу Нила, где построена ГЭС? (Асуан).

10. Крупнейшее государство Африки, расположенное на южной оконечности материка со столицей Претория? (ЮАР).

Подведение итогов.

Ребята, все жители Африки довольны вашими знаниями и прислали вам посылку (учитель достает из посылки бананы и угощает ребят).

Д/з. Творческое по желанию.

1.Составить кроссворд по теме «Африка» из 10 вопросов.

2. Разработать буклет.

3. Рекламный проспект.

На уроке была сделана выставка

художественной и научно-популярной литературы об Африке:

1. Ю. Дмитриев. Человек и животные. М., «Детская литература», 1973.

2. Н. Сладков. Зелёная саванна. М., «Детская литература», 1976.

3. Географический атлас. Мир и человек. М., 1987.

4. Детская энциклопедия. География. Я познаю мир. М., 2002.

5. Большой атлас мира «Глобус». Африка и Австралия. М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.

6. Иллюстрированный атлас мира, ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2007.

7. Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизация. Том 13. М., ИЦ «Аванта» 1999.

8. Энциклопедия для детей. География. Том 3. М., ИЦ «Аванта» 2003.

9. В.Песков. Странствия. Сорок дней в Африке. М., «Мысль» 1991.


Список литературы, используемой учителем

для составления конспекта урока «Африканский серпантин»

1. В.А. Коринская, И.В. Душина. География материков и океанов. 7 класс. М., Дрофа 2010.

2. Н.М. Клюшникова. Внеклассная работа по географии. 7 класс. В., ИТД «Корифей» 2005.

3. И.В. Митрофанова. Тематические игры по географии. М., ТЦ «Сфера» 2001.

4. Н.В. Яковлева. Уроки учительского мастерства. География. 6-11 классы. В., Издательство «Учитель» 2008.

5. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. В., ТЦ «Учитель» 2001.

6. Т.П. Воронина. Сто головоломок, игр, занимательных задач, викторин. М., «Аквариум» 2001 г.



Африка
PPT / 2.21 Мб








Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (2)

Ильина Оксана Геннадьевна, 23.12.19 в 19:35 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный материал,Галина Валентиновна!
Ковалева Галина Валентиновна, 23.12.19 в 20:53 1Ответить Пожаловаться
Оксана Геннадьевна, большое спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.