Урок литературного чтения в 4 классе на тему «А.И. Куприн "Барбос и Жулька"»

1
0
Материал опубликован 23 November 2020


Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»,

Ельниковского муниципального района Республики Мордовия



А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Предмет: урок литературного чтения

Класс: 4 «А» класс

Технология урока: технология проблемного диалога

ОС «Школа России»



Урок проведен в рамках республиканского семинара -

«Читательская грамотность как основа стратегии формирования УУД:

способы смыслового чтения и работы с текстом».



Учитель: Журавлева Нина Ивановна





Тема урока: А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Цели урока: проанализировать поступки героев рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька», закреплять умение работать с текстом, продолжить формирование навыков выразительного чтения.

Тип урока: Обобщения и систематизации новых знаний.
Планируемые результаты

Предметные УУД: познакомить учащихся с дополнительными биографическими данными А.И. Куприна, проанализировать его рассказом «Барбос и Жулька».

Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
Метапредметные УУД:

Познавательные: развивать умение осознанно читать произведение; строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения смысл рассказа; воспитывать добрые моральные качества.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в обсуждении;

Регулятивные: умение ставить перед собой цель и учебную задачу; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник.




Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.










2. Актуализация знаний.







3. Постановка цели и задач урока.





4.

Проверка домашнего задания

- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Ребята, а чему мы учимся на уроках литературного чтения?

Знакомый.

Сегодня вышел я из дома .

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем

Мы – неразлучные друзья.

Визжим и прыгаем, и скачем

И он , и я , и он, и я !

(В. Берестов.)

Отработка навыков разных видов чтения.

- Прочитайте стихотворение птичьим базаром.

- Прочитаем шепотом.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте выразительно.

Главная мысль – как хорошо иметь друзей.

- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? Конечно же, герои нашего урока – собаки. С древних времен собака живет рядом с человеком, он наш друг и помощник, верный и преданный. В мире существуют различные виды собак и огромное число пород.

- О собаках, их преданности человеку, красоте и уме написаны сотни рассказов, стихов, песен. Возьмите в библиотеке, почитаете их, они очень интересные и познавательные.

-А теперь, ребята, послушайте отрывок и постарайтесь догадаться, из какого он произведения, и кто его автор.

Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой.

Сообщение о писателе.

- А теперь ответьте на вопросы.

Что узнали о семье Куприна?

Что узнали про характер писателя?

О ком или о чём были его произведения?


1 ученик. Фамилия Куприн происходит от названия речонки в тамбовской области – Купры.

Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 года. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище.

2 ученик. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером.

3 ученик. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.


-Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения.







- О собаках

Слайд-шоу о собаках

Рассказы детей.








«Барбос и Жулька» Александр Иванович Куприн


Анализ произведения Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька»




Биография писателя.

Рассказывают ученики

5.Первичная проверка понимания

Стадия осмысления










- И сейчас, ребята, для вас такое задание:

Поработайте с пословицей.

Поработайте в паре.

-Объясните её смысл. О чём она?

- Почему именно эту пословицу я подобрала к уроку?

Друг в беде - друг вдвойне.

- Ребята, а каким должен быть друг

- А хотите узнать, Являются ли друзьями герои этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

- Вот сегодня, поработав над текстом рассказа, мы с вами это и выясним.

И так вы уже познакомились с произведением Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька»

- Как вы думаете, каков жанр этого произведения?- Понравился ли вам рассказ «Барбос и Жулька»?

- Какие чувства он вызвал у вас?- Что вас поразило, удивило?

Проблемный вопрос

А какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Что он хотел донести до нас?

- Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом. И выясним это.


Работа в парах.

Проверка на слайде

О дружбе.

Может быть, рассказ о дружбе?

Объясняют смысл пословицы.

С кем хорошо общаешься, кто добротой, отзывчивостью, пониманием, умением прощать ошибки друга, поможет в трудную минуту.

- Рассказ-жалость, печаль.

Ответы детей. -Маленькая Жулька бросилась на бешеную собаку, а всегда смелый Барбос сидел и жалобно повизгивал.

-Жулька бросилась на защиту жителей своего двора и своего друга.


6.Первичное закрепление

Словарная работа

-Ребята, когда вы читали рассказ, вам встречались слова, значение которых было не совсем понятно?

А как же потом выяснили их значение, откуда можно узнать толкование незнакомых слов?

-Я думаю, что теперь вы знаете, как толкуются слова из рассказа и прошу объяснить их значение. Для этого поработайте в группах и соотнесите слова с их значением.

ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победоносный

РЕПЯХАМИ – репейник, репей ИСКОНИ – издавна, с давних времён



Работают на листах, советуются в парах, соединяя слово с его значением. Затем озвучивание непонятных слов

Слайд


Физкультминутка


7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.




























Творческая деятельность

Работа над композицией произведения

- Любое произведение состоит из определенных частей.

Составление плана.

1. Описание Барбоса. 2. Описание Жульки. 3. Дружба собак.

4. Появление бешеной собаки. 5. Подвиг Жульки. 6. Болезнь Жульки. 7. Прощание собак.

8. Смерть Жульки.

- Что же у нас получилось на доске? - Где его можно использовать?

- Кто является главными героями рассказа?

- Прочитайте, как выглядел Барбос.

- С чем сравнивается его шерсть? - А его уши?- Найдите описание Жульки. Прочитайте.

- Кому автор уделяет большее внимание при описании? Как вы думаете, почему? Каким перед нами предстал Барбос, а какая Жулька?

- Эти собаки отличаются только внешностью?

- Найдите описание их характера. Прочитайте.

Вывод: внешность и характер собак различны!

- Что же связывало таких разных собак? - К какому выводу он нас подталкивает писатель?

-Конечно, вы правы, ребята. Дружишь с тем, с кем тебе интересно. И неважно, какой внешности твой друг, какой национальности, характера.

Составим кластер «Характер собак»

- Кто ворвался во двор? - Знаете, что значит - бешеная?

-Бешенство – это очень опасное заболевание. Если больное животное укусит человека, то человек тоже может заболеть. Поэтому, если кусает животное, нужно обязательно сказать взрослым и обратиться в больницу, чтобы сделали прививку.

-Как вели себя обитатели двора? - Найдите этот эпизод, зачитайте его.

- Какой самый напряженный момент в рассказе? Найдите его, зачитайте.

- Какой мы видим Жульку в этот момент, какой она оказалась?

-Могли мы ожидать, что такая маленькая неприметная, скромная, может совершить такой смелый поступок. Ради кого она это сделала?

Что же произошло с Жулькой после этого? - Можете объяснить, почему это произошло?

-Как ведёт себя Барбос?

- Чем же заканчивается рассказ? - Прочитаем последний абзац. - Что же произошло?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите эпизод, раскрывающий её, прочитайте выразительно.


-А как бы хотели вы закончить этот рассказ?


Работают в группе. Пункты плана расставить в правильной последовательности

Работа с доской и текстом, беседа


План.

При подготовке пересказа.


Работа с учебником, чтение отрывка.

Автор настраивает нас на необычность Барбоса и заурядность Жульки.

Барбос какой-то особенный, Жулька скромная, неприметная,

Нет, и характером тоже.

ДРУЖБА

Друзей выбирают не по внешности и характеру

Бешеная собака.

Работа с учебником, чтение отрывка

Маленькая Жулька совершила необычный поступок. Все побоялись бешеную собаку, а она - нет.

Она очень сильно переживала за других, пожертвовала жизнью ради друзей.

Рассказы детей.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)




Доп. информация

- Вернемся к главному вопросу, на который хотели ответить в начале урока.

- Какую же мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Чему учит нас этот рассказ?

- А вы знаете, ребята, что во время Великой Отечественной войны собаки, как и люди, тоже совершали подвиги. Они подрывали танки, вывозили с поля боя раненых, доставляли боеприпасы и важные донесения на передовую, искали мины, атаковали врага и служили часовыми. 

И в мирное время собака делает много полезного для человека. Специально обученные собаки помогают разыскивать людей в горах, спасать на воде, несут службу в полиции, а другие становятся поводырями людей, которые потеряли зрение, они не дадут вам заблудиться в лесу, есть ездовые и пастушьи собаки и даже которые летали в космос.

В разных городах России есть памятники собакам. Например, Белке и Стрелке, которые летали в космос, Белому Биму Чёрное ухо, который верно преданно ждал своего хозяина, памятник служебным и фронтовым собакам и другие. Если заинтересуетесь, можете найти информацию об этом в энциклопедиях, книгах, других источниках. Читайте, будьте любознательными, это поможет вам в учёбе и пригодится в жизни.

Многие люди держат дома собак.

- А у кого из вас, ребята, есть собаки? Какие они?


- Жулька показывает пример самого хорошего друга.

-Жулька жертвует собой, защищая испугавшегося Барбоса.

- Ради друга можно совершить подвиг, пожертвовать жизнью.

- Внешность бывает обманчива, надо оценивать по поступкам


Сопровождение на слайде.

9.Оценивание

-Итак, ребята, наш урок завершается. И я хочу спросить у вас, что же дал вам этот урок, чему вы научились, что узнали?

- Продолжите предложение «Сегодня на уроке я……»

Составим синквейн «Дружба».

Сопровождение на слайде.

Ответы детей.

10.Домашнее задание

Спасибо за урок, за активную работу! Мне приятно было с вами работать!

Домашнее задание: составить рассказ на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.